Что значит установить причину явления забайкаловедение

Содержание
  1. Что значит установить причину явления?
  2. Что значит быть скромным?
  3. Помогите пожалуйстааа) как понять справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего?
  4. Как понять : справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего?
  5. Явление природы 5 класс природоведение по 4 примера каждого явлени?
  6. Объясните , что значит ацтек ?
  7. Основные природные явления геологического характера причины их возникновения?
  8. Что значит до 1 марта?
  9. Помогите пожалуйста :Рассвет и затмение — это явление природы тли космическое явление?
  10. Было это значит вы характером явлениям лишь башкирского общества?
  11. Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера и о причинах их появления?
  12. Что значит сравнить предметы или явление?
  13. Занятие факультатива «Белое покрывало» 3 класс забайкаловедение
  14. Рабочая программа по предмету Забайкаловедение

Что значит установить причину явления?

Другие предметы | 1 — 4 классы

Что значит установить причину явления?

Установить причины — значит дать ответ на вопрос о том, почему явление происходит, чем оно вызвано, что находится в его основе.

Что значит быть скромным?

Что значит быть скромным?

Это значит совсем ни с кем не разговаривать, или что?

Что делать, чтобы быть таким?

Помогите пожалуйстааа) как понять справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего?

Помогите пожалуйстааа) как понять справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего.

Как понять : справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего?

Как понять : справедливость без мудрости значит много , мудрость без справедливости не значит ничего.

Явление природы 5 класс природоведение по 4 примера каждого явлени?

Явление природы 5 класс природоведение по 4 примера каждого явлени.

Объясните , что значит ацтек ?

Объясните , что значит ацтек ?

Про меня пишут, что я немножно ацтек, чё это значит?

Основные природные явления геологического характера причины их возникновения?

Основные природные явления геологического характера причины их возникновения.

Что значит до 1 марта?

Что значит до 1 марта?

Это значит первое марта включается?

Помогите пожалуйста :Рассвет и затмение — это явление природы тли космическое явление?

Рассвет и затмение — это явление природы тли космическое явление.

Было это значит вы характером явлениям лишь башкирского общества?

Было это значит вы характером явлениям лишь башкирского общества?

Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера и о причинах их появления?

Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера и о причинах их появления.

Что значит сравнить предметы или явление?

Что значит сравнить предметы или явление?

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что значит установить причину явления?, относящийся к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Другие предметы вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

Источник

Занятие факультатива «Белое покрывало» 3 класс забайкаловедение

Шаньгина Лариса Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ « СОШ №40» г. Чита

Занятие факультатива « Забайкаловедение» 3 класс

по теме « Белое покрывало»

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю, чувства гордости за уникальную природу Забайкалья и бережного отношения к ней.

— формирование универсальных учебных действий ,коммуникативных навыков;

— накопление материалов краеведческой направленности;

— развитие творческих способностей учащихся.

Оформление и оборудование: цитаты о красоте и уникальности края, мультимедийная презентация «Зима в Забайкалье», карточки с заданиями группам .

2. Актуализация знаний.

— Начнём мы наше занятие традиционно. В течение недели вы делаете для себя маленькое открытие, пользуясь энциклопедиями, сетью Интернет, посещая библиотеки. Вы узнаёте что-то новое из истории нашего родного города, и делитесь с одноклассниками.

— Кто готов поделиться своим открытием?

3.Введение в тему.

(стихотворение на фоне музыки, читает учитель)

Забайкалье- это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.

Это там, где снег по перевалам,

Где зимой беснуется пурга.

Забайкалье — резкие морозы,

В иней, снег закутана земля.

В шубах снежных сосны и берёзы,

Под покровом снега спят поля.

Здесь нельзя в природу не влюбиться,

Нет прекрасней и суровей края,

Раз увидишь — долго будет сниться

Забайкалья красота земная.

3. Работа по новой теме.

Презентация « Зима в Забайкалье»

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

-Что общего было на всех снимках ?( снег)

-Как по-другому можно назвать снег?( покрывало, шапка,ковёр…)

-Казалось бы, что ещё нового мы можем узнать о снеге? Какие открытия мы можем на уроке сделать?

-Это чудо природы — снег, нам дарит такое замечательное время года — зима.

-А вы любите зиму?

— Чем вам нравится это время года?

-Красота зимней природы вдохновила многих поэтов и художников. А погрузиться в этот сказочный мир поэзии нам помогут Вика и Марина.

-Давайте сейчас попробуем накидать штрихи к портрету Забайкальской зимы. Какая она красавица Забайкальская зима?

Работа в группах (можно использовать приём олицетворения)

-И неотъемлемой частью зимы — является снег. А что такое снег?

( выслушиваются ответы детей)

4. Постановка проблемного вопроса.

Снег — это не что иное, как замерзшая вода. Однако в таком случае, почему же он не похож на лед? (ответы детей)

-Дело в том, что снежинки в действительности состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет отражается от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными.

Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях.

Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками.

Некоторые из кристалликов льда имеют игольчатую форму, другие — плоскую, однако в любом случае у каждого из них оказывается 6 граней. Любопытно, что устройство снежинок совершенно одинаково. Однако в то же время нельзя найти две снежинки с абсолютно одинаковым узором.

Поскольку в снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное «одеяло» может защищать корни растений от морозов. Это же свойство снега используют эскимосы, строя из него себе жилище — иглу.

— Какую роль для животных и растений Забайкалья играет снег?

5. Работа с учебником.

-Что интересного вы для себя открыли, читая текст учебника?

-На каждом занятии мы с вами учимся задавать вопросы.

Какие вопросы мы уже умеем задавать? (вопросы- сравнения, вопросы-описания, вопросы-причины)

Какими словами помощниками мы пользуемся при составлении вопросов-причин? В чём причина? Что является причиной? Каковы последствия? Почему это произошло?

Каждой группе надо подумать и задать вопрос-причину по прочитанному тексту.

6. Работа в группах.

-Настало время подвести итоги и применить свои знания на практике.

1 группа: Снег, лёд…- это…(вода в разных состояниях) Вам предложили подготовить сценку для первоклассников про удивительные превращения воды. Договоритесь, что вы расскажете и покажете детям.

2 группа: Используя первый абзац параграфа придумайте загадку про снег или сочините короткую сказку.

3 группа: Передайте образ зимы художественными средствами.

4 группа: Создайте руководство к действию « Правила поведения на льду водоёма зимой».

7. Подведение итогов.

-Подходит к завершению наше занятие.

-На какой ступеньке лестницы успеха мы с вами находимся?

— Что нового вы узнали о зиме?

-Научились ли вы задавать вопросы-причины?

-Помогут ли мне эти вопросы выяснить причины природных явлений или поступков другого человека?

Источник

Рабочая программа по предмету Забайкаловедение

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки. ^ Д.С. Лихачёв

Характеристика интегрированного курса.

В рамках регионального компонента на первой ступени обучения с 2008-2009 учебного года коллегией Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области (КОНиМП) рекомендовано введение самостоятельного учебного предмета интегрированного характера «Забайкаловедение».

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Тepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в предшествующую эпоху. Уже в XIX в. разрабатывались школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»). Краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К.Д. Ушинского.

В настоящее время под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава Забайкальского края.
Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Приоритет формирования среди общеучебных компетенций в третьем классе отдаётся коммуникативной компетенции, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе как макрофаза развития (по А.В. Петровскому) и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст (Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Изд-во Феникс, 1997. – С. 230.).
Коммуникативная компетенция представляет собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений — организационных, информационных, интеллектуальных (Перминова, Л.М. Формирование общих учебных навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования : методическое пособие / Л.В. Перминова. – СПб. : АППО, 2007. – 64 с.).

Образовательная программа «Забайкаловедение» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с нижеуказанными документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.);

Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (2004 г.);

Проектом Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования (2007 г.) (Кондаков, А.М., Кузнецов, А.А. и др. Проект Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов // nmc.nevarono.ru/dok/RAO_mine+++.ppt.);

Концепцией Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области (2007 г.) (Клименко, Т.К. Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов научной конференции. Ч.3 / Т.К. Клименко, А.В. Константинов, С.В. Кузьмина, Е.А. Игумнова, И.А. Грешилова, Б.Б. Даширабданова. – Чита : Изд-во ЗабГГПУ, ЧИПКРО, 2007. – С. 114-126);

Региональным образовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ Читинской области (2002 г.) (Горлачёв, В.П. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области / В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова. – Чита, 2002. – 33 с.).
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.

Задачи курса:
— формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
— воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
— развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
— расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
— приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
— формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;
— создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы

Особенности построения курса
При разработке программы курса «Забайкаловедение» для общеобразовательных школ Забайкальского края авторы основывались на следующие идеи проекта Концепции Государственного образовательного стандарта (ГОСа) общего образования (2007, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов и др.):
— социальное развитие как формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей;
— развитие толерантности и умений жить в поликультурном обществе;
— воспитание патриотических убеждений;
— освоение основных социальных ролей, норм и правил;
— освоение универсальных способов деятельности.
В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в соответствии с идеологией проекта Концепции ГОСа общего образования. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает эффективность образования по следующим показателям.
— придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
— более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
— возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
— существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
В соответствии с концепцией проекта ГОСа второго поколения основные результаты обучения и воспитания учащихся выражаются в достижении определённого уровня развития:
— личностного;
— социального;
— познавательного;
— коммуникативного.
Организация занятий по программе курса основывается на ряде принципов.
1.Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества; учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.
2.Принцип научности и принцип доступности выдержан авторами учебных пособий в традиционном отборе содержания курса.
3.Принцип сезонности является систематизирующим при структурировании материала 1 модуля программы курса «Забайкаловедение», посвящённого изучению природного наследия Забайкалья, взаимодействия человека и природы в условиях региона.
4.Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.
5.Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.
6.Принцип креативности: в программе предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

7. Принцип активизации межличностного общения учащихся заключается в процессе реализации курса посредством различных заданий и упражнений, работы с книгой для чтения, взаимодействия с родителями и другими людьми как источником знаний о Забайкалье, направленных на формирование у младших школьников коммуникативной компетенции как одного из факторов успешности обучения в последующие годы. Создание развивающей образовательной среды происходит в сотрудничестве с социальными партнёрами школы, например, учреждениями дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театр и т.п.).
8. Принцип структурирования содержания на основе рефлексии: содействие учащемуся в осознании цели каждой темы и от неё – к осознанию результата обучения (каждое занятии предполагает цели для учащихся в виде вопроса: «Чему я научусь?», заканчивается же занятие целенаправленно разработанными учителем рефлексивными вопросами или упражнениями).
Курс рекомендован для 3-4 классов общеобразовательной школы.
Продолжительность курса: всего– 68 часов: в течение двух лет обучения – 3 и 4 классы (1 час в неделю).

Учебно-методическое обеспечение курса «Забайкаловедение».
В целях реализации курса в 3 классе рекомендовано использовать учебное пособие – книгу для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье» Корсун, О.В., Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007–152 с.
В 4 классе рекомендуется учебное пособие по краеведению «Наша малая Родина» Граубин, Г.Р. Чита : Экспресс-изд-во, 2003. – 127 с.).

Структура и содержание курса «Забайкаловедение»
В программе «Забайкаловедение» выделены следующие логические модули:
1 модуль «Природное наследие Забайкалья» направлен на изучение проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья (3 класс); 2 модуль «Историческое и культурное наследие Забайкалья» предполагает изучение первоначальных основ истории и культуры родного края (4 класс).
1. Содержание 1 модуля (3 класс) «ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ» (34 часа)
Раздел I. ПРОЩАНИЕ С ЗАБАЙКАЛЬСКИМ ЛЕТОМ (3 ч.)
Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.
Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.
Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Раздел II. ОСЕННЯЯ ПОРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (6 ч.)
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.
Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.
Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.
Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.
Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.

Раздел III. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СУРОВАЯ ЗИМА (12 ч.)
Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.
Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.
Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.
Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.
Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.
Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.
Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.
Раздел IV. ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА (9 ч.)
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.
Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.
Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Раздел V. ЛЕТО ПРИШЛО (4 ч.)
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Требования к общеучебным умениям и навыкам учащихся (3 класс)

Учащийся должен уметь:
— выполнять работу по заданию;
— планировать наблюдение за явлением или предметом природы;
— выделять различные признаки предмета, среди них существенные;
— проводить сравнение предметов, выделять отличительные и сходные признаки сравниваемых объектов;
— разделять совокупность предметов на группы по признаку;
— формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей деятельности;
— составлять план из вопросов по тексту;
— выделять ключевые слова в тексте;
— находить в тексте главную мысль;
— делить текст на части;
— пересказывать текст с опорой на его анализ и на образное восприятие;
— выражать свои чувства, эмоции с помощью различных изобразительно-выразительных средств;
— формулировать и грамотно записывать своё отношение к событиям, людям;
— составлять схемы, приводить примеры к схемам;
— работать в группе;
— слушать собеседника.
Знать:
— природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;
— значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;
— причины возникновения оврагов;
— причины редкости некоторых растений и животных;
— причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;
— правила поведения в природной среде;
— меры профилактики клещевого энцефалита.
Уметь характеризовать:
— особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;
— среду обитания растений и животных Забайкальского края;
— значение растений и животных в природе и жизни человека применительно к условиям Забайкальского края;
— значение окружающей среды для жизни человека в условиях Забайкалья;
— факторы экологического риска в окружающей среде;
— последствия воздействия человека на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.);
— основные меры охраны забайкальской природы.
Приводить примеры:
— типичных для Забайкальского края растений и животных, встречающихся в различных природных сообществах;
— съедобных, несъедобных и ядовитых грибов Забайкальского края;
— культурных растений и домашних животных Забайкальского края;
— редких и нуждающихся в охране видов растений и животных;
— заповедников и национальных парков, созданных в Забайкалье;
— основных достопримечательностей своего населённого пункта;
— народов, населяющих Забайкальский край.
Уметь различать по существенным признакам:
— живые и неживые тела природы;
— водоёмы, характерные для Забайкалья;
— характерные природные явления Забайкальского края;
— съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
— деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Забайкалья.
Уметь применять знания на практике:
— показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;
— проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
— наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;
— устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
— ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;
— соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;
— оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;
— соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, наводнений, землетрясений.
II. Направления деятельности и предполагаемые формы работы
При реализации программы курса «Забайкаловедение» уроки по курсу актуально сочетать с системой внеклассной работы, включающей разнообразные формы работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, сбор и оформление материалов для школьного музея, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, социально-ориентированные, творческие и исследовательские проекты учащихся.
В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории края.
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
III. Рекомендуемая тематика внеклассных мероприятий и коллективно-творческих дел
1. «Составим карту нашего города, района, села, улицы». Игра-эстафета.
2. «Гляжу в озёра синие». Экологический праздник.
3. «Традиционные ремёсла Забайкальского края». Коллективное творческое дело.

4. «О чём рассказывают улицы нашего города». Игра-путешествие.
5. «История моей семьи в истории Забайкалья».

6. «Знаешь ли ты свой край?» Интерактивная игра по итогам изучения курса «Забайкаловедение».
7. «Чтобы Родину понять – читайте книги наших земляков» – научно-практическая конференция.
IV. Участие родителей учащихся в реализации программы
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Примерная тематика родительских собраний:
— Как научить ребёнка любить родной край (роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края);
— Родословное древо семьи;
— Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
— помощь в получении информации по изучаемому курсу;
— оценка результатов деятельности учащихся;
— родительские собрания; выставки работ;
— презентации проектов; — организация и проведение экскурсий и праздников.

Учебно-тематическое планирование курса «Забайкаловедение» 1 модуль
«Природное наследие Забайкалья» (3 класс)

I . ПРОЩАНИЕ С ЗАБАЙКАЛЬСКИМ ЛЕТОМ.

Сенокос на лугу

Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса

Разнотравье. Пастбища. Стадо. Отара. Табун. Чабан. Сенокосилка

Источник

Читайте также:  Соу слоу что значит
Оцените статью