- Вербальная память
- Смотреть что такое «Вербальная память» в других словарях:
- Методика развития вербальной памяти у взрослых и детей
- ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.
- Что это такое?
- Вербальная и невербальная память
- Полушария мозга
- Вербальный интеллект
- Семантическая память
- Тестирование
- Развитие у детей
- Тренинги
- Возрастные особенности памяти
- Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи
Вербальная память
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Вербальная память» в других словарях:
вербальная память — память, при которой происходит запоминание преимущественно слов, а не абзацев … Толковый переводоведческий словарь
Вербальная память — память, при которой происходит запоминание преимущественно слов, а не образов … Краткий словарь переводческих терминов
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — (англ. verbal memory) память на мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. П. с. л. специфически человеческая память в отличие … Большая психологическая энциклопедия
ПАМЯТЬ ДУШИ — (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и… … Большая психологическая энциклопедия
Память — психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь
Память — Способность воспринимать, закреплять, сохранять и воспроизводить информацию. П. служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Основные процессы П.: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Наиболее значимые формы П.:… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
классификация памяти Блонского — Автор. П.П.Блонский. Категория. Подразделение памяти по типам как определенных новообразований в развитии ребенка. Специфика. Блонским были выделены: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память. Он считал эти виды памяти… … Большая психологическая энциклопедия
МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ — (англ. interhemispheric organization of mental processes) важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий… … Большая психологическая энциклопедия
Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи… … Педагогическое речеведение
психология памяти — ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Источник
Методика развития вербальной памяти у взрослых и детей
Вербальная и невербальная память — в чем различия двух видов? Как ее развить? Итак, в психологии под вербальной памятью понимают способности людей запоминать поступающую информацию, которая предоставляется в словесной форме. С помощью вербальной памяти мы можем оперативно запоминать новости, выделять тезисы из докладов, учить стихи, проговаривая их вслух.
Благодаря навыкам вербальной механической памяти человек сможет усвоить большое количество важной информации. Ее развитие важно для людей любого возраста. Но тренировать навыки стоит уже дошкольникам и младшим школьникам. Впоследствии она понадобится для подготовки к экзаменам и в запоминании материала.
Для начала определимся с различиями.
Невербальная память отвечает за запоминание зрительных образов. Вербальная — за текстовую информацию. Ответственным за эти навыки является левое полушарие головного мозга. И чтобы ее развить необходимо уделить внимание упражнениям, которые улучшают его работу. Например. расширять словарный запас. Ведь вербальная память неотделима от вербального интеллекта. Соответственно, чем больше слов будет знать человек, тем лучше он будет запоминать тексты.
Но перед тем, как переходить к действиям, как определить уровень памяти? Наиболее простой способ: сторонний человек зачитывает испытуемому список, который состоит из 15 слов. Слова не связаны друг с другом. Испытуемый должен повторить все слова, которые услышал и запомнил. Средние показатели повтора слов после первого прослушивания — 7 слов. После того, как список будет повторен еще трижды — среднестатистический человек запоминает от 12 слов до всех.
Если после такого теста ваши показатели отличаются в худшую сторону — самое время подумать об упражнениях. Учите стихи, повторяйте только что услышанные новости. Читайте короткие рассказы и старайтесь пересказать их максимально точно. Уже через несколько недель регулярных тренировок вы почувствуете первые улучшения.
Источник
ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.
Очень часто можно услышать, что у человека имеется вербальная память, а также что ее нужно всячески стараться развивать. Однако при этом что означает данный термин? Что подразумевается под вербальной памятью? Именно с этим вам и поможет разобраться данная статья. Вы узнаете, что такое вербальная память, чем она отличается от невербальной, как проверить ее состояние, а также как ее развивать в любом возрасте.
Что это такое?
Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. Это значит запоминание текстов, новостей, стихотворений, докладов, которые вы собираетесь представлять, и так далее.
