- Кто такой универсальный специалист?
- Деятельность и труд. Труд как собственно «работа» и труд универсальный
- Читайте также
- [1) Производительный труд при капитализме как труд, создающий прибавочную стоимость]
- [3) Двойственность смитовской концепции производительного труда. Первая трактовка вопроса: взгляд на производительный труд как на труд, обмениваемый на капитал]
- [д) Непроизводительный труд как труд, доставляющий услуги. Покупка услуг в условиях капитализма. Вульгарный взгляд на отношение между капиталом и трудом как на обмен услуг]
- Труд и отчужденный труд
- Труд всеобщий (универсальный) и труд совместный
- Труд как совместная деятельность
- 7 МАРТА (Труд)
- 5 АПРЕЛЯ (Труд)
- Полезная работа и бесполезный труд
- Труд (Travail)
Кто такой универсальный специалист?
Прежде чем подойти к описанию этого очень притягательного для многих статуса, нужно разобраться с понятием универсальности как качества.
Универсальность предполагает такое качество мышления, которое позволяет выделять принципы из любой деятельности, области знания, области описания, а затем, используя выделенный принцип исследовать новое неосвоенное пространство чего-либо.
Это способность свободно передвигаться в своем мышлении от абстрактных уровней восприятия информации к очень конкретным и обратно. Это ключевой навык, который позволяет успешно применять на практике необходимые модели и достигать реальных результатов. Ведь что такое по сути модель, принцип или схема? Это инструменты, позволяющие структурировать хаотическую информацию. Любая модель работает только тогда и оправдывает свое существование только в том случае, когда она структурирует информацию, уменьшая тем самым область неопределенности и создавая базу для принятия решения.
Это был уровень абстракции: универсальность как качество в своем принципе.
Спускаемся ниже: как универсальность может проявляться в жизни человека?
Это ситуации, в которых человеку интересны разные области жизни. Он может легко увлекаться и углубляться одновременно в музыку и спорт, в математику и философию, спокойно чувствовать себя в режиме интенсивного общения и в уединении, увлекаться экстремальными видами отдыха и практиковать медитацию… Универсальность как качество предполагает разноплановое взаимодействие с жизнью в целом. Это всегда проницательность, чуткость и удовольствие от контактов с разными объемами жизни. Познание – это контакт с неизвестным – навстречу своим страхам – отрываясь от безопасности/известности. Делать это без удовольствия, без азарта и без веры в успех – невозможно. Именно поэтому все успешные люди позитивны, жизнерадостны и разноплановы.
Спускаясь еще ближе к конкретике, давайте посмотрим, как универсальность может проявляться в профессиональной жизни.
Коммерческая деятельность, как система человеческой активности, в своей сути состоит из достаточно ограниченного набора моделей реализации. Проще говоря, большинство бизнес-идей развиваются по одним и тем же схемам, следуют общим принципам и подвержены определенным закономерностям. Их еще называют законы рынка. Вспоминая принцип универсальности, универсальный специалист владеет этими моделями, ориентируется в схемах, хорошо понимает принципы развития и обоснованность законов. А если это так, то, будучи существом активным, человек с таким типом мышления работает не только в сторону изучения моделей и выделения принципов, но и в сторону творчества – совершенствования тех же схем и моделей или разработку принципиально новых идей и подходов. Способность генерировать новые идеи невозможна без понимания принципов на уровне абстракции. Ухватывая суть, мы генерируем идеи и ищем новый способ их практического применения. Это называют креативностью.
Успешность в любой профессиональной сфере зависит от многих факторов. Специальные профессиональные знания среди этих факторов занимают менее 20 % от всего объема. Все остальное – генерация идей, анализ идей, организационное планирование, менеджмент (самоменеджмент), огромный объем коммуникации, учет/контроль/корректировка и т.д. Получается, что, владея этим вторым 80-процентным объемом, и понимая принципы работы, универсальный специалист спокойно может перемещаться от рынка к рынку повышая качество своих работ, за счет разнообразного опыта и развития навыка креативного мышления. Успешные фрилансеры – яркие представители универсального типа мышления. Интерес, удовольствие, свобода, результат и разнообразие – это критерии, которые стоят у фрилансеров прежде материальной выгоды в принятии решения о сотрудничестве.
