- Праздность — это что такое? Происхождение, значение, синонимы и толкование
- Происхождение
- Значение
- Синонимы
- Польза и вред праздности
- Сознание
- Праздность
- Определение ошибки
- Близкие по значению слова
- Словесные выражения ошибки
- Формы проявления
- Механизм ошибки
- Вред
- Мотивы и альтернатива
- Приёмы преодоления ошибки и профилактика
- Безделье — не грех: как праздность приносит нам пользу
Праздность — это что такое? Происхождение, значение, синонимы и толкование
Праздность – это что такое? Есть два ответа на подобный вопрос. С одной стороны, это безделье, а с другой – приятное отдохновение от трудов праведных. Чтобы понять разницу между одним и другим, нужно углубиться в вопрос, где и постигнем суть явления праздности. Или предложим один из вариантов толкования. Синонимы и значение, разумеется, также узнаем.
Происхождение
Если посмотреть в этимологический словарь, задавая вопросом: «Праздность – это что такое?», то ответа там не найти. Потому что «праздник» там есть, а «праздности» — нет. Но мы все равно узнаем, что значит это слово.
Сказано, что «праздник» был заимствован из старославянского, где было прилагательное «праздный», то есть «свободный от работы». Кстати, именно поэтому праздники, с одной стороны, это выходные, а с другой – их устраивают тогда, когда не нужно никуда идти.
Значение
Теперь посмотрим, что говорит нам современник – толковый словарь. В нем записано следующее:
- то же, что и праздный;
- безделье, праздное времяпрепровождение.
Понимаете теперь, что мы не зря вспомнили прилагательное чуть раньше? А сложность ответа на вопрос, праздность – это что такое, в том, что безделье не имеет универсального смысла и содержания. Это предмет спора, а толкование зависит от ценностей. Например, для многих людей, которые заняты физическим трудом, чтение книг – это безделье, праздность. А для ученого или писателя, критика, журналиста чтение – это часть работы.
А еще праздность может быть частью размышления, когда нужно решить какие-нибудь задачи. Можно вспомнить то, как думает, например, доктор Хаус. В этом есть психологический смысл: порой, чтобы сознание и подсознание решили задачу, их нужно отвлечь.
Синонимы
Какие существуют слова, заменяющие «праздность»? Их достаточно много в русском языке. Вот их список синонимов праздности:
Сейчас, когда всем говорят, что они должны развиваться и каждую минуту тратить на то, чтобы стать лучше, наверное, почти преступно утверждать: праздность полезна! Об этом далее.
Польза и вред праздности
Итак, выяснили, что такое праздность, но интересно и другое: есть в ней какая-нибудь польза? О вреде праздности нам говорят беспрестанно. Есть даже такое мнение, что лучший отдых – это смена деятельности. Но если представить, что мы постоянно меняем деятельность, то наступит такой момент, когда нам захочется полежать, ничего делая. И этому желанию не стоит противиться, иначе психика в какой-то момент нарушится, произойдет нервное истощение организма.
Правда, совет нельзя воспринимать в том духе, что каждый приступ лености нам сигнализирует о нашей чрезвычайного переутомления, поэтому нам срочно требуется прилечь и поспать недели две. Нет, рекомендация хороша только для тех, кто занят хоть чем-то.
Кстати, вопрос, праздность – это что такое, предполагает и банальный ответ: мы должны сказать и о вреде ничегонеделанья.
У безработных людей, которые долго остаются без занятия, наблюдаются признаки клинической депрессии. К ним праздность поворачивается своей демонической стороной, а отдых превращается в тяжкое бремя. Лень, отсутствие ежедневных занятий не только отрицательно сказывается на физическом состоянии, но и на психологическом. Человека начинают одолевать тяжелые и мрачные мысли, безвыходность ситуации, могут появиться вредные привычки. В итоге он оказывается недовольным собой, перестает радоваться жизни, объективно воспринимать картину мира.