Как правило, использование исключительно вербальной памяти бывает сопряжено с проблемами, так как запомнить чистый текст бывает крайне сложно. Однако данный тип памяти очень сильно пригодится вам в жизни вне зависимости от того, какой карьерный путь вы выберете. Соответственно, вам необходимо развивать ее. Вербальная память – это то, благодаря чему вы сможете усваивать самую сложную информацию, то есть сухой текст.
Вербальная и невербальная память
Однако прежде чем речь пойдет о том, как именно можно улучшить этот вид памяти, необходимо до конца понять, что он собой представляет. И проще всего это сделать с помощью сравнения – так вы сможете понять, чем вербальная память отличается от невербальной.
Как уже было сказано ранее, в первом случае вы запоминаете информацию, которая поступает к вам извне в форме текста, слов, речи. Соответственно, невербальная память является прямой противоположностью. А информация, которую вы получаете и запоминаете таким образом, не представляет собой ни текст, ни речь, ни что-либо еще подобное. Чаще всего это образы, лица, изображения, ароматы, звуки и пр.
Таким образом, вербальная память отвечает за словесные данные, в то время как невербальная – за образные. И при этом исследования показывают, что один из видов памяти у всех людей развит лучше, чем другой. За счет чего это происходит?
Полушария мозга
Свойства памяти зависят от того, что вы делаете для ее развития, далеко не в первую очередь. Изначально преимущества того или иного вида памяти определяется развитостью одного из двух полушарий мозга.
Левое полушарие мозга – это именно тот центр, который является ответственным за запоминание словесной информации, в то время как правое отвечает уже за образы, звуки и другие невербальные формы информации. Соответственно, теперь вы знаете, что если вам хочется развивать вербальные свойства памяти, то вам стоит сконцентрироваться на деятельности левого полушария мозга.
Отдельно стоит рассказать о левшах. Многие считают, что абсолютно все левши имеют полностью противоположные функции полушарий мозга по сравнению с людьми, которые пишут и выполняют основные действия правой рукой. Однако это распространенное заблуждение – на самом деле большинство людей, которые пишут левой рукой, имеют точно такие же функции мозга, как и правши. Лишь у тридцати процентов из них наблюдается изменение функциональности полушарий мозга на противоположные.
Вербальный интеллект
Если вы хотите узнать о том, как проходит развитие вербальной памяти, то вам для начала необходимо разобраться с еще одним понятием, таким как вербальный интеллект. Что это такое, и какое отношение оно имеет к памяти?
Дело в том, что связь между двумя понятиями прямая – вербальный интеллект отвечает за способность человека анализировать текстовую информацию и генерировать ее самостоятельно. Таким образом, чем он выше, тем лучше вы можете понимать текст, тем шире ваш словарный запас.
Легко можно понять, что благодаря этому улучшается и ваша вербальная память, так как вы способны запоминать больше различной информации, осознавая ее, а не просто заучивать наизусть. Гораздо эффективнее будет использовать память, заполняя ее тем, что вы понимаете, чем просто набором букв и слов, которые вы сможете лишь бездумно воспроизвести.
Формируется вербальная память у детей, то есть уже в самом младшем возрасте. Так что родителям стоит задуматься о том, чтобы стимулировать ее развитие и повышать вербальный интеллект детей с самого раннего возраста.
Семантическая память
Есть еще одно понятие, о котором стоит упомянуть, прежде чем переходить непосредственно к методикам развития и улучшения вербальной памяти. Это семантическая память. Данное понятие можно реже встретить в обиходе, но гораздо чаще оно употребляется в психологии. Что это такое?
Собственно говоря, это своего рода система, в которой человек хранит свое обобщенное представление об окружающем мире в вербальной форме. Таким образом, это подвид вербальной памяти, так как семантическая память не подразумевает хранения каких-либо эмоций или переживаний, сопряженных с информацией об окружающем мире. А эти эмоции могут храниться исключительно в вербальном формате.
Тестирование
Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.
Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.
Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.
Однако вербальная память в психологии проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.
Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.