Ричард Флорида в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» иллюстрирует очень устойчивые массовые тенденции современного мира, в котором успешность может достигаться именно за счет креативного мышления и решений, принятых на базе исследования креативных идей.
Существует мнение о том, что целенаправленный профессиональный рост в какой либо области или на каком либо рынке – это залог успеха. С точки зрения работодателя – это так, потому что ему выгодно получить узкопрофильного специалиста на реализацию каких-то конкретных задач. Но! Узкопрофильность порождает изолированность, а значит косность мышления, шаблонность, предсказуемость в решениях, и в итоге уязвимость. Поэтому, в стратегическом смысле, любой работодатель заинтересован все-таки в универсальных специалистах с более широкими и гибкими возможностями. С точки зрения специалиста, идея узкой специализации вообще неперспективна. Представьте, что даже в самом лучшем случае, достигнув самой высокой профессиональной позиции, специалист, реализуясь на одном и том же рынке, придет в компанию, которая олицетворяет собой «вершину» отрасли. Все, что такой узкозаточенный специалист может иметь в будущем – это перспективы в рамках только этой компании. И здесь его потолок.
Универсальность – это залог успеха и стабильности в современных условиях бизнеса.
Универсальность, как качество, можно развивать, если это представляет ценность для человека. Самые успешные и результативные методики на данный момент времени по развитию мышления предложены Эдвардом Де Боно. Именно в его школах развития мышления воспитываются и укрепляются навыки универсальности и креативности.
Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить удобрения, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация — удел насекомых.
Источник
Деятельность и труд. Труд как собственно «работа» и труд универсальный
Деятельность и труд.
Труд как собственно «работа»
и труд универсальный
До тех пор пока выработка средств существования еще господствует над дальнейшим развитием самого человека, – до тех пор в практической деятельности, которая есть единство противоположностей опредмечивания и распредмечивания, на первом плане сохраняется опредмечивание, тогда как противоположный процесс в той или иной мере отодвинут на задний план. Деятельность осуществляется как собственно вынужденный труд (труд как собственно «работа» в узком смысле слова).
Вещественно-энергетический конечный результат производства в экономической сфере есть нечто, предназначенное для потребления, в том числе производительного. Поэтому и деятельность в этой сфере по необходимости подчинена внешней целесообразности: ей присущ исторически изменчивый, но все же ограниченный состав конечных целей, ограниченный «масштаб» вопреки потенциально безграничной широте возможностей подлинно человеческой деятельности [см. 1, т. 46, ч. I, с. 476].
Конечно, «труд-работа» также предполагает, что ее совершает индивид, развивающий свои способности в процессе производства, но здесь он эти способности скорее «расходует, потребляет» [там же, с. 26], чем направляет на процесс творческого распредмечивания. Здесь «веществу природы он сам противостоит как сила природы» [1, т. 23, с. 188]. Отсюда и вырастает возможность абстракции, в которой «труд-работа» представляется как вечное и естественное, тяжкое условие человеческой жизни.
Тем не менее даже и в процессе «труда-работы», не носящего еще свободного и подлинно творческого характера, человек, воздействуя на предмет труда, «в то же время изменяет свою собственную природу» [1, т. 23, с. 188]. Раскрывая это, мы уже покидаем почву безразличной к историческому процессу абстракции труда и восходим к исторически конкретному содержанию понятия практической деятельности, которая даже и в свойственной классово-антагонистическим обществам форме «труда-работы» также производит не только потребляемые блага, но и социальные отношения и посредством которой субъекты воспроизводят и производят по-новому все свои социальные качества и самих себя как именно субъектов. Мы раскрываем тем самым процесс выработки человеком самого себя. «В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия… но изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» [1, т. 46, ч. I, с. 483 – 484]. Таким образом, в собственно экономическом процессе как производстве материальных благ Маркс выявляет формирование социальных отношений [см. 1, т. 46, ч. II, с. 222].
