- Что такое урок в Древней Руси? Понятие «уроки» в Древней Руси
- Киевский князь Игорь Рюрикович
- Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
- Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
- Попытки управления и централизации: что означает «уроки» в Древней Руси
- Налогообложение в IX-Х веках
- Реформы княгини Ольги
- Уроки и погосты в Древней Руси
- Происхождение слова «урок»
- Что такое урок в Древней Руси: вывод
- Уроки древнерусской педагогики — Древнерусская педагогическая традиция
- Древнерусская педагогическая традиция
- Письменные памятники педагогической мысли
- Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.).
- Учебная и религиозно-педагогическая литература Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Понятие «уроки» в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 — 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает «уроки» в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения — общинники (свободные крестьяне), другая часть — дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
- повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
- полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
- мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
- вес и мера — соответственно за взвешивание и измерение товаров;
- торговая бралась с торговцев на рынках;
- гостиная взималась за устройство складов;
- вира — штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: «идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки». Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
- установлению размера дани;
- назначению даньщиков — ответственных лиц по сбору дани;
- определению опорных пунктов — специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного «речь / рещь», когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.
Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
Источник
Уроки древнерусской педагогики — Древнерусская педагогическая традиция
Применение технологического подхода к обучению привело к разработке планов уроков в виде блок-схем. Новый вид методической продукции отражает процесс формирования универсальных учебных действий учащихся через специально прописанный набор планируемых результатов, на достижение которых направлено содержание деятельности учителя и учащихся. Технологические карты — это своего рода «методический календарь», позволяющий проверить темп, глубину и другие параметры разработки программы.
Содержание и структура технологических карт должны определять пути достижения личностных, метапредметных и профессиональных результатов в ходе урока, предоставляя учителю возможность определять их актуальность в соответствии с логикой и спецификой темы и даже отдельного урока.
При таком подходе появляется возможность постоянно корректировать процесс обучения, контролируя темп урока, вариативность форм контроля, оценки и самооценки. Разработка и использование ТСО позволяет учителю увидеть алгоритм работы на уроке от введения до конечного результата, увидеть уровень сформированности понятий на каждом конкретном уроке и соотнести изучаемый материал с уже изученным и изучаемым в будущем, почувствовать воспитательный и развивающий потенциал урока, определить возможность реализации межпредметных связей, установить типы и логику формирования ЗУН и, наконец, соотнести результат с целями обществознания. На каждом этапе обучения технологическая карта дает учителю возможность определить, достигает ли он намеченного результата.
Технологическая карта позволяет учителю перейти от планирования урока к проектированию процесса обучения по темам, она обеспечивает заданный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определенной структуре и последовательности. В ТКБ указывается тема и тип урока; определяются цели урока по обществознанию в полном соответствии с ФГОС; планируемые результаты (личностные, метапредметные и профессиональные); могут быть обозначены межпредметные связи с конкретным указанием тем и используемых материалов; описываются ресурсы урока (учебные материалы, интернет-ресурсы, необходимые дидактические материалы). Технологическая карта обязательно отображает содержание изучаемой темы на уровне главных идей, основных понятий и, при необходимости, организацию пространства (цель и формы работы).
Классическая структура ТСР включает в себя указание темы, типа урока, используемых ресурсов, основных этапов урока (актуализация ранее изученного материала, мотивация и организация урока, подведение итогов проделанной на уроке работы). В оглавлении отдельно указана деятельность учителя и учащихся, представленная в виде презентации основных идей урока, терминов и понятий, введенных или используемых на уроке, а также развивающих и диагностических заданий для каждого этапа урока.
Деятельность преподавателя может быть раскрыта в ТСУ в следующей формулировке.
- Проверьте готовность учащихся к уроку.
- Определите тему и цель урока.
- Уточняет понимание учащимися цели урока.
- Говорит о проблеме.
- Создает эмоциональный настрой урока.
- Сформулируйте задачу.
- Напоминает студентам, как добраться до работы.
- Предлагает индивидуальные задания.
- Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Обеспечивает мотивацию для выполнения задания.
- Контролирует выполнение задания.
- Выполняет:
- Индивидуальный контроль;
- Точечная проверка.
- Поощряет учащихся выражать свое мнение.
- Отмечает уровень участия учащихся в работе на уроке.
- Дает:
- Комментарии к домашнему заданию;
- Задание учащимся найти в тексте признаки, связанные с обсуждаемой темой.
