Что значит урок впрок

Урок не впрок

Наш эксперт Жанна МЕНДЫБАЕВА анализирует сложившуюся ситуацию в отечественном школьном образовании

Все чаще эксперты по образованию говорят о том, что, прежде чем продолжать и усложнять реформы, необходимо все-таки обсудить уже имеющиеся результаты и сделать выводы. Желательно, чтобы их делали независимые специалисты, а не сами создатели стратегий. К мнению общественности и учителей вроде бы даже стали прислушиваться. Так ли это на самом деле? Об этом мы поговорили с руководителем бюро образовательных технологий UniverSity Жанной МЕНДЫБАЕВОЙ.

— Верите ли вы министру образования, что начался диалог с обществом и наши пожелания будут учтены?

— Я уже никому не верю. Мне нужны аргументы. У нас не первый министр сидит в этом кресле, и ни один не сообщил о своем видении того, как, по его представлению, должны учиться в казахстанской школе его собственные дети. В итоге есть некая стратегия, но никто ее не мониторит с пристрастием. На школьное образование тратятся огромные деньги. А где выхлоп? Поэтому мне хочется услышать от министра и всего министерства видение, а не безликую стратегию. Кстати, не люблю, когда его называют “главный учитель страны”. Он не главный и не учитель. Он менеджер образования, принимающий судьбоносные решения. Пока же мы вынудили всех родителей быть учителями, мониторить проблемы в образовании, разбираться в них.

— Нас уверяют, что невозможно остановить начатые реформы, пока мы не оценили их результат.

— А никто и не знает, каков результат. Если у вас болит сердце за образование, если вы видите, что мы идем куда-то не туда, значит, надо остановиться. Это не значит тормознуть, но не вводить какое-то время ничего нового и проанализировать, что происходит. У нас же получается, что мы все время на ходу плохое пытаемся поменять на что-то другое. Но так не бывает: из плохого хорошее не получится. Сделайте мониторинг, работу над ошибками, посмотрите, что у нас работает, а что нет. Проведите разъяснительную работу. Почему у нас половина учителей оказывает скрытое сопротивление даже прогрессивным нововведениям? Да потому, что им никто не удосуживается внятно объяснить, что происходит.

Читайте также:  После удаления щитовидной железы кальций ниже нормы что это значит

— Такое впечатление, что перед началом учебного года они просто получают список инструкций, зачастую противоречащих друг другу.

— Примерно так и есть. Педагог учится пять лет, затем десятилетиями нарабатывает опыт, но не имеет права выбрать инструменты обу­чения, подходящие для него и его учеников. Можно лишь следовать инструкциям, спущенным сверху.

— Но пришла ведь умная мысль профилировать классы. Почему она опять стала наказанием для школ?

— Потому что школа не видит дальше своего носа и делает так, как удобно, исходя из собственных небольших ресурсов: есть сильный химик и физик — будут классы физматнаправления. То есть с химией, но не факт, что усиленная химия будет подкреплена биологией, а ведь именно такое сочетание необходимо для тех, кто будет поступать на медицинские специальности, например. Куда в этой схеме деваться будущим творческим людям, вообще непонятно. Будет, наверное, гуманитарный класс, да толку. Все потому, что подошли формально, а попросту прошляпили, ведь решение принято было еще в 2017 году, но за это время никто не прописал, как же на практике школа поможет определиться старшеклассникам, как в этой связке будут работать учителя и родители, какие дополнительные ресурсы будут привлечены.

А учебный процесс должен планироваться на несколько лет вперед. И опять же, никто не изу­чает результат. Но раз у вас ребенок не помещается в получившийся стандарт, пересмотрите стандарт! Почему столько часов идет на самопознание? Что это за дисциплина?

— Получается, это ненужный предмет?

— Нет ненужных предметов, но есть предметы, которые дублируются. Много об этом говорим, а результата нет. Я не знаю, к чему пришить самопознание: все обо всем, набор вопросов, которые решаются на уроках литературы, истории, естествознания. Когда я вижу учебник “Русская литература”, в котором проходят и Диккенса, и Шекспира, у меня возникает когнитивный диссонанс. И таких непониманий у меня очень много.

— Правда ли, что ученики старших классов работают больше родителей?

— Получается, что так. И опять же, нагрузка никак не уменьшается. Старшеклассник по госстандарту учится 39 часов — это академические часы, то есть уроки, но их смело можно считать за астрономические, потому что мы тоже на работе имеем возможность на перерыв, перекус. Такая нагрузка, равная рабочему дню взрослого человека, означает, что не будет времени и сил ни на спорт, ни на творчество, ни на общение, ни на волонтерство. А все это возможность определиться с профессией путем проб и ошибок.

Еще сейчас очень модно троечников выпихивать из школы: мол, они со своим результатом не пройдут в вуз по баллам, зачем зря учиться. Кто так решил? Пороговыми считаются 50 баллов из 140, а это даже не половина. А по вузовским нормам менее половины усвоенного материала — это двойка. То есть мы берем в вузы двоечников, причем иногда даже на грант. Самый печальный итог — обновленка демотивировала школьников. И это результат того, что главной формой оценивания стали тесты.

— Все так бурно обсуждали государственную программу развития образования и науки (ГПРОН). Удалось ли хоть там увидеть позитивные изменения?

— Это опять лишь концепция. А между тем у нас остался год до вступления в систему 12-летнего образования. Нам говорят: “Ничего не поменяется, мы же для этого обновленку и вводили”. Так и хочется ответить, что вводили только для того, чтобы что-то ввести. Обновленка рассчитана на 11 классов, а мы переходим на 12-летний цикл. Как работать будем теперь? И опять нет мониторинга, нет работы над ошибками.

— Но можно заметить, как активизировались сами учителя, они все чаще готовы говорить вслух о проблемах.

— Да потому что педагоги просто уже не могут работать по той схеме, которая им навязывается. При этом, я считаю, после школы можно учиться в любой стране, главное, чтобы твоя подготовка позволяла поступить. Вот о чем должны мы переживать. У нас же начинается истерика — как не пустить выпускников за границу.

— Система НИШ, получается, только расколола образование, а не показала высокий стандарт…

— Получается, что они хорошо живут: сами придумали систему, сами себя мониторят, сами хвалят. Очень легко быть хорошими за чужой счет. Семь лет учителя страны растят детей, а потом приходит НИШ и по конкурсу отбирает лучших. Было бы странно при такой схеме показывать плохой результат. Почему не пойти по другому пути: у вас 22 школы по стране — делитесь опытом, аккредитуйте всех желающих работать по вашим правилам, разрастайтесь! Но пусть у остальных семи тысяч школ страны будет возможность решить, хотят они работать по программам НИШ или по каким-то — другим.

Должно быть несколько систем: кто-то — по финской, кто-то — по кембриджской, раз так этого хочет. Хорошо, пусть кто-то придумает стандарт казахстанской школы с самопознанием и НВП. А родители и дети должны выбирать, вот тогда все будет честно, тогда заработает подушевое финансирование. Но для этого у школ должна быть свобода и они не должны быть переполнены. Посмотрите, ведь у нас даже частные школы не рекламируют себя — у них у всех есть лист ожидания из желающих туда попасть. Вся проблема в том, что Министерство образования копает там, где не надо. Отдайте функции профессионалам, а сами одобряйте или не одобряйте результат. В конце концов, у нас есть целая академия образования. Только делать это все надо максимально открыто и независимо. Пока же я вижу лишь некую игру в мнимой готовности к диалогу.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Источник

Урок не пошёл впрок

Демьян Бедный не сделал никаких выводов из сталинского письма. В 1936 году он подверг издевательскому осмеянию крещение Руси в либретто комической оперы «Богатыри», где разбойники Древней Руси выдаются за положительных героев, а на богатырей Д. Бедный не жалеет чёрной краски.

На генеральной репетиции в Камерном театре неофициально присутствовал по поручению И.В. Сталина В.М. Молотов. Его отзыв о спектакле был крайне отрицательным. Срочно принимается и публикуется Постановление ЦК ВКП(б) «О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного», в котором резко осуждается идеологическая концепция автора и его клевета на прошлое России.

В «Дневнике Елены Булгаковой», изданном в Москве в 1990 году, жена Михаила Булгакова, тоже присутствовавшая 2 ноября 1936 года на той генеральной репетиции, оставила такую запись: «Стыдный спектакль». В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) пьесу «Богатыри» Демьяна Бедного широко обсуждали в театральных коллективах страны.

Чтобы как-то исправить положение, поэт пишет для газеты «Правда» антифашистский памфлет «Ад». Однако это произведение попадает для ознакомления к И.В.Сталину, который держит под личным контролем всё, что исходит из-под пера Демьяна Бедного. Вождь бракует памфлет и пишет на рукописи: «Передайте этому новоявленному «Данте», что он может перестать писать».

Но Демьян и на сей раз ослушался, и в связи с выборами в Верховный Совет СССР написал вирши «Страна любуется», где есть неприкрыто – подхалимские и беспомощно-слабые строки:

«Народ наш гениален,

И знает он, кому даст первый свой

Да здравствует товарищ Сталин,

Наш гениальный вождь, наш первый

Мы знаем, как И.В.Сталин презирал людей, опускавшихся до откровенной и неприкрытой лести. Не избежал подобной участи и Демьян Бедный. Он не был арестован, но его исключили из партии, а потом и из Союза писателей. В книге воспоминаний «Из прошлого…», изданной в Москве в 1991 году И.М. Гронский (большевик с дореволюционным стажем, работал главным редактором газеты «Известия» и журнала «Новый мир» – Л.Б.) пишет: «Встал вопрос о награждении Демьяна Бедного орденом Ленина, но И.В. Сталин внезапно выступил против. Мне это было удивительно, ибо генсек всегда поддерживал Демьяна.

Во время беседы с глазу на глаз он объяснил, в чём дело. Достал из сейфа тетрадочку. В ней были записаны нелестные замечания об обитателях Кремля. Я заметил, что почерк не Демьяна. И.В. Сталин ответил, что высказывания подвыпившего поэта записаны неким журналистом…»

В книге Марьямова «Кремлёвский цензор» приводятся слова, будто бы сказанные И.В.Сталиным: «Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его «Иваном, не помнящим своего родства». Историю мы выбрасывать не можем…».

Источник

Кто такой Прок и что такое прок?

Народ создавал разговорные слова, которые затем переходили в письменную речь. Многие слова пришли из природы и произошли от названий божеств, в которых древние люди верили и почитали их. Одно из таких слов — прок.

Достаточно часто можно его услышать или прочитать. И смысл слова нам понятен: прок, впрок — значит, будет в будущем польза от этого прока.

Из толкового словаря великорусского языка Даля:

прок — польза, толк, что обещает выгоду, добро, запас…

В древние времена был у славян языческий бог по имени Прок. Славилось это божество своей хитростью, умом, изворотливостью. Покровительствовал он мореплавателям и торговцам, землепашцам и охотникам, ремесленникам и прочим мастерам своего дела. Уважал Прок тех, кто честным и упорным трудом создавал блага своей семье.

У западных славян Прока считали в дополнение к перечисленным качествам ещё справедливым и осторожным.

Аналогичные божества были в Древнем Риме и Греции. Римский Меркурий покровительствовал торговцам, способствовал их обогащению. Этого божества изображали непременно с жезлом, с крылатым шлемом, обутого в сандалии, при нём часто был мешочек с монетами.

В Древней Греции Меркурию был подобен бог Гермес. Гермес в петасе с кадуцеем. Античный кубок 480—470 годов до н. э. Краснофигурная вазопись
Фото: Tarquinia Painter, ru.wikipedia.org

До наших времён дошли разные изображения Прока: с копьём и щитом, венком или короной на голове, часто с длинными ушами. Сохранились изображения Прока, обутого в сапоги с колокольчиками. Возможно, эти колокольчики породили некоторые обряды.

Например, славяне верили, если взять 2 или 4 колокольчика, положить их со словами «Светом да звоном зарядись, на мой достаток потрудись» под солнечные лучи, после этого повесить колокольчики в прихожей, то достаток в доме будет обеспечен. Если же наступало безденежье, то следовало обойти все помещения в доме, звоня при этом заряженными на солнце колокольчиками.

Многие помнят такие обряды: при строительстве дома или другого сооружения на фундамент клали монетку — чтобы добротным дом вышел и стоял долго, то есть чтобы возведение дома пошло впрок и он потомкам пригодился. Таким образом люди приносили божеству дар, чтобы он содействовал им при строительстве. (Помню, такую монетку мы нашли, когда сносили старый бабушкин дом, чтобы на его месте построить новый кирпичный.)

Часто в колыбель новорождённому ребёнку клали серебряную или золотую монетку. Это делалось для того, чтобы задобрить Прока. Тогда он сделает так, чтобы из дитяти вышел толк и вырос он работящим да удачливым. Ф. Н. Рисс, «Колыбельная песня», 1839 г.
Фото: artchive.ru

Иногда и в наши дни люди, помнящие и почитающие обряды старины, начиная новое дело, берут монетку и со словами «Даруй, Прок, в моём деле толк» прячут её в укромное место.

Много существует пословиц и поговорок на тему прока, вот некоторые из них:

  • Урок не впрок.
  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
  • Дай срок, будет и прок.
  • Неправедная копейка впрок не пойдёт.
  • Нет проку в чужой беде.
  • Много крику, мало проку.
  • Много поту, да мало толку.

В баснях Ивана Андреевича Крылова часто встречается слово «прок».

«Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее ещё и гонит.
из басни «Мартышка и очки»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Ворона и Лисица»

Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
«Свинья под Дубом»

«Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет».
«Лев и Барс»

Надеюсь, эта небольшая статья будет полезной и принесёт хоть маленький, но прок, читателям и автору.

Источник

Оцените статью