- Сценарий урока по русскому языку на тему » Устная и письменная речь» ( 1 класс)
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока по русскому языку на тему «Устная речь» (1 класс)
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Сценарий урока по русскому языку на тему » Устная и письменная речь» ( 1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Устная и письменная речь
Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и
письменную речь; оценивать свои результаты.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
— Для чего нужна речь?
— Приведите примеры разных видов речи.
2. Игра « Определи вид речи»
( Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)
III. Самоопределение к деятельности
( На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры
« Определи вид речи».)
Чтение, письмо, говорение, слушание.
— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Разберите это
задание в парах. Аргументируйте свои ответы.
( 1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание. )
— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?
— Проверьте свои предположения, посмотрите, что предлагают авторы учебника.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)
— Почему речь назвали устной? ( От слова уста.)
— А какую речь называют письменной?
_ К какой речи отнесем слова чтение, письмо? ( К письменной.)
— А слова говорение, слушание? ( К устной.)
— Из какой сказки эти герои? (« Колобок ».)
— Кто автор этой сказки? ( Это народная сказка, у нее нет автора. )
— Что вам помогло узнать название сказки?
( Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)
— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? ( Устной .)
— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.
— А какая речь использована для записи разговора героев сказки?( Письменная.)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?
— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните,
что значит « родной язык». ( Родной язык — это язык, на котором
говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова,
которые слышат от своих родителей.)
— Прочитайте сведения о языке.
— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?
— Что такое государственный язык? ( Обязательный в данной стране. На этом
языке идет преподавание в школах, вузах, издаются законы.
Это основной язык государства.)
2. Словарная работа
( Можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте слова на с.8. ( Русский язык.)
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове
русский?( Удвоенная буква С.)
— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?
— Какая гласная записана в безударном слоге?
— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?
— Составьте предложения с этими слова.
— Запомните этих слов.
( « Проверь себя» ( с. 8). Самостоятельное выполнение.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой бывает речь?
— Что такое родной язык?
— Какой язык в нашей стране является государственным?
— С какими словами из словаря вы познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 935 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 879 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 287 человек из 63 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Устная и письменная речь
Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и
письменную речь; оценивать свои результаты.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
— Для чего нужна речь?
— Приведите примеры разных видов речи.
2. Игра « Определи вид речи»
( Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)
III. Самоопределение к деятельности
( На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры
« Определи вид речи».)
Чтение, письмо, говорение, слушание.
— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Разберите это
задание в парах. Аргументируйте свои ответы.
( 1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание. )
— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?
— Проверьте свои предположения, посмотрите, что предлагают авторы учебника.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)
— Почему речь назвали устной? ( От слова уста.)
— А какую речь называют письменной?
_ К какой речи отнесем слова чтение, письмо? ( К письменной.)
— А слова говорение, слушание? ( К устной.)
— Из какой сказки эти герои? (« Колобок ».)
— Кто автор этой сказки? ( Это народная сказка, у нее нет автора. )
— Что вам помогло узнать название сказки?
( Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)
— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? ( Устной .)
— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.
— А какая речь использована для записи разговора героев сказки?( Письменная.)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?
— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните,
что значит « родной язык». ( Родной язык — это язык, на котором
говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова,
которые слышат от своих родителей.)
— Прочитайте сведения о языке.
— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?
— Что такое государственный язык? ( Обязательный в данной стране. На этом
языке идет преподавание в школах, вузах, издаются законы.
Это основной язык государства.)
2. Словарная работа
( Можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте слова на с.8. ( Русский язык.)
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове
русский?( Удвоенная буква С.)
— Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?
— Какая гласная записана в безударном слоге?
— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?
— Составьте предложения с этими слова.
— Запомните этих слов.
( « Проверь себя» ( с. 8). Самостоятельное выполнение.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой бывает речь?
— Что такое родной язык?
— Какой язык в нашей стране является государственным?
— С какими словами из словаря вы познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке?
Номер материала: 382864
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Устная речь» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Речь. Устная речь»
Необходимость возникновения речи.
Термин «устная речь». Этимология.
Диалогический вид. Термин, этимология.
Монологический вид. Термин, этимология.
Художественный стиль. Термин, этимология.
Научный стиль. Термин, этимология.
a) Диалогический текст.
b) Монологический текст.
5) a) Художественный текст.
b) Научный текст.
Цель урока: изучить понятие «речь» и изучить понятие «устная речь».
Задачи урока: 1) познакомить с понятием «речь».
2) познакомить с понятием «устная речь».
3) развивать внимание, монологическую речь, диалогическую речь.
4) прививать интерес к изучаемым предметам – чтению и письму.
— Отгадайте загадку и скажите, как называется здание, в котором мы находимся.
Это необычный дом,
Не живут ведь в доме том.
Кто в него войдет,
Ума приобретет. (Школа)
— Как люди называют свою страну – страну, где родились и живут? (Родина, Отчизна)
Родина- где ты родился и рос.
Родина-это серёжки берёз,
запах травы на лугу и река,
Небо бескрайнее и облака.
Родину нужно беречь и любить,
Бережно предков заветы хранить
Помнить о тех, кто без страха в бою
Жизнь отдавал за Отчизну свою.
Родина, там, где отец твой и мать.
Родину нам не дано выбирать.
Родина-это родная страна,
Родина в жизни бывает одна.
— Вы будите учиться и много интересного узнаете о нашей Родине на занятиях в школе. А как называются школьные занятия? (Уроки)
Будем мы писать красиво?
Будем дружно отвечать?
Будем думать , рассуждать?
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего, успехов на уроке.
Повторения нет, так как это первая тема.
Изучение нового материала.
1) На доску вывесить сюжетную картинку (Первобытные люди).
— Ребята, посмотрите на доску.
— Кто изображен на этой картинке? (Древние люди).
— Как вы думаете, как они общались между собой? (Жестами).
— Правильно, они общались с помощью жестов.
А давайте и мы сейчас поиграем в первобытных людей. Я буду вам что-то говорить с помощью жестов, а вы попробуете отгадать, что это означает.
Первый жест: показать руками, будто плыву.
— Вы поняли, что означает этот жест?
— Что он означает?
Второй жест: показать рукой, как будто я ем.
— А это жест? Что он означает?
— Вы большие молодцы, поняли уже два жеста. А теперь угадайте последний.
Третий жест: Показать на окно и на картинку с природой.
— Что означает этот жест?
— Так хватает ли жестов для общения? Все ли можно сказать, с помощью жестов?
— Правильно. Им было недостаточно жестов, и они не могли с их помощью передавать все, что хотели.
— А как вы думаете, как дальше люди начали общаться? (Они научились издавать звуки и передавать чувства, эмоции)
— Сейчас я буду произносить примерные звуки первобытных людей, а вы попробуйте отгадать значение этих звуков.
— Что означает этот звук? (Удивление)
— А этот звук? (Радость)
— А попробуйте отгадать вот этот звук: [эу-о-и-ау-и].
-Вы понимаете, что означает этот звук? (Нет)
-Так все ли можно сказать с помощью звуков? (Нет)
— А с помощью жестов и звуков? (Нет)
— Там как сейчас люди общаются между собой? (Разговаривают)
— Правильно. Люди научились говорить, складывать звуки, образуя слова.
Все, что мы говорим – это речь.
— Чем мы сейчас пользуемся, когда общаемся? (Речью)
Вывод: Речь необходима для общения людей друг с другом, для получения какой-либо информации, для знаний об окружающем нас мире, о жизни людей.
3) Термин «устная речь».
— Ребята, а вы знаете, с помощью чего мы произносим речь? (С помощью языка, губ)
— Совершенно верно. Раньше губы назывались устами, и теперь, речь, которую мы произносим с помощью губ, т.е. уст, называется устная речь. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Месяц по небу гулял,
Звезды яркие считал.
Он Медведицу увидел
И за тучку убежал.
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.
4) Виды речи. Диалогический вид .
— А сейчас послушайте небольшой отрывок.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
— Вы узнали этот отрывок? (Да)
— Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди)
— А кто являются героями нашего отрывка? (Аленушка и печка)
— Что они делают? (Разговаривают)
— Чем они пользуются? (Речью, устной речью)
— А сколько героев пользуются речью? (Два)
— Помимо русского языка существуют и другие языки.
— Какие языки вы знаете?
— Существует большое количество языков: английский, немецкий, болгарский, латинский, греческий, адыгейский и еще много-много других. Каждый из них своеобразен и не похож на другой. Мы с вами будем встречаться со словами латинского языка. Так, например, на латинском языке слово «два» называется словом «ди», а слово «речь» называется словом «логос». Соединив эти два слова, мы получаем новое слово «диалог». В переводе на русский язык диалог – это речь между двумя лицами.
— Тогда как называется устная речь между двумя людьми? (Диалог)
— И чем же тогда пользуются наши герои? (Диалогом)
— Давайте послушаем еще один диалог.
– Сходи, Емеля, за водой.
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Сколько героев учувствуют в данной беседе? (Двое)
— Значит это диалог? (Да)
— Ребята, послушайте еще один отрывок.
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
— А похож ли этот текст на диалог? (Нет)
— Почему? (Участвует одно лицо)
— Чем он пользуется? (Устной речью)
— Правильно. Речь, которой пользуется один человек имеет свое название.
— В латинском языке слово «один» обозначается словом «моно», а «речь» — «логос». Соединив два этих слова получается новое – монолог, что в переводе на русский язык означает речь одного человека.
— Так как называется речь одного человека? (Монолог)
— Чем пользуется наш герой? (Монологом)
5) Стили речи. Художественный стиль
Повесить картину художника с изображением природы в весеннее время года.
— Ребята, что изображено на картине? (Весна)
— А какая же она – весна? (Красивая, яркая и т.д.)
— Как называют людей, которые рисуют картины? (Художники)
_ Чем пользуются художники, рисующие картины? (Красками, кистями)
— А теперь послушайте текст.
Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы. Как она будет рада!
— О чем говорится в тексте? (О весне)
— Как описана весна?
— С помощью чего описана весна в тексте? (С помощью слов)
-Видите ребята, художник описывает картину с помощью красок, а писатель с помощью красивых слов.
— Речь, которая описывается писателем с помощью красивых слов называется «художественной».
— Послушайте еще один текст.
Весна – одно из четырех времен года. На деревьях набухают почки, расцветают цветы. На лицо все сезонные изменения. Температура воздуха медленно, но верно поднимается вверх.
— О чем говорится в тексте? (О весне)
— Как писатель описывает весну в этом текст? (Строго, точно)
— Есть ли в этом тексте красивые слова? (Нет)
— Похож ли этот текст на предыдущий?
— Чем они похожи? (В обоих говорится о весне)
— А в чем их отличие?
— Вспомните, как же описана весна в предыдущем тексте. (Красивыми словами)
— А в этом тексте есть красивые слова? (Нет)
— Правильно. В этом тексте нет таких слов, в нем весна выражена более четкими и конкретными словами.
— Итак, существует еще один вид устной речи, в котором присутствуют строгие слова, конкретные факты, не передающие красоты, чувств и эмоций.
— Таким видом устной речи в основном пользуются ученые, которые занимаются наукой. Поэтому эта речь называется научной.
— Так как называется устная речь, где передаются факты, которыми пользуются ученые? (Научная речь)
— Какой же речью пользуется автор нашего текста? (Научной речью)
Повесить картинку, на которой изображена мама с дочкой, собирающие грибы.
— Ребята, что изображено на картинке? (Мама с дочерью)
— Что делают мама с дочкой? (Собирают грибы)
— Что в руках у девочки и у мамы? (Корзинки)
— Какой лес, в котором они собирают грибы? (Большой, красивый и т.д.)
— А давайте теперь попробуем составить художественный текст по картинке. Я начну, а вы продолжите. Назовите нашу девочку Катя, а ее маму Наташа.
— На улице была хорошая погода и Катя со своей мамой решили пойти за грибами в лес… (дети продолжают)
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Первобытные люди сначала общались жестами, потом звуками, а затем словами)
— Какая речь называется устной?
— С какими видами устной речи мы сегодня познакомились на уроке? (диалог, монолог, художественная, научная речь)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 935 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 879 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 287 человек из 63 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-327822
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник