Утечка, вывоз, бегства капиталов, отмывание денег
Дата добавления: 2014-12-02 ; просмотров: 3693 ; Нарушение авторских прав
Нелегальный вывоз (утечка) капитала – это перевод капитала за границу или отказ от его репатриации, осуществляемые с нарушениями действующего нормативного режима. Однако вывоз капитала может происходить и в рамках действующего законодательства, но лишь с экономической точки зрения классифицироваться как нелегальный, поскольку казахстанский правовой режим позволяет экономическим субъектам применять схемы, не нарушающие действующие правовые нормы.
Утечку капитала следует отличать от вывоза капитала — широко распространенной формы международных экономических отношений. Вывоз капитала происходит под воздействием рыночных факторов, таких как, например, динамика процентных ставок в различных странах. Утечка капитала провоцируется в основном нерыночными факторами.
Бегствокапиталов – стихийный, не регулируемый государством отток денежных средств предприятий и населения (валюты) за рубеж, в целях более надежного и выгодного их помещения, инвестирования, а также для того, чтобы избежать их экспроприации. Несомненно, основные причины оттока или бегства капиталов за пределы Казахстана лежат в экономической сфере и объясняются экономическими ин-тересами собственников или владельцев бегущих капиталов. В свою очередь, эти экономические интересы формируют стремление: сохранить свои капиталы; приумножить эти капиталы, заставить их работать; уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов налоги; легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально; получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории Казахстана, и т.д. Все остальные причины бегства капиталов за границу носят производный от экономических причин характер. Ущерб от утечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем: — государство не может собирать в полном объеме налоги и пошлины; — отечественные средства инвестируются не в стране, а за ее пределами; — ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего сокращаютсякапиталовложения; — криминальный капитал коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников для проведения незаконных операций; — страдает мораль – общество строится на принципах лицемерия. Основные способы утечки капиталов: 1) невозврат в страну экспортной валютной выручки; 2) необоснованные авансовые перечисления в счет фиктивных контрактов на поставки в страну товаров и оплаты фиктивных импортных услуг (информационных, маркетинговых, консалтинговых, комиссионных и пр.); 3) манипуляции с ценами при безвалютных товарообменных сделках ( ба-ртерных, клиринговых, компенсационных и т.п.) с последующим инвестированием за рубежом части средств; 4) занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте товаров и услуг; 5) внесение страхового депозита в иностранный банк с формальным намерением получить кредит при последующем отказе от него; 6) создание оффшорных компаний для вывода части прибыли из-под на-логообложения; 7) злоупотребления при получении иностранной финансовой помощи с оседанием за рубежом части выделенных сумм; 8) нарушение финансовой дисциплины при оплате экспортных поставок (оплата контракта с просрочкой с сокрытием процентов); 9) предоставление отсрочки по оплате экспортной продукции (фирменный кредит); 10) использование международных перестраховочных операций; 11) осуществление незаконных трансфертных валютно-финансовых операций; 12) трансферты при теневом финансировании импортных операций и снижения налоговых платежей; 13) неконтролируемый вывоз наличной валюты за рубеж гражданами Казахстана и иностранцами. Пути осуществления экономических мер противодействия бегству капиталов за границу могут быть разными: 1) это может быть либерально-рыночный путь, заключающийся в основном в проведении мягких экономических реформ в стране, направленных на создание развитой, сильной и высокоэффективной экономики. Администрирование, запрет какого-либо не очевидно общественно опасного экономического поведения субъектов экономической деятельности, в том числе оттока капиталов за границу, при этом сведен к минимуму, хотя далеко не исключен (прежде всего, это запрет различных контрабандных способов оттока капиталов за пределы своего государства). Проблема бегства капиталов такими спо-собами решается плавно, постепенно, путем косвенного позитивного экономического воздействия на субъектов бегства. Последнее, доказывая приоритетность существования капиталов в национальной среде, медленно, но последовательно, приводит к сокращению оттока капитала за границу. Недостатки такого пути очевидны – он слишком долог, поэтому не всегда приемлем для государств, стремящихся получить результаты сразу, немедленно. По этому пути идет большинство развитых в экономическом отношении государств; 2) путь либерально-административный, сочетающий в себе, образно говоря, «кнут и пряник». Постепенное проведение экономических реформ в стране, повышающих привлекательность национальной экономики для инвесторов, в том числе, для инвесторов потенциальных, которыми являются владельцы бегущих капиталов, имеет место и здесь, и также признается приоритетным. Однако для получения быстрых результатов в деле противодействия бегству капиталов достаточно широко используются административные методы, методы запрета, в том числе, уголовно-правового. Законодательно вводятся ограничения на осуществление некоторых видов внешнеэкономичес-кой деятельности, жестко регулируется порядок возвращения в страну валю-тной выручки, полученной за ее пределами, со значительными ограничениями регламентирован порядок размещения денежных средств за границей, и т.д. Полная государственная валютная и внешнеэкономическая монополия, однако, не вводится. Этот путь, с различным процентным содержанием либеральных и административных методов используется многими развивающимися в экономическом и политическом отношении государствами. По этому пути идет в настоящее время и Казахстан, причем для нас характерно постепенное ослабление административной составляющей анализируемого пу-ти; 3) административный путь, или путь введения государственных монополий на внешнеэкономическую и валютную деятельность. Он характеризуется полным и полностью административным решением проблемы бегства капиталов за границу. Внешнеэкономическая деятельность, валютное регулирование – монополии государства, нарушение которых жестко карается не только, и не столько экономическими методами, сколько методами принуждения, прежде всего, уголовно-правового. Это тот путь, по которому шел в свою бытность Советский Союз. Поэтому законодательная политика в области внешнеэкономической деятельности должна отражать долговременную стратегию развития страны, максимально содействовать решению социальных проблем, соответствовать целям и приоритетам экономической политики. В этом контексте нужны специальные меры, связанные с изменениями в структуре финансовой системы, с созданием мощной базы поддержки экспорта капитала в нормальных формах. Требуется очень тщательный, избирательный подход к тем капиталам, которые в силу несовершенства законодательства ушли из страны и готовы вернуться при создании благоприятных условий. Нужны и меры, приобретающие особую значимость в современной ситу-ации, такие, как восстановление доверия к финансово-кредитной системе. Мировой опыт показывает, что регулирование внешнеэкономических потоков не может рассматриваться как изолированная и cамодостаточная фу-нкция государства. Подобные действия должны обязательно стать частью, звеном долговременной социально-экономической стратегии.
В отличие от вывоза (утечки) капитала и бегства капитала,отмывание денег – легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. Отмывание денег является деятельностью, осуществляемой для того, чтобы «очистить» незаконные доходы, отделить их от преступной деятельности, которая позволила их получить, затрудняя таким образом установление их источников.
Процесс отмывания денег состоит из трех следующих этапов:
а) процесс накопления незаконных капиталов как результат обычной деятельности криминального мира;
б) превращение незаконных капиталов в законные путем их маскировки, с помощью установления ширм, способных отделить доход от его незаконных источников не только с юридической, но и с географической точки зрения.
в) вложение отмытых капиталов в законную деятельность:
Эти три этапа могут осуществиться в одной стране, но могут и – и это является нормой – переплетаться и пересекать территории нескольких стран.
Операции, нацеленные на отмывание «грязных» капиталов могут осуществляться с помощью различных систем:
вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом грузе с целью дальнейшей репатриации через иностранные банки;
заключение контрактов с инофирмами на оказание различных услуг информационно-справочного характера;
заключение фиктивных арендных договоров и фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров;
покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк;
сокрытие настоящего происхождения денег (счета в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т. п.);
перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм;.
использование игорных домов (обмена денег на фишки);
заключение фиктивных лизинговых контрактов;
система завышения счетов при импорте и занижения счетов при экспорте.
«компенсации»(за границей открывается кредит в пользу гражданина, проживающего в третьей стране, под аналогичную процедуру, выполняемую в нашей стране в пользу партнера, проживающего за рубежом).
