- Вспоминаем путь Децла в 10 песнях
- “Пятница”
- “Вечеринка”
- “Письмо”
- “Legalize”
- “Потабачим”
- “Сладкий туман”
- “Пробки, стройка, грязь”
- “Favela Funk»
- «Новый бэнгер»
- Как мы попали на «Вечеринку у Децла дома» и почему она закончилась
- «Вечеринка» и «Письмо». За что мы полюбили Децла в начале нулевых
- «Вечеринка»
- «Кровь моя, кровь»
- Письмо
- Слезы
- Favela Funk
Вспоминаем путь Децла в 10 песнях
“Пятница”
История “Пятницы” чуть ли не пошагово задокументирована в разных интервью. Продюсер Александр Толмацкий увидел, что его сын Кирилл увлекся рэпом, и отправил его заниматься брейкдансом к Владу Валову. В качестве подарка на день рождения 16-летнему Кириллу подарили песню (текст написал Лигалайз на коленке в метро), сняли клип и, используя связи Толмацкого-старшего, отдали его в ротацию MTV. Дальше — история: песня стала хитом, в офис MTV полетели письма, у Децла началась музыкальная карьера.
“Вечеринка”
Весь первый альбом Децлу написали рэп-звезды того времени — Влад Валов, Лигалайз и другие, которые как могли старались вжиться в роль 16-летнего подростка. Текст “Вечеринки”, с которой альбом начинался, писал Валов (его флоу узнается довольно быстро) — и именно это легкомысленная вещь определила образ Децла на долгие годы. Впоследствии он менялся, менялась и тематика треков Кирилла, но большая часть публики все равно знала его как исполнителя песни своего детства — про то, как все двигают попами под музыку хип-хопа.
“Письмо”
Лезвие и рукописный дневник крупным планом в клипе, припев “Я хочу разобраться, в чем дело”. Нет, это не Lizer, а Децл — и еще один его большой хит. С одной стороны, он о том, что если музыкальная повестка меняется, то подростковая — вечна. С другой — контекст эпохи тоже передан хорошо: в школе учатся сплошь “нацистские уроды”, “сексуальные меньшинства” перечисляются через запятую с упомянутыми скинхедами, “фашистами”, “коммунистами” и “фанатиками”, а если узнают, что ты слушаешь рэп Децла — “изнасилуют и закопают”.
В “Письме” находится немало параллелей с эминемовским “Stan”, но когда заходили разговоры о байте, и Валов, и Кирилл это отрицали, утверждая, что их песня была написана сильно раньше.
“Legalize”
Когда Децл записывал второй альбом, он уже увлекся раста-культурой и начал отращивать дреды. Уйдя от отца и став самостоятельным артистом, он еще сильнее погрузился в тему. Появилась и марихуана. Много марихуаны. Вот интервью Кирилла 2004 года: “По жизни ганджа очень помогла. Она помогла мне построить вокруг себя такой кокон, в который я никого не пускал, находился в своем мирке, куда пустил только любимую девушку”.
Песня “Legalize”, вышедшая на третьем альбоме Децла “Aka Le Truk”, задает вечный вопрос: “Почему можно бухать, а курить нельзя?”. К ней был нарисован мультипликационный клип — Кирилл любил рассказывать, что из-за тематики его запретили к показу на MTV.
“Потабачим”
Помимо увлечения раста-культурой, самостоятельный Кирилл тонко уловил надвигающийся тренд на гламуризацию. Через три года “В клубе” и “Будущие мамы” сформулируют настроение набитой нефтяными деньгами Москвы, а пока Децл делает “Потабачим”, будто бы нарочито фристайловую зарисовку о становлении клубной жизни столицы, где рифмует “реально” и “не виртуально” и объясняет, что “сюда приходят веселиться с ночи до утра, здесь тратят бабки все до последнего рубля”.
Помимо прочего, “Потабачим” — это последний заход Децла в мейнстрим.
“Сладкий туман”
На момент выхода “Тумана” Децл и Смоки воспринимались пришельцами из разных миров: один — человек из мира шоу-бизнеса; рэпер, которого знает даже твоя бабушка. Второй — звезда подземки, автор мгновенной классики «Кара-Тэ». Необычный фит привел Кирилла Толмацкого к работе с тусовкой Def Joint и обозначил его уход из мейнстрима в рэп-андеграунд.
