Что значит владеть душами

Что значит владеть душами

Может ли мужчина быть счастлив владея телом женщины и не владея ее душой. женщина мужчина душа тело

Вы ведь тоже можете любить без души, на часик примерно, в этом вы хороши, а душа, она только в начале отношений рождается, а потом когда чувства начинают исчезать, внезапно испаряется, влюбляешся в кого то другого и так пошло, поехало, снова и снова.

А если на часик а все мысли о другом? И уже не один год.

Мужчины не Дьяволы, им душа не нужна. Вполне хватает молодого упругого женского тела. При потере у неё молодости просто старое женское тело меняется на новое и это хорошо что есть такая возможность.

Счастье — это не тело, и даже не душа, владеть можно мечом, обладать умом, а женщину надо любить. Вы что, не читали ответ мой. В следующий раз я даже хамить не буду, не умею, да и не поможет Вам это.

У Вас странное представление о счастье мужчины.. И уж тем более странная интерпретация взаимоотношений между мужчиной и женщиной.. Вам, вероятно нужно — ВЛАДЕТЬ всем. и телом и душой мужа?

Марина Вы мистик какой то ! Душой владеть не может кроме хозяина оной ни кто ? Даже погубить душу без воли хозяина ни кто не может. А Вы владеть, да еще женской.

ч про одностороннюю любовь..и на своем примере..он любит меня а я его нет..правда все разрешилось уже бросила все и начала жизнь с чистого листа..пока свободой наслаждаюсь..а хочу любить и быть любимой.

В вашем понимании любовь это что? Если это понимание извращенной природы Божественного промысла это Вы счастливы не будите, просто это самообман,иллюзии романчиков и слезливых сериальчиков европейских извращенцев построивших своё общество на лжи переведшей к извращениям в котором погрязло евро общество

Источник

Что значит владеть душами

Физическое тело, является считывающим инструментом знаний и опыта для Души в конкретном Мире, для повышения её уровня развития, в чем и состоит ГЛАВНОЕ предназначение человека на Земле и является для Души «имуществом», которое остается для Земли, превращаясь в прах, как и три тонких управляющих тела распадаются, передавая знания из оперативной памяти ментального тела в подсознание энергоинформационной Сущности = Души и человек видит это как киноленту своей жизни. Вот такая философия. А владеет человеком БОГ- из русской буквицы-Б-множество божественных образов Природы, О-неведомое, то, что мы пытаемся познать и Г-выразить словом мудрость. Бог многообразен, а познавая Бога, мы приобретаем знания о Природе. Апостол Павел сказал:-«Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:3). И как не покажется странным, БОГ-это все сущее в Мироздании, созданное Всевышним Творцом и мы называем это ПРИРОДОЙ.

ммм да ужж, однако не так, но ак то традиционно по гринписовски у вас уж

Вот только гринпис не в теме. Не ведают они Природы, как и Творца живущего на Земле-человека.

словом «душа» переводится еврейское слово не́феш и греческое слово психе́. Из того, как эти слова употребляются в Библии, видно, что под душой подразумевается человек или животное, а также жизнь человека или животного. Однако многие считают, что душа — это нематериальная, духовная часть человека, которая продолжает жить после смерти физического тела. Некоторые понимают под душой жизненное начало. Но Библия не поддерживает такие взгляды.

Человек не есть его тело, чувства и даже мысли.
Мы настоящие это именно дух (иногда разделяют понятия душа и дух, иногда обобщают словом «душа»).
А «наше имущество» это как раз таки тело, мысли, чувства и все остальное что имеем в жизни из материального. Людьми со слабым духом могут овладеть мысли или чувства, это как водитель не справляющийся с управлением автомобиля в сложной дорожной ситуации.

Источник

У каждого из нас 4 типа родственных душ, и вот как их распознать

«Родственные души – самые важные люди, которых мы встречаем на жизненном пути. Ведь именно они разрушают все стены и заставляют пробудиться. Но жить с ними всегда? О, нет. Это – слишком больно. Родственная душа входит в жизнь для того, чтобы открыть для тебя другую часть тебя самого, и… уйти», –
Элизабет Гилберт.

Мы встречаем родственную душу (или духовного партнёра) в тот момент, когда меньше всего ожидаем. Это те люди, которые, по сути, являются нашим отражением: они указывают на ошибки и помогают не сбиться с Пути.

Проблема состоит в том, чтобы распознать свою родственную душу в череде лиц и голосов. Если справитесь с этой задачей, да ещё и установите с таким человеком глубокую эмоциональную связь – перед вами откроются невиданные прежде возможности.

Итак, для начала определимся с тем, что существует 4 типа родственных душ. Какой из них встретится вам – предугадать невозможно. Но, ознакомившись с основными характеристиками каждого, вы уж точно не пройдёте мимо:

1. Души-целители

Как правило, это друзья, которые должны помочь вам усвоить определённые жизненные уроки. Также они помогают залечить раны, полученные в прошлом.

Самое интересное, что души-целители появляются именно в тот момент, когда вы без их помощи просто пропадёте. Как будто кто-то посылает их с небес, словно добрых ангелов.

Они исцеляют нас и учат идти дальше. Но в один день вы с удивлением замечаете, что ваша дружба непонятным образом сходит на нет. Не злитесь и не ищите виновных: просто родственная душа-целитель выполнила своё задание, а значит может уходить. Не исключено, что к тому, кто нуждается в помощи.

Как же узнать такого человека?

Самый первый признак – это невероятная скорость, с которой развиваются ваши отношения. Вы становитесь родными и близкими буквально за несколько часов. Что примечательно – именно в тот день, когда утрачиваете веру что-либо исправить в своей жизни.

Как сохранить отношения?