В любой форме (вывоз (утечка), бегство капитала, отмывание денег) для национальной экономики современного Казахстана необычайно остро стоит проблема вывода финансовых активов из страны, так как негативно отражается на уровне жизни населения, объеме капитальных вложений, доходах бюджета, величинезолотовалютных резервов.
Источник
Утечка» и «бегство» капитала: мировые тенденции и практика России
Кроме обычных, «законных» существуют и другие формы вывоза капитала, связанные с понятиями его «утечки» и «бегства». В данном случае имеются в виду нелегальный перевод денежных средств за границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.
К нелегальным формам «утечки» капитала из страны относятся:
• сокрытие, полный или частичный неперевод, невозвращение в установленные сроки экспортной валютной выручки;
• невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных и иных обстоятельств;
• фиктивные импортные контракты и непогашение импортных авансов;
• необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые нередко не осуществляются вообще;
• искусственное занижение по договоренности с иностранными партнерами цен на экспортируемую продукцию и завышение цен на импортируемую продукцию (в таком случае ценовая разница в виде валютной выручки «оседает» за рубежом);
• «уход» капитала из страны на основе осуществления неэквивалентных бартерных («товар на товар») операций во внешней торговле (с занижением экспортных и завышением импортных цен);
• перечисление на счета иностранных фирм валютных средств и счет оплаты фиктивных импортных услуг (маркетинговых, информационных, консалтинговых и т. д.);
• внесение страхового депозита в иностранный банк для получения кредита (сам кредит при этом не берется);
• нелегальный экспорт, используемый в тех случаях, когда отечественные экспортеры могут обойти процедуры таможенного контроля (в России это проявляется, например, при экспорте рыбы и морепродуктов);
• нелегальный вывоз иностранной валюты;
• вывоз капитала частными лицами с помощью кредитных карточек и др.
Все указанные формы получили распространение в России. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к указанным формам утечки капитала и другие (специфические), свойственные лишь России, формы:
1. «Уход» ресурсного капитала (природных ресурсов).
Природные ресурсы являются одним из основных составляющих национального богатства России, наиболее активно используемой развитыми странами с рыночной экономикой. Через внешнюю торговлю природными ресурсами, по имеющимся оценкам, из РФ ежегодно осуществляется чистый «уход» капитала в размере не менее 20 млрд долл. По оценкам западных экспертов, при цивилизованной торговле ресурсами Россия смогла бы ежегодно получать прибыль в размере до 100 млрд долл.
2. «Уход» производственного капитала (как правило, ограниченный той его частью, которая по своему технологическому уровню обеспечивает необходимое качество производимой продукции). Примером такого специфического вида «ухода» из страны капитала является, в частности, толлинг. Здесь зарубежный партнер (толлингер) сам приобретает сырье, оплачивает его переработку и вывозит за рубеж. При этом сырье не облагается НДС, так как произведенная из него продукция идет на экспорт. По схеме толлинга работает значительная часть алюминиевой промышленности России — из нашей страны на мировой рынок поставляется ежегодно около 3 млн т — 80 % производимого алюминия. При этом 89 % этого объема производится именно по толлинговой схеме.
3. «Утечка» интеллектуального капитала, представляющая собой как «утечку» самих носителей научных, научно-технических знаний (ученых, научно-технических работников, инженеров), так и научной продукции (знаний, изобретений, ноу-хау). В настоящее время имеются различные оценки масштабов «бегства» капитала из России: большинство исследователей этой проблемы оценивают его масштабы в 180 — 200 млрд долл., однако некоторые из них (с учетом указанных выше специфических форм ухода капитала) полагают, что в 90-е гг. XX в. из России ушло примерно 300 млрд долл.
Свою роль в решении некоторых из указанных проблем призван реализовать Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. В стране создан (в рамках Министерства финансов РФ) Комитет по финансовому мониторингу, занимающийся финансовыми расследованиями. Россия активно сотрудничает с Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ — FATF, Financial Action Task Force). В 2003 г. Россия стала членом этой организации.
Источник