Что значит устах кабанихи порядок
Вопрос по литературе:
Что значит в устах Кабановой слово «порядок»? пьеса «Гроза»
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
Что означает в устах Кабанихи слово «порядок», который страстно ею защищается? Беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Источник
Цитатная характеристика Кабанихи из пьесы Островского «Гроза»
Пьеса «Гроза» была создана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Описываемые события происходят в несуществующем городе Калинове на Волге. Главная героиня — Марфа Игнатьевна Кабанова. Цитатная характеристика Кабанихи позволит наиболее полно отразить суть произведения.
Черты характера
Кабаниха — лицемерная и злая старуха, имеет признаки мании величия. В её речи никогда не было ни единого доброго слова. Больше всего ценит общепринятые обычаи. У неё есть привычка проецировать свои убеждения на всех.
Это совершенно безумная женщина, тиран и диктатор. Кабаниха просто представить себе не может, что люди могут жить не так, как она считает правильным. Доверительные отношения с ней выстроить невозможно. Постоянные ругательства и скандалы были обыденным явлением в её доме. Портрет внешности героини автор предлагает составить самостоятельно, об этом в произведении нет ни слова.
Воспитание методами Марфы Игнатьевны
Порядок в устах Кабанихи — это беспрекословное подчинение младших старшим. По её мнению, жена должна бояться мужа. Видимо, своего мужа при жизни героиня не слишком боялась, ведь после его смерти ей удалось стать тираном. Возможно, она помогла ему умереть, как и Катерине:
Кабаниха стремится подавлять волю других, прикрываясь заботой и религией. Даёт милостыню нищим, но своих близких обижает. Она лишь пытается создать видимость доброты. Это очень глупо, учитывая, что все знали, какой она человек на самом деле:
Марфа Игнатьевна убеждена в непревзойдённой мудрости представителей своего поколения, поскольку те следуют традициям и верят приметам. Своими монологами она неоднократно подчёркивает их значимость:
Женщина уверена, что молодые люди глупы и беспомощны:
Они не следуют устаревшим традициям и глупым приметам только потому, что не уважают старших:
Скудоумие непробиваемое. Похоже, уважение, с точки зрения Кабанихи, это молчаливое выслушивание безосновательных оскорблений и упрёков от «мудрецов».
То, что Кабаниха сама когда-то была молодой, а её оболванивали «умные старшие», некоторые из которых, возможно, были такими же тиранами, она, похоже, забыла. Видимо, её интеллект настолько ограничили в молодости, что ей даже в голову не приходила мысль о существовании таких вещей, как любовь, искренняя забота, ласка, и они вовсе не являются признаками слабости.
Когда Тихон уезжает из дома, Кабаниха требует, чтобы Катерина провожала мужа, как положено в других семьях. Она обращается к Катерине:
У жены Тихона были добрые родители, поэтому она также с добротой относилась к нему, но Кабаниха всегда осуждала проявления любви.
Варвара, дочь Кабанихи, считает, что для выживания под одной крышей со столь неадекватной женщиной необходимо врать:
Хорошо, что у старухи не получилось сделать всех родственников безумными. Но она всё же довела невестку до самоубийства.
Предел своего ужасающего всеобъемлющего бессердечия сумасшедшая женщина показывает, когда Катерина рассказывает о своих встречах с Борисом. Старуха злобно радуется и говорит, что такую жену жалеть нельзя, следует закопать её в землю. Воистину воплощение сатаны. Но при этом она ещё умудряется верить в Бога или создавать иллюзию веры в глазах окружающих.
Тихон же не разделял убеждений матери, хотя ему порой приходилось ублажать её, ругать супругу, чтобы мать просто заткнулась. Он искренне любил Катерину, но никак не мог защитить её, потому что сам находился в заложниках и был слишком слаб, чтобы перечить матери.
