Что значит установлена квота

Содержание
  1. Что означает квотируемое рабочее место
  2. Что такое рабочая квота?
  3. Законодательное регулирование квотирования
  4. Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
  5. Другие возможные категории для квотирования
  6. Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
  7. Квотирование для работодателя
  8. За что могут наказать работодателя в связи с квотированием
  9. Права квотирующего работодателя
  10. Квоты на отечественную продукцию: новые правила национального режима
  11. Квотирование
  12. Принцип действия ПП РФ № 2014
  13. Как определить товары из квоты
  14. Условия для исполнения требований по квотированию
  15. Отчет
  16. Алгоритм приобретения товаров с учетом квот
  17. Позиция в КТРУ
  18. Работа с кодом ОКПД2
  19. Сравнение кода ОКПД2 и КТРУ
  20. Код позиции должен соответствовать потребностям заказчика
  21. Ограничения по нацрежиму
  22. Использование реестров
  23. Условия применения сведений из реестра
  24. Использование ресурсов
  25. Ограничения по квотированию
  26. Правило для выполнения требований
  27. Требования к товару в описании объекта закупки
  28. Ограничения для иностранной продукции
  29. Выполнение требований по расчету НМЦК с учетом квот
  30. Поиск продукции российских производителей для сбора информации
  31. Чек-лист по выполнению квотирования
  32. Шпаргалка

Что означает квотируемое рабочее место

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Читайте также:  Что значит моей масти

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Источник

    Квоты на отечественную продукцию: новые правила национального режима

    Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»

    Рассмотрим новую обязанность заказчиков по закупке товаров российского происхождения

    Материал подготовлен на основе вебинара «Квоты на отечественную продукцию. Новые правила национального режима» адвоката в сфере госзакупок, члена Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Юлии Межниковой. Национальный режим — целая система, которая создана для того, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для закупки продукции российских производителей и производителей из стран ЕАЭС. Правительство РФ регулярно выпускает новые нормы и положения, которые дополняют действие нацрежима. Последним нововведением стало введение требований по квотированию, вступившее в силу в 2021 году.

    Квоты — новое правило в 2021 году. Квотирование — обязанность заказчика закупить определенную долю товаров российского происхождения.

    С 1 января 2021 года заказчики должны приобретать товары российского производства и производства стран ЕАЭС в определенном процентном отношении к общему объему закупок таких товаров за год. Таким образом, на данный момент действует правило, объединяющее товары российского производства с товарами из ЕАЭС. Помимо преференций у этих товаров предусмотрена обязательная доля в закупках в рамках национального режима.

    Квотирование

    Квотирование — обязанность заказчика: если вы решили приобрести что-либо за государственный счет (нуждаетесь в продукции и запланировали ее приобретение), необходимо выбирать именно отечественную продукцию или товары из стран ЕАЭС. Такая закупка будет происходить на основании ПП РФ № 2014, которое регулирует обязательный объем отечественной продукции в процентах ко всей закупке такой продукции. В ПП РФ № 2014 утвержден перечень из 107 позиций, сгруппированных по коду ОКПД2.

    В конце статьи вы найдете перечень распространенных нарушений при исполнении требований по квотированию, а также чек-лист на тему «Все, что нужно знать заказчику по квотированию».

    В конце статьи есть шпаргалка

    Принцип действия ПП РФ № 2014

    В ПП РФ № 2014 установлена еще одна самостоятельная форма приоритета в отношении российских товаров и товаров из стран ЕАЭС, относящихся к указанным группам.

    Критерий для определения квотированных товаров — это включение позиций, определенных по ОКПД2, в соответствующие реестры:

    • российской промышленной продукции — РРПП;
    • российской радиоэлектронной продукции — РРРП;
    • промышленной продукции ЕАЭС.

    Эти реестры открыты и располагаются на сайте Минпромторга.

    Соответственно, перед заказчиком сегодня стоит задача, перед тем как планировать и расписывать закупку, зайти на сайт Минпромторга и определить все нормы национального режима, распространяющие свое действие на нужную продукцию.

    Как определить товары из квоты

    Товары определяются по коду ОКПД2 и по наименованию. Именно так в ПП РФ № 2014 указаны позиции. По каждому коду и наименованию ПП РФ № 2014 предусмотрены объемы обязательной доли, указанные в процентах с расчетом ко всему приобретаемому за год такому товару. ПП РФ № 2014 охватывает горизонт на три ближайших года. Средний размер доли российских товаров — 50–60%. В будущем это число продолжит расти: для некоторых позиций из перечня товаров этот показатель уже составляет 90%, например 28.22.14.125 — Краны грузоподъемные.

    Новые правила рассчитаны на то, чтобы заказчик в ближайшие три года смог приспособиться
    к квотированию и с каждым годом приобретал все больше и больше отечественной продукции.
    В планах Правительства РФ создать в направлении госзакупок такие условия, чтобы к 2023 году объем отечественных товаров вырос до 90% от общего объема всей закупаемой продукции.