Развитие у детей
Как уже было сказано ранее, вербальную память у детей лучше всего развивать игровым методом. Дело в том, что запоминание слов, предложений и целых текстов – это довольно скучное и неинтересное занятие, поэтому маленький ребенок вряд ли будет проявлять к этому серьезный интерес. А как известно, маленького ребенка обязательно нужно заинтересовать, чтобы чего-то от него добиться. Поэтому постарайтесь придумывать различные игры, которые будут включать в себя запоминание слов и предложений. Вместо текстов давайте ребенку разучивать стихотворения, так как они даются гораздо легче, а ритмичность их произнесения всегда радует детей. Позже можно переходить уже и на более серьезные варианты, но все время помните о том, что детям должно быть интересно, иначе результаты окажутся мизерными.
Тренинги
Если же речь идет о взрослых людях, то такие простые методики будут иметь далеко не самую впечатляющую эффективность. Поэтому вам нужно обратить внимание на тренинги, которые могут порекомендовать психологи.
Одним из самых популярных является повторение теленовостей. Суть его заключается в том, что при просмотре новостей вам необходимо повторить то, что говорил ведущий, как можно более точно. Так вы сможете развивать свою вербальную память намного более эффективно, чем когда вы просто читаете и заучиваете какой-либо текст.
Возрастные особенности памяти
Естественно, когда человек стареет, то его память значительно ухудшается. Однако при этом стоит отметить, что при попытке воспроизвести прочитанный только что рассказ, семидесятилетние люди показывают не худший результат, чем двадцатилетние. Но если попросить их постараться воспроизвести как можно более точно этот же рассказ через полчаса после прочтения, молодые люди справляются с задачей уже намного лучше.
Приходите к нам на курс скорочтения «IQ-ИНТЕЛЛЕКТ» для детей 7-14 лет, будем развивать вербальную память!)
Источник
Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи
Екатерина Гунченко
Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи
Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи.
социальный приют Росинка»
Необходимым условием речевого общения является возникновение каких-либо образов, воспоминаний, которое обеспечивает такой психический процесс, как память. Человек всегда стремился к развитию, к новым знаниям, к прогрессу, а память — это необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно нормальное функционирование человека в обществе и сохранение его опыта.
В литературе память рассматривается как форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка играет вербальная память — специфически-человеческая память, которая основывается на запоминании «словесной записи событий».
Сначала у ребенка развивается двигательная, эмоциональная, образная память. Только к концу года складываются предпосылки для развития словесной (вербальной) памяти, которая получает бурное развитие в дошкольном возрасте.
Вербальная память — это сложный психический процесс. Вся информация окружающей среды поступает к ребенку на вербальном уровне.
Возникновение вербальной памяти связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотивации и умения подчинять свои действия отдаленным целям, а так же со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. В настоящее время большое количество детей имеет какой-либо речевой дефект, вторично оказывающий влияние на состояние других психических процессов.
Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР появляются затруднения в овладении связной монологической речью; не сформирован ряд предпосылочных условий когнитивного и вербального характера. Они не готовы к усвоению плана выражения и плана содержания словообразовательных единиц, что обусловлено снижением речевой мотивации, сужением зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд. Ученые отмечают, что у детей с ОНР понижен уровень внимания, что значительно сокращает объем запоминаемого материала. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижено качество вербальной памяти.
Дети с ОНР затрудняются в воспроизведении вербального материала, им требуется больше попыток для запоминания предложенных слов. Трудности в воспроизведении слов выражаются в заменах глаголов и прилагательных семантически близкими существительными. Допускают ошибки в воспроизведении звукового состава воспроизводимых слов. Эти особенности необходяимо учитывать при планировании коррекционно-логопедической работы.
Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи «Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи». Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Три подвига» Тема:«Три подвига» Цели и задачи: 1. Расширять представление детей об армии 2. Познакомить с героем ВОВ Алексеем Маресьевым 3. Закрепить.
Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.
Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.
Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.
Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.
Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.
Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество. Социализация сегодня — это процесс, направленный на вхождение.
Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Творческий проект для детей с общим недоразвитием речи «В гостях у сказки» Проект: долгосрочный (17.09.2018-20.05.2019, творческий, групповой.
Источник