Что значит управлять школой
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ – деятельность субъектов управления, направленная на удовлетворение потребностей общества и школы как социальной организации: в создании новых образовательных учреждений; в обеспечении их выживания, адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям; в обеспечении стабильного, устойчивого и результативного функционирования школы, образовательного процесса; в обеспечении развития школы, ее перехода (перевода) в новое качественное cостояние на основе осуществления планомерных инновационных процессов. Хотя в решение этих задач вносят определенный вклад все члены школьного сообщества и многие субъекты, находящиеся вне школы, именно управление в наибольшей степени отвечает за создание, выживание, функционирование и развитие школы.
Управление школой может быть определено и как деятельность по созданию благоприятных внешних и внутриорганизационных условий для эффективной совместной деятельности людей в школе. Такое определение явно акцентирует внимание на сервисном характере управления и показывает, что непосредственные усилия управляющих нацеливаются не на достижение конечных результатов жизнедеятельности, а на создание для этого необходимых условий, предпосылок, возможностей, что в первую очередь и должно оцениваться при анализе вклада управления в организацию.
Однако, поскольку те или иные условия успешной жизнедеятельности создают в школе не только управленцы, важно уточнить, создание каких из них особенно важно для управления и является именно его предназначением.
Общим назначением управления в школьной организации является обеспечение организованности (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) и целенаправленности (целеустремленности) совместной деятельности педагогов и учащихся.
Движение к таким свойствам совместной деятельности требует осуществления особых, характерных именно для управления видов деятельности (действий), главными из которых, по нашему мнению, являются планирование, организация, руководство и контроль (что не исключает и целого ряда других видов действий).
Следуя этой логике, В. С. Лазарев предложил такое определение внутришкольного управления: «Управление школой можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности школьного коллектива и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы»6. Специфика предназначения управления в рамках социальной (в том числе школьной) организации проявляется также в том, что:
• оно вырабатывает общее видение организации и ее среды, общие ценности и цели деятельности;
• оно обеспечивает ориентацию всего сообщества на общие ценности, цели, на реализацию социального заказа и миссии (по отношению и к обществу, и к клиентам, заказчикам, и к персоналу организации);
• оно обеспечивает реализацию так называемого организационного эффекта – преимуществ совместного, кооперированного и специализированного труда по сравнению с неорганизованной, несвязанной работой многих людей;
• оно обеспечивает выбор видов деятельности в организации и порядок их координации;
• оно (если это разрешено законом) проектирует, создает и использует важнейшие связи и отношения в организации, придает им силу нормы, правила, формирует и изменяет структуру организации, механизмы и процедуры выполнения работ, стандарты и механизмы контроля их выполнения;
• оно вносит особый, наиболее значимый вклад в создание и изменение внутренней среды организации, ее социально-психологический климат, отношения в сообществе, в организационную культуру;
• оно обеспечивает коммуникацию, информационные обмены между организацией и средой, между разными звеньями внутри организации;
• оно несет главную ответственность за работу организации как целого перед обществом, потребителями, заинтересованными группами;
• оно представляет и отстаивает интересы своей организации во внешней среде и т.д.
Институт развития государственно-общественного управления образованием
общественное участие в управлении образованием
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается
Источник
Управление школой
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .
Полезное
Смотреть что такое «Управление школой» в других словарях:
1С:Управление школой — … Википедия
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ — вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность уч. воспитат., инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфич.… … Российская педагогическая энциклопедия
Управление образованием — вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о. имеет… … Педагогический терминологический словарь
Руководство школой — термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально коммуникативный, личностно деятельностный аспект управления. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90 … Педагогический терминологический словарь
Внутришкольное управление — см. Управление школой Ч421.41 … Педагогический терминологический словарь
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ — Канонические принципы устройства В. у. определены 34 м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому… … Православная энциклопедия
Шамова, Татьяна Ивановна — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Московская школа управления СКОЛКОВО — (СКОЛКОВО) Международное название Moscow School of Management SKOLKOVO Девиз Помогать успешным стать более успешными. Готовить людей, способных развиваться и развивать стран … Википедия
Skolkovo — Московская школа управления СКОЛКОВО (СКОЛКОВО) Международное название Moscow School of Management SKOLKOVO Девиз Помогать успешным стать более успешными. Готовить людей, способных развиваться и развивать стран … Википедия
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ — в Рос. Федерации главное адм. лицо школы. Должность зав. школой, председательствующего в шк. совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918 23 школой управлял… … Российская педагогическая энциклопедия
Источник
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
статья
Система управления — это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Управление гимназией осуществляется на основе закона РФ «Об образовании в РФ», Устава и локальных актов. Цель управления школой заключается в формировании демократического учреждения, воспитывающего всесторонне развитую, социально адаптированную личность. Образование, как и любой процесс в социально-экономической системе, не может и не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентноспособность. Управление школой невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. Управление Гимназией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Управление в гимназии осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_upravleniya.docx | 665.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Система управления — это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. Управление гимназией осуществляется на основе закона РФ «Об образовании в РФ», Устава и локальных актов. Цель управления школой заключается в формировании демократического учреждения, воспитывающего всесторонне развитую, социально адаптированную личность. Образование, как и любой процесс в социально-экономической системе, не может и не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентноспособность. Управление школой невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. Управление Гимназией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Управление в гимназии осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов. В Гимназии формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
В начале учебного года формируется административный совет, распределяются функциональные обязанности между членами администрации.
