Что значит вакансия тайный покупатель

Несложная подработка: тайные покупатели рассказывают о своей профессии

Тайных покупателей нанимают как массовые торговые сети, так и бутики, салоны по продаже товаров премиум-класса, банки, кафе и рестораны, салоны красоты и другие организации сферы обслуживания. Иногда они размещают вакансии тайных покупателей напрямую, иногда нанимают через агентства, у которых сразу несколько таких заказчиков.

Суть работы в том, что нужно:

  • посетить точку под видом покупателя или клиента. Бывают проверки с закупкой (когда нужно что-то купить или заказать) или без нее (когда вы только присматриваетесь к товару, прицениваетесь, общаясь с персоналом);
  • в это время обратить пристальное внимание на то, соблюдает ли персонал правила общения с клиентом (с этими правилами тайного покупателя знакомят заранее);
  • после посещения написать отчет и передать его нанимателю.

За свои услуги тайный покупатель получает оплату — как правило, сдельную (в зависимости от количества точек, которые он посетил).

Чаще всего к тайным покупателям не предъявляют никаких особых требований (актерских навыков, например, не требуется). Но если у места, где нужно выступить в роли клиента, есть специфика, важно ей соответствовать. Например, в вакансии по проверке продаж квартир в жилищных комплексах премиум-класса можно увидеть такое пожелание: «Возможность создать образ финансово состоятельного покупателя: стиль, одежда, аксессуары, уверенная речь».

Читайте также:  Гвс носитель повышающий коэффициент что значит

Поговорили с двумя девушками, одна из которых долго работала тайным покупателем в рамках одной и той же сети, другая часто берется за разовые проверки в совершенно разных местах (в основном через агентства).

«Это неплохая подработка, когда ты студент или пенсионер»

О работе тайного покупателя я в 2016 году узнала от своего знакомого, до этого даже не подозревала, что бывают такие подработки. Он дал мне телефон компании, которая набирала тайных покупателей для проверки своей сети. Я позвонила, и вскоре меня пригласили на собеседование.

Там меня спросили, где я работала до этого, где живу и где учусь. Как мне показалось, к кандидатам не было никаких особых требований, кроме возраста (от 18 лет) и наличия российского гражданства. В основном брали студентов и пенсионеров.

Нам провели инструктаж, это заняло около 40 минут. Рассказали о процедуре проверки, показали, как потом заполнять отчеты, познакомили с маршрутами проверок — так как сеть крупная, маршрутов было несколько и можно было выбрать удобные именно мне. Предлагали взять диктофон для записи, но я решила, что буду пользоваться своим диктофоном в телефоне.

Как проходили проверки

Маршруты нам выдавали на две недели. Количество проверяемых точек в одном маршруте бывало разным — от 25 до 40. Их можно было посетить в удобное мне время. Я обычно откладывала всё на потом, поэтому бегала по своим точкам в последние дни срока. Бывало, что я проверяла по 5–7 точек за день, а как-то раз посетила 9 подряд. Насколько я поняла, каждую точку проверяют два раза в месяц.

Во время проверки мне необходимо было отметить, улыбнулись ли мне, насколько были доброжелательны и внимательны, оценить обслуживание в целом. Важно было записывать всё происходящее на диктофон, а потом внести в отчет.

Главная цель тайного покупателя — проследить, соблюдают ли сотрудники сети регламент. Там принято особое, «фирменное» обращение к посетителям, и за его несоблюдение наказывают рублем.

Мне надо было сделать заказ в пределах лимита определенной суммы (тогда это было 300–350 рублей). Причем нужно было заказать одно обязательное блюдо, а остальное — по своему выбору. В общем, стандартная процедура заказа, никаких особых сценок разыгрывать не надо было. Съедать заказанную еду было не обязательно, я чаще всего отдавала ее кому-нибудь в торговом центре (уборщицам, например), иногда забирала домой.

Сколько платили

Оплата за работу получалась порядка 7–14 тысяч за маршрут, плюс деньги на заказ проверяемой точки (они выдавались перед проверкой). А еще нам компенсировали проезд наземным транспортом, но не на метро (потому что точки маршрута недалеко друг от друга, можно было дойти или доехать на автобусе, троллейбусе). Платили всегда вовремя и честно.