Не забывайте: эта дружба долго не продлится, как бы вы ни желали обратного. Наслаждайтесь вашими отношениями, работайте над ними, цените друг друга. Но не стройте «замков на песке»: в один день всё закончится. Но только тогда, когда вы усвоите урок и обретёте силу, чтобы идти дальше – уже в одиночку.

Также будьте готовы к тому, что отношения не всегда будут гладкими. Будут периоды понимания и близости, но будут и ссоры, и недомолвки. Не переживайте: это нормально. У друзей всегда так. Главное – чтобы время, проведённое вместе, оказалось для вас плодотворным.

2. Родственные души из прошлой жизни

Возможно, вы любили или были очень близкими с этими людьми в прошлой жизни. Или были закадычными друзьями. Ясно одно: обоим настолько хорошо вместе, что чувствуете, будто знакомы лет 200. Вам даже может показаться, что навсегда останетесь друзьями, сколько бы километров или лет не разделяли. И вы не ошибаетесь: дружба с этим типом родственной души, скорее всего, продлится всю жизнь. От таких людей не уходят, таких – не бросают.

Ваши отношения будут лёгкими и безоблачными, но одновременно – будут мотивировать вас развиваться. Они научат верить в себя и доверять другим людям. Вы будете болтать обо всём на свете, поднимать любые «неудобные» вопросы. Никаких условностей или запретов! Ведь вас будут принимать такими, какие являетесь на самом деле. Долой маски и притворство!

Такие друзья помогают расти и развиваться. Вы и оглянуться не успеете, как станете тем, кем должны были стать. Они будут всегда рядом и помогут пройти сквозь бури и испытания смело и достойно.

Возможно, у вас появится соблазн перевести эту дружбу в романтические отношения, но – даже не старайтесь. У родственных душ из прошлой жизни совершенно другая миссия. Дело даже не в желании сохранить дружбу, а даже в банальном отсутствии физического влечения.

Как узнать такого человека?

Вы встречаете родную душу из прошлого исключительно в тот момент, когда наконец будете собой и перестанете притворяться кем-то другим. Они появляются тогда, когда вы честны перед собой, как никогда. Они всегда будут на вашей стороне, чтобы не случилось. О чём бы вы ни мечтали и что бы ни задумали – родная душа поддержит и поможет.

Такая дружба продлится всю жизнь, так что у вас впереди – ещё десятки лет чудесного союза.

Как сохранить отношения?

Поддерживать связь – всегда. Даже если вы разделены городами или океанами. Не жалейте времени на то, чтобы лишний раз позвонить им или написать. Для родственной души из прошлого очень важно знать, что вы помните и цените её.

Таких людей не нужно звать – они сами прийдут на помощь, когда вы будете в ней нуждаться. Они развеют любые тучи – лишь бы на вашем лице была улыбка, а глаза светились от радости.

Пока они рядом – мы никогда не забудем о своём истинном предназначении. Их цель – помочь стать лучшей копией себя.

3. Кармические родственные души

Эти люди также связаны с нами ещё с прошлой жизни. И эта связь – невероятна по своей силе. Нередко она доставляет боль, ведь заставляет унять своё Эго. Но эту боль можно и нужно пережить – в этом и заключается вся суть. Как? Работать над отношениями и учиться преодолевать страдания.

Как узнать такого человека?

Связь с кармическими родственными душами напоминает связь между близнецами. Вы буквально чувствуете радости и печали друг друга.

Нередко такие люди являются реинкарнациями из прошлого, которые родились вновь, чтобы с помощью кармы разорвать тот замкнутый круг негатива, в котором вы оказались.

Как сохранить отношения?

Цените и берегите ту энергию, которую получаете благодаря родственной душе. А для этого придётся немного усмирить своё Эго. Фокусируйтесь на положительных моментах вашей дружбы – это поможет изменить свою жизнь без боли и страданий.

Ваша любовь к партнёру должна быть безусловной, хотя Эго всеми силами будет препятствовать этому. Ваша открытость и доброта помогут родственной душе чувствовать себя свободной и непринуждённой. А значит – всецело доверять вам.

4. «Половинки-близнецы»

Такие люди приходят в вашу жизнь для того, чтобы помочь преодолеть эмоциональные и духовные барьеры, препятствующие росту и развитию. Вы будете часами разговаривать, и всё равно будет мало. Сколько бы тем вы ни обсуждали – всегда найдутся новые и ещё более важные. Души-«близнецы» запросто могут продолжить любое ваше предложение. Они понимают вас лучше, чем вы сами.

Встреча с такими «половинками-близнецами» вернёт вам ощущение целостности. Дело в том, что счастье встретить свою «половинку» выпадает крайне редко. И если вы принадлежите к таким избранникам судьбы – сможете наслаждаться этой связью до конца своих дней.

Как узнать такого человека?

У вас возникнет чувство, будто знакомы со своей половинкой уже не первую жизнь. Поэтому сама мысль о том, что можете расстаться – будет казаться дикой. Подобной близости вы никогда прежде не испытывали. Ощущение, будто вы – один человек.

Как сохранить отношения?

Самое важное в таком союзе – всегда быть честными. Вам будет всегда легко и просто друг с другом, поэтому главное – просто оставаться всегда открытыми. Вам даже не нужны слова, чтобы понять друг друга. Оставайтесь всегда собой – это самый верный совет.

Все вышеперечисленные типы связей с родственными душами не исключают болезненного расставания. Такова жизнь. Но в любом случае, как бы ни закончились ваши отношения – свой след эти души в вашей жизни оставят навсегда.

Любые отношения, которые чему-то вас научили – это уже большой успех. И не обязательно, чтобы они длились вечно…

Новое видео:

Источник

Душа человека

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» [9]. Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Источник

Читайте также:  Что значит заготовка древесины
Оцените статью