Что значит уровни управления

Виды, уровни менеджмента и их характеристики. Менеджмент предприятия

Виды и уровни менеджмента — это тема, актуальная для любой компании. Нет предприятия, на котором бы не предпринимались попытки выстроить эффективную систему управления персоналом и как следствие — алгоритм достижения поставленных задач. Грамотное руководство различными группами специалистов в условиях постоянного развития — это сложный, но необходимый процесс.

Что такое менеджмент

Данный термин актуален в том случае, если речь идет об управлении деятельностью различных групп сотрудников как в рамках конкретного отдела, так и всего предприятия в целом.

Соответственно, люди, отвечающие за организацию качественного управления, называются менеджерами. Их ключевой задачей является грамотное формирование трудового процесса, его планирование, контроль и мотивация персонала. Итогом подобных усилий должны стать своевременно достигнутые цели компании.

Поэтому современный менеджмент — это постоянное стремление к развитию и улучшению качества работы. Стоит отметить тот факт, что профессиональное управление может произвести ощутимые социальные изменения. В качестве примера можно привести рост популярности качественного образования, обусловленного стремлением получить хорошую работу.

Кто такой менеджер

Без эффективного руководства развитие современных компаний не представляется возможным.

Читайте также:  Бомбора что это значит

Если использовать актуальное значение терминов, то менеджером можно будет назвать управляющего или руководителя, который обладает достаточными полномочиями для решения различных задач, имеющих отношение к конкретным видам деятельности предприятия.

В целом к этой категории можно отнести следующих людей:

  • руководители предприятия, равно как и его подразделений (это могут быть отделения, подразделения и т. д.);
  • организаторы различных видов работ, действующие в рамках программно-целевых групп или подразделений;

  • администраторы, независимо от уровня управления, в обязанности которых входит организация трудового процесса с учетом современных требований;
  • руководители любых групп специалистов.

Независимо от профиля ключевой задачей менеджера всегда является управление сотрудниками для качественной реализации поставленных задач.

Ключевые функции

На основе изложенной выше информации можно сделать вывод, что суть управления сводится к планированию, мотивации, организации процесса и его контролю. Фактически это и есть цели менеджмента.

Таким образом, основные функции руководителя имеют следующую структуру:

Касаясь планирования, нужно отметить, что в рамках данной функции происходит определение наиболее актуальных для компании целей и составляется стратегия их достижения, вплоть до формирования алгоритма работы сотрудников всех уровней.

Менеджмент предприятия на данном этапе включает работу с несколькими ключевыми вопросами:

  1. Где компания находится в данный момент?
  2. Куда необходимо двигаться?
  3. Как именно будет выглядеть это движение (план, ресурсы и т. д.)?

Именно благодаря планированию руководство компании определяет ключевые направления, в которых необходимо прилагать основные усилия.

Организация предприятия — это, по сути, процесс создания и развития существующей, а также новой структуры. В этом случае работа менеджеров ориентирована на учет всех граней внутренних процессов компании с целью грамотного их взаимодействия. При наличии качественного формирования всех процессов и глобального алгоритма прогресса предприятия все работники и руководители будут способствовать эффективному достижению поставленных целей.

Также система управления позволяет точно определить, кто и какие функции на предприятии должен выполнять.

Современный менеджмент трудно представить без грамотной мотивации. Суть в том, что алгоритм действий и развития будет успешен лишь в том случае, если все группы сотрудников смогут на постоянной основе качественно выполнять закрепленные за ними функции. Для этого менеджеры разрабатывают систему мотивации персонала, которая позволяет сохранять высокий уровень заинтересованности в точном достижении целей.

В цели менеджмента входит также контроль. Дело в том, что в силу некоторых обстоятельств процессы внутри компании могут несколько отклониться от первоначального алгоритма и выполнение поставленных задач окажется под вопросом. Во избежание подобных процессов руководители уделяют немало внимания контролю работы своих подчиненных.

Высшее звено

Менеджеров, представляющих эту категорию на предприятии, всегда немного. Обязанности, возложенные на них, значительные. Но их можно свести к следующей концепции: грамотная разработка и последующая эффективная реализация стратегий развития компании. В рамках этого процесса менеджеры высшего звена принимают важные решения, что требует соответствующей компетенции. Эту группу руководителей может представлять, например, ректор учебного заведения, президент компании или министр.

Рассматривая уровни менеджмента, стоит понимать, что на высший сегмент возложена ответственность за формирование курса движения всего предприятия. То есть эти специалисты фактически выбирают направление развития и определяют, как эффективно двигаться в рамках обозначенного курса. Ошибка на таком уровне может привести к значительным финансовым и структурным потерям.

По этой причине высокий уровень менеджмента подразумевает активную умственную деятельность и глубокий анализ работы компании в целом и каждого ее отдела в частности.

Среднее звено

Данная группа руководителей контролирует управленцев низшей категории и собирает информацию о качестве и сроках выполнения поставленных ими задач. Эти сведения менеджеры в обработанном виде передают высшим руководителям.

К такой категории можно отнести деканов, заведующих отделом и др. Их сфера ответственности довольно обширна, так как приходится следить за большим количеством процессов.

Средние уровни менеджмента в компании иногда требуют найма такого количества специалистов, что их разделяют на отдельные группы. Причем последние могут относиться к разным иерархическим ступеням. Например, некоторые предприятия формируют как верхний, так и низовый уровень среднего звена управления.

Такие руководители, как правило, управляют крупными отделами или подразделениями компании.

Низшее звено

Менеджеров этой категории еще называют операционными руководителями. Эта группа сотрудников всегда многочисленна. Нижний уровень менеджмента ориентирован на осуществление контроля за использованием ресурсов (кадры оборудование, сырье) и выполнение производственных заданий. На предприятиях такой работой занимаются мастера, заведующий лабораторией, начальник цеха и другие руководители. При этом в рамках задач нижнего звена возможен переход от одного вида деятельности к другому, что добавляет в работу немало дополнительных граней.

Согласно исследованиям, ввиду разнообразия задач и высокой интенсивности работы, низшие уровни менеджмента сопряжены со значительной нагрузкой. Тем, кто занимает подобную должность, необходимо постоянно переходить от эффективного выполнения одной задачи к решению другой.

В некоторых случаях один этап работы может занимать немногим более минуты. С такой частой сменой внутридневной деятельности сознание находится в постоянном напряжении, что чревато затяжными стрессовыми состояниями.

Со вышестоящим начальством такие менеджеры общаются не очень часто, а вот с подчиненными коммуницируют много.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Уровни общего менеджмента

Есть несколько уровней данной формы управления, которые используются в зависимости от ситуации. Выглядят они следующим образом:

  • Оперативный. Ключевая задача в этом случае — грамотное регулирование процессов, имеющих отношение к производству продукта в условиях дефицита ресурсов.
  • Стратегический. В рамках этого направления определяются перспективные рынки и актуальные для них продукты, подбирается нужный стиль управления и производится выбор инструмента для осуществления регулирования процесса.
  • Нормативный. Здесь менеджмент предприятия ориентирован на разработку правил, норм и принципов игры, позволяющих компании закрепиться на конкретном рынке и со временем усилить свои позиции.

Структура функционального менеджмента

Эта система необходима для организации эффективного руководства в отдельных сферах деятельности компании. То есть она, в отличие от общей, не является универсальной и охватывает различные функции в отдельности. Такой подход включает актуальные схемы реализации целей компании в зависимости от области применения инструментов управления, вида предпринимательства и социальной среды.

Функциональная система управления включает в себя следующие направления менеджмента:

  • финансовый;
  • производственный;
  • инвестиционный;
  • информационный алгоритм управления;
  • инновационный менеджмент;
  • информационный алгоритм управления;
  • менеджмент по персоналу.

Все эти направления более чем актуальны, поскольку процесс разделения труда привел к возникновению многочисленных граней деятельности предприятия как такового. К тому же специфика каждой области предпринимательства создает свои уникальные условия труда.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Уровни менеджмента и их характеристика, равно как и различные виды управления — это неотъемлемая часть современной экономики, без которой компании просто не смогут соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка.

Источник

1.4. Уровни управления

1.4. Уровни управления

Руководители бывают разного уровня или ранга. Условно руководителей обычно делят на три группы:

1. Линейные руководители (руководят специалистами, отвечают, как правило, за один процесс деятельности). Иногда в литературе по управлению таких руководителей называют руководителями низового уровня.

2. Руководители среднего звена (руководят линейными руководителями, отвечают, как правило, за группу процессов в пределах одной области бизнеса).

3. Первые руководители (генеральные и исполнительные директора компаний – руководят руководителями среднего звена, линейными руководителями, отвечают за компанию в целом).

Рис. 3. Уровни управления

Заметим, что и генеральный директор большой транснациональной компании, и мастер на небольшом производстве являются руководителями и, как руководители, исполняют, по сути, одинаковые функции. Их-то мы и будем описывать здесь. Конечно, существует специфика в работе руководителей разного уровня, но состав функций при этом не меняется. Мы будем рассматривать все функции применительно в основном к линейным руководителям, а особенности их исполнения для руководителей среднего звена и топ-менеджеров оставим другим изданиям.

Надо отметить, что существует ещё одна категория работников, которые, по сути, руководителями не являются, но частично выполняют их функции. Это так называемые старшие специалисты: старший электрик, ведущий конструктор, старший лаборант, бригадир и т. д.

Все эти люди большую часть своего рабочего времени занимаются непосредственной работой специалиста (электрика, конструктора, лаборанта, рабочего), но, кроме этого, ещё и выполняют некоторые управленческие функции, связанные в основном с контролем, текущим распределением обязанностей, решением всякого рода мелких инцидентов. Чем больший процент времени у них занимают функции управления, тем в большей степени их можно относить к разряду руководителей.

Рис. 4. Место старшего специалиста в структуре управления

Для примера возьмем должность главного бухгалтера в небольшой растущей компании. Сначала, когда он выполняет все функции по ведению бухгалтерского учёта сам (делает входной контроль первичных документов, заносит информацию в бухгалтерскую базу данных, формирует налоговую отчетность и делает баланс), он на 100 % является просто специалистом.

По мере роста компании в бухгалтерии появляются подчинённые бухгалтеры, которые берут на себя часть задач по определённым участкам работы – расчёту заработной платы, учёту основных средств, материалов и т. д. Но если при этом большую часть учётной работы всё-таки выполняет главбух, он становится старшим специалистом.

Когда в подчинении у главбуха появляется достаточно много бухгалтеров – для ведения различных участков работы, а главный бухгалтер формирует только налоговую отчётность и баланс, то его уже можно отнести к разряду руководителей, так как основное время у него занимают управленческие функции (распределение обязанностей, обучение сотрудников, контроль, разбор инцидентов и решение проблем).

И только тогда, когда у главбуха появляется заместитель, которому он передаёт функции, связанные с налоговой отчётностью и балансом, он на 100 % становится руководителем.

Ниже приведена часть организационной структуры производственного предприятия, где можно посмотреть реальные примеры отнесения работников к тому или иному уровню управления.

Рис. 5. Организационная структура в разрезе уровней управления

Теперь давайте посмотрим на управленческий статус директора в компаниях с разным масштабом деятельности. По масштабу любой бизнес можно условно отнести к пяти группам:

Границы между этими понятиями достаточно условны, их обычно проводит налоговая инспекция в зависимости от оборотов и численности компаний. Так, к микробизнесу относят компании с численностью не более 15 человек, а к малому – не более 150 сотрудников. Деление предприятий по масштабу на пять групп отлично ложится на пять уровней управления.

Таблица 2. Роль первого лица в компании в зависимости от масштабов бизнеса

Из данной таблицы хорошо видно, как меняется статус руководителя компании в зависимости от её масштаба. Когда начинающий предприниматель регистрирует ИЧП, то он, по сути, не имея подчинённых, является руководителем (директором) своего предприятия, хотя одновременно выполняет и работу рядового специалиста.

По мере роста бизнеса у него появляются подчинённые сотрудники, предприятие становится микробизнесом, а его руководитель – старшим специалистом, который продолжает выполнять функции обычных работников, при этом тратя часть своего времени на управление. Типичным примером такого предприятия являются многочисленные представительства и маленькие филиалы торговых компаний, где руководитель филиала значительную часть своего времени посвящает общению с клиентами и сам осуществляет продажи.

Если компания продолжает расти, то её руководитель из старшего специалиста постепенно переходит в статус линейного руководителя, тратя большую часть своего времени на выполнение управленческих функций, а его компанию уже можно отнести к малому бизнесу.

После того как у директора в подчинении большинство сотрудников будут выполнять функции полноценных линейных руководителей, предприятие можно смело назвать средним бизнесом. При этом директор предприятия будет выступать в роли руководителя среднего звена, так как в подчинении у него будут находиться линейные руководители.

Когда речь идёт о крупном бизнесе, то количество подчинённых у топ-менеджеров приближается к количеству областей бизнеса (см. первую главу данной книги). Большинство этих сотрудников относится к руководителям среднего звена, и они возглавляют уже не отделы, а департаменты, службы или дирекции. Управленческая нагрузка на первых лиц возрастает, и она часто делится уже между двумя руководителями верхнего уровня – генеральным и исполнительным директорами.

Исполнительный директор при этом сосредоточивается на текущем руководстве компанией и обеспечивает координацию деятельности подразделений из различных областей бизнеса, а генеральный директор, как правило, ведает вопросами стратегии, рассматривает и утверждает различные регламенты, правила и процедуры, представляет интересы компании во внешней среде.

Хотелось бы сказать несколько слов о слове «генеральный». Сейчас в России понятие «генеральный директор» в значительной степени девальвировано руководителями мелких компаний и небольших бизнесов, которые смело себя так называют. На мой взгляд, первому руководителю называться генеральным директором разумно только тогда, когда появляется необходимость введения должности исполнительного директора, а должностные обязанности и ответственность реально делятся между двумя управленцами.

Зачастую руководители, наряду с управленческими, выполняют и другие функции, например, представительские либо функции, лежащие в какой-нибудь конкретной области бизнеса.

Когда генеральный директор участвует в судебных процессах, ведёт переговоры с ключевыми клиентами или договаривается с банками о кредитах, он не выполняет управленческую работу, а помогает другим службам (в данном случае – юридическому отделу, департаменту продаж и финансовой службе). Эти функции важны, но не касаются управления, и о них не будет вестись речь в этой книге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 8. Уровни качества управления инвестиционной деятельностью и активное управление стоимостью инвестиционными рычагами (VBI и SVGI)

Глава 8. Уровни качества управления инвестиционной деятельностью и активное управление стоимостью инвестиционными рычагами (VBI и SVGI) В предыдущих главах нами рассматривались многообразные решения по изменению основного капитала компании. Выделим наиболее

3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных

2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы Организация-это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных

2.3. Уровни выставочного продукта

2.3. Уровни выставочного продукта Пространственная трактовка выставки принципиальна при рассмотрении уровней современного выставочного продукта.Потребители оценивают привлекательность рыночного предложения по трем основным параметрам: отличительным свойствам и

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Уровни изменений

Уровни изменений Любой человек может действовать более эффективно; если согласованно работают все составные части его системы. Такого гармоничного состояния вы сможете достичь, проведя соответствующие изменения на всех уровнях вашей индивидуальной внутренней

Источник

Оцените статью