Что значит вербально аналитический тип восприятия

Оригинальный тест Сонди

Результат теста

Интерпретация даётся в двух формах: психоаналитической (краткие значения векторов влечений по учебнику Сонди) и индивидуально-личностной (сводные характеристики личности на основе ярко выраженных факторов по методу портретных выборов). Надо помнить, что полноценная интерпретация результатов теста Сонди во всей их взаимосвязи и в сопоставлении с результатами других методик и наблюдений – задача для опытного психолога-психоаналитика. Онлайн-тестирование даёт поверхностный результат и является скорее демонстрацией возможностей методики, чем диагностическим инструментом.

Психоаналитическая интерпретация

Вектор S: сексуальное влечение

Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться. У мужчин – инверсия цели.

Вектор P: пароксизмальное / этико-моральное влечение

Доминирование этической цензуры, отличающейся большой амбивалентностью. Этические противоречия и сомнения. В действиях и поведении мораль и этика отделены друг от друга.

Вектор Sch: «Я»-влечение (характерологические черты)

Доминирование интеллекта. Преобладание иллюзии, что что-то невозможно сделать. Ощущение своей ненормальности. Вечная отчужденность, неспособность к контактам. Эгоцентризм. Внутреннее беспокойство, возбуждение и тревога. Постоянные отказы, избегание, подавление своих желаний. Несмотря на неудачи, непрекращающиеся попытки соперничать. Ощущение своей виновности и страх наказания.

Вектор C: влечение к контакту

Навязчивая амбивалентность в привязанности. Заблокированность контактов с остатками привязанности. Несчастливая связь.

Индивидуально-личностная интерпретация

Не следует ни удивляться, ни пугаться, если в целостном портрете личности обнаруживаются кажущиеся противоречия: человек соткан из противоречий. Сбалансированная, гармоничная личность уравновешивается именно за счет этого противопоставления умеренно выраженных разнонаправленных свойств, в то время как акцентуация характера проявляется перевесом какой-либо заостренной черты.

1. Биологические предпосылки

(h+) Преобладание характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.

(s–) Слабый тип высшей нервной деятельности.

(p+) Сильный тип высшей нервной деятельности.

2. Конституциональный тип

(h+) Черты инфантилизма и отсутствие ярко выраженной мужской или женской дифференцированности, отличаются большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности. Тип реагирования – сензитивный, меланхолический.

(s–) Лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.

(p+) Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный.

3. Характерологические особенности

(h+) Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.

(s–) Нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.

(p+) Спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность.

4. Личностные свойства

(h+) Тревожность, ведущая потребность – аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни – в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это – ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды. Ведущий мотив – избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.

(s–) Высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе – ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм – отказ от самореализации.

(p+) Высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность – власть, стиль межличностного поведения – доминирующий, стиль познавательной деятельности – целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе – сверхактивность. Защитный механизм – отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации.

5. Выбор профессии

(h+) Служба быта, сфера сервиса, воспитатель детей младшего возраста. При наличии таланта – сфера прикладного искусства, артистическая деятельность, самодеятельность, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией.

(s–) Медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.

(p+) Администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик.

6. Социальная активность

(h+) Тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей.

(s–) В сфере культуры и гуманистической деятельности.

(p+) Политическая и административная активность.

7. Болезненная деформация влечения

(h+) Болезненные проявления могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.

(s–) Мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.

(p+) Экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение – алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия.

С любым эмоциональным состоянием способен справиться наш собственный мозг. Держать его в тонусе можно с помощью регулярных тренировок на онлайн-тренажерах. Используйте промокод PSYTESTS.

Источник

Вербальное восприятие

Вы будете перенаправлены на Автор24

В современной научной литературе под восприятием понимают процесс чувственного познания окружающей социально-природной среды; психическая функция интерпретации и преобразования сенсорной информации при моделировании субъективного целостного образа объекта, воздействующего на анализаторы.

Выделяют различные формы, уровни и виды восприятия.

Подходы к пониманию вербального восприятия

Важнейшим компонентом личностного развития является смысловое восприятие речи, без которого социализация, адаптация индивидуума к требованиям общества представляется невозможной. Вербальное восприятие, таким образом, становится необходимым инструментом формирования и развития личности.

