Что значит вечные проблемы

Содержание
  1. вечная проблема
  2. Смотреть что такое «вечная проблема» в других словарях:
  3. Что значит вечные проблемы
  4. Значение словосочетания «вечные проблемы»
  5. Значение слова «вечный&raquo
  6. Значение слова «проблема&raquo
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Ассоциации к слову «вечный&raquo
  9. Ассоциации к слову «проблема&raquo
  10. Синонимы к словосочетанию «вечные проблемы&raquo
  11. Предложения со словосочетанием «вечные проблемы&raquo
  12. Цитаты из русской классики со словосочетанием «вечные проблемы»
  13. Сочетаемость слова «вечный&raquo
  14. Сочетаемость слова «проблема&raquo
  15. Понятия, связанные со словосочетанием «вечные проблемы»
  16. Афоризмы русских писателей со словом «вечный&raquo
  17. Отправить комментарий
  18. Дополнительно
  19. Значение слова «вечный&raquo
  20. Значение слова «проблема&raquo
  21. Предложения со словосочетанием «вечные проблемы&raquo
  22. Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? с объяснением…
  23. Умножая печаль. Отвечаем на вечные вопросы человечества
  24. Вечные проблемы человечества в рассказе

вечная проблема

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «вечная проблема» в других словарях:

Вечная жизнь — Вечная жизнь термин имеет несколько значений, существует во многих религиях. Содержание 1 Христианство 2 Иудаизм 3 Ислам … Википедия

Вечная песня (фильм) — Вечная песня Permanent Record Жанр драма … Википедия

Вечная песня — Permanent Record … Википедия

проблема — Актуальная, большая, важная, великая, вечная, волнующая, всепланетная, главная, глобальная, жгучая, животрепещущая, запутанная, злободневная, интересная, исходная, кардинальная, ключевая, комплексная, конкретная, коренная, крупная, мировая,… … Словарь эпитетов

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ( видимого мира ) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ( сверхчувственного, скрытого… … Современный философский словарь

вечный — прил., употр. очень часто Морфология: вечен, вечна, вечно, вечны; вечнее; нар. вечно 1. Вечным называется божественный мир, который представۑϐՑ‘QϠстоящим выше пространства и времени. 2. Вечным называется мир природы, который представляется… … Толковый словарь Дмитриева

Читайте также:  Что значит кэшировать оперативную память

сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИДЕАЛЬНОЕ — философская категория, обозначающая характерные свойства эйдосов, идей, идеалов и идолов (т. е. образов предметов); важнейшими из этих свойств являются: 1) непротяженность и невещественность, 2) содержательное сходство образа и сопряженного с ним … Современный философский словарь

ТЕОРИЯ — (от греч. оеяркх умозрение) 1) в широком смысле вид человеческой деятельности, направленный на получение обоснованного объективно истинного знания о природной и социальной реальности в целях ее духовного и практического освоения; 2) в узком… … Современный философский словарь

ВЛАСТЬ — в самом общем смысле есть способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т. д.). При определении власти следует… … Современный философский словарь

ЗЛО — категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, к рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а… … Словарь по этике

Источник

Что значит вечные проблемы

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Каждый человек в какой-то момент своей жизни задается вопросами: зачем я живу? есть ли судьба? насколько я волен в своих решениях и поступках? существуют ли законы, определяющие развитие мира? кто или что определяет эти законы?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире.

Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Что можут знать человек? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека волнуют и нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли четко разграничить добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Люди задаются вопросами: зачем жизнь, зачем смерть, какой смысл в боли, почему мы стареем, почему с нами случается то, что случается? Ради чего существует страдание, почему человек может переходить от страдания к радости, от радости к страданию, что переносит его, словно ветер, из одного состояния в другое? Почему возникают страхи, почему – сомнения?

Когда у человека рождаются такие вопросы, он вынужден либо искать ответы, либо продолжать жить в постоянной тревоге, как человек, надевший на глаза повязку и не желающий ничего видеть. Когда есть неясности и вопросительные знаки, нет лучшего способа, чем продолжать формулировать вопросы, ведущие к поиску ответа.

Когда Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и стремление к дальнейшему поиску, приобретению знаний: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем…».

Проходят века, но человек продолжает ставить перед собой все те же вопросы.Искусство жить состоит в том, чтобы изо дня в день пытаться ответить на эти вопросы, чтобы понять смысл боли и страданий, радости и любви, смысл собственной жизни и жизни человечества.