- Организует:
- Взаимная экспертиза;
- Групповое тестирование;
- Обзорное упражнение;
- Беседа для уточнения и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания учащихся;
- Обсуждение методов решения;
- Исследовательская работа студентов (постановка целей и план действий);
- самостоятельная работа с учебником;
- Беседа, связывающая результаты урока с его целями.
- Подводит учащихся к выводу по обсуждаемой теме.
- Помогает выявить причинно-следственные связи в обсуждаемом вопросе.
Древнерусская педагогическая традиция
Однако влияние Византии было не единственным и даже не всеобъемлющим условием возникновения восточнославянской культуры и образования. Процесс развития культуры и образования в Киевском княжестве определялся развитием дохристианских традиций, развитием государственных институтов и мощной городской культуры. Не случайно норманны, пришедшие на Русь, дали ей название Гардарика (Земля городов). Педагогическая мысль и просвещение в России также отличались национальной спецификой. Возникнув в результате взаимодействия славянской языческой традиции и восточного христианства, они сохранили свою самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и образования был славянский язык со славянским алфавитом (кириллицей).
В Киевской Руси сложилась общеславянская традиция образования в виде возникшего нового письменного языка — славянского (старославянского или староболгарского) («язык словенск»). Особую роль в его создании сыграли византийские священники Кирилл (ок. 827-889) и Мефодий (815-885). Этот язык стал общим для Руси, Болгарии, Сербии и Моравии и использовался для обучения алфавиту.
Смешение язычества и христианства оставило неизгладимый отпечаток на психологии и мировоззрении русских. Возник уникальный сплав мифологического сознания и культа богочеловека. Давнее двоемыслие (языческое и христианское) в педагогической мысли привело к наложению языческих и христианских идей. Христианская идея Бога, Отца и Заступника соответствовала племенному строю восточных славян. Духовные ориентиры в виде библейских заповедей, которые легли в основу христианского воспитания («Трудись и тебе воздастся», «Возлюби ближнего своего», «Не укради» и т.д.), соответствовали духовно-нравственным воззрениям языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человечества упала на благодатную почву моральных принципов восточных славян о самопожертвовании личности ради семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое педагогическое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. Таким образом, родовые обряды посвящения во взрослую жизнь трансформировались в православный обычай первой исповеди, когда на седьмом году жизни ребенку, вступающему в школьный возраст, дарят икону его святого покровителя.
Древнерусская педагогическая мысль отражала, прежде всего, государственно-церковную идеологию, в которой нашли место идеи народной педагогики. Педагогика не рассматривалась как отдельная отрасль знаний. Однако вся литература носила обучающий, воспитательный характер. Во всей литературе большое внимание уделялось морально-этическим вопросам.
В центре внимания древнерусских мыслителей был мир и человек. Они пытались показать место России в этом мире, сформулировать идеал личности, несущей в себе общечеловеческие и национальные черты. Русские книжники понимали человека как способного выбирать между добром и злом. В воспитании они обращали внимание на связь физического и духовного развития. Требование «привести человека к Богу» было главной целью образования. Важнейшими средствами образования были провозглашаемая работа и обучение по книге.
Письменные памятники педагогической мысли
В Киевской Руси пробудилась мысль о воспитании нравственной ответственности перед отечеством наравне с религиозными святынями. Воспитание героических традиций предков, верность величию и независимости Руси считается государственной задачей: «Восхвалим и мы нашего учителя и наставника Владимира, его деда Игоря и отца Святослава, прославившихся мужеством и храбростью»; «и пока стоит мир, не отдавайте нас иноземцам», — пишет киевский митрополит Иларион (XI век) в «Слове о законе и благодати».
Повесть о минувших годах (XI — начало XII в.) была вдохновенным источником патриотического воспитания, ее авторы призывали князей к единству. О высоких идеалах воспитания, зарождении чувства национального единства в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник культуры — «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Слово» пленяет не только своими литературными достоинствами, но и всепроникающей силой любви к общему отечеству.
Уважение к образованным людям растет и крепнет: «У тебя, милый Добрынюшка Никитич младший, рука легкая, а карандаш острый». Народная педагогика свидетельствует об идеальном образе образованного богатыря, который умел не только читать и писать, но и владел иностранным языком и играл в шахматы. Люди, обладающие книжной мудростью, превозносятся. Как писал Даниил Заточник, «глаза мудрого — в разуме, а глаза глупого — как во тьме». Мудрый человек — мудрый друг, а неразумный человек — враг…. Если отправляешь в путь мудреца, наставляй его понемногу, а если посылаешь глупца, не ленись идти сам. Появляется еще один идеальный образ женщины — умной, образованной, привлекательной и благочестивой: «Ты моя невеста, ты хороша и порядочна, лицо ее должно быть красно, а ум случаен, она должна уметь читать и писать русские буквы и четки».