    Условия для исполнения требований по квотированию

    Код ОКПД2 — определяющий фактор, он должен совпадать с кодом из перечня квот
    по ПП РФ № 2014. Кроме того, он может быть указан в каталоге товаров, работ и услуг, который размещен в ЕИС, поэтому заказчик, формируя заявку, опирается именно на код ОКПД2.

    НМЦК по квотированной продукции формируется по определенным правилам: стоимость обоснована по товарам из реестра российской промышленной продукции или реестра радиоэлектроники. Необходимо обратиться в эти реестры, если закупается такая продукция, и делать расчеты НМЦК именно с учетом той информации, которая будет получена по продукции, размещенной в этом реестре.

    Необходимо указать страну происхождения товара — это требование заказчик устанавливает в документации. Оно носит общий характер и применяется в общей системе закупок, но, и это особенно важно при квотировании, заказчик должен быть уверен, что приобретает российскую продукцию или стран ЕАЭС.

    Отчет

    По итогам выполнения обязанностей по квотированию заказчику необходимо размещать в ЕИС свои отчеты. До 1 апреля 2022 года ЕИС автоматически выделит долю
    с учетом сведений из реестра контрактов. Все контракты заказчика на момент формирования отчета должны быть закрыты, в них должна быть указана страна происхождения товара и верно выбран код ОКПД2. Внести изменения в отчет в ЕИС можно только в период
    с 1 февраля по 1 апреля следующего года. Если не получится выполнить объем, предусмотренный квотой, придется составлять обоснование.
    За невыполнение квоты предусмотрены штрафные санкции.

    Алгоритм приобретения товаров с учетом квот

    Позиция в КТРУ

    Прежде всего необходимо определиться с позицией. Для этого нужно взять характеристики товара из КТРУ. В ЕИС есть свой каталог, который связан с ОКПД2, под этими кодами прописаны краткие характеристики, наименования товаров, работ, услуг. Данный классификатор важен и помогает при составлении закупочной документации. Для исполнения квотирования заказчик также должен опираться на каталог.

    В каталоге необходимо взять позицию. У позиций в КТРУ по каждому товару указаны дата включения в каталог и дата применения сведений КТРУ в закупках. Это важно, так как некоторые позиции хотя и включены в каталог, но пока еще необязательны к применению и носят исключительно справочный характер. Код ОКПД2 — обязательный единый элемент, одинаковый для всех.

    Например: позиция «ноутбук» обязательна к применению с 13.03.2021 г. Код КТРУ — 26.20.11.110-00000001. Заказчики обязаны применять этот код с 13 марта 2021 г.

    Работа с кодом ОКПД2

    1. Найти код продукции в ОКПД2 (это более объемный классификатор) и сверить с КТРУ (завязан на ОКПД2, но меньшего объема).
    2. Проверить, опираясь на код и наименование, действуют ли по нему национальный режим и квотирование.
    3. В дальнейшем этот код также понадобится для описания объекта закупки в закупочной документации, в просчете НМЦК.

    Например: ноутбуки, код КТРУ — 26.20.11.110. Описание: компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, карманные компьютеры, в т.ч. совмещающие функции мобильного телефонного аппарата.

    Заказчику необходимо ознакомиться с краткой характеристикой и понять, подходит ли ему данный товар, после чего переходить к описанию объекта закупки.

    Подробнее о том, какие ошибки совершают заказчики при осуществлении закупки с требованием по квотированию, рассказывает эксперт Контур.Школы Юлия Межникова.

    Сравнение кода ОКПД2 и КТРУ

    В каталоге товаров, работ и услуг в ЕИС по позиции «Ноутбук» указан один возможный для использования код ОКПД2, но он будет тем же самым. Эта информация содержится в каталоге по вкладке «Общая информация о позиции», раздел «Справочная информация». В этой же вкладке собрана информация, которая не является обязательной для заказчика при составлении описания объекта закупки, но может помочь определиться с характеристиками и параметрами.

    Код позиции должен соответствовать потребностям заказчика

    Здесь нужно быть особенно внимательным! Те же ноутбуки — это огромная линейка разных устройств с разными характеристиками.

    Например, заказчику необходим мощный инструмент для обработки большого объема технических данных или, наоборот, небольшой легкий ноутбук для оформления документов при проведении мероприятий по приемке объектов закупки. Это предполагает набор различных параметров: мощность, объем памяти, скорость обработки информации, вес, размер и т.п. Именно поэтому на этапе формирования объекта закупки заказчику важно детально проработать все свои потребности.

    Ограничения по нацрежиму

    Далее заказчику необходимо определиться, какие требования по нацрежиму он будет устанавливать. Если речь идет о закупке любых ноутбуков, то код 26, который относится к любым ноутбукам, указан в ПП РФ № 878, устанавливающем ограничения по национальному режиму для радиоэлектроники. Ноутбуки с кодом 26.20.11.110 попадают под действие национального режима, значит, необходимо установить ограничения в закупочной документации и всех их указать там.

