Характеристика усовершенствованных покрытий облегченного типа
Усовершенствованные покрытия облегченного типа устраивают в качестве верхних слоев дорожных одежд, предназначенных для пропуска автомобильного транспорта от 100 до 3000 авт/сут.
При устройстве усовершенствованных покрытий применяются вяжущие материалы, которые увеличивают сцепление в смесях и делают их более водоустойчивыми. Обработка каменных материалов вяжущими приводит к повышению эксплуатационных качеств, увеличению срока службы, удешевлению содержания дороги, уменьшению транспортных расходов и сокращению расходов каменных материалов.
Усовершенствованные покрытия облегченного типа устраивают толщиной от 4 до 12 см. Многочисленные дорожные конструкции, получаемые путем обработки щебеночных и гравийных материалов органическими вяжущими — битумами и дегтями, а также эмульсиями, по способу производства работ могут быть разделены на следующие группы:
конструкции, получаемые в результате обработки каменных материалов путем послойных розливов разогретого битума (дегтя) или эмульсии, послойных россыпей каменных материалов с их укаткой;
конструкции, получаемые обработкой каменных материалов органическими вяжущими смешением на дороге;
конструкции из смесей каменных материалов с органическими вяжущими, приготовленных в специальных установках по определенному режиму и укладываемых в холодном или горячем состоянии.
Классификация усовершенствованных покрытий облегченного типа показана на рис. 8.4.1
Рис. 8.4.1. Классификация покрытий облегченного типа
Из вышеизложенного видно многообразие типов усовершенствованных покрытий облегченного типа. В районах с холодным и влажным климатом предпочтение отдают покрытиям, устраиваемым из материалов, приготовленных смешением в стационарных и передвижных установках. В районах с сухим и теплым климатом применяют покрытия, устраиваемые смешением на дороге, а при наличии прочных щебеночных материалов также способом пропитки.
Основания и покрытия, по способу пропитки и смешения в установке, устраивают в сухую и теплую погоду весной и летом при температуре не ниже 5°С, а осенью — не ниже 10°С. Смешение на дороге следует производить при температуре выше +15°С, а при использовании эмульсий — не ниже 5°С.
Работы должны быть закончены с таким расчетом, чтобы формирование покрытия в процессе эксплуатации автомобильной дороги было завершено за 10. 20 дней до начала периода с пониженными температурами воздуха и дождями.
Конструкции с применением битумов и дегтей весьма требовательны к соблюдению правил производства работ и температурному режиму. Вяжущие применяют строго определенных марок, соответствующих данной конструкции. Каменные материалы должны отвечать установленным требованиям по прочности, морозостойкости, быть сухими, чистыми без примеси пыли, глины или ила. Для повышения качества в гравийный материал следует вводить дробленый гравий в количестве 25. 45 % объема фракций гравийного материала крупнее 5 мм.
Правильный выбор вяжущего имеет большое значение, поскольку оно увеличивает сцепление между частицами минерального материала, частично заполняет пустоты между этими частицами и таким образом повышает плотность и водоустойчивость смеси. Чтобы получить хорошие результаты, вяжущее должно обладать совокупностью определенных свойств, во-первых, вязкость должна быть достаточно высокой, чтобы связать рыхлый минеральный материал в монолит и, во-вторых, в производственных условиях распределять вяжущее тонкой пленкой по поверхности минеральных частиц.
Эти требования противоречат друг другу. Лучшее сцепление и более высокая прочность покрытия достигаются при использовании вязких битумов, однако лучшее обволакивание обеспечивается при применении жидких битумов. Для повышения качества покрытий прибегают к технологическим приемам, позволяющим снизить вязкость вяжущих в период их смешения с минеральными материалами. Снижение вязкости может быть достигнуто путем:
— повышения температуры вяжущего;
— введения в его состав разжижителей, которые быстро улетучиваются;
— создания водных эмульсий.
Способность органических вяжущих к уменьшению вязкости с повышением температуры играет положительную роль при приготовлении смеси и укладке, но отрицательно сказывается на прочности дорожных одежд. Поэтому для устройства дорожных одежд лучше использовать теплоустойчивые вяжущие материалы.
Выбор вяжущего зависит от следующих факторов:
— типа минеральной смеси и характера минеральных частиц;
— проектируемой конструкции дорожной одежды;
— способа приготовления смеси и ее укладки;
— наличия оборудования для приготовления и укладки смеси;
Источник
Творческая работа по дисциплине: Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.Тема: «Содержание усовершенствованных покрытий»
творческая работа учащихся на тему
Правительство РФ внесло поправки в постановление N539 от 23 августа 2007 г., регулирующее предельные затраты на содержание дорог федерального значения. Теперь в постановление введено понятие дорог с усовершенствованным типом покрытия, ремонт которых может проводиться в срок, не превышающий 12 лет.
Усовершенствованное покрытие — покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание усовершенствованных покрытий | 373.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБПОУ «УФИМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
По дисциплине: Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов
Тема: «Содержание усовершенствованных покрытий»
Выполнил: студент гр. С1-12
Содержание
1. Классификация дорожных одежд и покрытий……………………………. 4
2. Содержание дорог с усовершенствованным покрытиями…………………..7
3. Ремонт усовершенствованных покрытий………………………………..….11
4. Усовершенствованное облегченное покрытие……………………………. 13
5. Усовершенствованное капитальное покрытие……………………………. 14
6. Библиографический список…………………………………………………..16
Введение
Правительство РФ внесло поправки в постановление N539 от 23 августа 2007 г., регулирующее предельные затраты на содержание дорог федерального значения. Теперь в постановление введено понятие дорог с усовершенствованным типом покрытия, ремонт которых может проводиться в срок, не превышающий 12 лет.
Усовершенствованное покрытие — покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;
1. Классификация дорожных одежд и покрытий
Типы дорожных одежд
Виды покрытий, материал и способы его укладки
а) из асфальтобетонных смесей марки I, укладываемых в горячем и теплом состоянии
На дорогах I, II, I-c и III категорий, городских скоростных дорогах и магистральных улицах общегородского и районного значения, основных внутризаводских дорогах крупных промышленных предприятий
б) из асфальтобетонных смесей марки II, укладываемых в горячем состоянии
На дорогах III, I-с и IV категорий и городских дорогах местного значения при соответствующем технико-экономическом обосновании
а) из асфальтобетонных смесей марки II, укладываемых в теплом состоянии; дегтебетонных марки I, укладываемых в горячем состоянии
На дорогах III и II-с категорий, городских дорогах местного значения, на внутризаводских дорогах
б) из холодных асфальтобетонных смесей марки I; дегтебетонных горячих смесей марок I и II, холодной мелкозернистой дегтебетонной смеси марки
На дорогах III и IV категорий
в) из асфальтобетонных смесей марки III, укладываемых в горячем и теплом состоянии; холодных асфальтобетонных смесей марки II; дегтебетонных смесей марки II, холодной мелкозернистой и песчаной дегтебетонной смеси марки II; материалов, обработанных битумом по способу смешения на дороге с поверхностной обработкой
На дорогах IV и II-с категорий
г) из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими в установке или методами пропитки (полупропитки); черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по способу заклинки; эмульсионно-битумо-минеральных смесей, в том числе из каменных материалов, обработанных битумной эмульсией; пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой; прочного щебня с двойной поверхностной обработкой
На дорогах III, IV и II-с категорий и на первой стадии двухстадийного строительства дорог II, III и IV категорий
Рис.1. Поперечные профили земляного полотна и конструкции капитальных одежд дорог I-II категорий с усовершенствованным покрытием для дорожно-климатических зон II-III и IV-V (примеры):
1 — средне- или мелкозернистый асфальтобетон I марки; 2 — крупнозернистый пористый асфальтобетон или дегтебетон; 3 — щебень, укрепленный цементом или комплексным вяжущим; 4 — грунт повышенной плотности; 5 — грунт, укрепленный неорганическим вяжущим; 6 — песок, гравий, шлак; 7 — щебень с расклинкой; 8 — тощий цементобетон; 9 — грунт и материалы, укрепленные комплексными вяжущими или активной золой уноса;
10 — гравий, укрепленный цементом; 11 — гравий, укрепленный малыми дозами цемента, или грунт, обработанный жидким органическим вяжущим; 12 – гравийная смесь с добавками дробленого щебня; 13 — пенопласт; 14 — конструктивный теплоизоляционный слой из цементогрунта с легким заполнителем.
Рис.2. Конструкции облегченных одежд дорог III-IV категорий с усовершенствованным покрытием (примеры):
1 — асфальтобетон мелкозернистый II-III марок; 2 — крупнозернистый асфальтобетон или фракционированный щебень(гравий), обработанный битумом; 3 — подобранная щебеночная (гравийная) смесь, щебень с расклинкой; 4 — грунт, укрепленный неорганическим вяжущим; 5 — грунт повышенной плотности; 6 — песок, гравий, шлак;
7 — щебень, обработанный органическим вяжущим в установке; 8 — грунт или материал,
обработанный комплексными вяжущими; 9 — грунт или малопрочный каменный материал, обработанный органическим вяжущим; 10 — грунт повышенной плотности.