Философы в своих теориях, как и обычные люди, очень по-разному отвечают на эти вопросы. Это многообразие идей позволяет каждому найти в философии свое, понятное, созвучное именно ему, его потребностям и интересам.

На философские вопросы нет окончательных, единственно правильных ответов, т.к. каждое обращение к ним, осмысление уже известного становится в результате и своим, в чем-то новом решении того или иного вопроса.

Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Философия – это великое искусство, великая наука, особый, глубокий подход к жизни. Это подход, при котором человек живет не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не боится проникать в таинства, окружающие нас, не боится всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих.

Источник

Значение словосочетания «вечные проблемы»

Значение слова «вечный&raquo

ВЕ́ЧНЫЙ , —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. Бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца. Вечная материя. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «проблема&raquo

ПРОБЛЕ́МА , -ы, ж. 1. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова уходиться (глагол), уходился:

Ассоциации к слову «вечный&raquo

Ассоциации к слову «проблема&raquo

Синонимы к словосочетанию «вечные проблемы&raquo

Предложения со словосочетанием «вечные проблемы&raquo

  • Что в этих отрывках? Говоря лирическим языком – живая душа живого человека, юного человека, стоящего перед вечными проблемами человеческой жизни.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «вечные проблемы»

  • Статья вращается вокруг вечной темы русских размышлений, вокруг проблемы Востока и Запада.

Сочетаемость слова «вечный&raquo

Сочетаемость слова «проблема&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «вечные проблемы»

Афоризмы русских писателей со словом «вечный&raquo

  • Мы ловим отблеск вечной красоты;
    Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
    О ней поток гремит струею хладной
    И говорят, качаяся, цветы.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «вечный&raquo

ВЕ́ЧНЫЙ , —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. Бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца. Вечная материя.

Значение слова «проблема&raquo

ПРОБЛЕ́МА , -ы, ж. 1. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему.

Предложения со словосочетанием «вечные проблемы&raquo

Что в этих отрывках? Говоря лирическим языком – живая душа живого человека, юного человека, стоящего перед вечными проблемами человеческой жизни.

Но я отвлеклась – это моя вечная проблема, и ещё именно поэтому хоть я и умная, а учителя меня всё равно не любят.

Конечно, в связи с этим встала вечная проблема – поможет ли сокращение вооружений установить добрососедские отношения или приведёт к новым проблемам.

Источник

Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? с объяснением…

Умножая печаль. Отвечаем на вечные вопросы человечества

Поэт Китс в свое время упрекал Исаака Ньютона за то, что тот со своими яйцеголовыми споспешниками «расплел радугу». Опубликовав свою «Новую теорию света и цветов» и объяснив, как возникает этот интересный оптический эффект, Ньютон, с точки зрения Китса, убрал из мира немалую часть поэзии и возвышающей душу тайны.

С тех пор убийц тайны, красоты и поэзии народилось великое множество. Современное состояние науки давно позволяет дотошно ответить на многие неразрешимые загадки бытия, всегда терзавшие человечество. Но человечество усердно отворачивается, жмурит глаза и затыкает уши, потому что таких ответов оно не желает. Поскольку они принижают человека, его душу, величие его страны и другие самые важные вещи.

Нейробиологи, физиологи, социологи, этологи, этнографы и прочие антропологи вынуждены наслаждаться своими знаниями в узком кругу, в то время как большая часть гомо сапиенс по-прежнему с аппетитом обсуждает в соцсетях вопросы уровня: верно ли, что Млечный Путь сделан из душ маленьких маргариток?

Но если вдруг кто-то готов к тому, что мир станет еще на пару градусов скучнее, он может прочитать эту статью, в которой мы попытались популярно ответить на некоторые вечные вопросы с помощью современных научных представлений о них.

Правильный ответ: ни за чем

Представление о том, что все в мире существует для чего-то — это чистейший антропоморфизм. Мы принадлежим к существам, которые должны при выживании чрезвычайно разумно и осмотрительно расходовать любые ресурсы: время, усилие, пищу, тепло. Мы вынужденные гении рациональности и экономности, поэтому любое свое действие в идеале желаем видеть как чрезвычайно осмысленное и приносящее нам выгоду. И неудивительно, что мыслим мы тоже принципами целеполагания: «Бог создал солнце, чтобы оно светило людям, которых Бог потом ест» (в крайнем случае, «Муахха сделал мир случайно, потому что у него в тот день болел живот»). И идея о том, что в любых глобальных природных процессах нет никакого целеполагания, до сих пор представляется нам бессмысленной.