В общем, это неплохая подработка, когда ты студент или пенсионер, но как постоянная работа — точно нет.

Если «агента» вычисляли

В компании нам советовали не ходить на проверки в одной и той же одежде, чтобы не примелькаться на точках. Но это не очень помогало. Так как я работала долго, на многих точках сотрудники уже поняли, что я тайный покупатель, и в моем присутствии вели себя скованно и нервно. Пытались выслужиться и пустить пыль в глаза. Меня это раздражало.

Что нравилось, а что нет

Мне очень нравилось, что все зависит от меня: есть ли у меня желание и свободное время, чтобы поездить по точкам.

Я работала с перерывами, но знаю, что среди нас были и «трудоголики», которые не пропускали ни одного маршрута и даже брали иногда чужие маршруты параллельно. Но таких людей было немного.

Вообще, такая работа многим кажется мечтой: ходишь, ешь, еще и деньги за это получаешь. Так и есть, но везде свои минусы. Для меня самым сложным была дорога. Ты можешь до точки ехать час-два, а проверяешь ее 2–3 минуты, потом едешь или идешь до следующей точки, и так несколько раз. Я часто ходила пешком, а к концу дня не чувствовала ног. Хотя благодаря такой подработке я неплохо узнала Москву (я из Подмосковья).

Меня очень смущало, что от моих отчетов зависят зарплаты сотрудников. Я не всегда поэтому ставила плохие оценки, когда должна была. Иногда даже резала диктофонные записи, на которых были слышны нарушения, чтобы у людей не случалось проблем. У них и так зарплата «три копейки», они стоят у печей целый день на ногах — по-человечески понятно, если кто-то присел на минуту, несмотря на запрет, или не нашел сил улыбнуться.

Сложно назвать это полноценной работой. У меня не было ощущения, что я часть компании, в которой работаю. Скорее, я чувствовала себя наемником, который сегодня есть, а завтра, может, и нет. Я приходила в офис только за зарплатой и общалась только с курирующим менеджером. Она, кстати, никогда не ругала меня за ошибки в отчетах (я чаще всего писала их по памяти, не переслушивая запись).

В целом мне нравилось сотрудничать с компанией, я даже задумывалась, что неплохо бы устроиться к ним кем-нибудь в офис. Но я поступила на очное отделение и поняла, что не потяну совмещение учебы с работой в стандартном режиме 5/2.

Я проработала так около 2,5 года. Как-то у меня случился долгий перерыв, после него я написала своему менеджеру, но оказалось, что она уже уволилась и вместо нее другой человек. Я проверила два маршрута и поняла, что этот менеджер мне совершенно не нравится, работа не складывается. Так и закончилась моя «карьера» тайного покупателя.

«Мне приятно осознавать, что я помогаю улучшать сервис»

Тайным покупателем я стала, еще когда была студенткой. Искала в разных группах в социальных сетях подработку промоутера или официанта, и вдруг получила предложение разовой работы тайным покупателем. Нужно было проверить фирму, которая организует различные квесты. Так что мое задание: заказать квест на дом, якобы на день рождения, собрать 10 друзей и, когда придет ведущий, записать на диктофон, как он объясняет правила, оценить его манеру общения. Мы целый вечер весело играли, потом мне компенсировали стоимость квеста (10 тысяч рублей) и выдали 1 тысячу рублей за работу.

После этого я стала искать предложения такой подработки целенаправленно. Кого только не проверяла! Магазины одежды, сумок, косметики, медицинские центры (где-то нужно было, например, сдать кровь, а где-то и на прием к врачу сходить). Мне это кажется очень интересным, чувствуешь себя детективом. Сейчас у меня есть постоянная работа в офисе, а я все равно периодически откликаюсь на объявления о поиске тайного покупателя. У меня несколько друзей тоже «подсели» на проверки. Мой молодой человек, например, любит проверять всякие бургерные и пиццерии, а подруга ходит как «тайник» на маникюр или эпиляцию.

Думаю, постоянно и в качестве основной занятости «тайником» никто не работает — вряд ли можно жить на эти деньги.

Сколько платят

Я стараюсь брать проверки с высокой оплатой, хотя бы за 600–1000 рублей. А то бывает, что предлагают всего 200–300 рублей, и это прямо обидно. Но и такие проверки могу иногда взять, если задание интересное или есть выгода не в деньгах. Например, несколько месяцев назад я проверяла ювелирный магазин, там нужно было купить цепочку с кулоном, и потом ее цену мне компенсировали. Получился приятный подарок самой себе. Если покупаешь товар по цене выше оговоренного лимита, который тебе компенсируют, то как будто получаешь скидку.

Но вообще с покупками бывает по-разному. Иногда нужно купить вещь и сделать возврат через полчаса или на следующий день. Иногда товар надо вернуть не в магазин, а в офис. Условия, когда покупка остается тайному покупателю, бывают реже. Тогда компенсируют определенную сумму. Обычно не более 1500 рублей.

Больше всего платят, как я заметила, за проверки автосалонов, но тогда у тайного покупателя должны быть права, а иногда и свой автомобиль. Из неприятных наблюдений: мужчинам — тайным покупателям, как правило, предлагают больше, чем женщинам. Даже если всего на каких-то 100–200 рублей, всё равно это несправедливо.

Как проходят проверки

Для каждой проверки координатор присылает инструкцию, в ней прописано, на что обратить внимание, какие обязательные вопросы задать. Обычно нужно оценить, чистые ли в магазине пол и витрины, аккуратно ли разложен товар, через какое время после того, как вы вошли в магазин, продавец с вами поздоровался, не сидел ли он в присутствии покупателя, рассказал ли об акциях, которые сейчас проходят. После проверки я заполняю анкету и отправляю нанимателю (по электронной почте или заполняю анкету сразу на сайте).

В процессе проверки я стараюсь не придираться. Например, если пол в магазине не совсем чистый, потому что на улице идет дождь, могу про это не написать. Но если продавец грубый или совсем безразличный, напишу. Хотя я считаю, в некоторых магазинах много перегибов. Например, где-то продавцам нельзя принимать «закрытую позу» в присутствии покупателя, поворачиваться к нему спиной.

К каким результатам приводят мои проверки, я не знаю. Но прямо совсем ужасные магазины и продавцы мне не попадались. Возможно, о качестве сервиса думают как раз те компании, где и так с ним все хорошо, поэтому и нанимают «тайников», чтобы его бесконечно улучшать.

Если «агента» раскрыли

Меня ни разу не раскрывали в процессе проверки, но однажды вычислили еще до ее начала. Мне нужно было провести проверку в одном и том же магазине нижнего белья, но в разные смены продавцов. Когда я пришла в первый раз, продавец была без формы, не помогала мне с выбором, и я честно написала про это в отчете. А когда вскоре пришла туда во второй раз, увидела того же продавца — видимо, она поменялась с коллегой сменами. Она меня тоже сразу узнала и отреагировала очень негативно: «А, вы тайный покупатель! Читала я, что вы про меня понаписали».

Мне стало очень неудобно, я зачем-то купила трусы, которые мне вообще были не нужны, и сбежала.

Что нравится, а что нет

Мне иногда кажется, что работа тайным покупателем помогает мне унять собственный потребительский зуд. Я люблю покупать вещи, получаю от этого удовольствие, но на одежду, например, уходит много денег. А так погуляешь по торговому центру, пообщаешься с продавцами — и оказывается, что на самом деле и покупать ничего не нужно.

Как-то коллега с основной работы меня спросила: «Ты для этого получала высшее образование, чтобы вот так вещи покупать и возвращать?». А я поняла, что мне нравится. На основной работе я много сижу за компьютером, а тут можно вживую с людьми пообщаться. Плюс у каждого бывают случаи, когда его в магазине некачественно обслужили, нагрубили. Мне приятно осознавать, что я помогаю улучшать сервис, чтобы таких случаев было меньше.

Но мне не нравится, когда при проверке приходится много врать. Когда просто покупаешь вещь, которая тебе не нужна, долго разговариваешь с продавцом, а через полчаса возвращаешь ее, это одно дело. А вот бывают, например, предложения для «тайных соискателей» — с их помощью некоторые компании проверяют свои отделы по работе с персоналом. Это совершенно другое дело. У меня был один такой случай. Нужно было сделать вид, что я устраиваюсь на работу продавцом, и пройти собеседование. Получается, люди тратят на тебя время, и, если тебя в итоге «берут», приходится придумывать отговорки — передумала, срочно переезжаю. Не очень приятно.

