Что значит вести себя эпатажно

Эпатаж что это? Эпатажный человек

Скандал близок к эпатажу. Эпатаж — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение , противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным, этическим и другим нормам.
Эпатаж ( e’pater) — ошеломлять, приводить в изумление.
[www.psychologos.ru].
***
Эпатажный человек
Такая личность постоянно нарушает общепринятые нормы поведения скандальными высказываниями, нестандартной одеждой или прической. Создается впечатление, что ради привлечения внимания эпатажный человек готов пойти на все. Это вызывает недовольство или возмущение общества.

Эпатирование отличает обязательный элемент игры, который выводит происходящее за пределы повседневности.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.

***
Материал Википедии
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Роль эпатажа в искусстве
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко:
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».
Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики».
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Коммерческое использование
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы.
Примеры эпатажа
В искусстве]
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»

Читайте также:  Трын трава что значит выражение

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».
Критика
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Источник

Значение слова «эпатаж»

ЭПАТА́Ж, -а, м. Скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. — Если он вам что-нибудь страшное изрек — вы ему не верьте! Это — для эпатажа. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Читайте также:  Снить роды что значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям».

эпата́ж

1. провоцирующее поведение, демонстративные действия, имеющее целью шокировать, поразить публику ◆ ― Если он вам что-нибудь страшное изрёк — вы ему не верьте! Это — для эпатажа. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1925 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: интервьюировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «эпатаж&raquo

Синонимы к слову «эпатаж&raquo

Предложения со словом «эпатаж&raquo

  • Из этого страха тотального поражения и рождается скандал как таковой и вообще разные формы эпатажа.

Цитаты из русской классики со словом «эпатаж»

  • — Вы как относитесь к декадентам? Запоздалый перевод с французского и эпатаж — только? А вам не кажется, что интерес к Верлену и Верхарну — одинаково силен и — это странно?

Понятия со словом «эпатаж»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «эпатаж&raquo

Из этого страха тотального поражения и рождается скандал как таковой и вообще разные формы эпатажа.

Дерзкая, любит эпатаж, но при этом довольно умная и начитанная женщина.

Теперь отсутствие драгоценностей выглядело, как лёгкий эпатаж, создающий законченный образ.

Синонимы к слову «эпатаж&raquo

Ассоциации к слову «эпатаж&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Что значит вести себя эпатажно

Своими дерзкими, эпатажными выходками люди лишь доказывают свою фрагментарность.

Свидетельство о публикации №120102107093

Тем, кому бог ни дал ни ума не особой красоты, остается только Эпатировать .Для таких это последний шанс привлечь внимание публики к своей жалкой персоне!

Эпатаж служит для сокрытия отсутствия таланта!

Несу пургу

Пурга, вьюга, метель,
Метель, вьюга, пурга,
Вьюга, пурга, метель,
Пурга, пурга, пурга,
Метель, метель, метель,
Вьюга, вьюга, вьюга.

Лига эпатажа

А можно пальцем тыкнуть в нос?
Да не вопрос! Да не вопрос!

Если пальцем тыкнуть в нос,
У мадам появиться вопрос.

Плоскостопная плоскодонка на плоскости

Плоский парень ищет одномерную девушку.
— Привет! А ты правда плоский?
— Я идеально гладкий!
— А я сплющенная!
— Пойдёт!
— И что, будем влепёшкиваться?
— Будем просто уплощаться и упрощаться!
— А ты не будешь выпячиваться?
— Никогда!
— Я тоже никогда!
— Мы нашли друг друга!
А каток все катился и катился по тротуару. Унося последние слова двух влюбленных.
И жили они долго и счастливо. Как параллельные прямые на плоскости.
После этих слов тормозной диск и тормозная колодка соприкоснулись. (Водитель нажал на тормозную педаль).
… показать весь текст …

Второй Толстой

Стасик планировал стать вторым Достоевским и вел Дневник Писателя в интернете, в которым однажды написал «хочу спать». Но пальцы его ослушались и вместо «спать» написали слово «сидеть».
Фразу «хочу сидеть» прочитали люди из органов.
На следующий день Стасику позвонили из литературного кружка.
— Стасик, мы знаем, что ты писатель. Наш кружек занимается написанием литературных автобиографий, как у Толстого «Детство. Отрочество. Юность.», приходи!
— Ну теперь, если не вторым Достоевским, то вторым Толстым точно буду! — решил Стасик и стал ходить в литературный кружок.
А потом его отравили.

Стасик — это таракан.

Женская логика

В вагоне метро:
— Молодой человек, а почему Вы со мной не знакомитесь?
— Ой, девушка, извините, я слушал аудиокнигу!
— А знаете ли Вы, молодой человек, что противоположности совпадают! Если Вы со мной не знакомитесь, значит Вы — маньяк!
— Девушка, а крайности — сходятся. Если Вы хотите со мной познакомиться, значит Вы — старая дева!
— Что? Ну Вы и подытожили! А что за аудиокнигу Вы слушаете?
— «12 стульев».
— Ааа. Молодой человек, вместо того, чтобы знакомиться с девушками, Вы в метро Ильфа и Петрова слушаете! А ведь девушки — они как стулья, может крупно повезти!
— Нет, молодые люди! В знакомствах в метро нет правильного хода, это все блуд! — сказала сидящая около бабушка.
© Юрий Тубольцев

Источник

Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.

Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.

Суть эпатажа как явления

Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.

Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.

При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.

Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.

Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.

Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:

  1. ошеломлять;
  2. ошарашивать;
  3. приводить в изумление.

А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:

  1. «отколоть ножку рюмки»;
  2. «ставить подножку»;
  3. «лишить ноги».

В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».

Сегодня эпатажность – это:

  1. любое нетрадиционное поведение, выходящее за рамки приличий и/или общепринятых норм;
  2. публичные провокации в чей-либо адрес;
  3. шокирующие поступки (выходки);
  4. необычный имидж (прически, макияж, стиль одежды);

И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.

Различные проявления эпатажности

Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.

Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.

Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.

Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.

Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:

  1. в моде;
  2. в кино;
  3. в рекламе;
  4. в публичных выступлениях.

Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.

Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.

Что значит «эпатажный человек»

Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.

Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.

Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:

  1. оригинальничанье;
  2. нарочитость;
  3. претенциозность;
  4. вычурность;
  5. скандальность;
  6. сенсационность.

Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).

Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.

Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:

  1. Дональд Трамп с его громкими и не всегда благоразумными политическими заявлениями;
  2. Владимир Жириновский с его неоднозначными речами по социально значимым вопросам;
  3. Родриго Дутерте, назвавший «сукиным сыном» самого Барака Обаму.

Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.

Вместо заключения

Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!

Источник

Оцените статью