Смысловая сторона речи представляет собой один из наиболее сложных компонентов речевой функции личности, поскольку требует от него высокой активности в процессе интерпретации обращенного к нему информационного сообщения. Минимальным носителем смыслов в речевом потоке является слово, однако, процесс декодирования смысловой стороны речи требует учета семантических взаимосвязей между отдельными лексемами, что требует от личности реализации совокупности когнитивных процессов и операций (анализа, синтеза, категоризации, обобщения и пр.), что переводит процесс вербального восприятия в интеллектуальную сферу.

В наиболее общем виде под вербальным восприятием в современной научной литературе понимается один из этапов сложной функциональной модели «восприятие – внутренняя речь», направленный на прием и интерпретацию речевой информации, поступающей к личности посредством обращенной к нему устной или письменной речи.

Механизмы вербального восприятия

Выделяют четыре уровня вербального восприятия:

  • узнавание – перцептивное действие, исходная стадия сенсорного процесса, на которой осуществляется осознание наличия стимула, осознание наличия смыслового звена как такового;
  • этап осознания наличия связей между смысловыми звеньями;
  • этап смыслоформулирования, обобщения результатов перцептивно-мыслительной работы, перевода его на единую единицу понимания – общий смысл сообщения.

Особенности восприятия текстов

Основными характеристиками текста как языковой единицы выступают целостность и связность изложения.

Готовые работы на аналогичную тему

Под связностью в современной психологической науке понимают грамматическую и семантическую взаимосвязь двух или более предложений, которые воспринимаются реципиентом как семантическое единство.

Критерии связности могут существенно варьироваться: это могут быть семиотические (знаковые), синтаксические, синсемантические характеристики, характеристики актуального членения, соотнесенность синтагматических единств по внешним признакам. Вычленить определенный признак из множества факторов, как правило, проблематично, интерпретация внутреннего содержания информационного сообщения основывается на восприятии и обработке совокупности признаков связности дискурса.

Целостность представляет собой уникальную характеристику надфразового синтаксического единства, благодаря которой текст воспринимается как семантическое, смысловое единство, относительно законченное в содержательном отношении.

Сущность феномена целостности текста заключается в иерархической организации стратегий речевых высказываний, которые используются реципиентом в процессе интерпретации обращенного к нему сообщения. Внешние признаки речевого и языкового характера обеспечивают возможности прогнозирования вероятностного содержания дискурса, не дожидаясь полного воспроизведения текста.

Таким образом, категории целостности и связности способствуют наиболее полной и адекватной интерпретации внутреннего смысла, заложенного в рамках дискурса, причем, высокий уровень развития вербального восприятия обеспечивает реализацию взаимосвязанных когнитивных процессов, позволяющих вычленять в тексте главное, выделять второстепенное, делая возможным максимально полное понимание скрытого смысла, содержащегося в информационном сообщении.

Источник

Стили мышления: как определить свой

Между людьми есть немало сходств и различий, каждый из нас обладает своим уникальным набором черт и особенностей, и прежде всего это касается механизмов нашего мышления. Безусловно, все мы отличаемся друг от друга, являемся личностями, индивидуумами, и во всем мире не найти человека, на сто процентов идентичного нам. Но все же в нашем мышлении можно отыскать нечто общее.

Психологи уже не один век изучают мыслительную деятельность человека, и пришли к выводу, что есть пять базовых стилей мышления. Сегодня мы познакомим вас с ними и расскажем, как определить свой. Мы уверены, что эта информация пригодится вам в повседневной и профессиональной жизни, ведь зная особенности того, как вы мыслите, вы сможете намного эффективнее решать поставленные задачи, справляться с проблемами и достигать целей.

Общая информация о стиле мышления

В психологии стиль мышления представляет собой систему, имеющую свое относительно постоянное ядро, структуру и избирательность по отношению к внешним воздействиям. Каждый человек использует стиль, сложившийся в процессе его жизни, и этот стиль он считает наиболее оптимальным для себя.

Принимая решения, человек всегда использует конкретный набор мыслительных стратегий. Они имеют свои преимущества и недостатки: оказываются полезными в разных ситуациях и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям в зависимости от того, насколько правильно человек их использует.