Выход, конечно, есть. Он в разумном сочетании периодов труда и отдыха. Всех денег не заработать, а хорошо отдохнуть (кайфануть) время от времени никому не мешает. И если вы думаете, что кайф – это какой-то нехороший термин, то вы ошибаетесь. Слово «кайф» известно еще с XIX века, и тогда оно означало «отдых».
Источник
Сознание
Путь к Совершенству личности
Праздность
Праздная жизнь — это преждевременная старость.
Определение ошибки
Праздность — заполнение времени развлечениями вместо полезной деятельности.
Близкие по значению слова
Увеселение — проведение времени в безделье, в бесполезных хождениях.
Развлечение — занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие.
Забава — развлечение, игра.
Словесные выражения ошибки
«Погуляем на славу (на «широкую ногу)!»
«Соберемся, отметим это событие».
«В этот день можно и расслабиться».
«Заняться нечем, посмотрю свой любимый сериал».
«Устроим перерыв, немного поболтаем».
«Такое увлекательное мероприятие я пропустить не могу».
«Дело сделано — можно расслабиться» и другие.
Формы проявления
- Предвкушение праздника (мысленная подготовка к увеселениям: обдумывание нарядов, ожидание развлечений, забав и др.).
- Продумывание и устраивание потех, розыгрышей для развлечения гостей.
- Поиск поводов что-либо «отметить».
- Организация и участие в увеселительных мероприятиях (гулянки, «девичники», «мальчишники», корпоративные вечеринки и т. д.), участие в тусовках, «встречах в гараже», чтобы весело провести время.
- Устраивание необоснованных «перерывов» в работе (перекуры, «легкие» разговоры, компьютерные игры, «зависания» в интернете, просмотр развлекательных сайтов и т. д.).
- Просмотр «впустую» (от нечего делать) телепередач, перелистывание журналов.
- Посещение казино, развлекательных заведений (баров, кафе, ресторанов, ночных клубов и др.) с развлекательной целью.
- Организация и участие в азартных играх (карты, игровые автоматы, наперстки и т. д.).
- Бесцельные прогулки, хождения по магазинам и гостям, лишь бы куда-нибудь сходить.
- Участие в розыгрышах, лотереях, развлекательных конкурсах, чтобы поразвлечься, «отдохнуть».
- Выполнение каких-либо посторонних дел вместо актуальной или срочной работы.
Механизм ошибки
В основе праздности лежит убежденность человека: «чтобы полноценно отдохнуть, нужно развлечься», «Жизнь становится интересней, когда время заполняешь развлечениями (жизнь трудна — без праздников не обойтись)».
Причиной праздности являются легкомыслие и расточительство. Не задумываясь о последствиях своих действий, нецелесообразно расходуя свое время, силы и денежные средства. Человек устраивает для себя и других «праздники» (собирает «мальчишники», «девичники», «гуляет» в кафе и ресторанах, ночных клубах, участвует в забавах, развлекательных конкурсах, бесцельно просиживает с друзьями в гостях и т. д.).
К праздности ведут лень и неорганизованность человека. Не желая прилагать усилия в труде, полезной деятельности, не желая планировать свои дела, выискивая повод для «отдыха», человек заполняет свое время занятиями, доставляющими ему удовольствие (смотрит «бесконечные» сериалы, «расслабляется» часами на диване, зачитывается увлекательными романами, «пребывает» в компьютерных играх и т. д.).
Невоздержанность человека и его склонность к наслаждениям также являются причинами развлечений. Не желая ограничивать себя в поступках, словах, мыслях, стремясь к удовлетворению чувственных наклонностей, человек «разбавляет» свою жизнь чем-либо приятным (просматривает развлекательные передачи и сайты, посещает соответствующие заведения, «смакует» в разговорах с людьми подробности из жизни «звезд» др.).
