- УНИЧИЖАТЬ
- Смотреть что такое «УНИЧИЖАТЬ» в других словарях:
- Уничижение
- УНИЧИЖЕНИЕ
- Как овца, веден был Он на заклание …
- Всякий унижающий себя возвысится
- Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения
- Через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие
- Авва Исайя
- Смиренномудрие даст силу переносить уничижение
- Надобно стяжать смирение сердца в искреннем уничижении духа
- Ничто столько не прогневляет Бога, как уничижение ближнего
- Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать и иное уничижать
- Уничижение же бывает двоякого рода
- Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное
УНИЧИЖАТЬ
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «УНИЧИЖАТЬ» в других словарях:
УНИЧИЖАТЬ — УНИЧИЖАТЬ, уничижить кого, унижать, стыдить, уничтожать нравственным влияньем, уличая пристыжать и смирять этим, корить или позорить перед людьми. Уничижая других, и сам не возвысишься. Нежданная улика до того уничижила его, что наглость его… … Толковый словарь Даля
УНИЧИЖАТЬ — УНИЧИЖАТЬ, аю, аешь; несовер., кого (что) (устар.). Унижать, оскорблять. | совер. уничижить, жу, жишь; жённый ( ён, ена). | возвр. уничижаться, аюсь, аешься; совер. уничижиться, жусь, жишься. | сущ. уничижение, я, ср. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
уничижать — См … Словарь синонимов
УНИЧИЖАТЬ — См. УНИЧТОЖАТЬ В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
Уничижать — несов. перех. Унижать, признавать ничтожным, подвергать кого либо или чьё либо самолюбие оскорблениям. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
уничижать — Искон. Преф. производное от ничижать < ничьжати «презирать, пренебрегать», суф. образования от ничьже «ничто». См. уничтожить … Этимологический словарь русского языка
уничижать — Видимо, является результатом смешения двух глаголов унижать и уничтожить … Этимологический словарь русского языка Крылова
уничижать — Древнерусское – уничьжити, уничижати (осуждать, презирать, порицать). Этот глагол по происхождению восходит к древнерусскому сочетанию «ничь же», образованному от книжного «ни чь со», имеющему значение «ничто». В русском языке слово появилось в… … Этимологический словарь русского языка Семенова
уничижать — уничиж ать, аю, ает … Русский орфографический словарь
уничижать — (I), уничижа/ю, жа/ешь, жа/ют … Орфографический словарь русского языка
Источник
Уничижение
Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем (прп. авва Исаия, 89, 332).
Смиренномудрие даст силу переносить уничижение (прп. авва Исаия, 89, 364).
. Не судите никого, и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам (прп. авва Исаия, 89, 282).
Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем (прп. авва Исаия, 89, 316).
Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на нею), не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия, 89, 317).
Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, – и успокоишься (прп. авва Исаия, 89, 352–353).
Если кто удручил великими подвигами тело свое, по, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния: ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу (прп. авва Исаия, 59, 61).
Брат! рассматривай себя, и ежедневно испытывай сердце свое в присутствии Божием, дабы тебе знать, не живет ли в нем негодование, или ненависть на брата твоего, или оскорбление, или зависть, или уничижение ближнего. Если сердце будет заражено таковым ядом, то оно не может благоугождать Богу, (одержи в памяти сии слова Господа: Так и Отец ваш Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (ср.: Мф. 18, 35 ) (прп. авва Исаия, 59, 161).
Не знаешь разве, что если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? (прп. Ефрем Сирин, 31, 156).
Кто уничижает ближнего как грешника, тот жалок; а кто предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится (прп. Ефрем Сирин, 31, 571). Источник.
. Не пренебрегай Божиим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: Распни, распни Его! ( Ин. 19, 6 ), – и стекался парод! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, – не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений (ср.: Ис. 50, 6 ). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты – по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему (прп. Макарий Египетский, 89, 251–252). Источник.
. Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостию сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (прп. авва Серапион, 56, 505). Источник.
Иногда демоны возвеличивают труды в помыслах, а иногда уничижают их как ни к чему не служащие, чтобы в одном случае внушить высокоумие, а в другом посеять отчаяние (прп. Нил Синайский, 71, 262). Источник.
