Картотека валеологических песенок-распевок
Гульнара Корепанова
Картотека валеологических песенок-распевок
Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению.
Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. разучиванию упражнений для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный,особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок – распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.
Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времён года и воспитывают творческое отношение к природе. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темна, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пенни постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.
Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому музыкальный руководитель должен стараться доставить детям удовольствие и радость от занятия, от самого процесса пения. Ведь как поётся в детской песенке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
Разучивание и пение распевок следует проводить не традиционным способом, сидя на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.
Валеологическая песенка – распевка «Здравствуйте»
Хлоп – хлоп – хлоп. — хлопки в ладоши
Топ – топ – топ. — топают ножками
Плюх – плюх – плюх. — гладят ладонями щечки
Плюх – плюх – плюх. — легкие хлопки по щекам
Чмок – чмок – чмок. — 3 раза чмокают губами
Щелк – щелк – щелк. — 3 раза щелкают зубами
— Здравствуй мой носик!
Бип – бип – бип. — 3 раза нажимают на нос пальцем
— Здравствуйте, гости! — машут рукой наверху
Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).
Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).
Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)
И дорожки разгребём (качают в стороны руками — «разгребают снег»).
Раз, два, три, четыре, пять! (Выполняют хлопки)
Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).
Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)
Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).
— У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)
За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик,
И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).
Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)
Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).
Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой,
Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).
Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)
И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).
По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)
Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).
Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)
Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).
Дождик бывает весенним (выполняют хлопки,
Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).
Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).
Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук — изображают, как летят снежинки).
(Педагог произносит без музыки, громко.)
И получается снег!
(дети сдувают снежинку с ладошки.)
Хлоп — хлоп — хлоп! (хлопают в ладоши)
Топ — топ — топ! (топают ногами)
Чмок — чмок — чмок! (чмокающие движения губами)
Цок — цок — цок! (стучат зубами)
Ручки, ручки, просыпайтесь! (гладим кисти рук)
Ласковые ручки наши, (гладим ладошки)
Пальчики сердитые, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
И ладошки, наши крошки, (хлопки в ладоши)
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
А теперь похлопаем
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы!
Русская народная мелодия.
Уж как шла лиса дорожкой
Хлопок, шлепок по коленям
Нашла азбуку в обложке
Поочерёдно шлепки по коленям
Она села на пенёк
И читала весь денёк.
Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»
Музыка Е. Тиличеевой.
Вот иду я вверх
Пальчики «шагают» по коленям, шлепок
Притопы ногами, хлопок
Наберу мучицы Круговые движения по коленям
Подолью водицы Шлепки по коленям
Для детей хороших Притопы
Напеку лепёшек. Хлопки
Скок – скок – поскок.
Русская народная потешка.
Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Всех ребят пущу.
Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Автор Л. В. Виноградов.
Вот лягушка по дорожке
Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)
Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши
Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши
Дятел Тук, тук, тук-тук-тук
Стучим кулачок об кулачок.
Мы в лесу слыхали стук.
Поочерёдно хлопки по коленям.
Тук, тук, тук-тук-тук
Стучим кулачок об кулачок.
Это дятел сел на сук
Поочерёдно притопы ногами.
Стучим кулачок об кулачок.
Поочерёдно хлопки по коленям
Стучим кулачок об кулачок
Автор Л. В. Виноградов.
Встретил ёжика бычок
Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)
И лизнул его в бочок.
Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)
А лизнув его в бочок Притопы
Уколол свой язычок.
Пальчиками по коленям
Чешская народная прибаутка.
В погреб лезет Жучка,
Пальчики «бегут» по коленям
Поочерёдно шлепки по коленям
Если в небе тучка –
Пальчики стучат по коленям
Едет, едет паровоз.
Автор Г. Р. Несакс.
Едет, едет паровоз
Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям
Две трубы и сто колёс
Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям
Две трубы, сто колёс
2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок
Машинистом – рыжий пёс.
Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям
Две трубы, сто колёс
2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок
Машинистом – рыжий пёс.
Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям
Движения выполняются по тексту
Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрём,
Носиком пошмыгаем и песенку споём:
«Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро всем, всем, всем!»
Трямди –песенка
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
На полянке между кочек (дети сидят на корточках, сжавшись в комочек)
От травы зелёной, (медленно поднимают голову)
Потянулся вверх цветочек.
Он от ветра задрожал («дрожат»)
И листочки вверх поднял (выпрямляются, поднимают вверх руки)
Вот росой умылся, («умываются»)
А потом… раскрылся! (встают, руки в стороны)
Здравствуй, солнце ясное! (хлопают в ладоши)
Здравствуй день погожий!
Я цветок! Такой прекрасный, (гладят себя по голове)
Добрый и хороший!
Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.
Картотека физкультминуток .
Картотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.
Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что «пальчиковая гимнастика» хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.
Картотека песенок-попевок по интервалам Для детей дошкольного возраста с использованием иллюстративного материала «Прима» 1. Андрей – воробей, Не гоняй голубей, Гоняй галочек.