В процессе управления директор осуществляет ряд конкретных функций: определяет стратегию, цели и задачи развития Гимназии, принимает решения о программном планировании ее работы, участии Гимназии в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, деятельности Гимназии и к качеству образования; формирует контингент обучающихся; обеспечивает контроль качества образовательного процесса и объективность оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, уровня подготовки обучающихся, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям; обеспечивает представление Учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчёта о деятельности Гимназии в целом, в соответствии со сроками, установленными вышестоящими органами; заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности; распределяет обязанности между работниками Гимназии, утверждает должностные инструкции; осуществляет подбор кадров с предъявлением к работнику квалификационных требований, прием на работу в пределах штатного расписания, перевод и увольнение работников Гимназии; обеспечивает установление заработной платы работников Гимназии в соответствии с системой оплаты труда, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к должностным окладам, ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, с учетом ограничений, установленных федеральными, региональными и муниципальными нормативами.
Административный совет гимназии отличают деловые коммуникации, высокий профессионализм, понимание роли науки в современных условиях, уровень культуры, честность, решительность характера и в то же время рассудительность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты. Единство взглядов руководителей на совместно решаемые учебно- воспитательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности учителей – все это обеспечивает правильную организацию учебно- воспитательного процесса в гимназии. Четкое распределение административных обязанностей на основе знания директором гимназии индивидуальных особенностей каждого заместителя позволило умело сформировать управленческий коллектив и эффективно организовывать его деятельность. Совместное планирование деятельности, организация контроля за деятельностью заместителей и постоянная оценка ее результативности, анализ и оценка деятельности учителей и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором; обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива; совместный поиск оптимально верного пути их преодоления способствует успеху деятельности аппарата управления гимназии.
Управляющий Совет Гимназии – это коллегиальный, представительный орган управления Гимназией. Управляющий Совет Гимназии согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и профили обучения; утверждает программу развития Гимназии; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Гимназии, принимает меры к их улучшению.
Совет родителей оказывает содействие в воспитании у обучающихся ответственного отношения к учебе, привитии им навыков учебного труда и самообразования, приобщении их к работе с книгой и другими источниками информации;родителям (законным представителям) обучающихся в повышении их ответственности за выполнение обязанностей по воспитанию детей. Усилия управляющей системы направлены на создание комплексных условий проведения учебно-воспитательной работы: хороших материальных условий работы и отдыха, условий для дополнительных занятий физкультурой и спортом, интеллектуально-содержательного проведения свободного времени, занятий по интересам.
Совет отцов пропагандирует положительный опыт семейного воспитания, повышает ответственность родителей за воспитание детей. Совет отцов осуществляет социальную защиту, поддержку и адаптацию детей к жизни в обществе, организует работу с подростками, имеющими девиантное поведение. Совет отцов взаимодействует с педагогическим коллективом Гимназии по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди обучающихся; другими органами коллегиального управления Гимназии по вопросам проведения общешкольных мероприятий в пределах своей компетенции.
К компетенции органов ученического самоуправления относится создание условий для мотивации к обучению и при необходимости оказание помощи нуждающимся обучающимся в усвоении знаний по учебным предметам;- организация культурно – массовой и спортивной работы в Гимназии и стремление к объединению обучающихся Гимназии через вовлечение их в подготовку проектов Гимназии.
Система управления в гимназии обеспечивает научную обоснованность образовательного процесса, атмосферу дружного творческого труда, здорового морально-психологического климата, ставит в центр внимания участников образовательного процесса, личность ученика, педагога, представляет для них реальную возможность реализации свободы выбора. Управляющая система гимназии способствует мобилизации материальных, социальных, психологических и педагогических факторов воспитания и обучения. Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности.
Эффективное управление образовательным процессом облегчает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно- предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку.
Источник