    В конце статьи вы найдете перечень распространенных нарушений при исполнении требований по квотированию, а также чек-лист на тему «Все, что нужно знать заказчику по квотированию».

    В конце статьи есть шпаргалка

    Использование реестров

    В случае закупки любых товаров, указанных в ПП РФ № 878, необходимо убедиться, что товар находится в реестре российской радиоэлектроники.

    Условия применения сведений из реестра

    Заказчику следует обратить внимание на то, что ограничение не устанавливается (а значит, заказчик более свободен в установлении требований и может приобрести товар иностранного происхождения) в двух случаях:

    1. Если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке.
    2. Радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциям, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

    В таком случае заказчик должен подготовить обоснование невозможности соблюдения ограничения по форме, утвержденной ПП РФ № 878, и разместить его в ЕИС в составе документации о закупке.

    Действующие запреты и ограничения по нацрежиму сегодня — это несколько отраслевых и общих распорядительных документов, в которых предусмотрены различные условия допуска. Для промышленных товаров это ПП РФ от 30.04.2020 г. № 616 и № 617. Для медицинских изделий — ПП РФ от 05.02.2015 г. № 102 и ПП РФ от 30.11.2015 г. № 1289.

    Использование ресурсов

    Использование реестра для заказчика обязательно, при этом каких-либо трудностей с ним возникать не должно. Реестр размещен в свободном доступе в интернете на сайте Минпромторга, в ГИСП (gisp.gov.ru).

    Ограничения по квотированию

    Далее заказчику необходимо понять, как он дальше будет работать с конкретной позицией и требованиями по квотированию. Например, ему нужен ноутбук. В перечне ПП РФ № 2014 по кодам ОКПД2 есть одна подходящая группа — группа кодов 26.20.11 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки». Если заказчику нужно приобрести сложный тяжелый ноутбук, значит, в квотирование он не попадает, а вот легкий ноутбук для простой работы подходит. Минимальная доля закупки таких отечественных товаров в 2021 году установлена в объеме не менее 50%.

    Правило для выполнения требований

    Для того чтобы приобрести товар, подходящий требованиям по квотированию, необходимо корректно сформировать описание объекта закупки: указать все его характеристики и параметры. Для выполнения требований нужно опираться на характеристики товаров, указанных в реестрах, выпускаемых отечественными производителями. Заказчик вправе обратиться к ним напрямую с запросами, посмотреть их сайты и прайсы.

    Требования к товару в описании объекта закупки

    Опираться нужно на реестр радиоэлектронной российской продукции. При этом требования делятся на обязательные, необязательные и дополнительные. Например, размер диагонали — обязательное требование, оно указывается в описании объекта закупки в любом случае. А вот количество портов или наличие видеоразъема — необязательные требования, их заказчик может включать или не включать в описание на свое усмотрение.

    Ограничения для иностранной продукции

    Для того чтобы выполнить требования по квоте, заказчику необходимо таким образом составить описание объекта закупки, чтобы ему соответствовали товары именно российских производителей. Под характеристики и параметры отечественной продукции могут подходить и иностранные товары, поэтому в закупочной документации нужно обязательно указывать, что действуют ограничения иностранного товара по ПП РФ № 878 и особые правила обоснования НМЦК по ПП РФ № 2014. Заказчику необходимо сделать все возможное, чтобы под это описание объекта закупки подходили товары российского производителя.

    Выполнение требований по расчету НМЦК с учетом квот

    На этом этапе у заказчика появились новые задачи. НМЦК, заключенная в рамках квотирования, формируется с учетом дополнительных требований.

    Поиск продукции российских производителей для сбора информации

    Напомним, опираться необходимо на информацию, предоставленную именно российскими производителями. В этом помогут реестры:

    • реестр евразийской промышленной продукции;
    • реестр промышленной продукции, произведенной на территории России;
    • единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

    Реестры размещены на сайте Минпромторга. Поиск доступен по наименованию и ОКПД2.

    Также можно направить адресные запросы о цене российскому поставщику и производителю соответствующей продукции. Контактные данные содержатся в карточке промышленного предприятия в ГИСП. В этом случае заказчик получит информацию о стоимости из первых рук.

    Если информации нет или ее недостаточно, то есть представлен только один производитель и компаний для определения НМЦК не хватает, то следует:

    • зафиксировать в целях будущего обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП, из реестра);
    • направить информацию об отсутствии и запрос необходимых сведений в ГИСП в Минпромторг (такой шаг не является обязанностью для заказчика).

    Чек-лист по выполнению квотирования

    1. Найти продукцию в реестрах ГИСП.
    2. Запросить у поставщиков из ГИСП информацию о цене нужной продукции.
    3. Если компаний для определения НМЦК меньше трех или сведений в ГИСП об организациях нет, надо сделать скриншот для отчета о причинах невыполнения требований по квотированию.
    4. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

    Шпаргалка

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    Исполнение требований по квотированию. Обор распространенных нарушений 133.5 КБ

    Чек-лист «Все, что нужно знать по квотированию заказчику» 124.8 КБ

    Источник

    Оцените статью