Что значит узнать лексическое значение

Содержание
  1. Значение слова «узнать»
  2. узна́ть
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Лексическое значение слова: определение, типы (прямое, переносное), однозначные и многозначные слова
  5. Лексическое значение слова — это .
  6. Прямое и переносное значение слова
  7. Одно- и многозначные слова в русском языке
  8. Заключение
  9. Как узнать лексическое значение
  10. Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться
  11. Чем лексическое значение отличается от грамматического
  12. Виды лексических значений
  13. Прямое
  14. Переносное
  15. Связанные и не связанные
  16. Схожие и противоположные
  17. Лексическое и лексикографическое значение слова
  18. Есть ли границы у лексического значения
  19. Полезные материалы для учеников и родителей
  20. Что такое лексическое значение слова
  21. Слово как предмет изучения
  22. Лексическое значение — внутреннее содержание слова
  23. Грамматическое и лексическое значение слова
  24. Однозначные и многозначные слова
  25. Прямое и переносное значение слова
  26. Видеоурок
  27. Как определить лексическое значение слова?
  28. Образец выполнения задания
  29. Образец текста

Значение слова «узнать»

УЗНА́ТЬ, узна́ю, узна́ешь; прич. страд. прош. у́знанный, —нан, -а, -о; сов., перех. (несов. узнавать).

1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Получить, собрать сведения о ком-, чем-л., стать осведомленным относительно чего-л. Узнать новость. Узнать о несчастье друга.Место мне понравилось, и я захотел узнать, как оно называется и что это за монастырь? Гл. Успенский, Без определенных занятий. Хозяйка сообщила несколько новых подробностей; она узнала их утром от жены живописца. Вересаев, Два конца. || Справиться, осведомиться о ком-, чем-л.; спросить. Фавори был убежден, что Козелков пошлет его узнать об здоровье Марьи Петровны. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши. [Бажов:] Вот и я решил сегодня по-соседски обязательно к вам заехать, поздравить, узнать, как вы тут живете, как трудитесь. Михалков, Илья Головин. || Получить истинное понятие, представление о ком-, чем-л. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли? Тургенев, Отцы и дети. [Донна Анна:] Да, мой отец, его я полюбила, Когда узнала сердце я его. А. К. Толстой, Дон Жуан. || Обнаружить, раскрыть. — Вот я — согрешил и был наказан. — Жил и все боялся — вдруг узнают? М. Горький, Трое. — Юля, правильно ли я сделала, что настаивала на встрече с политическим ссыльным? Если узнают, могут выгнать из гимназии. Матюшина, За дружбу.

Читайте также:  Захват анаконды что это значит

2. Впервые увидеть кого-л., познакомиться с кем-л. Тетка Анна Львовна к тому времени, когда я ее узнал, была женщина лет сорока пяти. Лесков, Павлин. Пусть он сейчас только невидный кузнец на шлюзе. Придет время — его узнают все: имя его не будет сходить со столбцов газеты. Гладков, Энергия.

3. также с придаточным дополнительным. На собственном опыте получить представление о чем-л.; испытать, изведать. Узнать цену труду.И я любовь узнал душой С ее небесною отрадой, С ее мучительной тоской. Пушкин, Руслан и Людмила. В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастие: побывал у различных господ, — терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед. Тургенев, Дворянское гнездо. В эту ночь в первый раз он узнал, что такое бессонница. М. Пришвин, Кащеева цепь. || (несов. нет). В форме будущего времени употребляется как выражение угрозы. — Я этого гада проучу! Он узнает, как людей оговаривать! — не отвечая, бормотал Василий. Николаева, Жатва.

4. Обнаружить в ком-л. кого-л. знакомого или в чем-л. что-л. знакомое. Узнать почерк.Один голос я тотчас узнал. Это был повеса Азамат, сын нашего хозяина. Лермонтов, Бэла. В этой тетрадке Родион Антонович узнал свою докладную записку, отмеченную на полях красным карандашом генерала. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Это была Марья Васильевна, я сразу узнал ее, хотя у нее был незнакомый вид. Каверин, Два капитана. || также с придаточным дополнительным. Определить, распознать кого-, что-л. по каким-л. признакам. Я узнал наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга. Тургенев, Бежин луг. Ел он не спеша, степенно, и Дюдя — узнал в нем по манерам человека делового, серьезного и знающего себе цену. Чехов, Бабы.

Читайте также:  Что значит система заземления tn c

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УЗНА’ТЬ, а́ю, а́ешь, сов. (к узнавать). 1. кого-что. Увидеть, обнаружить, найти в ком-чем-н. какого-н. знакомого или что-н. знакомое. Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала. Пушкин. Народ узнал колокольчик Пугачева. Пушкин. Еле узнал старого друга. У. свою вещь. 2. кого-что и с союзом. Получить знание чего-н., представление о чем-н., понять, познакомиться с чем-н. У. природу. У. нужду. У. чей-н. характер. У. друга в беде. У. устройство машины. Он знает, как я обидел его друга: пусть же узнает, как Сильвио мне отомстил. Пушкин. То всё опять душа моя узнала. Жуковский. Заглянул даже на козлы, чтобы узнать, какой ямщик с нами едет. Л. Толстой. Свет узнанный свое лицо земное разоблачил, и призракам конец. Жуковский. || (несов. нет) без доп. и с союзом. То же при выражении угрозы. Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ. Пушкин. Наплачется он у меня, узнает, каково итти на Троекурова. Пушкин. А вот велю тебе голову отрубить, — проговорил мальчик глуховатым голосом — тогда узнаешь. А. Н. Толстой. 3. кого-что и о ком-чем. Разузнать, допытываясь, получить сведения, известия о ком-чем-н. У. все новости

по радио. Вскоре узнали мы о совершенном его разбитии.

Пушкин. Третьего дня вечером я узнал о намерении Станицына. Тургенев.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

узна́ть

1. обнаружить в наблюдаемом объекте знакомый ◆ Я не сразу узнал этого человека: он сильно изменился.

2. получить знание о чём-либо, сделать какой-то факт частью своего сознания, мировоззрения ◆ Я многое узнал за эти два года. ◆ Он узнал, что самолет еще не прилетел. ◆ Он узнал, как изготовляется фарфор. ◆ Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Лев Толстой, «Анна Каренина»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова корякский (прилагательное):

Источник

Лексическое значение слова: определение, типы (прямое, переносное), однозначные и многозначные слова

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово – это основная единица языка. Именно слова используются для дальнейшнего построения речи.

Да, слова в свою очередь могут члениться на более мелкие единицы, однако именно они воспринимаются нашим сознанием как те самые «кирпичики», из которых мы возводим языковые строения.

Слова имеют внешнюю и внутреннюю форму. Как говорят лингвисты, план выражения и план содержания. Под внешней оболочкой подразумевается звукобуквенное оформление, то есть графемы на письме и произносимые звуки в речи.

За содержательную часть отвечает внутренняя форма слова. То, что обозначается. Внутреннее содержание – это и есть лексическое значение слова.

Лексическое значение слова — это .

Слово «лексический» восходит к греческому корню lexus (λέξις), что переводится на русский как «слово, выражение, оборот».

Соответственно, этимологически «лексическое значение» — это просто «словесное значение». Грубо говоря, выражение «лексические значение слова» — пример тавтологии, однако оно используется именно в таком виде, потому что является оппозицией грамматическому значению слова.

Впрочем, учитывая этимологию словосочетания, можем говорить, что именно внутреннее – лексическое – значение было первичным для древних ученых. Труды о «форме и содержании» — одни из первых в пралингвистике – восходят к расцвету античной культуры.

Четкого, всеми признанного определения термина нет. Однако, по словам академикаа В.В.Виноградова, относительно общепринятой является такая трактовка:

Лексическое значение слова – это его предметно-вещественное содержание, орформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка.

Обычно в лексическое значение включается не весь набор признаков предмета, а только те ключевые признаки, позволяющие определить обозначаемый предмет (явление, действие. ), отделить его от ряда однородных предметов.

К примеру, лексическое значение слова Тигр – «самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (темными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Азии.

В профильной и учебной литературе лексическое значение слова часто обозначается аббревиатурой ЛЗС.

Как правило, лексические значения закреплены в толковых словарях.

Прямое и переносное значение слова

Многие слова в русском и других языках могут иметь прямое и переносное значение.

Прямое значение слова – это основное ЛЗС без дополнительных оттенков.

В своем прямом значении лексема обычно соотносится с каким-либо предметом, явлением, действием или признаком. Слово «называет» этот объект действительности четко, без необходимости в привлечении образного мышления или определенной базы знаний.

Когда мы слышим такое слово, сразу представляем себе то, что оно обозначает. К примеру:

  1. Деревянный дом стоит на окраине леса.
  2. Вчера мы играли в саду.
  3. Автомобиль припаркован у ворот.

Безусловно, у каждого свое представление о доме, саде или автомобиле, но в воображении каждого эти предметы будут соответствовать словарному значению данных лексем.

Переносное значение слова – это вторичное, производное ЛЗС, которое возникает на основе сходства предметов, их функций или признаков.

В переносном значении слово может не обладать всеми ключевыми признаками, поданными в первом ЛЗС в словаре. Однако оно имеет общий оттенок значения (сему) с прямым, на основе чего легко понимается всеми носителями языка.

К примеру, в предложении «Пес бежит по газону» слово бежать используется в прямом значении – «двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом».

Но когда мы говорим, что «время бежит», в нашем сознании нет никакой связи с перемещением по земле. Мы подразумеваем только часть значения – высокую скорость движения.

Одно- и многозначные слова в русском языке

Как было сказано ранее, слово имеет план выражения (внешняя, звукобуквенная форма) и план содержания (значение).

Если одному плану выражения соответствует только один план содержания – перед нами однозначное слово.

Лингвисты называют это моносемией. Есть несколько категорий слов, которые обычно имеют только одно значение:

  1. Собственные имена. Иванов, Александр, Вологда, Россия.
  2. Неологизмы – слова, которые недавно вошли в словарный состав языка и ещё не успели «обрасти» вторичными значениями. Это могут быть как заимствованные, так и созданные внутри языка конструкции. Брексит, коронафейки, санизайзер, удаленка.
  3. Лексемы на обозначение узкопрофильных предметов, предметов специального употребления: автобус, бисер, бинокль.
  4. Термины. Одно из требований к созданию термина – его однозначность. Иногда это нарушается, но в теории они должны быть именно такими. Семантика, глагол, словосочетание, запятая.

Если одному плану выражения соответствует более одного плана содержания, перед нами одно из двух явлений – полисемия (многозначность) или омонимия.

Подробно разница между ними разобрана в теме о многозначных словах на нашем сайте. Если кратко, то определяющим является фактор наличия общей семы (оттенка значения) у двух слов. Даже филологу не всегда просто отделить омонимы от двух ЛЗС многозначного слова.

Дело в том, что связь между ними может быть утеряна во времени, она не всегда очевидна. Лингвисты называют этот процесс «затемнением» внутренней формы слова. Если такой процесс приводит к тому, что большинство носителей языка не способно увидеть связь, стоит признать, что слова переходят в разряд омонимов.

Существует и обратная связь. Когда одному плану содержания соответствует несколько планов выражения. То есть одно и то же значение может быть выражено разными словами. В таком случае речь идет о синонимии.

Заключение

Итак, сегодня мы поговорили о том, что такое лексическое значение слова. Определили, что оно может быть прямым и переносным, а также обратились к теории моно- и полисемии в русском языке в связи с понятием о планах содержания и выражения лексических единиц.

Ещё более простое объяснение темы, рассчитанное на учеников младших классов, представлено в этом видеоролике:

Источник

Как узнать лексическое значение

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Что такое лексическое значение слова

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это его внут­рен­нее содер­жа­ние, то, что это сло­во обозначает.

Узнаем, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва как мини­маль­ной еди­ни­цы речи.

Слово как предмет изучения

Ежедневно мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, что­бы офор­мить с их помо­щью свои мыс­ли, жела­ния, прось­бы в связ­ную речь. Слово нераз­рыв­но свя­за­но с мыс­лью. Оно явля­ет­ся твор­цом всей миро­вой куль­ту­ры, упра­ви­те­лем чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти отдель­но­го чело­ве­ка, наро­да и все­го чело­ве­че­ства. Какая дру­гая сила в мире может срав­нить­ся с без­мер­ной силой слова?

Каждый из нас зна­ет, что сло­во, уст­ная или пись­мен­ная речь, — это необ­хо­ди­мое сред­ство обще­ния меж­ду людь­ми, сред­ство вза­и­мо­по­ни­ма­ния и связи.

Исходя из это­го утвер­жде­ния, теперь вполне понят­но, поче­му сло­во явля­ет­ся объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных и пред­ме­том их серьез­но­го изучения.

Все сло­ва язы­ка обра­зу­ют его сло­вар­ный состав, или лек­си­ку. Для изу­че­ния сло­ва в язы­ко­зна­нии суще­ству­ет спе­ци­аль­ная нау­ка — лексикология.

Лексическое значение — внутреннее содержание слова

Чтобы понять, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, уста­но­вим, что сло­во явля­ет­ся цен­траль­ной зна­чи­мой еди­ни­цей язы­ка, кото­рая оформ­ля­ет­ся в виде зву­ков в речи и запи­сы­ва­ет­ся на бума­ге бук­ва­ми. У каж­до­го сло­ва име­ет­ся его внеш­няя зву­ко­вая обо­лоч­ка, изу­че­ни­ем кото­рой зани­ма­ет­ся фоне­ти­ка. Кроме зву­ко­во­го оформ­ле­ния, каж­дая лек­се­ма име­ет своё внут­рен­нее содер­жа­ние — это его смысл. Слово соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным поня­ти­ем, пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и т.д.

С ран­не­го дет­ства ребе­нок, овла­де­вая речью, зна­ко­мит­ся со сло­ва­ми и поня­ти­я­ми, обо­зна­чен­ны­ми ими, с помо­щью роди­те­лей. Так, напри­мер, сло­во «спич­ка» пона­ча­лу ниче­го для малы­ша не пред­став­ля­ет опас­но­го, пока он не узна­ет, что зажжен­ная спич­ка может обжечь его и быть при­чи­ной пожа­ра. Звуковая обо­лоч­ка сло­ва посте­пен­но соот­но­сит­ся с его смыс­лом, или лек­си­че­ским значением:

Спички — тон­кие, обыч­но дере­вян­ные палоч­ки, с голов­кой, покры­той вос­пла­ме­ня­ю­щим­ся веще­ством, слу­жа­щим для добы­ва­ния огня.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

У сло­ва, кро­ме внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки, име­ет­ся внут­рен­нее содер­жа­ние, кото­рое в лек­си­ко­ло­гии назы­ва­ет­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем слова.

Без лек­си­че­ско­го зна­че­ния труд­но было бы отли­чить одно сло­во от дру­го­го, и тогда речь, как пра­ви­ло, состо­я­щая из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем, поте­ря­ла бы свой смысл и свое пред­на­зна­че­ние быть, в первую оче­редь, сред­ством обще­ния меж­ду людь­ми. Лексическое зна­че­ние каж­до­го сло­ва помо­га­ет отли­чать одно сло­во от дру­го­го, например:

  • стол — это пред­мет мебе­ли в виде широ­кой гори­зон­таль­ной дос­ки на несколь­ких нож­ках, на кото­рый кла­дут или ста­вят что-либо;
  • стул — пред­мет мебе­ли на нож­ках со спин­кой, пред­на­зна­чен­ный для сиде­нья одно­го человека.

Лексическое зна­че­ние сло­ва трак­ту­ет­ся по-разному. Начальное поня­тие о лек­си­че­ском зна­че­нии сло­ва для млад­ших школь­ни­ков мож­но пред­ста­вить в виде сле­ду­ю­щей формулировки:

Например, каж­дый с дет­ства зна­ет и пред­став­ля­ет, что такое рука. Рука — это часть тела чело­ве­ка, его верх­няя конеч­ность, кото­рая име­ет паль­цы. С помо­щью рук чело­век может выпол­нять раз­лич­ную рабо­ту (шить, масте­рить, стро­ить), играть на музы­каль­ных инстру­мен­тах, писать, рисо­вать и т. д. Как видим, в лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва «рука», обо­зна­чен­но­го соче­та­ни­ем имен­но этих зву­ков речи, вхо­дят наи­бо­лее суще­ствен­ные при­зна­ки и свой­ства пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го этой лексемой.