Когда кончатся войны?

Правильный ответ: уже кончились

Даже войны XX века были при всей своей кровавости анахронизмом, оставившим у миллионов, принимавших в них участие, чувство глубокого недоумения: и зачем все это было?! Развитие технологий и производства, в том числе сельскохозяйственного, резко уменьшило стоимость земли — основного предмета войн. Одновременно война превратилась в чрезвычайно неэффективное занятие. Глобальное производство, чрезвычайно возросшая стоимость человека, который лишь к 30 годам завершает свое образование, специализация национальных экономик — все это сегодня является самым мощным барьером на пути пушек и сабель. Воевать стало исключительно невыгодно, выгодно сотрудничать. А демонстративный пиетет перед ядерным оружием является, скорее, отвлекающим маневром, позволяющим политикам демонстрировать исключительное миролюбие даже тогда, когда рядовые граждане кипят праведным гневом и желанием надавать по шее этим проклятым шумерам и потерявшим совесть нубийцам.

Почему люди так жестоки?

Правильный ответ: потому что они потомки тех, кто сумел выжить на этой планете

Способность к агрессии для видов, подобных нашему, являлась важным эволюционным достижением. Мы научились легко убивать, чтобы добывать нужный нам белок; мы научились яростно защищаться, если кто-то пытался разжиться нашим белком. Да, в развитом социуме агрессия является проблемой, но без этой агрессии никакого социума бы не было. И да, маленький ребенок, с удовольствием пинающий котенка, с точки зрения эволюционной прагматики ничуть не хуже ребенка, который котеночка гладит и кормит: оба ребенка тренируют в этот момент важные эволюционные навыки человека. В современном обществе люди, которым очень нравится получать удовольствие, убивая другие организмы, обычно идут в армию или сидят в одиночных камерах. Но с биологической точки зрения они так же нормальны, как те граждане, которые тратят свои деньги на благотворительность.

Что есть любовь?

Правильный ответ: способность к групповому взаимодействию

Оставим в стороне любовь родителей к детям или любовь половых партнеров друг к другу, потому что эти чувства регулируются сразу несколькими различными программами. Но любовь к ближнему своему в целом возникла у человека тогда, когда он стал сверхсоциальным видом, когда человечество превратилось фактически в коллективный организм. Мы обладаем невероятной способностью передавать друг другу информацию и эмоции. Для этого мы научились понимать, что чувствуют и думают другие люди, перенося на них свое собственное эмоциональное состояние. Но сочувствуем мы не только друг другу: высокоспециализированный альтруист способен сострадать дереву, старой калоше — буквально любому объекту, существующему или не существующему во Вселенной. Но уровень альтруизма от особи к особи значительно меняется. И человек с уровнем альтруизма на высоте плинтуса никогда не поверит, что кто-то искренне переживает за судьбу китов (хотя и может прислушаться к мнению экологов, объясняющих, что выживание китов необходимо и для его благоденствия).

Почему есть богатые и бедные?

Правильный ответ: потому что иначе бедными будут все

Распределение материальных благ очень похоже на распределение энергии во Вселенной: как только все будет поделено поровну, наступит тепловая смерть. После удовлетворения самых насущных жизненных потребностей (тепло, сон, пища) богатство и бедность становятся весьма условными явлениями. Сегодня каждый из нас живет комфортнее, чем древнеримский император, но бедность познается в сравнении своего кнопочного «самсунга» с айфоном соседа. Именно стремление превзойти соседа заставляет нас крутить колеса общественного прогресса, заодно кормя голодных панд и отправляя на Марс тележки на колесиках. Если у каждого будут одинаковые койки, пайки и робы (о’кей, ложе с балдахином, гусь, фаршированный икрой, и горностаевая мантия), производительное и технологическое развитие общества замедлится, а потом и прекратится. Кто не верит, может посмотреть на Тауантинсуйу — великую империю инков, построившую фактически коммунизм, где у всех все было одинаковое и общее. А потом пришли несколько десятков испанцев со стреляющими палками — и инков не стало.

Куда уходит радость жизни?