В жизни большинство людей применяет, как правило, не более двух наборов стратегий, практически не задумываясь о том, что существуют и другие стратегии или стили мышления, с помощью которых можно было бы стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, лучше решать проблемы, эффективнее взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Само понятие «стиль мышления» отражает одну простую истину: люди думают по-разному об одних и тех же вещах. Они применяют свои интеллектуальные приемы, операции и навыки, к которым предрасположены в силу своих личностных особенностей, сложившихся еще в детстве и развивавшихся на протяжении всей жизни до настоящего момента.

Одни люди оказываются успешнее и продуктивнее других, потому что они владеют несколькими стилями мышления. Остальные оказываются менее успешными и продуктивными, т.к. «привязаны» только к одному (максимум – к двум) стилям. Однако у любого человека есть возможность расти и «прокачивать» себя, развивая свой ум и овладевая новыми стратегиями.

Кроме того, большинство людей вообще не задумываются о том, каким стилем мышления они пользуются. А уже одно только понимание этого могло бы значительно улучшить их жизненные и профессиональные результаты. Зная о том, каковы особенности его мышления, человек может подбирать себе подходящую работу и дело жизни, разрабатывать собственные стратегии принятия решений и достижения целей, определять свои слабые места и работать над своими недостатками.

А зная о том, какие вообще существуют стили мышления, человек будет понимать, в какой ситуации лучше применять ту или иную стратегию, для решения каких задач нужно «переключаться» с одного стиля на другой. Понимая особенности разных стилей, намного проще ими овладеть и начать оперировать в реальной жизни. Именно поэтому мы хотим познакомить вас с пятью основными стилями мышления. И в качестве начала предлагаем посмотреть небольшое видео.

Характеристика стилей мышления

Прежде чем приступить к описанию стилей мышления, заметим, что их не стоит рассматривать с точки зрения «лучше-хуже». Они не являются плохими или хорошими, все они равноценны и обладают своими плюсами и минусами. Также не стоит их оценивать как показатели развития интеллекта.

Теперь приведем характеристики каждого стиля, из которых вы узнаете основные его отличия, положительные и отрицательные стороны. Индивидуальные стили мышления можно разделить на пять основных:

Синтетический стиль мышления

Синтезирование – это создание чего-либо нового и оригинального (вещи, идеи, технологии и т.п.), имеющего определенные качества. Это новое часто создается посредством комбинирования исходных элементов, зачастую обладающих противоположными и даже несовместимыми свойствами и качествами.

Люди-синтезаторы любят совмещать разные позиции, взгляды или идеи, а их любимой формой мышления является теоретизация и проведение мысленных экспериментов. Девизом таких людей можно назвать вопрос: «А что, если…?»

Синтезаторы занимаются интеграцией, поиском способов совмещения несовместимого в новых комбинациях. Отличаясь от людей с другими стилями мышления, они склонны к признанию лишь одного конкретного факта. Он состоит в том, что среди людей всегда были и будут люди с разными мнениями на разные темы.

Синтезаторы очень остро чувствуют противоречия в рассуждениях окружающих, активно интересуются конфликтами идей и парадоксами. Также они сами заинтересованы в появлении подобных ситуаций и любят их провоцировать, для чего умело пользуются сократическим диалогом и неожиданными вопросами.

Другой страстью таких людей является любовь к переменам. Они видят постоянно меняющуюся реальность, не боятся неопределенности. Неизвестность и новые пути манят их, словно магнит. По этой причине синтезаторы часто усложняют и свою жизнь. Однако их креативность – предмет их гордости, как и острота языка и умение видеть необычное и новое.

Идеалистический стиль мышления

Люди с идеалистическим стилем мышления склонны к ассоциативному мышлению и обладают широким взглядом на вещи. Они любят давать глобальные оценки, озвучивать интуитивные догадки. При этом они не стремятся детально все проанализировать, опираясь на логику и имеющиеся факты.

Люди-идеалисты интересуются человеческими мотивами, потребностями, ценностями, прекрасно формулируют цели, как свои, так и других людей. Для них важно то, куда идет человек и зачем, они пытаются понять, что есть благо для человека, а что является злом.

С синтезаторами идеалистов объединяет отсутствие склонности к концентрации на сухих фактах и точных данных. Но противоречия они разрешают по-разному. Идеалисты убеждены, что любые споры и разногласия могу быть улажены; верят, что люди всегда могут найти компромисс. Поэтому они не любят конфликты, считая их совершенно ненужными и неэффективными.