Проблемы познания, воспитания и обучения в свете православия были тщательно изучены первыми русскими книжниками. Они ставили задачи воспитания высоких нравственных качеств, идеалов служения Отечеству. Так, Кирилл Туровский (ок. 1130-1182) в своей «Притче о душе и теле человека», ссылаясь на ветхозаветную сентенцию «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», утверждает силу божественного знания и заявляет, что успех образования зависит от веры в Бога. Туровский фокусируется на человеческой психологии и эмоциях, показывая разнообразие человеческого поведения. Он говорит, что знания приобретаются через «человеческие йодли» (чувства). Основывая свои педагогические взгляды на борьбе добра и зла, Туровский обличает нравственные пороки одних современников и восхваляет добродетели других. Он считал правдивость главным стандартом образования: «Когда человек начинает пребывать в истине, на него снисходит божественная сила». Туровский был страстным сторонником Просвещения: «Как капля точит камень, так чтение разумных книг освободит вас от оков греха».
Климент Смолятич (ум. после 1164 г.), по свидетельству современников, был ученым человеком и обладал большими знаниями. Он считал, что источниками знаний должны быть как Библия, так и природа — творение божественной мудрости. Призывая к учению, Смолятич отстаивал право на изучение античной литературы и философии, представители которых «были самыми славными среди греческих столпов». Смолятич настаивал на роли жизненного опыта и силы разума в формировании человека: «Необходимо размышлять и знать, как все существует и направляется и совершенствуется силой Бога».
Принципы учения, воспитания высокой нравственности пронизывают «Историю минувших лет». В летописях обращение с прошлым оказывается поучительным для современников. Человеку предоставляется возможность выбора между добром и злом. Эти понятия весьма специфичны. Зло — это все, что несет гибель Родине, его носителями являются те князья, которые устанавливают трезвость, ведут «язычников» на Русь. Добро — это все, что умножает славу и процветание России, христианское просвещение. Носителей добра называют Владимир Святослав, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, первые русские князья Олег, Игорь, Святослав.
Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв.).
В истории педагогики принято выделять два этапа развития образования в России до эпохи Петра I: Киевский (X-XIII век) и Московский (XIV-XVII век).
Формирование древнерусской национальности и государственности происходило в Киевский период; православие было принято в качестве официальной религии, что наложило свою печать на образование. Византийское влияние способствовало расцвету образования в Киевской Руси. Поскольку это был период расцвета Византии, смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством привело к странному слиянию древнерусского православия с оригинальной концепцией образования человека.
Разделение церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебности к католицизму, которая передалась и западноевропейской культуре. В результате он не пользовался спросом в московитской России. В результате в России сформировался особый, закрытый культурный мир, характеризующийся языковой изоляцией и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили никакого развития как языки богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античной образованности, ни системы светского образования, сложившейся в Византии.
Главным очагом образования и воспитания была семья. Церковь контролировала образование на дому. Как правило, священников приглашали в богатые семьи в качестве воспитателей. Самым важным аспектом воспитания ребенка было его приобщение к православию. Родители должны были воспитывать своих детей в строгости и «страхе Божьем».
Начальное обучение также осуществляли мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую работу с другими профессиями. Учителями грамоты были как монахи, принадлежащие к низшему духовенству, так и миряне. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII веке. века, но наибольшее распространение эта практика получила в XIII-XIV веках. Церковь с подозрением относилась к мастерам грамотности, но вынуждена была смириться с этим явлением.
Вторая ступень обучения в России традиционно называлась «школами книжного обучения». В XI-XIII веках они были открыты по всей Руси.
Образование продвинутого типа можно было получить самостоятельно через чтение и общение с духовными наставниками. Монастыри часто имели в своих стенах собрания рукописей, включая труды отцов церкви, а иногда и светские произведения. Они привлекали переписчиков и священнослужителей, которые занимались копированием и исправлением книг. Как оригинальный педагогический памятник XII века. Веком считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое является оригинальным сводом, сводом правил нравственного воспитания того времени. Князь дает своим детям советы, как жить, призывает их любить свою родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, воспитывать в себе мужество и храбрость.
Педагогическая мысль средневековой Руси была сосредоточена на проблемах воспитания. Сведения об образовании, его направлении и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV-XVI веков: «Пчела», «Домострой».
В 1574 году появился первый печатный «Букварь» печатника Ивана Федорова. Эта книга содержала продуманную систему обучения грамоте и элементарной грамматике. Автор взял на вооружение ряд текстов для закрепления и развития навыков грамотности и добавил молитвы и инструкции для обучения детей.
В XVI веке в Древней Руси сложилась оригинальная система образования, в которой обычная школа не имела характера фиксированного государственного или церковного учреждения. Образование было классовым по цели и содержанию. Государственные и церковные институты были мало развиты и не видели необходимости в подготовке специалистов.
Учебная и религиозно-педагогическая литература Древней Руси
Обучение грамоте в России шло по алфавитному методу, модифицированному Кириллом и Мефодием, который широко использовался в византийских школах и уходил корнями в античную образовательную практику. Долгое время Псалтирь была универсальной учебной книгой, служившей главной основой для толкования библейских текстов. Он также использовался для изучения грамматики, риторики и философии. Переводные сборники, упомянутые в вышеупомянутой главе, содержащие информацию по истории, географии, астрономии, минералогии и т.д., также использовались в качестве учебных пособий.
Археологические раскопки в Великом Новгороде, Киеве и других городах Древней Руси обнаружили множество писцов — полированных инструментов из бронзы, кости, железа или меди, которые использовались в древности для письма на восковых табличках (церах) или бересте. Самые ранние находки такого рода относятся к середине X века, то есть к дохристианской эпохе, и можно сказать, что письменность у славян была еще до крещения Руси. Об этом также свидетельствуют договоры Руси с Византией в 907, 911, 944 и 971 годах, а также славянский алфавит, относящийся к периоду язычества и найденный на стене Софийского собора в Киеве. «Писала» использовались в учебной и бытовой переписке жителей древнерусских городов вплоть до 15 века.
Конкретные представления о средневековых методах обучения дают берестяные грамоты мальчика Онфима, найденные в 1956 году в Новгороде в культурном слое XIII века. На одном — полный алфавит, рядом — слоги: ба, ва, га, да, к щ, затем слоги: бе, ие, ге и т.д., затем би, ви, ги и т.д. Все это не что иное, как яркий пример базового способа освоения чтения и письма, который использовался в России до начала XX века. Суть этого метода заключалась в поочередном соединении каждой из 20 согласных букв со всеми гласными по очереди. Доказав свое умение писать и, видимо, читать, Онфим, скорее всего, еще не освоил счет, потому что среди пособий, вырезанных им на бересте, не было числовых выражений, кроме одного, не совсем удачного и неполного.
Обучение счету было следующим шагом в постижении знаний. До времен Петра I цифры в России писались с помощью букв. Это значит, что прежде чем заниматься арифметикой, нужно освоить алфавит. Для записи числовых значений использовались 27 букв (б, ж, ш, щ, у, ъ в данном случае не использовались). Первые девять из них, в соответствии с алфавитным порядком, обозначали единицы, следующие девять — десятки, а оставшиеся девять — сотни. Тысячи и десятки тысяч обозначаются теми же буквами, что и единицы, но с дополнительными специальными символами.
Что касается математических знаний, то они пользовались абаками, «Русской правдой», а с XII века — «Поучением о числах» уже упоминавшегося Кирика Новгородца. Последняя работа датирована и подписана автором. Точно известно, что Кирик написал его в год 6044 «от Адама», то есть в 1136 году нашей эры, когда ему было 26 лет. Благодаря этому научно-методическому трактату, впервые опубликованному в печати в 1828 году митрополитом Евгением (Евфимием Болховитиновым), одним из основателей изучения новгородских древностей, русские и зарубежные ученые называют Кирика первым русским математиком, ни в чем не уступающий лучшим византийским и западноевропейским ученым средневековья, и основатель русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусский астроном, знакомый с античными воззрениями (особенно пифагорейской школы о круговом движении времени), и талантливый писатель.
Его по праву можно назвать выдающимся педагогом, который предвидел основные принципы современной дидактики: Последовательность, согласованность, яркость и непротиворечивость. Это наглядно отражено в структуре и содержании «Уроков по числам», которые имеют четкую, дидактически обеспеченную логику структуры и дидактическую направленность изложения, нацеленную на сознательное, самостоятельное усвоение и практическое применение знаний в реальной жизни.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник