УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ» в других словарях:
уровень развития умственного — развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный… … Большая психологическая энциклопедия
уровень умственного развития — развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный… … Большая психологическая энциклопедия
ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА — организация индивидуализиров обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных уч результатов Теория и практика II у с восходят к идеям полного усвоения «целостных уч единиц» Г Моррисона и связаны с исследованиями и… … Российская педагогическая энциклопедия
развитие умственное: уровень — совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень развития умственного это… … Большая психологическая энциклопедия
Полного усвоения система — организация индивидуализированного обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных учебных результатов. Теория и практика П.у.с. восходит к идеям полного усвоения целостных учебных единиц Г. Мориссона и связана … Педагогический терминологический словарь
умственного развития уровень — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный У. р. у. это состояние… … Большая психологическая энциклопедия
Умственного развития уровень — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий. У.р.у. позволяет свободно оперировать этими знаниями и умениями в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений. У.р.у. отражает состояние … Педагогический терминологический словарь
умственного развития уровень — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный У.р.у. – это состояние… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Культура педагогическая — уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально педагогического опыта, реализации этогоопыта в повседневной деятельности, и уровень результативности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Психический материал процесса обучения — I. Знания. Психическим материалом знаний являются психические образы (отражения) предметов и явлений материи. Существует двенадцать видов образов. Это двенадцать анализаторов, которые вводят информацию в мозг человека: 1) зрительные, 2) слуховые … Энциклопедия педагогических технологий
Источник
Что значит уровень усвоения
Определение уровня усвоения материала
Суть ФГОС СПО состоит в переходе от «знаниевой» модели обучения к «компетентностной», предполагающей трансформацию знаний в действия. Согласно определению, которое предложил академик РАО А.Г.Асмолов – «компетентность – это знания, умения и навыки в действии». Данное определение хорошо согласуется с подходом академика РАО В.П.Беспалько об уровнях усвоения содержания обучения и постепенном восхождении учащихся по траекториям уровней усвоения.
В.П. Беспалько выделяет четыре уровня [3] (рис.1): при этом, п ервый и второй уровни носят репродуктивный характер, третий и четвертый — продуктивная деятельность
- Первый уровень – узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства). Это начальный уровень освоения деятельности в процессе обучения. На этом уровне учащийся не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию. Типичный пример проверки деятельности на этом уровне – текстовые задания с выбором правильного ответа из предложенных. Предлагаемые на выбор ответы являются определенной подсказкой, и деятельность учащегося состоит в узнавании в правильном ответе ранее усвоенной информации.
- Второй уровень – воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии). Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач.
- Третий уровень – применение, продуктивное действие – поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки). Это уже высоко квалифицированный уровень профессиональной деятельности, достижение которого позволяет решать широкий круг нетиповых (квазиреальных или даже реальных) задач. Этот уровень предполагает комбинирование учащимся известных алгоритмов и приемов деятельности, применения навыков эвристического мышления. Деятельность на этом уровне носит продуктивный характер и обогащает личный опыт учащегося, повышая его профессиональное мастерство.
- Четвёртый уровень – творчество, творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).
Кроме того, В.П. Беспалько отмечает, что невозможно перейти на следующий уровень, не освоив (не менее чем на 70%) предыдущий. Количество времени, необходимого для достижения разных уровней при восхождении к мастерству, выражается пропорцией квадратов: 1 : 4 : 9 : 16. Это означает, что для перехода с первого на второй уровень учащемуся нужно в четыре раза больше времени, а для достижения третьего уровня необходимо в девять раз больше времени, чем для достижения первого уровня.
Рисунок 1 – «Лестница мастерства» по Беспалько
Ва жно заметить, что третий уровень по В.П. Беспалько и есть «компетентность» в определении А.Г.Асмолова – применение типовых знаний, умений и навыков в нетиповых (не учебных) ситуациях, т.е. в действии. Здесь нужно сделать важную оговорку. Речь идет об оценивании знаний в процессе обучения (т.е. диагностировании с целью корректировки учебного процесса). Окончательное оценивание уровня сформированности компетенций у выпускника вуза (ссуза) можно будет сделать лишь после окончания обучения и определенного периода трудовой деятельности (что уже является задачей сертификации специалистов ).
Основываясь на данном подходе, можно предложить новую уровневую модель ПИМ, состоящую из трех блоков заданий (рис.2).
- Первый блок состоит из заданий на диагностику базовых понятий тестируемой дисциплины (модуля или даже цикла модулей/дисциплин). Цель тестирования заданиями этого блока состоит в определении достижения конкретным студентом первого уровня. Считается (по В.П.Беспалько), что учащийся освоил первый уровень, если он выполнил не менее 70% предлагаемых ему заданий. По форме задания из этого блока представляют собой формирующие знания (formative). Это привычные для педагогов и студентов задания, которые используются в ФЭПО и аккредитационном тестировании первого поколения (2005 – 2011 гг.). Структура первого блока совпадает с тематическим наполнением проверяемой дисциплины (модуля, цикла модулей).
- Второй блок состоит из заданий на диагностику освоения студентами второго уровня. Это задания на проверку возможностей использовать полученные знания и умения для выполнения типовых (учебных, формирующих) заданий. Критерий освоения второго уровня – не менее 70% представленных заданий. Во втором блоке задания направлены не столько на оценку определенных понятий, сколько на применение более широкого набора умений в рамках целого модуля, выходящего за рамки одной темы.
- В третьем блоке собраны задания, требующие от учащегося применения полученных знаний, умений и навыков в квазиреальных жизненных ситуациях. Обычно задания в этом блоке представляют собой целый кейс вопросов в рамках какой-либо квазиреальной ситуации. Особенно привлекательны задания, разработанные с использованием возможностей современных информационных технологий – flash, имитационное моделирование и т.п. В отличие от первых двух блоков, задания третьего блока носят интегральный (summative) характер. Если студент справился с более чем 70% заданий, то считается, что учебная цель достигнута.
Предложенная уровневая модель ПИМ позволит определять уровень, на котором находится студент. При этом педагогический анализ [7] должен претерпеть существенные изменения, выделяя различные категории пользователей (студент, преподаватель, кафедра, руководство программой, ректорат) и давая им информацию различной степени агрегированности, как в форме личных кабинетов пользователей, так и в печатном виде в форме аналитических отчетов.
Источник
uchutrudu.ru
Сайт учителя технологии — просто о сложном!
Уровни усвоения учебной информации
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | ||
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
0 (нулевой) | Понимание | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости |
I | Узнавание | Наличие ответа в задании: да/нет, выбор правильного ответа, выбор ответов на соответствие вопросам; Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) |
II | Воспроизведение | Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной |
III | Применение | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
IV | Творчество | Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством |
Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.
Каждый человек в процессе обучения и последующей трудовой деятельности достигает определённого уровня мастерства, которое можетбыть соотнесено с определённым уровнем освоения:
- при усвоении на первом уровне — это ученик или любитель;
- на втором – профессионал —исполнитель;
- на третьем — эксперт;
- на четвёртом — творец.
Ученический (первый) уровень деятельности – начальный уровень освоения деятельности в процессе восхождения к мастерству в некоторой области. Это также начальный уровень обучения вообще и его соответственно называют уровнем знакомства. Главная особенность усвоения на этом уровне — неспособность ученика самостоятельно, без помощи извне (подсказка, инструкция, алгоритм) воспроизводить и применять усвоенную информацию. Использование тестов с выбором ответа из предложенной серии ответов – типичный пример деятельности на первом уровне, поскольку предлагаемые на выбор ответы становятся подсказкой и деятельность учащегося состоит в узнавании и правильном ответе ранее усвоенной информации. Деятельность такого же уровня выполняет ученик, если он нуждается в устной или письменной инструкции, чтобы решить задачу или выполнить практическое действие.
Исполнительский (второй) уровень усвоения — уровень воспроизведения по памяти ранее усвоенной информации и способен применять усвоенные алгоритмы деятельности (без помощи извне) для решения типовых задач. Никакой новой информации на этом уровне деятельности не создаётся, а только буквально воспроизводится то, что ранее было заучено.
Экспертный (третий) уровень деятельности – уровень высоко квалифицированной профессиональной деятельности, достижение которого позволяет решать широкий круг нетиповых (реальных) задач. Нетиповые задачи требуют комбинирования известных алгоритмов и приёмов деятельности, эвристического (комбинаторного) мышления, которое позволяет необычным образом использовать известную информацию при решении неизвестных ранее задач. Эвристические решения, как правило, сопровождаются развёрнутым обсуждением возможных альтернатив и экспериментированием. Деятельность на этом уровне обогащает личный опыт ученика новой только для него информацией, повышая его профессиональное мастерство.
Творческий (четвёртый) уровень деятельности — предполагает способность ученика добывать объективно новую информацию благодаря своей уникальной одарённости к данному виду деятельности и эффективной подготовке к ней. У всех на слуху имена всемирно известных творцов новых научных теорий и технических устройств, таких как Эйнштейн или Эдисон. Творцы всегда создают объективно новую информацию, которая позволяет человечеству продвигаться по пути социального прогресса.
Четыре уровня усвоения образуют естественную лестницу мастерства, по которой все мы карабкаемся всю свою жизнь, каждый в своей области деятельности и каждый с различным успехом, иногда надолго застревая на отдельных её ступеньках.
Классификация тестов по уровням освоения деятельности
Уровень усвоения | Структура теста | |
Характер задания | Характер эталона выполнения задания | |
1 уровень – выборочные | На опознание (альтернативные), когда обучающийся на основе изучения предложенного объекта дает заключение о соответствии его вопросу, опознает его. На различение, когда из нескольких предложенных объектов обучающийся должен выделить те, о которых его спрашивают, т. е. вопрос с несколькими ответами в произвольном порядке, из которых один или несколько правильные. На соотнесение (классификацию), когда требуется правильно соотнести объекты с их характеристиками и свойствами, т. е. несколько вопросов и несколько правильных ответов на них. | Эталонная альтернатива. Код соотнесения вопроса и правильного ответа (ответов). Коды соотнесения вопросов и правильных ответов. |
2 уровень – воспроизведение | На подстановку — текст или формула, чертеж или схема с пропуском слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т. п. Конструктивные — предусматривают, что обучающиеся должны самостоятельно конструировать ответ, принимать решения, воспроизводить формулировки, давать характеристику, анализ изученного явления, выполнить чертеж, эскиз, график, вывести формулу и т. п. Типовые задачи — условия, данные, собственно задание. | Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т. п. и соответствующие коды правильных ответов. Правильные ответы на поставленные вопросы, задания с выделением операций. Источник |