Еще больше андеграунда: снова фит со Смоки, но теперь на сэмпл песни Егора Летова.
Необычное прочтение сибирского панка случилось благодаря Юлии, гражданской жене Кирилла. Из его интервью: “Смоки часто, когда приезжает в Москву, остается у нас, а жена моя Юля очень любит Гражданскую Оборону и часто слушает. И он как-то взял их диски, уехал в Питер, а когда вернулся, привез ремейк их песни”.
“Пробки, стройка, грязь”
«Ого, это Децл? Который про вечеринку пел? Вот он молодец!», — писали в фейсбуке образованные москвичи за тридцать в 2016 году. Это их реакция на клип Кирилла «Пробки, стройка, грязь», премьеру которого устроили на «Медузе» — из этого контекста уже можно догадаться, о чем песня: буквально о пробках, стройках и грязи, а еще о “трудном детстве”, “нищей старости”, “голодных людях” и “сытой власти”. Неудивительно, что после этой песни Кирилла стали часто приглашать на «Радио Свободы» и «Эхо Москвы».
Одним из продюсеров трека, кстати, был молодой битмейкер Витя БЦХ, сейчас более известный как автор музыки к хитам Монеточки.
“Favela Funk»
Децл никогда не был чужд исследовательских опытов: в “десятых” он ездил записываться в Америку и на Ямайку. EP «Favela Funk» был записан после путешествия в Бразилию, его автор говорил, что по звучанию это лучшее, что он записал после «Кто? Ты». В заглавной песне оттуда — ровно то, что и следует ожидать от такого названия: «голландский сканк» рифмуется с «бразильским фанком», звучит карибская полиритмия, а Кирилл попутно замечает, что «там» те же проблемы, что и у нас — «мусора» и «нищета».
«Новый бэнгер»
При всей критике Кирилла в адрес новой рэп-школы, он порой и сам пытался осваивать новый звук. Характерный пример — песня «Новый бэнгер»: под стрекот басбустед-хэтов (продакшн здесь — от электронного коллектива Oligarkh) Децл повторяет строчку «новый бэнгер — новый хит» что твой Lil Pump. Как будто это и правда новый бэнгер.
Источник
Как мы попали на «Вечеринку у Децла дома» и почему она закончилась
Как Децл превратился из мажора с лучшей вечеринкой района в проповедника семейных ценностей и декриминализации марихуаны
В ночь на 3 февраля в Ижевске после выступления на частной вечеринке умер Кирилл Толмацкий, более известный как рэпер Децл. Музыканту было всего 35 лет. Ему стало плохо в гримерке, и вскоре у него остановилось сердце. Buro. вспоминает, как мы попали на «Вечеринку у Децла дома» и почему она закончилась.
Смерть Кирилла Толмацкого напомнила, что в России лучший способ получить массу похвал и тёплых слов — умереть. Виртуознее всех это пока удалось проделать журналисту Аркадию Бабченко, заказное убийство которого оказалось вынужденной инсценировкой. Пока он не «воскрес», некоторые авторы сердечных некрологов об этом человеке с не самым приятным характером раскаивались, что не успели сказать этих слов при жизни. Старое интервью Толмацкого, где он говорит о желании инсценировать свою смерть в 35 и скрыться от общества, увы, всего лишь слова, и, в отличие от Бабченко, он не воскреснет.
Между тем само общество, от которого пытался скрыться Толмацкий, отреагировало на его смерть с неожиданной любовью к ушедшему. Ленты социальных сетей запестрели соболезнованиями и сожалениями даже от тех, кого в любви к творчеству Толмацкого было трудно заподозрить. Вызвано ли это типичным русским неумением хвалить человека публично и в лицо, а только за глаза и после смерти, или порывом ностальгии по концу 90-х и началу 2000-х, когда Децл был на всех главных музыкальных каналах, — непонятно. Второе кажется очень вероятным, потому что чаще всего упоминаются те самые первые клипы и альбомы исполнителя. Это иронично, но больше — грустно: сам Толмацкий приложил немало усилий, чтобы уйти от этого образа, пожертвовав стадионными концертами — влажной мечтой нынешних рэп-новичков, популярностью и деньгами.