Картотека песенок-распевок по интонационным оборотам Для детей старшего дошкольного возраста с использованием иллюстративного материала Интонационный оборот: 5-3-1 1. Бубенчики висят, Качаются,.
Картотека театрализованных игр Картотека театрализованных игрИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого.
Подборка песенок-колядок для детей старшего дошкольного возраста на зимние Святки Подборка песенок-колядок для детей старшего дошкольного возраста на зимние Святки. История колядок. Изначально праздник с колядками был.
Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.
Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.
Источник
Валеологические песенки — распевки
Матвеева Наталья
Валеологические песенки — распевки
Валеологические песенки – распевки
К музыкально-оздоровительной работе в ДОУ относится музыкальное и физическое воспитание ребенка. Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка. При систематических занятиях формируются и развиваются музыкальные и творческие способности каждого дошкольника.
Актуальным на сегодняшний день является использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в игровой форме. Например, начать музыкальное занятие нужно с радостных валеологических песенок-распевок, которые зададут хорошее настроение детям на целый день.
«Доброе утро, глазки»
Доброе утро, глазки, вы проснулись? поглаживаем веки
Доброе утро ушки, вы проснулись? поглаживаем ушки
Доброе утро, щечки, вы проснулись? поглаживаем щечки
Доброе утро, ручки, вы проснулись? поглаживаем ручки
Доброе утро ножки, вы проснулись? поглаживаем ножки
Доброе утро, солнышко! протягиваем руки вверх и улыбаемся.
Мы проснулись, и улыбнулись!
Доброе утро!
Доброе утро! поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! разводят руки в стороны.
И сегодня весь день хлопают в ладоши.
Мы поглядим лобик, выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки движения по тексту.
А теперь похлопаем
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, разводят руки в стороны.
Будьте все здоровы!
«Просыпайтесь»
Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки, топ, топ, топ, (топают)
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Здравствуйте губки, (3 раза «чмокают»)
Здравствуйте, зубки, (3 раза стучат зубками)
Здравствуй мой носик, бип, бип, бип, (нажимают указательным пальцем на нос)
Здравствуйте, малышки! Всем – привет! (посылают «привет»)
Ручки, просыпайтесь!
Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте! (разводят руки в стороны)
Ласковые ручки наши, здравствуйте! (гладят ладошки)
Пальчики сердитые, здравствуйте! (растопыривают пальцы)
И ладошки наши крошки, здравствуйте! (хлопают)
Разбудите наши ножки, здравствуйте! (наклоняются и хлопают по коленям)
Топотушки, топотушки, здравствуйте! (топают)
И пружинки, и пружинки, здравствуйте (пружинка)
И притопы, и притопы, здравствуйте! (выполняют притопы)
Дыхательная гимнастика
Непосредственно перед пением песен следует заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
«Ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
«Котёнок и шар».
Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал. Ф-ф-ф. Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф.» Хлопают в ладоши.
Подошёл и лапой — хлоп! Приседают.
Ну а шарик сразу – лоп
«Две собаки».
Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав- ав!»
«Ёжик».
Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх.»
«Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох,
Поднимем руки мы к плечам (вдох,
Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой).
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» — выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу: Жу-жу-жу.
Я налево погляжу: Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, — вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).
«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счёт «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха. Это норма для ребёнка 3-6 лет.
Артикуляционная гимнастика
позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Улыбка-трубочка
Тянем губы мы к ушам,
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).
Лопатка
Язычок наш, как лопатка,
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.
Горка
Горка длинная у нас,
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).
Вкусное варенье
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком, затем в левую.
Грибок
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу.
А руками соберу грибочков
Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.
Часики-качели
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
На качелях удержись.
Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.
Желобок
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок,
По нему ручей течёт.
Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.
Оздоровительные и фонопедические
упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей звуком, например:
Фонопедическое упражнение «Погреемся»:
Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко!
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а- а!» Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Упражнение для профилактики горла «Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч!
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».
«На лошадке». Н. Бакозаде
Я на прутике скачу.
— Чу, моя лошадка, чу!
Я кормлю тебя досыта,
Подковал твои копыта,
Хвост пушистый расчесал,
Гриву лентой подвязал.
Точно ветер я лечу.
— Чу, моя лошадка, чу!
Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.
«Песня».
Очень любим песни петь,
Только слов не знаем.
Но зато старательно
Рот мы открываем!
Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!».
Новогодние песенки для дошкольников Середина ноября, самое время подготовки детей к новогодним праздникам. Всегда очень хочется, чтобы они запомнились детям. Мы лихорадочно.
Досуг в младшей группе «Киска песенки поёт» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Летний период предоставляет педагогам ДОУ дополнительные возможности.
Фотоотчет. Инсценировка песенки про поросят Для того, чтобы изготовить забавные носики-пятачки, нам потребуются ватман розового цвета, деревянные шпажки, ножницы и маркер черного.
Фотоотчет «Мы весело гуляем и песенки поем» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом «Мы весело гуляем и песенки поем».
Сценарий праздника «Весна красная идет и песенки поет» В детском саду «Радуга» прошли замечательные весенние праздники для ребятишек младшего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Источник