Правильный ответ: в ум и опыт

Эндокринная система ребенка развита слабее, чем у взрослого (не говоря уже о подростках, которые сидят на гормональном коктейле исключительной крепости), тем не менее дети смеются в среднем в 20 раз чаще, чем взрослые (что заметил еще Дарвин), быстро забывают неприятности и вообще отличаются куда большей жизнерадостностью. Философ Д. Пирс, исследовавший феномен гипертимии — постоянно приподнятого беспричинно настроения у некоторых людей, указывал, что для гипертимиков характерна завышенная самооценка, убежденность в правильности своих поступков, пренебрежение рисками и несоизмеримый с реальным положением дел оптимизм. И не как следствие, а как причина — пониженные интеллектуальные способности в некоторых областях: гипертимики быстро забывают негативные ситуации, им с трудом дается построение причинно-следственных связей в моделях, у них нередки пониженное пространственное воображение и затруднения с математикой. Обычно же чем старше, умнее и опытнее человек, тем лучше он умеет осознавать свои проблемы, анализировать негативный опыт и хорошо помнить его, тем критичнее он оценивает себя и свою жизнь. В общем, правильно в Экклезиасте написано: «Многие знания умножают печали».

Откуда в мире столько зла?

Правильный ответ: зла в мире нет

Это опять-таки чистейший антропоморфизм. Скажем, убийство юной прекрасной девушки — это безусловное добро с точки зрения миллионов поколений бактерий, которые будут питаться ее телом. А спасение этой девушки в таком случае есть величайшее преступление против бактериальности.

Почему нельзя полюбить по заказу?

Правильный ответ: можно

Правда, именно что полюбить, а не влюбиться. В психологии существует так называемая «теория балансных отношений». В рамках этой теории исследовалась масса элементов, которые могут усилить или ослабить симпатию между членами группы. Теория балансных моделей утверждает, что сходство во мнениях относительно важных объектов усиливает взаимное тяготение. Если два человека, не испытывающие друг к другу физического отвращения, договорятся жить вместе, регулярно заниматься сексом и выработать как можно больше единых мнений по разным поводам, то в итоге их взаимное притяжение достигнет показателя, который будет выше, чем показатель пары, вступивший в брак, повинуясь чувствам. Другое дело, что совместное воспитание единых мнений — само по себе занятие кровавое.

Что такое совесть?

Правильный ответ: конфликт долгосрочных стратегий с краткосрочными

В краткосрочной перспективе мы хотим съесть бонбошку самостоятельно, а не делиться ею с Карл Игнатьичем. Наш организм жаждет глюкозы и настоятельно требует сделать «ам». Но поскольку наш организм изволит проживать в группе с Карлом Игнатьичем, программы, которые тысячелетиями помогали нам сообща пинать саблезубых тигров, удерживают твою руку вдали от конфетницы и говорят, что Бог велел делиться и хороший мальчик не лопает сладости в одиночку, иначе в следующий раз тигр оторвет ему голову, так как Карл Игнатьич вымрет от недостатка конфет в организме.

Тварь я дрожащая или право имею?

Правильный ответ: тварь дрожащая

Вопрос, заданный Раскольниковым, собственно говоря, касался свободы воли «сильной личности»: можно ли человеку нарушать существующие системы правил, если у него высокая миссия и тому подобное? Родился этот вопрос в эпоху, когда, плохо понимая законы социума, люди верили в превалирующую роль личности в истории. Когда выяснилось, что никакая личность, даже оседлавшая верхушку тоталитарнейшего из обществ, неспособна изменить глобальный ход истории и что само появление такой личности лишь результат этого процесса, — вопрос был снят.

Единственный ли мы разум во Вселенной?

Правильный ответ: нет

Существует четыре типа разумности, на которые делятся обитатели этой планеты. К высшему, четвертому, грегорийскому типу помимо человека относятся некоторые приматы, дельфины и врановые. Все мы умеем осознавать себя, делать выводы на основании своего опыта, строить модели и передавать информацию от особи к особи. Но признать какие-то другие виды полностью разумными — это создать клубок этических и прочих проблем. Так что мы пока делаем вид, что не знаем о разумности наших соседей по планете.

Почему прекрасная музыка так берет за душу?

Правильный ответ: потому что человеческий язык начался с пения

На речь в ее лексическом, современном формате мы перешли недавно, всего 20–25 тысяч лет назад, а раньше мы общались как птицы — с помощью тонов и ритма. Недавно вышло исследование отдела лингвистики и философии Массачусетского технологического института, которое окончательно подтвердило эту еще дарвиновскую догадку. Именно поэтому мы лучше понимаем и дольше помним слова песни, чем обычную речь, энергичнее реагируем на эмоциональную составляющую пения и легче поем скороговорки, чем произносим их.