Кто хвалит ближнего по какому-нибудь лицемерию, тот при случае уничижит его, и сам посрамится (прп. Марк Подвижник, 69, 14–15). Источник.
Те, которые под предлогом подвигов возносятся перед нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных (прп. Марк Подвижник, 69, 28). Источник.
Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души и скорбь телесную, и не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле (прп. Марк Подвижник, 69, 51). Источник.
Уничижающий знание и хвалящийся неученостию не словом только есть невежда, но и разумом (прп. Марк Подвижник, 89, 548).
Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь (прп. Исаак Сирин, 58, 47). Источник.
Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем. (прп. Исаак Сирин, 58, 301). Источник.
Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все равночестными (прп. Исаак Сирин, 58, 303). Источник.
Уничижение есть то, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее (прп. авва Дорофей, 29, 84). Источник.
. От того, что (человек) дозволит себе малое зазрение ближнего, от того, что говорим: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» – (От сего самого) ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем (ближних), а наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что (человек) не заботится о своих грехах «и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего.
Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать и иное уничижать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Источник.
Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такового; а это тяжкий грех (прп. авва Дорофей, 29, 79–80). Источник.
. Принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать (все) находящее на нас за наше собственное – есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне (прп. авва Дорофей, 29, 122). Источник.
Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. (прп. авва Дорофей, 29, 163). Источник.
. Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей, 29, 190). Источник.
. Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей, 29, 234). Источник.
Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей, 29, 236). Источник.
Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник, 57, 39). Источник.
Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник, 91, 167).
. Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища. (прп. Максим Исповедник, 91, 262).
. Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206).
Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.
Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
УНИЧИЖЕНИЕ
Уничижай себя и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава.
Пророк Исаия
Как овца, веден был Он на заклание …
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых, за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:7-9).
Больший из вас да будет вам слуга: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:11,12).
Апостол Лука
Всякий унижающий себя возвысится
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:0-14).
Апостол Иаков
Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее, так увядает и богатый в путях своих (Иак.1:9-11).
Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения
Не пренебрегай Божиим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: Распни, распни Его! (Ин. 19:6), — и стекался парод! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, — не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений (Ис. 50:6). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты — по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему.
Преподобный Исаак Сирин
Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь
Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем.
Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все равночестными.
Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению, он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами.
Преподобный Максим Исповедник
Через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие
Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие.
Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища.
Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души
Кто хвалит ближнего по какому-нибудь лицемерию, тот при случае уничижит его, и сам посрамится.
Те, которые под предлогом подвигов возносятся перед нерадивыми, думают оправдаться делами телесными, мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных.
Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души и скорбь телесную, и не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле.
Уничижающий знание и хвалящийся неученостию не словом только есть невежда, но и разумом.
Авва Исайя
Смиренномудрие даст силу переносить уничижение
Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем.
Не судите никого, и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам.
Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем.
Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь.
Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и успокоишься.
Если кто удручил великими подвигами тело свое, но, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния, ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу.
Брат! рассматривай себя, и ежедневно испытывай сердце свое в присутствии Божием, дабы тебе знать, не живет ли в нем негодование, или ненависть на брата твоего, или оскорбление, или зависть, или уничижение ближнего. Если сердце будет заражено таковым ядом, то оно не может благоугождать Богу, (одержи в памяти сии слова Господа: Так Отец ваш Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Мф. 18:35).
Преподобный Ефрем Сирин
Не знаешь разве, что если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? Кто уничижает ближнего как грешника, тот жалок, а кто предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится.
Авва Серапион
Надобно стяжать смирение сердца в искреннем уничижении духа
Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостию сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими.
Иногда демоны возвеличивают труды в помыслах, а иногда уничижают их, как ни к чему не служащие, чтобы в одном случае внушить высокоумие, а в другом посеять отчаяние.
Ничто столько не прогневляет Бога, как уничижение ближнего
Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
От того, что человек дозволит себе малое зазрение ближнего, от того, что говорим: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» — От сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних, а, наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах «и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего.
Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать и иное уничижать
Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник.
Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такового, а это тяжкий грех.
Принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на нас за наше собственное — есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне.
Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается.
Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его.
Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели. Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд.
Уничижение же бывает двоякого рода
Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями.
Святитель Феофан Затворник
Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное
Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства, ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся.
Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! — Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро, хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет.
Источник