Таким образом, жизнь в доме Кабанихи была бесконечной чередой конфликтов и унижений, полнейшим адом, выход из которого был только один: Катерина утопилась. Когда её тело вытащили из воды, Тихон посмотрел на него и сказал:
Всё не слишком плохо
В третьем действии пьесы Островский показывает другую сторону личности Кабанихи. Разговор с Феклушей обнаруживает в ней:
- исключительное невежество;
- мракобесие;
- консерватизм.
Но, несмотря на это, Кабаниха умна и меняет манеру общения в зависимости от того, с кем говорит. Это единственное явление, где она не ведёт разговор, а только слушает и подтверждает услышанное. Феклуша — единственный персонаж, с которым героиня не говорит свысока.
Брат по разуму
У Кабанихи был друг-купец — жестокий старик Савл Прокофьевич Дикой. Это типичный представитель «тёмного царства». Охарактеризовать его можно несколькими словами, ничего при этом не упустив:
Он думает, что если у него есть деньги, ему можно оскорблять всех. Почти каждая его фраза сопровождается ругательством:
Неспроста Островский дал ему такую фамилию. Савл поистине дикий человек.
Однажды Кудряш рассказывал историю из жизни Савла, когда один человек нагрубил ему и тем самым поставил в неловкое положение, вследствие чего над ним долго смеялись. То есть Дикой на самом деле не такой уж важный и влиятельный, как образ, который он хочет создать в глазах других. Это доказывает, что он мал, как и Кабаниха. Неудивительно, что они общались на равных.
Николай Александрович Добролюбов написал о пьесе «Гроза» статью под названием «Луч света в тёмном царстве». В ней главная героиня Катерина сравнивалась с «лучом света» в «тёмном царстве» глупых и алчных купцов-самодуров, а её самоубийство автор рассматривал как определённый протест против произвола и невежества. Вот только повлиять на дураков, глубоко убеждённых в своей правоте, это вряд ли могло.
Источник
Кабаниха как представитель ‘Темного царства’
В образе Кабанихи — богатой купчихи приволжского города Калинова — Островский нарисовал типичный характер, сложившийся в среде русской буржуазии предреформенного периода. При этом Островский не только обличает социальный тип, нашедший отражение в образе Кабанихи, но и раскрывает несостоятельность принципов, защищаемых Кабанихой, неизбежность их гибели в конкретно-исторических условиях конца пятидесятых годов. Он показывает, как Кабаниха, глубоко убежденная, что на ней только «дом держится», последовательным осуществлением своих принципов способствует развалу своей семьи.
Показав омерзительную сущность Кабанихи, Островский одновременно наделил ее незаурядным умом и силой характера. Сопоставление ума с ограниченностью и искаженностью ее представлений и понятий дало возможность драматургу показать пагубное влияние темного царства не только на его жертвы, но и на хозяев, и тем увеличить обличительную силу драмы.
Кабаниха появляется впервые в пятом явлении первого действия в окружении всей семьи.
Островский выявляет ее характер — своеобразное сочетание ханжества, деспотизма, суровой жестокости и грубости, необузданного самодурства и мелочной придирчивости. На примере Кабанихи Островский с удивительным мастерством показывает, что значит «поедом есть», «как ржа железо точит».
С первых же реплик мы видим характерную для Кабанихи манеру -изводить домашних упреками. Цель упреков Кабанихи — довести домашних до такого состояния, чтобы они и подумать не смели о какой бы то ни было непокорности. Но упреки у Кабанихи носят несколько особый характер. Своеобразие их заключается, во-первых, в их полной необоснованности. В том, в чем упрекает своих домашних Кабаниха, они совершенно неповинны, и сама Кабаниха это прекрасно понимает; во-вторых, упреки часто нужны Кабанихе для того, чтобы, отталкиваясь от них, начать свои наставления, поэтому и поводы для них находятся самые неожиданные.
У Кабанихи есть излюбленные темы для упреков и наставлений. Прежде всего, это упреки в непочтительности детей по отношению к родителям и упреки Тихону в том, что он предпочитает жену матери, в том, что он хочет «своим умом жить». Все оправдания Тихона нисколько не помогают. Да Тихон на это и не надеется. Он прекрасно знает, что эти оправдания нужны Кабанихе как доказательство его полной покорности. Упрекая, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее жестокий удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня довольно, что она меня любит» — следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но Кабаниха не только упрекает и угрожает, она наставляет. Любимая тема ее наставлений — «как надо жить», каков должен быть порядок в семье.
Кабаниха — ханжа. Ханжескую окраску ее речам придают, во-первых, ласкательные обращения: «мой друг», «мой милый» и т.д.; во-вторых, словосочетания, выражающие самоуничижение: «мать стара, глупа, ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас дураков взыскивать» в-третьих, ссылки на родительскую любовь: «ведь от любви родители и строги-то к вам, или «. да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»; в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните. »; в-пятых, наличие элементов церковного жаргона: «грех тяжелый», «разговор, близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь. »
Кабанихе свойственно не только ханжество, она — грубый жестокий деспот. «Что ты выскочила в глазах-то поюлить», или «Что ты сиротой-то прикидываешься», или «Да ты рехнулся, что ли», или «дурацкие мысли в голове держишь» и т.д.
Таким образом, на переплетении страшной грубости и елейного смирения строится речь Кабанихи.
Кабаниха с тупым фанатизмом поглощена соблюдением порядка, блюстительницей которого она является. Слово «порядок» в устах Кабанихи имеет свой определенный смысл. Это норма семейной жизни, это то, что признается правильным в темном царстве. Наставления, которые она дает Тихону относительно Катерины, выражают взгляды темного царства на положение невестки в семье.
Своими монологами Кабаниха неоднократно подчеркивает роль и значение старших в доме. «Хорошо еще у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. » «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
В 3-м действии пьесы Островский показывает Кабаниху в новом аспекте. Кабаниха дана вне семейного круга: со странницей Феклушей и с хозяином города Диким.
Разговор с Феклушей обнаруживает исключительное невежество, мракобесие и консерватизм Кабанихи; он же показывает, насколько высок авторитет странницы в ее глазах. Это единственное явление, где не Кабаниха ведет разговор, а где она только слушает и поддакивает, или подхватывает реплики Феклуши. Феклуша — единственный персонаж, в разговоре с которым Кабаниха говорит не свысока.
Таким образом, не только сами реплики и монологи Кабанихи раскрывают ее характер, но и то, как меняется Кабаниха в зависимости от того, с кем она разговаривает. Если по отношению к домашним Кабаниха груба, если ханжеский тон ее непрерывно чередуется с грубым окриком, если с Диким она говорит наставительным тоном, то с Феклушей она говорит степенно и ласково. Эта ласковость подчеркивается обращением «милая», «некуда вам торопиться, милая», «слышала я, милая» и т.д.
Следом за разговором с Феклушей идет сцена с Диким. В этом «состязании» самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Она сильнее и умнее Дикого. Кажется невероятным, что Кабаниха, ко¬торая только что с полным доверием внимала нелепым россказням Феклуши, так умно рассуждает с Диким.
У Кабанихи искажены представления о жизни. Она невежественная, ограниченна, но умна. Она прекрасно понимает Дикого, она знает цену его силе. «А честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», говорит Кабаниха, чем подчеркивается ее отношение к Дикому.
Об уме и знании людей своего круга свидетельствует и психологический анализ поведения Дикого, который делает Кабаниха. «Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно на своих кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет».
Для Кабанихи деньги — критерий и основа всего.
Жизнь Кабанихи уложена в рамки старого быта, где каждый поступок имеет свое рази навсегда установленное следствие, а проступок — наказание. Надо поступать так праведно, чтобы в любой момент быть готовой к смерти, т.е. готовой предстать перед богом, говорит религия. А праведная жизнь, по представлениям Кабанихи — это строгое соблю¬дение установленных обычаем и обрядом правил.
Источник