2. Содержание дорог с усовершенствованным покрытиями
Основной задачей содержания дорожных одежд является систематический уход, поддержание и повышение транспортно-эксплуатационных качеств покрытия и содержание его в чистоте и порядке. Характер и объём работ по содержанию зависят от периода года, типа покрытия и конструкции дорожной одежды.
К наиболее сложным работам по содержанию дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями относится ремонт трещин, ямочный ремонт и ликвидация колей глубиной до 30 мм. Указанным работам посвящены самостоятельные разделы.
Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями . В весенний период, до начала интенсивного таяния, с проезжей части и обочин удаляют снег и лёд. После просыхания покрытие тщательно очищают грязи, пыли , противогололёдных материалов с использованием различных средств механизации работ.
На дорогах с дорожными одеждами с недостаточной прочностью и большим количеством ослабленных участков ограничивают движение автомобилей большой грузоподъёмности, снижают скорость или полностью закрывают проезд, переводя его на специально подготовленные объезды.
Весной с наступлением теплой и устойчивой погоды устраняют мелкие повреждения в виде шелушения, выкрашивания, выбоин, трещин, отдельных волн, бугров, наплывов, обломов и неровностей кромок.
В зависимости от имеющихся средств механизации ремонт выбоин осуществляют разными способами.
Очистка покрытия от пыли и грязи выполняется систематически весной, летом и осенью, поскольку наличие пыли и грязи на проезжей части снижает сцепные качества покрытия, загрязняет проходящие автомобили, ухудшает видимость. Значительные отложения грязи, которые могут образоваться на отдельных участках весной и осенью, удаляют автогрейдерами, а небольшие отложения удаляют подметанием механическими щётками или поливомоечными машинами.
Подметание покрытий начинают машинами с механическими щётками от оси дороги с перемещением к кромке проезжей части. Последующие проходы должны перекрывать предыдущие на 0,25-0,50 м.
Уборка может производиться сухим или мокрым способом. При мокрой уборке покрытие увлажняется из специальных форсунок, разбрызгивающих воду в рабочей зоне. Смёт — пыль, грязь и мелкий мусор — удаляется с покрытия щётками и подается в бункер механическим конвейером или пневматическим рукавом. При сухом обеспыливании пыль из зоны действия щёток отсасывается вакуумно-пневматическим устройством. Наиболее высокое качество очистки обеспечивают подметально-уборочные машины с вакуумно-пневматической системой, которые называются вакуумно-уборочными машинами.
Выпускается большое количество подметально-уборочных машин с шириной подметания 1,5-3,0 м и более и рабочей скоростью 3,5-25 км/ч.
Мойку покрытий производят поливомоечными машинами широкими веерообразными струями воды, которые выбрасываются под давлением до 0,4 МПа из сопел с насадками, установленными под углом 75-80° к направлению движения. Расход воды 0,9-1,2 л/м 2 . Работы по мойке покрытий выполняют чаще всего в ночное время, когда интенсивность движения заметно снижается.
Ширина обрабатываемой при мойке полосы колеблется у разных машин от 2,2 м до 8,5 м, рабочая скорость от 3,5 до 16,5 км/ч, ёмкость цистерн от 6 до 11 м 3 . Для мойки дорог высоких категорий применяют поливомоечные машины, у которых вода выбрасывается тонкими струями из трубы, расположенной перед передним бампером машины, через систему сопел под большим давлением под углом 70-80° к покрытию. При этом рабочая скорость движения поливомоечной машины достигает 60 км/ч.
Поливку дорожных покрытий производят в жаркие летние дни на участках дорог, проходящих в пределах населённых пунктов. Поливка от мойки отличается тем, что струи воды направлены вперёд и вверх по ходу движения машины, в результате чего вода разбрызгивается и смачивает покрытие, улучшая микроклимат и создавая прохладу. Расход воды при поливке асфальтобетонного покрытия 0,2-0,3 л/м 2 .
Ликвидация скользкости от избытка битума . В жаркие летние дни на отдельных участках покрытий из асфальтобетона и других битумоминеральных материалов под действием автомобильного движения и солнечных лучей на поверхность покрытия может выступить избыток вяжущего, в результате чего возникает скользкость. Смеси с избыточным количеством вяжущего обладают повышенной пластичностью, что способствует образованию волн, колеи и наплывов.
Существует несколько способов устранения этих недостатков. На поверхность такого покрытия могут быть рассыпаны крупнозернистый песок, необработанные или обработанные битумом или битумной эмульсией высевки размером 2-3 мм, которые вдавливают катками в размягчённый слой покрытия. Излишний битум обволакивает песок или высевки; одновременно повышаются сцепные свойства покрытия. Весьма эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1-0,2 л/м 2 ) органических растворителей (например, керосином, соляровым маслом) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 часа) очисткой поверхности подметальными машинами. При этом растворимый битум легко впитывается песком и затем удаляется вместе с ним.
Устранение волн и наплывов. Участки покрытия с волнами и наплывами предварительно разогревают горелками инфракрасного излучения, а затем укатывают катками массой 18-25 т поперек волн или срезают волны и наплывы автогрейдером, а затем закрывают эти места поверхностной обработкой. Волны и наплывы могут быть срезаны холодным фрезерованием без разогрева покрытия. Технология работ по ликвидации колей рассматривается отдельно.
Сдвиги на асфальтобетонных покрытиях являются следствием недостаточной сдвигоустойчивости асфальтобетонной смеси. В процессе работ по содержанию дороги работы по ликвидации сдвигов выполняют на отдельных участках. Для этого смесь со всего поврежденного места необходимо удалить фрезерованием или вручную при помощи перфораторов и отбойных молотков, исправить основание и уложить новую смесь, которая обладает достаточной для данных условий сдвигоустойчивостью. Ликвидация сдвигов при больших объемах работ выполняется в процессе ремонта покрытия.
Шелушение и выкрашивание покрытия устраняют путем устройства защитного слоя, слоя износа или поверхностной обработки. Технология выполнения этих работ рассмотрена отдельно. Шелушение покрытий из битумоминеральных материалов на дорогах с низкой интенсивностью движения может быть устранено следующим образом. В теплую погоду на сухое покрытие разливают горячий вязкий битум, жидкий битум или битумную эмульсию с расходом 0,5-0,8 л/м 2 и рассыпают крупнозернистый песок или каменные высевки. Аналогично могут быть устранены участки покрытия с заметным выкрашиванием, только в качестве минерального материала рассыпают щебень фракций 8-14 мм.
Ликвидация трещин с применением пластификаторов. Обычные способы заполнения трещин органическими вяжущими или пластификаторами и другими составами позволяют обеспечить гидроизоляцию покрытий и снизить вероятность образования выбоин, однако при этом не восстанавливается сплошность покрытия, а следовательно, и его прочность. Поэтому необходимо искать пути ликвидации трещин с восстановлением сплошности и монолитности покрытия.
Частично эта задача решается при ремонте трещин с разогревом материала их стенок до высокой температуры, при которой битум в старом покрытии становится пластическим и соединяется с горячим заполнителем. Более монолитным становится покрытие с трещинами, ремонт которого выполнен методом горячей регенерации на месте.
Одним из способов ликвидации трещин с улучшением сплошности и монолитности покрытия в естественном состоянии летом является пластификация материала покрытия в зоне, прилегающей к трещине. Суть способа состоит в том, что очищенные трещины заполняются реагентами, разжижающими и пластифицирующими битум стенок и кромок покрытия. Пластификатором заполняют трещину и обрабатывают поверхность покрытия, прилегающую к ней. Под действием транспорта при высокой летней температуре происходит закрытие трещин с восстановлением сплошности и прочности материала покрытия, этот способ наиболее приемлем для ликвидации трещин шириной 3-7 мм, но даёт положительный эффект и при заделке более узких и более широких трещин.
Очень важное значение имеют характеристики применяемого пластификатора. Он должен быть достаточно жидким в рабочем состоянии, чтобы проникнуть на всю глубину трещины, и достаточно вязким, чтобы не вытекать из нее по уклону до взаимодействия с битумом материала покрытия. Пластификаторы должны хорошо совмещаться с битумом, обладать малой летучестью и хорошей стабильностью во времени. К таким пластификаторам можно отнести госсиполовую смолу, моторную нефть, антраценовое масло, мазут и др. Эти материалы совмещаются с высокомолекулярными соединениями в битуме, повышают его пластичность и уменьшают хрупкость асфальтобетона. В качестве пластификатора могут быть применены также нефтяные гудроны.
Пластификатор разогревают до температуры 60-100°С, при которой обеспечивается его свободный розлив. До заполнения пластификатором трещину тщательно очищают от пыли, песка и щебня, для чего используют металлические щетки и крючья, а затем трещину продувают и просушивают сжатым воздухом. Затем заливщиком швов заполняют трещину пластификатором и обрабатывают им примыкающую к трещине поверхность покрытия шириной по 20-30 см с каждой стороны. По разлитому пластификатору рассыпают крупнозернистый песок в количестве 0,01 м 3 /м 2 .
Закрытие трещины и омоноличивание происходит в течение длительного времени в летний период. Поэтому заполнение трещины пластификатором должно производиться уже в конце весны.
Источник