Не умея организовать свое время с пользой, склоняясь к развлечениям, человек становится зависимым от них, приобретая такую черту характера как праздность.
Вред
- «От праздности происходит умственная и физическая дряблость» (Д. Писарев).
- «Тратить свои молодые годы на какие бы то ни было увеселительные потехи — значит наверняка готовить из себя в будущем дрянного, тяжелого и несчастного человека» (Д. Писарев).
- Позволяя себе проводить время в безделье, в развлечениях, человек ослабляет свой организм, подвергает себя риску заболеть, нравственно деградирует, теряет способность различать вредное и полезное, утрачивает наработанные в своей жизни навыки и умения, ослабляет свой интеллект.
- Праздное времяпровождение требует много времени и денег. Потом не хватает ни того, ни другого.
- Расточая время на развлечения, занятия, доставляющие удовольствия, человек лишает себя возможности осуществить необходимые дела и спланировать дальнейшие, «создает» ситуацию «нарастающего кома» дел.
- Нежелание члена семьи участвовать в домашней работе из-за «занятости» у телевизора, компьютера, «отдыха» на диване ведет к бытовой запущенности, конфликтам (разбирательствам, скандалам) в семье, ответным отказам других членов семьи помогать первому, к распаду семьи.
- Праздный образ жизни родителей приучает детей к подобному, из-за чего дети попадают в различные зависимости (игровую, алкогольную, наркотическую), склоняются к воровству и бродяжничеству. Родители не получают поддержки со стороны детей, вынуждены впоследствии кормить повзрослевших «потребителей» и «нахлебников» или решать сложные ситуации с зависимостями детей.
- Устраивание человеком для себя постоянных перерывов на работе, отлынивание от дел (хождение по кабинетам, имитация занятости) ведет к недовольству со стороны коллег и начальства, переводу на менее оплачиваемую должность или к увольнению.
- Человек, «прожигающий» свою жизнь в веселье, формирует в своем сознании модель поведения современного человека, безучастного к событиям и делам общества, человека инфантильного, живущего «одним днем». Такой человек становится слабым перед жизненными трудностями, бесполезным для окружающих.
Мотивы и альтернатива
Мотивы (заблуждения, установки) | Альтернатива |
«Пока молодой, надо развлекаться, чтобы было что вспомнить». | Воспоминание (ностальгия) о веселых днях не накормит, не согреет, не поддержит в трудную минуту. А с навыками и способностями, приобретенными в труде и полезном общении, нигде не пропадешь. |
«После тяжелой работы надо расслабиться (развлечься), чтобы восстановить силы». | Отяжеляет работу однообразие, чрезмерность и бессмысленность. Стараться планировать дела, рационально распределять свои силы и время. Лучший отдых — смена занятий. |
«Кто умеет «хорошо проводить время», тот интересный человек». | Человек интересен, если он открыт общению с людьми, рад помочь им, готов поделиться своим опытом, умениями, знаниями. |
Приёмы преодоления ошибки и профилактика
- «Ничто так не поощряет праздность как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее». (Л.Н. Толстой)
- «Быть праздным — значит, поневоле прислушиваться всегда к тому, что говорят, видеть, что делают. Тот же, кто работает и занят, мало слышит и мало видит» (А. Чехов).
- Интерес к делу и видение его пользы вызывает желание трудиться. «Женщина, которая любит стирать, всегда найдет воду.» (швейцарская пословица). «Труд делает заботы незаметными» (латинское изречение).
- Время, проводимое впустую, тяготит. «Праздность утомляет нас быстрее, нежели труд»
(Л. Вовенарг). Часто появляется усталость от озабоченности в делах, внутреннего напряжения. Чтобы их снять, можно переключиться на нетрудоемкие полезные занятия, которые всегда есть (например: вытереть пыль, полить цветы, сложить вещи, почистить обувь, помочь кому-нибудь в его работе: подать инструмент, собрать мусор, порезать овощи на салат, помыть посуду и т.п.). При этом мысли направляются на другое, становится легче. - Чтобы силы не убавлялись, им нужно разумное применение. Если спланировать свои дела и распределить силы так, чтобы не уставать, то не захочется заполнять время развлечениями.
Другая крайность: аскетизм, уныние, мрачность, угрюмость.
Положительные качества: рассудительность, жизнерадостность, трудолюбие, ответственность.
Источник
Безделье — не грех: как праздность приносит нам пользу
Мир был бы намного лучше, если мы все могли провести год, просто глядя в окно, считает психиатр и философ Нил Бертон
Мы ленимся, когда нам нужно что-то сделать, а мы не хотим, так как это требует усилий. Мы делаем это плохо, делаем что-то менее изматывающее или менее скучное, или просто бездельничаем. Другими словами, нам лень, если мотивация избавить себя от усилий превосходит мотивацию сделать правильные, ожидаемые вещи — при условии, конечно, что мы знаем, что это.
В христианской традиции лень или безделье — это один из семи смертных грехов, который подрывает общество, противоречит замыслу Божьему и провоцирует другие грехи. Сегодня лень настолько тесно связана с бедностью и неудачами, что бедного человека часто считают ленивым, независимо от того, насколько усердно он или она работает.
Но, возможно, лень вписана в наши гены. Нашим предкам-кочевникам нужно было экономить энергию, чтобы бороться за скудные ресурсы, спасаться от хищников и сражаться с врагами. Трата сил на что-либо, кроме краткосрочной выгоды, могла поставить под угрозу само их выживание. В любом случае, в отсутствие таких удобств, как антибиотики, банки, дороги или холодильники, было бессмысленно думать о долгосрочной перспективе. Сегодня выживание не стоит на повестке дня, и именно долгосрочное видение и самоотверженность ведут к более достойным результатам. Тем не менее, сохранение энергии остается на уровне инстинктов, что отталкивает нас от абстрактных проектов с отдаленными и неопределенными результатами.
Несмотря на это, мало кто осознанно решил бы быть ленивым. Многие так называемые «ленивые» люди просто не нашли еще того, что они хотят делать, или по тем или иным причинам не могут этим заниматься. Что еще хуже, работа, которая дает им средства к существованию и отнимает время, возможно, стала настолько абстрактной и специализированной, что они больше не понимают ее цель или продукт, и, следовательно, свою роль в улучшении жизни других людей. В отличие от врача или строителя, помощник заместителя финансового контролера в крупной многонациональной корпорации может вообще не сознавать эффект или конечный продукт своего труда — так зачем беспокоиться?
Другие психологические факторы, которые могут привести к «лени», — это страх и безысходность. Некоторые люди боятся успеха, или у них слишком низкая самооценка, чтобы чувствовать себя комфортно с успехом, а лень — это способ самосаботажа. Уильям Шекспир выразил эту идею гораздо более красноречиво и лаконично в «Антонии и Клеопатре»: «Фортуна знает, что мы больше всего презираем ее, когда она награждает нас ударами». Некоторые люди боятся не успеха, а неудачи, и лень предпочтительнее неудачи, потому что находится в одном шаге от нее. «Дело не в том, что я потерпел неудачу, — говорят они себе, — я никогда не пробовал».
Некоторые люди «ленивы», потому что понимают, что их ситуация настолько безнадежна, что они не могут даже задуматься, как с нею справиться, не говоря уже о том, чтобы что-то с этим сделать. Поскольку эти люди не могут разобраться в своих обстоятельствах, можно утверждать, что они не по-настоящему ленивы — что в некоторой степени можно сказать обо всех «ленивых» людях. Само понятие лени предполагает способность выбора не быть ленивым, то есть наличие свободной воли.
В некоторых случаях «лень» прямо противоположна тому, чем кажется. Мы часто путаем лень с бездельем, но безделье, которое состоит в том, что человек ничего не делает, не должно равняться лени. В частности, мы можем предпочесть ничего не делать, потому что ценим безделье и его результаты выше всего, что бы мы ни делали. Лорд Мельбурн, любимый премьер-министр королевы Виктории, превозносил достоинства «мастерского бездействия». Джек Уэлч, будучи председателем и генеральным директором General Electric, каждый день проводил час за тем, что он называл «пялиться в окно». А немецкий химик Август Кекуле в 1865 году утверждал, что открыл кольцевую структуру молекулы бензола, увидев во сне змею, кусающую собственный хвост.
Адепты такого рода стратегического безделья используют свои «праздные» моменты, среди прочего, чтобы наблюдать за жизнью, находить вдохновение, сохранять перспективу, избегать чепухи и мелочности, сокращать неэффективность, не жить вполсилы, а также сохранять здоровье и выносливость для действительно важных задач и проблем. Праздность может быть равносильна лени, но она также может быть самым разумным способом работы. Время — очень странная вещь и совсем не линейная: иногда лучший способ использовать его — потратить впустую.
Безделие часто романтизируется, что выражается в итальянском выражении dolce far niente («сладость безделия»). Мы говорим себе, что усердно работаем из-за стремления к праздности. Но на самом деле нам трудно вынести даже короткие периоды безделья. Исследования показывают, что мы ищем себе занятия и чувствуем себя счастливее, даже когда нам навязывают какие-то дела. Попав в пробку, мы поедем в объезд, даже если альтернативный маршрут займет больше времени, чем дорога в плотном трафике.
Здесь есть противоречие. Мы предрасположены к лени и мечтаем ничего не делать, и в то же время мы всегда хотим что-то делать, отвлекаться. Как разрешить этот парадокс? Возможно, то, чего мы действительно хотим, это правильный тип работы и правильный баланс. В идеальном мире мы выполняли бы свою работу на своих собственных условиях, а не чужую работу на чужих условиях. Мы бы работали не потому, что нам это нужно, а потому, что мы хотим, не ради денег или статуса, но (рискуя прозвучать банально) ради мира, справедливости и любви.
С другой стороны, слишком легко принять безделье как должное. Общество годами готовит нас к тому, чтобы мы были полезными, но совсем не готовит и дает мало возможностей для безделья. Но стратегическое безделье — это высокое искусство, и его трудно осуществить — не в последнюю очередь потому, что мы запрограммированы на панику, выпадая из крысиных бегов. Существует очень тонкая грань между безделием и скукой. Артур Шопенгауэр утверждал, что, если бы жизнь была по своей сути значимой или полноценной, не могло бы быть такой вещи, как скука. Таким образом, скука служит доказательством бессмысленности жизни, открывая некоторые очень неудобные мысли и чувства, которые мы обычно блокируем шквалом активности или противоположными мыслями и чувствами — или отсутствием каких-либо чувств вообще.
В романе Альберта Камю «Падение» (1956) Кламенс размышляет перед незнакомцем:
Я знал человека, который отдал двадцать лет своей жизни сущей вертихвостке, пожертвовал ради нее решительно всем — друзьями, карьерой, приличиями и в один прекрасный день обнаружил, что никогда ее не любил. Ему просто было скучно, как большинству людей. Вот он и создал себе искусственную жизнь, сотканную из всяких сложных переживаний и драм. Надо, чтобы что-нибудь случилось, — вот объяснение большинства человеческих конфликтов. Надо, чтобы что-нибудь случилось необыкновенное, пусть даже рабство без любви, пусть даже война или смерть!
В эссе «Критик как художник» (1891) Оскар Уайльд писал, что «вообще ничего не делать — это самая трудная работа в мире, самая трудная и самая интеллектуальная».
Мир был бы намного лучше, если мы все могли провести год, просто глядя в окно.
Интересная статья? Подпишитесь на наш Telegram-канал и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на «Идеономике».
Источник