Когда же Маркс переходит от анализа «предыстории человечества» к теоретической картине коммунистического будущего, тогда это социально-созидательное содержание практической деятельности выходит на первый план. Поле применимости «труда-работы» резко сокращается, и как раз он составляет содержание сферы общественно необходимого, а именно экономически необходимого рабочего времени, но в существенно преобразованном виде. Что же касается многообразной деятельности людей в свободное время, то она будет качественно иного рода. Там человек «производит себя во всей своей целостности…» [1, т. 46, ч. I, с. 476], т.е. в качестве не только субъекта потребностей, экономического производителя и потребителя, но и самостоятельной суверенной творческой личности, поскольку его деятельность превращается «в непосредственно всеобщую или общественную…» [1, т. 46, ч. II, с. 347].
Так в своих размышлениях о свободной деятельности, развертывающейся «по ту сторону сферы собственно материального производства» [1, т. 25, ч. II, с. 387], Маркс приходит к выводу, что труд в смысле собственно работы как экономически целесообразная деятельность не может не сохранять в качестве мерила экономического богатства время, необходимое для воспроизводства условий существования, т.е. обязательное рабочее время. Напротив, свободная творческая деятельность выступает в качестве «не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью…» [1, т. 26, ч. III, с. 265 – 266]. Активная свободная деятельность субъекта «выступает поэтому уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме…» [1, т. 46, ч. I, с. 281].
Однако суть дела, по Марксу, состоит отнюдь не во внешнем противопоставлении свободной творческой деятельности «труду-работе». Их подлинное соотношение при коммунизме выражено важной формулировкой, касающейся непосредственно соотношения рабочего и свободного времени: «Снятие противоположности между свободным и рабочим временем» [9, с. 963][38]. Это «снятие» выражается в превращении «труда-работы» в подчиненный род деятельности, а главное – в преобразовании его под определяющим влиянием со стороны деятельности в свободное время в подчиненную составную часть универсального труда-творчества свободного человека.
Маркс применяет термин «труд» также и к освобожденной деятельности субъекта в условиях коммунистического общества. Но этот труд характеризуется Марксом уже как всеобщий (универсальный) в отличие от «труда-работы» как «труда непосредственного». Когда последний перестанет быть определяющим принципом производства, доля его станет все менее значительной, а «качественно он превращается в некоторый, хотя и необходимый, но второстепенный момент по отношению к всеобщему научному труду…» [1, т. 46, ч. II, с. 207 – 208; ср. там же, с. 110], к труду, проникнутому глубокой осмысленностью, пониманием отдаленных его последствий.
В полемике с А. Смитом, с одной стороны, и Ш. Фурье – с другой, К. Маркс настаивал на том, что невозможно совершенно разделить и изолировать друг от друга процесс труда, полный борьбы с препятствиями и трудностями, и процесс свободной, притягательной для личности деятельности. Трудности не делают труд лишь жертвой, как полагал А. Смит, однако как практические проблемы-противоречия они питают борение, из которого возникает «действительная свобода, деятельным проявлением которой как раз и является труд…» [там же, с. 110]. Но и притягательно-свободный труд никогда не станет легким развлекательным времяпрепровождением. «Действительно свободный труд, например труд композитора… представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение» [там же].
Читайте также
ТРУД Но это мгновенное трансцендирование пространства не избавляет от одиночества. Свет позволяет встретить помимо себя нечто иное, но так, что оно словно бы изошло от меня. Свет, ясность — это сама понятность; благодаря ей все исходит от меня; всякий опыт она сводит к его
[1) Производительный труд при капитализме как труд, создающий прибавочную стоимость]
[1) Производительный труд при капитализме как труд, создающий прибавочную стоимость] Производительным трудом, в смысле капиталистического производства, является тот наемный труд, который, будучи обменен на переменную часть капитала (на часть капитала, затрачиваемую на
[3) Двойственность смитовской концепции производительного труда. Первая трактовка вопроса: взгляд на производительный труд как на труд, обмениваемый на капитал]
[3) Двойственность смитовской концепции производительного труда. Первая трактовка вопроса: взгляд на производительный труд как на труд, обмениваемый на капитал] Второй, неправильный взгляд на производительный труд, развиваемый Смитом, до такой степени переплетается с
[д) Непроизводительный труд как труд, доставляющий услуги. Покупка услуг в условиях капитализма. Вульгарный взгляд на отношение между капиталом и трудом как на обмен услуг]
[д) Непроизводительный труд как труд, доставляющий услуги. Покупка услуг в условиях капитализма. Вульгарный взгляд на отношение между капиталом и трудом как на обмен услуг] [1325] Здесь возникают различные вопросы, которые нельзя смешивать. Покупаю ли я брюки в готовом виде
Труд и отчужденный труд
Труд и отчужденный труд Что такое исследование частной собственности? Это прежде всего исследование той формы труда, которая ее создает. С точки зрения буржуазного экономиста, всякий труд, труд вообще, создает товары, капитал, частную собственность. Отвергая это
Труд всеобщий (универсальный) и труд совместный
Труд всеобщий (универсальный) и труд совместный Для идеи целостной деятельности существенно Марксово различение труда «всеобщего» (allgemein) и труда «совместного» (gemeinschaftlich). «Тот и другой играют в процессе производства свою роль, – говорит Маркс, – каждый из них переходит
Труд как совместная деятельность
Труд как совместная деятельность Энгельс доказал, что уже у своих истоков труд не сводился к одностороннему воздействию на внешнюю природу с помощью орудий; он специально уделил внимание и генезису другой стороны зарождавшейся трудовой деятельности: взаимодействию
Труд Изменился и сам труд. Движущей силой Второй волны был малоквалифицированный физический труд с почти полной взаимозаменяемостью работников. Массовое, заводского стиля обучение готовило рабочих к рутинному и монотонному труду. Третья волна сопровождается резким
ТРУД Рабочая сила — это не сила, а характеристика, аксиома, и ее «реальное» оперирование в процессе труда, ее «потребительная стоимость» есть не что иное, как дублирование этой характеристики в операциях кода. Именно на уровне знака, а отнюдь не на уровне энергии
Труд Каково значение слова «труд» в отчуждённом обществе? Я уже сделал несколько кратких замечаний по этому вопросу в ходе общего обсуждения проблемы отчуждения. Но поскольку это проблема чрезвычайной важности не только для понимания нынешнего общества, но и для любой
7 МАРТА (Труд)
7 МАРТА (Труд) Труд, упражнение своих сил есть необходимое условие жизни. Человек может заставить других делать то, что ему нужно, но не может освободить себя от телесной потребности работы. Если он не будет работать нужное и разумное, он будет работать ненужное и
5 АПРЕЛЯ (Труд)
5 АПРЕЛЯ (Труд) Избежать исполнения закона труда можно только грехом: или совершением насилия, участием в нем, или лестью и угодничеством перед насилием.1 Лучше лишиться жизни, чем льстить низким. Нищета лучше, чем роскошь через служение богатым. Не стоять у дверей богатого
Труд Каково значение слова «труд» в отчуждённом обществе? Я уже сделал несколько кратких замечаний по этому вопросу в ходе общего обсуждения проблемы отчуждения. Но поскольку это проблема чрезвычайной важности не только для понимания нынешнего общества, но и для любой
Полезная работа и бесполезный труд
Полезная работа и бесполезный труд Заглавие статьи может удивить некоторых моих читателей, показавшись им странным. Большинство людей в наши дни предполагает, что всякая работа полезна, а большинство людей состоятельных — что всякая работа желательна. Большинство
Труд (Travail)
Труд (Travail) Утомительная или скучная деятельность, которой занима ются ради чего-то другого. Разумеется, в труде можно находить удовольствие, труд даже можно любить. Но это все-таки труд, а не игра, потому что труд ценится не ради труда и не ради доставляемого им
Источник