Идеалисты открыто воспринимают самые разные предложения, позиции и идеи, любят, когда их считают людьми открытыми, способными помочь, которым можно доверять. Но для удовлетворения их запросов необходимо всегда быть на высоте, т.к. они предъявляют повышенные требования к окружающим. Кстати, именно из-за своих «стандартов» идеалисты часто разочаровываются в других.

При поиске решений проблем люди-идеалисты могут проявлять непревзойденный профессионализм, причем даже тогда, когда сформулировать проблему может быть очень сложно, а основными факторами являются ценности, оценки, чувства и эмоции.

Прагматический стиль мышления

Прагматический стиль мышления очень походит на практичный научный стиль. Люди-прагматики воспринимают только то, что работает, ведь их собственный опыт является для них мерилом правильности или неправильности поступков, решений, идей и жизни вообще.

В отличие от других людей прагматики склонны искать новые способы удовлетворять свои и чужие потребности, используя для этого лишь то, что находится у них «под рукой», не прибегая к дополнительным средствам и ресурсам, и тем более к резервам. Решая проблемы, прагматики демонстрируют планомерный подход, когда за раз делается только одно дело и достигается конкретный результат. Это объединяет прагматиков с реалистами, (о последних расскажем чуть позже).

Идеалисты верят в «благородные намерения» окружающих, а прагматикам это совсем не свойственно. Они уверены, что мир нельзя понять и тем более управлять им, ведь он непредсказуем. По этой причине «сегодня» они делают так, а дальше – будет видно. Поведение людей-прагматиков также непредсказуемо, т.к. большинству людей сложно понять, как они мыслят и размышляют.

Прагматики обладают способностью чувствовать конъюнктуру, а потому могут влиять на спрос и предложение в самом широком их понимании. Они стремятся делиться своими идеями с другими людьми, расположены к совместной работе, вдохновленно работают в команде, успешно разрабатывают стратегии быстрого достижения результатов.

В целом же прагматиков можно назвать адаптивными и гибкими людьми, как с позиции мышления, так и с позиции поведения. Почти всегда их отличают прекрасные коммуникационные навыки и способность к эмпатии. Они сопереживают другим людям, но и сами испытывают потребность в понимании, любви, одобрении, принятии их мыслей и поведения.

Аналитический стиль мышления

Люди с аналитическим стилем мышления стремятся к поиску оптимальных путей. Они отличаются методичной, логической, тщательной, акцентированной на детали и осторожной манерой решения проблем. Перед принятием решения они составляют план действий, собирая максимум информации о проблеме, чем и обусловлен их достаточно частый успех во всем.

Аналитики концентрируются на теоретических данных, а фактами и реальным положением дел руководствуются уже во вторую очередь. Они не любят неразбериху, хаос, неопределенность и неизвестность. Предпочитают смотреть на мир как на то, что можно подчинить рационализму и логике, упорядочить и предсказать.

Особой ценностью для аналитиков обладают знания, поэтому уже с детства они стараются учиться и осваивать теории, при помощи которых можно объяснить явления окружающего мира и привести их к системе. Для них важно мнение авторитетов; их взгляды редко меняются; все полученные теоретические знания они стремятся всегда применять на практике.

Сталкиваясь с проблемой, аналитики начинают искать процедуры, формулы, методы и целые системы, при помощи которых проблема может быть решена. В результате этого они ставят перед собой задачу определить лучший вариант решения проблемы.

В жизни аналитики тяготеют к предсказуемости, стабильности и рациональности, концентрируются на объективной информации и «процедурах» преодоления препятствий. Любая деятельность таких людей всегда будет подчинена подробному и детализированному плану, системе, желанию найти оптимальный путь.

Очень много сил и времени аналитики тратят на поиск необходимой информации. Благодаря этому в большинстве случаев они являются компетентными людьми, обладающими нужными данными и понимающими особенности проблем и ситуаций. Это же зачастую служит и предметом личной гордости аналитиков.