Что такое красота?

Правильный ответ: то, что можно эффективно использовать

Как уже упоминалось выше, мы существа, вынужденные крайне экономно расходовать любые свои усилия. Поэтому вещи, которые могут быть нам полезными, нам кажутся особенно привлекательными. Нам нравятся неприступные замки, в которых можно прятаться от врагов; широкие пустые просторы, которые могут быть замечательными охотничьими угодьями; красивые девушки, которые могут родить нам здоровое потомство; яркие и разнообразные краски, так как ими природа обычно помечает всякие вкусные вещи типа спелых персиков и жирных фазанов; густые леса, которые инстинкт скаута зовет нас исследовать… А вот грязные полиэтиленовые пакетики, собачье дерьмо и язвы на носу, скажем, нам не нравятся, потому что это вещи бесполезные и неэффективные.

Почему человек должен трудиться?

Правильный ответ: вовсе не должен

Во всяком случае, в условиях современной экономики. Согласно данным Бюро по человеческим ресурсам (США), всего 4% трудоспособного населения страны обеспечивают снабжение общества продовольствием (производство избыточно, и США является крупнейшим экспортером продовольствия в мире). Еще 28% заняты в непосредственном производстве материальных ценностей и услуг (в том числе медицина и образование), и процент этот неуклонно снижается. Лишь создание искусственных рабочих мест позволяет современному развитому обществу справиться с безработицей, и обычно содержание этого места стоит намного дороже, чем выплата пособий по безработице. Так что бездельник часто приносит больше пользы обществу, чем его трудолюбивый сосед, честно с 8:00 до 16:00 занимающийся учетом перьев в хвостах воробьев, обитающих в районе.

Почему людям так тяжело договориться друг с другом?

Правильный ответ: потому что поведенчески мы сверхвариативный вид

Человек одержал цивилизационную победу на этой планете за счет того, что сумел совместить коллективный образ жизни с сохранением широчайшей гаммы индивидуальных особенностей каждой отдельной особи. У нашего вида 10% представителей рождаются изначальными нонконформистами, склонными в любой ситуации отстаивать противоположную общественной точку зрения. Такой широкий спектр возможных действий (хорошо, вы убегайте от динозавра в горы, а я закопаюсь в песок на пляже) помог человечеству заселить самые неподходящие для нас уголки Земли, создать тысячи языков и миллионы профессий и прийти в более или менее целом виде к эпохе цивилизаций. Вспоминать об этом особенно полезно тогда, когда ты уже занес чайник над тыквой своего партнера по дискуссии о положении дел в Украине.

Откуда в людях алчность?

Правильный ответ: это последствие стремления к контролю

Деньги — это энергия, которая помогает влиять на поступки других людей, самый простой способ добиться от окружающей действительности, чтобы она наконец начала вести себя так, как тебе кажется уместным. Люди, которые собирают деньги, чтобы их есть, конечно, существуют. Но по большей части алчные люди просто стремятся перевести как можно большую часть реальности под свой контроль. Мы не будем утверждать, что большинство бессребреников по природе своей являются существами ленивыми и безответственными, но, если ты сам сделаешь такой вывод, мы не будем перечить.

Почему так много трусов и так мало героев?

Правильный ответ: потому что «беги!» работает чаще, чем «бей!»

Сильный страх у любого живого существа вызывает одну из трех возможных реакций, условно названных «замри!», «беги!» и «бей!». Все эти стратегии могут быть выигрышными и задействуются практически у всех видов исходя из обстоятельств. По понятным причинам у львов «бей!» срабатывает чаще, чем у зайцев, так как из заячьего генофонда еще миллион лет назад порядочно повычищались экземпляры, кидающиеся на врага с морковкой наперевес. Так вот, люди почти как львы: в момент страха мы тоже склонны нападать. Иногда. Примерно 10% популяции держат эту программу за превалирующую. Но с течением веков этот процент почему-то не растет.

Вечные проблемы человечества в рассказе

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение «вечных» проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала. В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: «Умер человек». Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: «Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра…» Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: «Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры…» Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом «играть в любовь за хорошие деньги». На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, «кого некогда взял себе за образец». К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: «золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина». Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу

Источник

Оцените статью