Значит, лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва — это един­ство его зву­ко­во­го оформ­ле­ния и внут­рен­не­го смыс­ла, заклю­чен­но­го в нем. Тогда опре­де­ле­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го поня­тия пред­ста­вим в таком виде:

Грамматическое и лексическое значение слова

Не забу­дем еще об одном аспек­те сло­ва. У каж­дой лек­се­мы име­ет­ся грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние той части речи, к кото­рой оно принадлежит.

Например, неко­то­рые сло­ва обла­да­ют грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, назы­вая реа­лии дей­стви­тель­но­сти (шко­ла), лица (маль­чик), поня­тия (неж­ность, белиз­на), про­цес­сы (бег, ходь­ба) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Это грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти объ­еди­ня­ет эти сло­ва в один лексико-грамматический класс — имя существительное.

Рассмотрим соот­не­сен­ность лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния сло­ва «стол». Его лек­си­че­ское зна­че­ние уже определено.

Грамматическое зна­че­ние заклю­ча­ет­ся в его фор­ме, кото­рая опре­де­ля­ет­ся по окончанию.

(сидеть) у стол а — суще­стви­тель­ное, 2 скло­не­ния, муж­ско­го рода, в фор­ме род. п., ед. ч.

Однозначные и многозначные слова

Лексическое зна­че­ние слов фик­си­ру­ют и объ­яс­ня­ют спе­ци­аль­ные сло­ва­ри, кото­рые назы­ва­ют­ся тол­ко­вы­ми. Богатство лек­си­ки рус­ско­го язы­ка отоб­ра­жа­ет, напри­мер, «Словарь живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка» В. И. Даля, кото­рый вклю­ча­ет более 200 тысяч слов, «Толковый сло­варь рус­ско­го язы­ка» Д. Н. Ушакова — око­ло 90 тысяч слов. «Словарь совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка» в 17 томах состо­ит из 120 тыс. слов.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка есть сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют толь­ко один пред­мет, при­знак, дей­ствие, свой­ство и т. д.

Например, сло­вом «фио­ле­то­вый» обо­зна­ча­ет­ся один из цве­тов спектра.

Одним и тем же сло­вом могут назы­вать­ся раз­ные пред­ме­ты, при­зна­ки, действия.

Вот как опре­де­ля­ет мно­го­знач­ность сло­ва «зем­ля» ака­де­мик Д. С. Лихачев в пре­ди­сло­вии к кни­ге «Земля родная»:

Я назвал свою кни­гу «Земля род­ная». Слово «зем­ля» в рус­ском язы­ке име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Это и поч­ва, и стра­на, и народ (в послед­нем смыс­ле гово­рит­ся о Русской зем­ле в «Слове о пол­ку Игореве»), и весь зем­ной шар. В назва­нии моей кни­ги сло­во «зем­ля» может быть поня­то во всех этих смыслах.

Прямое и переносное значение слова

Прямое зна­че­ние — это лек­си­че­ское зна­че­ние в соб­ствен­ном смыс­ле, без допол­ни­тель­ных оттенков.

Переносное зна­че­ние — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов по фор­ме, цве­ту, харак­те­ру, выпол­ня­е­мой функ­ции, ассо­ци­а­ции по смеж­но­сти. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные слова.

  • свет­лые воло­сы — свет­лая ком­на­та — свет­лый ум — свет­лое будущее;
  • холод­ный день — холод­ный при­ем — холод­ный взгляд.

Переносное зна­че­ние слов — это осно­ва появ­ле­ния худо­же­ствен­ных образ­ных средств речи:

Видеоурок

Как определить лексическое значение слова?

Чтобы определить лексическое значение слова в предложенном тексте, важно обратить внимание не просто на указанное слово, а еще и на то, с каким словом оно вступает «в отношения» (согласуется, управляет, примыкает), и сопоставьте его с примерами словосочетаний или предложений в вариантах ответов.

Образец выполнения задания

Образец текста

(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.

(4) ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

(по Я. Перельману)

Пример задания. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующего этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

  1. Соглашение между воющими сторонами о прекращении войны.
  2. Отдельная часть Вселенной; планета.
  3. Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие.
  4. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
  5. Тишина, покой, спокойствие.

Рассуждаем. Находим предложение (3), читаем: из окружающего нас мира. Значит имеется в виду планета. Получаем ответ.

Источник

Оцените статью