Источник

Тайный покупатель

1. Кто такой тайный покупатель?

Вы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда на собеседовании менеджер великолепно рассказывает о технике продаж, а на деле оказывается, что его переговоры с трудом годятся даже для ларька с газировкой. Менеджер, много знающий о продажах — это здорово! Но его успешность определяет умение использовать эти знания на практике. Чтобы понимать, насколько продавец использует знания в работе, применяют технологию «тайный покупатель».

Тайный покупатель — это человек, задачей которого является оценка применения менеджером навыков продаж и сервисного обслуживания.

Технология проверки умений методом тайного покупателя эффективна тогда, когда она встроена в систему обучения и тестирования. Например, вы набираете менеджеров по продажам для горячих звонков, обучаете их, тестируете и отправляете в компанию на стажировку. Тайный покупатель делает звонок, задает заранее подготовленные вопросы и оценивает менеджера, в соответствии с критериями. Таким образом, четко сложится картина того, насколько менеджер усвоил материал и готов к работе.

2. Обязанности и навыки тайного покупателя

Работа тайного покупателя заключается в посещении торговых точек, под видом обычного посетителя, заполнения формуляров и выставления оценки по определенным критериям. Порой, тайному покупателю приходится проявлять весь свой актерский талант и играть роль злого монстра, с уймой претензий и полной неудовлетворенностью отношения работников к своей персоне. Так же, в обязанности таинственного покупателя может входить запись разговора на диктофон или камеру, попытка возврата товара, создание провокационной ситуации, и даже обнюхивание персонала — все зависит от сценария, предоставленного заказчиком.

Черты и знания человека, лучше всего подходящего на роль тайного покупателя:

    • Коммуникабельность — для предоставления большего маневра менеджерам;
    • Внимательность к мелочам;
    • Знание и владение навыками продаж — для оценки менеджера, использующего приемы не строго по шаблону;
    • Актерское мастерство для вживания в роль;
    • Гибкость и креативность для нешаблонного задавания вопросов.
        Чтобы быть хорошим тайным покупателем, необходимо выходить за рамки стандартных вопросов и задавать их нестандартно, говорить не книжным, а разговорным языком, не следовать по порядку этапов продаж. Иначе вы быстро будете вычислены опытными продавцами и не сможете получить реальной картины работы менеджера по продажам.

К содержанию

3. В чем суть работы тайного покупателя?

Технология «тайный покупатель» является одним из эффективных инструментов для улучшения качества обслуживания и проверки персонала.

Для внедрения этой технологии используют следующий алгоритм:

        • 1. Определение компетенций или тестируемых навыков.
        • 2. Определение четких критериев оценки с примерами и пояснениями.
        • 3. Создание «легенды» с реальными потребностями.
        • 4. Подготовка листа оценки.

Целями исследования могут быть:

        • увеличение спроса на товары и услуги;
        • оценка качества обслуживания клиентов;
        • выявление персонала, которому требуется обучение;
        • проверка сотрудников на использование знаний после обучения;
        • определение того, в какой мере соблюдаются стандарты компании (например, если это сеть магазинов);
        • диагностика качества работы входящего колл-центра;
        • исследование конкурентов.

Перед визитом тайный покупатель получает подробную инструкцию, как должна выглядеть точка, как должен вести себя персонал и сам тайный покупатель. Задача разведчика — хорошо изучить эту инструкцию, если он будет подглядывать в шпаргалку — его легко вычислят. В ходе проверки тайный покупатель должен все запомнить и незаметно записать, затем предоставить материал заказчику.

В рамках проверки могут использоваться следующие критерии оценки тайным покупателем:

        • приветливость и доброжелательность сотрудников;
        • внешний вид персонала, опрятность и соответствие дресс-коду компании;
        • грамотность сотрудников;
        • знание продаваемого товара;
        • презентация товара и предложение дополнительных услуг;
        • навыки общения с клиентом;
        • налаживание контакта с клиентом;
        • применение техники продаж;
        • поведение персонала в конфликтных ситуациях;
        • наличие очереди;
        • скорость обслуживания;
        • время ожидания ответа на вопрос или звонок;
        • порядок и чистота на рабочем месте и в помещении;
        • соответствие помещения фирменному стилю;
        • простота поиска точки и наличие вывесок.

После визита формируется отчет со всей полученной информацией: оценочный лист, аудио, видеозапись разговора, чек, иногда заказчики требуют фото точек, которые посещал тайный покупатель.

Ниже приведен реальный лист оценки торговой точки одного из наших клиентов, занимающийся продажей эксклюзивных отделочных материалов. Продажа с одного посещения практически никогда не заканчивается и поэтому обязательным условием для работы менеджера является получение контакта клиента для дальнейшего обсуждения заказа. Для торговых точек, продающих простые продукты, этот лист оценки не подойдет.

1. Внешний вид точки Точка оформлена в соответствии со стандартами. Товар расставлен по местам. 5
2. Внешний вид продавца Презентабельный, опрятный внешний вид, соответствующий дресс-коду. 5
3. Реакция на посетителя Была сделана пауза в соответствии со стандартами обслуживания и осуществлен подход в установленном порядке. 5
4. Вступление в контакт Контакт был начат с фразы, не рекомендованной для вступления в диалог «Вам чем-нибудь помочь?» 1
5. Выявление потребностей Выявление потребностей было сделано лишь частично после вопросов клиента о скидке и сроках поставки. 2
6. Презентация сильных сторон Были презентованы материалы, не были презентованы сильные стороны компании, из 5 базовых преимуществ было указано только собственное производство. 2
7. Отработка возражений Возражения не были выявлены и соответственно не обработаны. 1
8. Получение контакта Имя и телефон не был получен. 1
9. Отношения в итоге Личные отношения не установлены. 1
10. Результативность Общая результативность низкая. Менеджер выполнил консультационную работу, но не произвел выявление потребности и установку контакта. 2

К содержанию

4. Алгоритм работы тайного покупателя

        • 1. Посещение тренинга (по надобности);
        • 2. Получение инструкции от заказчика;
        • 3. Изучение стандартов и сценария проверки, требований к тайному покупателю;
        • 4. Посещение проверяемой точки/телефонный звонок;
        • 5. Заполнение листа отчетности;
        • 6. Предоставление отчета со всей информацией.

Тайный покупатель должен быть сторонним человеком для компании. Встречаются ситуации, когда персонал заранее знает о визите тайного покупателя, в этом случае этот инструмент совершенно бесполезен. Для повышения эффективности и однозначности оценки менеджеров по продажам, тайный покупатель может производить аудиозапись своего диалога.

5. Как стать тайным покупателем?

Работать тайным покупателем может кто угодно, все зависит от требований заказчика и объема работы. Например, если нужно посетить сеть магазинов женской косметики, то придирчивый мужчина будет выглядеть крайне подозрительно. Если, допустим, нужно проверить сервисный центр по ремонту ноутбуков, специалисты в этой сфере будут отличной кандидатурой, и такая работа будет более оплачиваемая. Так же необходимо иметь навыки, о которых мы говорили ранее.

Работу тайным покупателем нельзя назвать стабильной. Это может быть связано с разной затратой времени (проверяемый сотрудник может быть занят другим клиентом, а значит придется посетить точку еще раз), а так же нестабильностью заработка (иногда тайному покупателю приходится ждать заказ неделями). Поэтому такая работа больше подойдет для тех, кому нужен дополнительный заработок со свободным графиком.

6. Как вычислить тайного покупателя?

        • Покупатель задает много вопросов из листа стандартных вопросов.
        • Покупатель дает стандартные возражения.
        • Покупатель плавает в конкретных деталях по его ситуации.
        • Покупатель слишком правильно формулирует своим мысли и возражения.

Тайный покупатель это один из наших инструментов на проектах по развитию продаж. Он применяется наряду с записью разговоров менеджеров, обыгрыванием ситуаций на тренинге и является одним из элементов системы обучения и тестирования менеджеров по продажам

Источник

Оцените статью