Популярность Кирилл Толмацкий случайно получил на 16-летие от отца Александра Толмацкого — продюсера, работавшего с Олегом Газмановым и группами «Комбинация» и «Восток». Толмацкий-старший решил подарить сыну, увлеченному хип-хопом, собственный модный молодёжный клип с вечеринкой, брейкдансом и граффити — в общем, чтобы всё смотрелось круто. Шёл 1999 год, и самым продвинутым продюсером по части рэпа был Влад Валов, основатель группы Bad Balance, известный под псевдонимом ШЕFF. Его-то Толмацкий-старший и попросил помочь — так появились трек и клип «Пятница». Толмацкий-отец попросил по знакомству владельца MTV Россия Бориса Зосимова помочь поздравить сына и поставить хулиганистое видео в эфир. Неожиданно ролик оказался очень популярен, и Толмацкий-старший решил ковать деньги, пока горячо, и сделать из сына звезду с помощью того же Влада Валова.
Уже в конце 1999-го Децл попал на обложку модного журнала «Птюч», посвятившего несколько полос «выходу хип-хопа из андеграунда». В том номере «Птюча» под фотографией Децла написано: «В нашем хип-хопе появились новые лица — очень молодые, позитивные и талантливые. Кажется, что хип-хоп в России перестает быть субкультурой и становится классной коммерческой фишкой». Эти слова, если взять в расчёт недавний взлёт рэпа, — кажется, лишнее доказательство того, что жизнь идёт по спирали. Дебютный альбом Децла «Кто? Ты» вышел в 2000 году и разошёлся миллионом лицензионных копий, его клипы крутили по всем главным музыкальным каналам страны — беспрецедентный успех для артиста этого жанра в то время, первое же выступление — на разогреве Ice-T на московском Adidas Streetball Challenge. Толпы поклонников Децла заполняли трибуны стадионов, которыми сегодня измеряют успех рэперов: собрал «Олимпийский» — годен, нет — свободен.
Децл был годен и суперуспешен, но при этом у него была масса ненавистников. В летнем номере другого модного журнала «ОМ» 2000 года описывается случай, когда на съёмке программы «12 злобных зрителей» в студии MTV, где прошла премьера знаменитого видео «Вечеринка у Децла дома», рэпер чуть не подрался с поклонником техно, грозившим отрезать дреды Децла. Вдобавок тогда в Москве было много группировок скинхедов, ненавидевших рэперов, и последним периодически доставалось от «лысых». Децл выступал против расизма и называл скинов «нацистскими уродами». В интернете поклонники и противники исполнителя пререкались на форумах, про него говорили, что он не настоящий рэпер и его стыдно слушать. Каждый школьник знал фразу «Децл — лох», которую регулярно писали на гаражах и заборах. Телевидение пользовалось этим и стравливало Децла с ненавистниками, настоящими или подставными — неизвестно. Возможно, сейчас это назвали бы буллингом.
Очевидно, испытывать такое давление и в таком юном возрасте совсем не легко, и, вероятно, ещё сложнее, когда ты — это не совсем ты. В конце концов, сделать из Кирилла звезду придумал его отец, и он же выбрал ему сценическое имя, а основную часть музыки и текстов писала команда Влада Валова. В 2001-м Децл выпустил второй альбом «Street Fighter», записанный с прежней командой и тоже чрезвычайно успешный, и примерно тогда же испортились его отношения с отцом, так никогда и не исправившиеся.
Они перестали ладить, потому что Толмацкий-старший ушёл от жены к другой женщине, и сын не смог простить отца. Кроме того, Кирилл часто говорил в интервью, что устал от продюсерских методов отца, пытавшегося впихнуть сына в любой «Голубой огонек» и политический митинг. Мать Децла Ирина Толмацкая как-то заявила, что они с отцом поссорились, потому что отец стал относился к сыну как к источнику заработка. Слова Толмацкого-старшего из интервью 2014 года журналу Starhit словно подтверждают это: «Пару лет назад у Кирилла был не слишком удачный период. Но последние треки, которые я слышал, очень хороши. Попади они ко мне в руки, я бы превратил их в достойный продукт и выгодно продал». За годы разлада отец и сын наговорили друг о друге немало неприятного.
В 2004-м музыкант вернулся другим с альбомом «aka Le Truk», для которого сам выбирал композиторов и сам писал все тексты. Пластинка вышла довольно успешной и с хитами, но всё равно Кирилла Толмацкого помнили как Децла, и до самого конца ему так и не удалось изжить из народного сознания популярность своего первого псевдонима. Ле Трюк променял децловские темы тусовок, брейкданса и секса на социалку, конспирологию и декриминализацию марихуаны. Толмацкий стал все реже появляться на телевидении и в прессе, отказываясь от медийности. Он стал воплощением истинного антихайпа — не стремился к просмотрам на ютьюбе, люксовым брендам и крупным заработкам и не хвастался секс-победами, тачками, шмотками и прочими атрибутами хайпожоров. Он заявлял в интервью, что ему не нужна популярность после передоза ею в 16–17 лет. Его звали судить шоу «Голос», но он сам отказался участвовать, предпочитая зарабатывать исключительно гастролями. О популярных коллегах по цеху он отзывался небрежно, в том числе и в своей музыке. Например, в треке «Сигналы» с его последнего альбома «Неважно, кто там у руля»: «Украдено всё, что когда-то звучало / Рэп как фастфуд, инструмент нелегала, / Перестал вдохновлять, как это было в начале».
В 2018-м после ряда попыток силовиков сорвать концерты модных исполнителей все охотно обсуждали, что музыка превратилась в политическую силу, а ещё раньше — перерождение рэпера Фейса из мема в антигосударственника. В 2017-м все говорили о зацепе и антихайпе. Но никто так массово не говорил о Децле, превратившемся из мажора с самой крутой вечеринкой на районе в воплощение антихайпа, противника власти Владимира Путина и проповедника семейных ценностей. Ле Трюк практически прошёл мимо радаров. На смерть Децла чаще всего постят его шлягеры 2000 года, как будто он так и не вырос из тех широченных штанов, за которые его тогда критиковали, но это всего лишь вопрос ограниченного любопытства и ностальгии по тем временам. Сам Кирилл Толмацкий всё же смог освободиться от этого образа, пусть и не для широкой аудитории, зато для самого себя.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Источник
«Вечеринка» и «Письмо». За что мы полюбили Децла в начале нулевых
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
В ночь на 3 февраля из жизни ушел рэп-исполнитель Кирилл Толмацкий, известный под творческим псевдонимом Децл. Ему было 35 лет. Артист умер в ижевском клубе сразу после выступления на закрытой вечеринке. Это была его последняя вечеринка.
Портал Москва 24 собрал самые известные песни Децла, которые занимали первые места во всех хит-парадах начала 2000-х годов.
«Вечеринка»
Пожалуй, любимая песня многих молодых людей в исполнении Децла. Рэпер записал ее в 2000 году, когда ему исполнилось всего 16 лет. Она сразу же стала хитом и на протяжении долгого времени находилась в горячей ротации на радио и телевидении. Кстати, под нее компания Pepsi снимала Децла в своей рекламе.
Песня вошла в дебютный альбом Децла «Кто? ты». Он разошелся тиражом более миллиона копий. За этот альбом Децл получил премию «Record 2000» в номинации «Дебют года».
«Кровь моя, кровь»
Еще одна песня из альбома «Кто? ты». В 2000–2001 годах клип на песню неоднократно прокручивался на телеканалах «MTV», «РТР» и «Ren-TV».
Письмо
Песня «Письмо» получила в 2001 году престижную музыкальную премию «Золотой Граммофон». Это был самый пик популярности Децла.
Песня вошла в альбом «Уличный Боец», за который рэпер получил несколько премий, в том числе премии Муз-ТВ, Юнеско (лучшая обложка года), «Стопудовый хит» и «MTV Music Awards» (Выбор зрителей России).
Слезы
Песня «Слезы» была написана в 1999 году группой МЭD DОГ в стиле Рэпкор. Трек был создан на основе уже существовавшей композиции группы «Печаль». Однако, несмотря на вторичность, именно совместная работа с Децлом добавила группе популярности вне альтернативной тусовки.
Favela Funk
В 2016 году вышел мини-альбом рэпера Favela Funk, который он записал после поездки в Бразилию. В треке Favela Funk Децл старается отстаивать гуманистические идеалы.
© 2012 – 2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Источник