Реалистический стиль мышления

Люди с реалистическим стилем мышления предпочитают действовать опытным путем. Несмотря на то, что это напоминает поведение людей-прагматиков, здесь есть существенные отличия. Реалисты и прагматики оперируют разными ценностями и предположениями, а стратегии, которыми они пользуются, принципиально различны, хотя часто могут друг друга дополнять.

Основное значение для реалистов имеют факты, а «настоящим» они считают только то, что можно реально ощутить, к чему можно прикоснуться, что можно услышать, увидеть и т.д. Реалисты придерживаются мнения, что если чего-то нельзя достичь на уровне фактов, то и начинать работать с этим вообще не имеет никакого смысла.

Стиль мышления реалистов состоит в том, что он предельно конкретен и направлен на исправление и изменение ситуации ради достижения конкретной цели. Проблемы для них появляются в любом случае, когда они видят, что-то «неправильное», и у них возникает желание на это повлиять.

Прагматики склонны к экспериментам, а реалистам ближе безошибочное ведение дел, основанное на уверенности в том, что если им удалось что-то «исправить», то в будущем не возникнет никаких неожиданностей, и все будет идти как по маслу. Если нечто произойдет снова, реалисты вновь постараются все исправить, преследуя ту же цель.

На самом деле реалисты больше всего близки к аналитикам, т.к. опираются лишь на уверенные факты, ориентируются на вещественное, конкретное и объективное, действуют методично и стремятся достичь практически ценных результатов. Но в то же время реалисты не любят формальностей и логических процедур, долгих поисков данных и стремления к идеалу. Реалисты будут стараться сделать что-либо как можно лучше, оперируя фактами, имеющимися в их распоряжении.

Как и синтезаторы, реалисты приветствуют контроль над ситуацией. Они любят сами управлять ресурсами, людьми и результатами; не любят проводить долгие анализы, затягивать дискуссии и оттягивать моменты принятия решений.

Таковы общие характеристики и отличия каждого из пяти индивидуальных стилей мышления. Но, помимо этих характеристик, рассмотренные стили обладают и более яркими признаками, по которым легко определить стиль мышления – свой или кого-то другого.

Определение стиля мышления

Здесь мы не будем подробно расписывать каждый стиль мышления, т.к. основные характеристики им мы уже дали, а представим лишь наиболее яркие особенности, присущие каждому из них.

Как определить синтезатора:

  • Вызывающее поведение, открытое выражение скепсиса, иногда насмешки, склонность к оппозиции (в особенности против общераспространенных мнений), несогласие с тем, с чем соглашаются все.
  • Отстраненный взгляд на ситуацию, оригинальность в суждениях, необычные предложения на тему решения проблем и выхода из ситуаций.
  • Склонность к философствованию, теоретизированию, формулированию и разрешению парадоксов. Несерьезное (на первый взгляд и с точки зрения остальных) отношение к проблемам и трудностям.
  • Отсутствие интереса к простому и банальному, попытки выглядеть не имеющим никакого отношения к обсуждаемой проблеме или вопросу.
  • Эффектная, но достаточно сложная речь, много вводных слов и предложений, определительных прилагательных и конструкций (типа «в сущности», «более-менее», «вероятно» и т.п.)
  • Умелое аргументирование своей позиции, но в то же время умение и желание (!) разбить свои же идеи в пух и прах с одновременным проявлением самоиронии.

Как определить идеалиста:

  • Открытая и располагающая к себе улыбка. Вербальные и невербальные сигналы, говорящие о желании достичь эмоционального контакта и вызвать доверие. Общительность.
  • Яркое отражение в поведении любых положительных и отрицательных эмоций.
  • Мягкое, тактичное и не вызывающее поведение.
  • Нежелание спорить и тем более конфликтовать, стремление к мирному разрешению любой ситуации.
  • Склонность к разговору об окружающих и их проблемах, стремление узнать человека ближе, много вопросов.
  • Отрицательное отношение к обилию фактов и глубокой аналитике.
  • Твердость в убеждениях и поступках. Неукоснительное соблюдение социальных и этических норм.

Как определить прагматика:

  • Дружелюбная и открытая манера общения. Смелость, подвижность, деятельность, некоторая напряженность в отношениях.
  • Любовь к легкому и непринужденному, ясному, простому и веселому общению.
  • Неприязнь к спекулятивным и формальным беседам, беседам на абстрактные темы, разговорам, переполненным теорией.
  • Признаки дискомфорта в напряженных ситуациях. Желание как можно скорее вернуть ситуацию в прежнее русло.
  • Способность внести оживление в любую, даже саму скучную ситуацию.
  • Потребность в просторе действий, неприязнь к контролю.
  • Необходимость в мотивации, поддержании энтузиазма и заинтересованности.

Как определить аналитика:

  • Внешняя холодность, сдержанность, сухость, закрытость. Формальность в общении. Видимая невнимательность к словам собеседника (но это впечатление ошибочно).
  • Сдержанная, негромкая и ровная, дисциплинированная, твердая, но осторожная речь.
  • Отсутствие желания к ведению беседы или скорейшему озвучиванию своего мнения.
  • Большая осведомленность о предмете беседы в случае диалога.
  • Нежелание участвовать в беседах, лишенных рационализма и логики, вести бессмысленные разговоры на философские и «нетрадиционные» темы.
  • Неприязнь к светским разговорам, чрезмерному легкомыслию и неуместным шуткам в общении.
  • Упрямство и непоколебимость в напряженных ситуациях. Желание прекратить общение в случае непрекращающегося давления (вариант психологической защиты в стрессовых ситуациях).
  • «Рациональный», сдержанный, тонкий и интеллектуальный юмор.
  • Обдуманность, серьезность и основательность в работе и любых делах.

Как определить реалиста:

  • Открытость, уверенность, искренность, независимость, напористость в общении.
  • Наличие своего мнения по любому вопросу и стремление быстрее его высказать.
  • Явные вербальные и невербальные признаки согласия или несогласия.
  • Отсутствие интереса к теоретическим и сентиментальным разговорам.
  • Позитивный настрой, тяготение к откровенности.
  • Быстрая возбудимость в напряженных ситуациях. Как следствие – властная, авторитарная, резкая манера общения с нотками упрямства и высокомерия.
  • Повышенный интерес к беседам на тему текущих дел, актуальных фактов, новостей.
  • Быстрота в принятии решений, готовность брать на себя ответственность.
  • «Близость» к простым людям, отсутствие интереса к «чрезмерно» интеллектуальным компаниям.

В реальной жизни человек не может пользоваться только каким-то одним стилем мышления. Есть доминирующий стиль, а все остальные могут проявляться в большей или меньшей степени, и порой даже не «чувствоваться». В одних ситуациях стили мышления могут сотрудничать, в других – конфликтовать.

На эту тему неоднократно проводились научные исследования. Результаты показали, что примерно 50% людей оперирует в процессе жизни одним наиболее оптимальным и привычным для себя стилем. Около 35% людей с одинаковой частотой задействуют два стиля. А остальные 15% успешно применяют три и более стилей мышления.

Также исследователи пришли к выводу, что наиболее адаптивными, гибкими и эффективными в жизни и работе являются люди, относящиеся к последней категории, т.е. к тем, кто способен в одинаковой мере применять тот или иной стиль, хотя людям, «профессионально» владеющим каким-то одним стилем, они будут уступать. Но все же психологи рекомендуют развивать в себе качества синтезатора, идеалиста, прагматика, аналитика и реалиста.

Что же касается освоения новых стилей мышления, то специалисты проводят аналогию между этим процессом и изучением иностранных языков. Когда вы решаете выучить какой-то новый для себя язык, вам не приходится менять свое мировоззрение или систему ценностей. Все, что требуется, – это сформировать систему новых навыков.

Вероятнее всего, вы сможете писать, читать и говорить на новом для себя языке, будете использовать его по необходимости или ради удовольствия. Вы все также будете в состоянии жить привычной и комфортной для себя жизнью, но само знание нового языка подарит вам новые возможности.

Аналогичным образом обстоит ситуация и с овладением новыми стилями мышления: когда нужно, вы сможете «включать» необходимый в данный момент стиль, а затем вновь возвращаться к привычному. Но результаты, которых вы будете достигать, с каждым разом (по мере практики) будут все лучше и лучше.

О том, как начать осваивать новые стили мышления, вам расскажет специалист по личностному росту и бизнес-тренер Александр Макаревич.

Источник

Читайте также:  Что значит временная потеря трудоспособности
Оцените статью
тест: Оригинальный тест Сонди
результат: интерпретация | психологу
ссылка: