Уметь общаться
Взаимодействие в обществе возможно благодаря общению и коммуникации. Хотим мы или нет — мы постоянно общаемся.
Общение может происходить на разных на разных уровнях: высшем,среднем и низшем.
Высший уровень -доверие. Высшему уровню предшествует средний.
Средний уровень — деловое общение, ролевое общение и игру (шутки, ирония, кокетство, флирт).
Низший уровень — манипуляция. Манипуляция — это общение. направленное на получение выгоды одним из субъектов общения.
Контакт — минимально необходимое условие общения, позволяющее реализовать общение, на самом поверхностном уровне.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностям совместной деятельностью и включающий в себя как минимум 3 разных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [Г.М.Андреева].
Способности общаться проявляются в умении общаться.
А.Д.Андреева, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский, А.М. Прихожан в книге «Психология» пишут:
Основным средством непосредственного общения является речь. Собеседники имеют возможность
непосредственно общаться, то есть смотреть друг другу в глаза, слышать голоса друг друга.
Непосредственным называют такое общение, во время которого люди видят и слышат друг друга.
В общении между людьми слова играют огромную роль. В словах мы выражаем и мысли, и чувства . Слова могут помогать взаимному пониманию в общении, а могут мешать.
Общаясь, люди подбирают слова, которые лучше всего использовать в данной ситуации. Некоторые привычные словесные обороты помогают сразу установить необходимый тон общения.
Существуют и некоторые правила, которыми мы руководствуемся в речевом общении. Такие правила называют речевым этикетом. Знание этих правил помогает использовать слова уместно, сообразно ситуации.
Каждая ситуация общения имеет сои правила.
В дружеском разговоре проще — здесь возможны и не совсем правильно выстроенные предложения, и слэнг.
Деловое общение потруднее, оно требует более точного выражения мыслей словами, более правильной грамматики речи.
Слова в общении могут помогать выразить мысль предельно ясно и точно, а могут так её затуманить, что от нее ничего не останется. Лишние слова — их называют «словесным мусором» — размывают смысл любого высказывания.
Существует немало седств общения, которые связаны с речью, но не являются речью. Они играют значительную роль в нашем общении.
Во-первых, к ним относят особенности голоса.
Это тембр (голос бывает высокий, низки), резкость или мягкость звучания голоса («визгливые интонации»), громкость.
Интонации могут передать тончайшие оттенки наших чувств, наше отношение к человеку.
Связаны с речью ритмические средства общения. Прежде всего темп речи. Он может быть быстрый или медленный. Быстрый темп, как правило, затрудняет понимание того, что говорит собеседник, поскольку трудно сосредоточиться на его мыслях. Медленный темп речи может утомлять. Паузы также являются важным средством, придающим выразительность речи. Они помогают понять сказанное, побуждают человека к большей активности — ответить на слова, обращенные к нему. Паузы и темп речи — важные средства общения в людьми помогают поддерживать контакт.
Нужно назвать и такие средства общения, как смех плачь, вздохи. Все они помогают нам передать наши чувства и мысли более тонко и точно.
Что значит — уметь общаться?
«Умение общаться — значит уметь управлять своим поведением,то есть уметь вести себя Умеет вести себя тот, кто является хозяином своего поведения в общении.
Умение общаться — значит проявлять внимание к собеседнику.
Умение общаться — значит уметь распознавать по выражению лица собеседника (мимике) человека его чувства, переживания, отношение к себе и к людям; уметь самому «подать себя».
Уметь общаться — значит уметь распознавать мотивы участников общения — то, зачем они вступили в общение,каковы их цели и намерения.
Нужно уметь общаться с различными людьми — молодыми и старыми, умными и глупыми, испытывающими затруднения в этом и т.п.
Умение общаться — значит уметь навык общения с понятной, грамматически правильной, логично выстроенной речью. Важно уметь определить тот канал нашего восприятия, который является главным каналом нашей связи с другим человеком в конкретной ситуации общения.
Содержание письма мы определяем, пользуясь зрительным каналом получения информации.
Разговаривая по телефону, мы используем слуховой канал.
Обнимаясь — тактильный.
Пользуясь мимикой и пантомимикой — кинестетический (двигательный).
Умение общаться — это еще и уметь поддерживать контакт с собеседником всеми средствами общения. Общение помогает нам не только передавать какое-то содержание, но и поддерживать другого человека, когда он общается. Жесты, выразительные движения, мимика также не только помогают нам передавать наше внутреннее состояние, но и облегчают общение с людьми. Тот, кто умеет общаться, поддерживает своего собеседника, дает ему выгориться и даже помогает ему выразить сои мысли яснее, если ему самому это трудно.
Уметь общаться — значит уметь при необходимости скрыть истинный смысл своего вступления в общение: это бывает частот необходимо, например, при ведении сложных переговоров, в беседах с больными и многих других случаях.
Умение общаться — это умение анализировать своё общение.»Какое впечатление я произвожу на собеседника? Всё ли в моём общении хорошо? А, может, что-то всех раздражает в том, как я общаюсь? Не навязываюсь ли я другому, или, может наоборот,не умею проявить себя?»
Тот кто анализирует свое общение, не только задает себе эти вопросы, но и может дать на них точные ответы»[с.64-99].
Литература:
1. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский, А.М. Прихожан. Психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под общ.ред. А.А.Бодалева. М.: Когито-Центр,2011.
Источник
Умение общаться
Жизнь современного человека невозможна без общения. Во все времена люди всегда стремились найти общий язык друг с другом. Именно общение является необходимым атрибутом в жизни человека. Умение общаться относится к общей культуре человечества. Владея этим искусством, человек в состоянии решить множество проблем. Существуют определенные условия успешной коммуникации. Если эти условия не будут соблюдены, то и наши проблемы не решатся положительно. Вот почему искусству поддерживать диалог нужно обучаться.
Существуют различные технологии эффективного общения. Все знают, что умение поддерживать разговор – это путь к успеху. Интеллигентные люди уверены, что сложнее научиться находить общий язык с окружающими, чем овладеть какими-либо определенными навыками в профессии.
Главные условия успешного общения – это искренне интересоваться собеседником и стремиться получить удовольствие от восприятия его речи. Показное внимание здесь не годится. Благодаря этим условиям, ваш собеседник станет общаться с вами более откровенно и заинтересованно. Следует стремиться завоевать его симпатию и интерес, приложить максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание. Это и есть основные составляющие в процессе коммуникации.
Умение общаться – это и умение слушать. Говорят, что люди предпочитают хороших слушателей хорошим ораторам. Все знают, что далеко не каждый человек способен выслушать собеседника. Тем не менее, умение слушать – это одно из основных правил общения, которое высоко ценится. Если вы хотите стать приятным собеседником для открытого и доверительного общения, будьте и внимательным слушателем. Именно этого качества не хватает многим! Даже если вас не устраивает точка зрения собеседника, постарайтесь принять ее как один из вариантов возможного решения вопроса. В этом случае успешное общение вам гарантировано.
Улыбка. Что она означает в жизни человека? Во-первых, улыбка продлевает жизнь. Это общеизвестный факт. Улыбка бывает разной. Неискренняя улыбка не способна положительно влиять на здоровье человека, а главное, на успешное общение с окружающими. Она является отражением гармонии человека, позитивного отношения к жизни и оптимизма. Из этого следует вывод, что улыбка – это один из простых способов произвести хорошее впечатление на собеседника и расположить его к доверительной и приятной беседе. Можно сказать, что это тоже умение общаться друг с другом. Если человек улыбается неискренне, тогда у собеседника остается единственный выход – не общаться больше с ним, так как тот, кто настроен недоброжелательно, рано или поздно покажет свое истинное лицо. Не забывайте, что искренность украшает наш мир и наше общение.
Технологии эффективного общения приводят к достижению определенных целей. Они помогают добиваться взаимного понимания и превосходства в процессе переговоров, а также позволяют овладеть инициативой в споре. Очень действенным оказывается умение выражать свой восторг собеседником. Поверьте, человек оценит по достоинству тот факт, что вы искренне им интересуетесь и восторгаетесь его положительными качествами, определенными знаниями или умениями. Достичь желаемого в этом случае вам будет намного проще.
Одним из основных условий эффективного общения являются знания. Знания – это сила. Они должны перерасти в мудрость, в первую очередь для того, чтобы вы сумели воспользоваться полученной информацией в нужный момент. В процессе общения вы можете применить ваши знания во благо, а ваша сила в том, что, владея ими, вы можете использовать ситуацию в вашу пользу.
Итак, умение общаться – признак хорошего воспитания. Верьте в себя, познавайте себя, и у вас обязательно все получится!
Источник
Умение общаться
Взаимодействие в обществе возможно благодаря общению и коммуникации. Хотим мы или нет — мы постоянно общаемся.
Общение может происходить на разных на разных уровнях: высшем,среднем и низшем.
Высший уровень -доверие. Высшему уровню предшествует средний.
Средний уровень — деловое общение, ролевое общение и игру (шутки, ирония, кокетство, флирт).
Низший уровень — манипуляция. Манипуляция — это общение. направленное на получение выгоды одним из субъектов общения.
Контакт — минимально необходимое условие общения, позволяющее реализовать общение, на самом поверхностном уровне.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностям совместной деятельностью и включающий в себя как минимум 3 разных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [Г.М.Андреева].
Способности общаться проявляются в умении общаться.
А.Д.Андреева, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский, А.М. Прихожан в книге «Психология» пишут:
Основным средством непосредственного общения является речь. Собеседники имеют возможность
непосредственно общаться, то есть смотреть друг другу в глаза, слышать голоса друг друга.
Непосредственным называют такое общение, во время которого люди видят и слышат друг друга.
В общении между людьми слова играют огромную роль. В словах мы выражаем и мысли, и чувства . Слова могут помогать взаимному пониманию в общении, а могут мешать.
Общаясь, люди подбирают слова, которые лучше всего использовать в данной ситуации. Некоторые привычные словесные обороты помогают сразу установить необходимый тон общения.
Существуют и некоторые правила, которыми мы руководствуемся в речевом общении. Такие правила называют речевым этикетом. Знание этих правил помогает использовать слова уместно, сообразно ситуации.
Каждая ситуация общения имеет сои правила.
В дружеском разговоре проще — здесь возможны и не совсем правильно выстроенные предложения, и слэнг.
Деловое общение потруднее, оно требует более точного выражения мыслей словами, более правильной грамматики речи.
Слова в общении могут помогать выразить мысль предельно ясно и точно, а могут так её затуманить, что от нее ничего не останется. Лишние слова — их называют «словесным мусором» — размывают смысл любого высказывания.
Существует немало средств общения, которые связаны с речью, но не являются речью. Они играют значительную роль в нашем общении.
Во-первых, к ним относят особенности голоса.
Это тембр (голос бывает высокий, низки), резкость или мягкость звучания голоса («визгливые интонации»), громкость.
Интонации могут передать тончайшие оттенки наших чувств, наше отношение к человеку.
Связаны с речью ритмические средства общения. Прежде всего темп речи. Он может быть быстрый или медленный. Быстрый темп, как правило, затрудняет понимание того, что говорит собеседник, поскольку трудно сосредоточиться на его мыслях. Медленный темп речи может утомлять. Паузы также являются важным средством, придающим выразительность речи. Они помогают понять сказанное, побуждают человека к большей активности — ответить на слова, обращенные к нему. Паузы и темп речи — важные средства общения в людьми помогают поддерживать контакт.
Нужно назвать и такие средства общения, как смех плачь, вздохи. Все они помогают нам передать наши чувства и мысли более тонко и точно.
Что значит — уметь общаться?
«Умение общаться — значит уметь управлять своим поведением,то есть уметь вести себя.
Умеет вести себя тот, кто является хозяином своего поведения в общении.
Умение общаться — значит проявлять внимание к собеседнику.
Умение общаться — значит уметь распознавать по выражению лица собеседника (мимике) человека его чувства, переживания, отношение к себе и к людям; уметь самому «подать себя».
Уметь общаться — значит уметь распознавать мотивы участников общения — то, зачем они вступили в общение,каковы их цели и намерения.
Нужно уметь общаться с различными людьми — молодыми и старыми, умными и глупыми, испытывающими затруднения в этом и т.п.
Умение общаться — значит уметь навык общения с понятной, грамматически правильной, логично выстроенной речью. Важно уметь определить тот канал нашего восприятия, который является главным каналом нашей связи с другим человеком в конкретной ситуации общения.
Содержание письма мы определяем, пользуясь зрительным каналом получения информации.
Разговаривая по телефону, мы используем слуховой канал.
Обнимаясь — тактильный.
Пользуясь мимикой и пантомимикой — кинестетический (двигательный).
Умение общаться — это еще и уметь поддерживать контакт с собеседником всеми средствами общения. Общение помогает нам не только передавать какое-то содержание, но и поддерживать другого человека, когда он общается. Жесты, выразительные движения, мимика также не только помогают нам передавать наше внутреннее состояние, но и облегчают общение с людьми. Тот, кто умеет общаться, поддерживает своего собеседника, дает ему выговориться и даже помогает ему выразить сои мысли яснее, если ему самому это трудно.
Уметь общаться — значит уметь при необходимости скрыть истинный смысл своего вступления в общение: это бывает частот необходимо, например, при ведении сложных переговоров, в беседах с больными и многих других случаях.
Умение общаться — это еще и умение, подстраиваться под другого,оставаясь при этом самим собой.
Умение общаться — это умение анализировать своё общение.»Какое впечатление я произвожу на собеседника? Всё ли в моём общении хорошо? А, может, что-то всех раздражает в том, как я общаюсь? Не навязываюсь ли я другому, или, может наоборот,не умею проявить себя?»
Тот кто анализирует свое общение, не только задает себе эти вопросы, но и может дать на них точные ответы»[с.64-99].
Особые виды общения.
Общение в письмах.
Это сложный вид общения. У адресата нет возможности сразу же переспросить, если что-то непонятно.
Общение по Интернету (Skype).
В этом случае пантеры могут видеть друг друга, использовать речь и те средства общения, которые связаны с ней. Многие люди по интернету знакомятся, общаются, дружат и даже влюбляются. Общение по Интернету отличается тем. что в нем психологическая дистанция между людьми может быть очень большая. Общение через Интернет похоже на общение в письмах, но оно не так обязывает к правильному литературному языку — речь ближе к разговорной.
Общение с животными.
Такой вид общения отличается отсутствием речи, за исключением разве только что общения хозяев со своими питомцами, которые знают несколько команд. В основном животные и люди без слов передают друг другу своё отношение — симпатию, привязанность. Такое общение может снимать и стресс и внутреннее напряжение. Это происходит потому, что человек может передать животному своё настроение наиболее непосредственно, не заботясь, например, о точности и выразительности слов, и это поднимает настроение и тревожность «уходит».
Виртуальное общение.
Можно ли назвать общением игру детей и взрослых с виртуальными друзьями, например, таманочи?
Это не совсем тоже общение, что с людьми и даже с животными. У виртуального друга может быть хотя и большой, но всё же не бесконечный набор ответов на поведение человека. Всё время остается ощущение, что мы общаемся с автоматом, а не с живым существом. Поэтому такое общение быстро надоедает.
Общение с природой.
Любование природой может принести немало ярких чувств, возникает какое-то настроение. Это настроение зависит от самого человека, а не создано природой
(«У природы нет плохой погоды
Каждая погода — благодать.
Дождь ли, снег. Любое время года
надо благодарно принимать».
Э. А. Рязанов, «Песня из кинофильма «Служебный роман»»).
Дело в том, что человек переносит на природу свои мысли, чувства, переживания [А.Д.Андреева].
А.С. Пушкин
ПРИМЕТЫ
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь: иные сны.
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
Уильям Юри Гарвардская школа права переговоров предлагает проверенную стратегию прорыва для превращения противников в партнеров по переговорам. Как говорить нет и добиваться результатов:
Оставайтесь на своих позициях, если вы под давлением;
Разрядите гнев и враждебность;
Узнайте, что другая сторона действительно хочет;
Используйте все силы, для того чтобы начать переговоры с другой стороной;
Достигните соглашения, которые удовлетворяют потребности обеих сторон;
Включите счетчик «грязных трюков».
1. Управляйте собственным поведением. Когда оппонент говорит «нет» или бросается в атаку, вы можете от неожиданности уступить или перейти в контрнаступление. Итак, сдержите реакцию, распознав игру. Затем прикупите время на раздумье. Используйте это время, чтобы определить собственные интересы и возможности. При переговорах не выпускайте из поля зрения главную цель. Вместо того, чтобы выходить из себя или сводить счеты, сфокусируйтесь на том, чего вы добиваетесь.
2. Перейдите на их сторону. Прежде чем переговоры наберут ход, необходимо создать благоприятный климат. Вы должны рассеять гнев, страх и подозрительность оппонента. Он ждет от вас атаки или сопротивления. Поэтому поступите наоборот: выслушайте его, признайте его доводы, согласитесь, с чем можете. Признайте также его авторитет и компетентность. Разоружите его, перейдя на его сторону.
3. Не отвергайте… меняйте «рамку». Следующий шаг состоит в изменении игры. Вместо того, чтобы отвергать позицию оппонента — что обычно лишь усиливает ее — обратите его внимание на проблему взаимного удовлетворения интересов. Что бы он ни говорил, истолкуйте это как попытку решения проблемы. Задавайте вопросы, ориентированные на поиск решения вроде: «Почему Вы этого хотите?» или «Что бы Вы делали, оказавшись на моем месте?», или «А что, если нам…?» Не пытайтесь поучать его, пусть его учит сама проблема. Истолкуйте на свой лад и его тактику: обойдите каменную стену, отклоните атаку, разоблачите уловку. Чтобы изменить игру, смените границы поля — смысловую «рамку».
4. Представьте себя посредником. Вовлекайте его в процесс, включайте в оборот его идеи. Попытайтесь определить и удовлетворить его неучтенные интересы, в особенности — общечеловеческие потребности. Помогите ему сохранить лицо, и пусть достигнутый результат покажется ему победой. Тише едешь, дальше будешь. В общем, пусть ему станет легко сказать «да».
5. Наставьте на путь — а не пытайтесь поставить наколени. Если оппонент продолжает сопротивляться и думает, что сможет добиться победы без переговоров, следует убедить его в обратном. Вы должны сделать так, чтобы ему было трудно сказать «нет». Просветите его относительно цены несогласия. Задавайте вопросы на учет реальности, предупреждайте, но не угрожайте, продемонстрируйте свою выдержку. Используйте ее только при необходимости и смягчайте сопротивление оппонента, проявляя самообладание, заверяя его, что ваша цель — взаимное удовлетворение, а не победа. Пусть знает, что путь к его целям для него всегда открыт. Короче говоря, применяйте силу, чтобы наставить его на путь, а не поставить на колени.
Стратегия прорыва требует устойчивости к обычным человеческим соблазнам; она требует поступков, по сути дела, противоположных вашим естественным побуждениям. Необходимо сдержаться, когда очень хочется нанести ответный удар, выслушать, когда подмывает сказать, задавать вопросы, когда уже готовы все ответы, преодолевать различия, когда хочешь настоять на своем, просвещать вместо того, чтобы раздувать конфликт.
На каждом повороте стратегия требует от вас выбора кружного пути. Вы прорываетесь, обходя сопротивление оппонента, заходя с фланга, действуя против его ожиданий. Ведущий мотив стратегии — это уважение к оппоненту, ведь он — не предмет, который надо подтолкнуть, а человек, которого следует убедить. Вместо того, чтобы прямым давлением пытаться заставить его изменить точку зрения, вы меняете обстановку, в которой он принимает решение. Вы представляете ему возможность самому судить и делать выбор. Ваша цель — не завоевать его, а завоевать его поддержку.
6. От противостояния к партнерству.
Ситуацию запутывают двое, но достаточно усилий одного, чтобы начать процесс развязывания неподатливых узлов. Да, вы можете трансформировать даже самые трудные переговоры
Стратегия переговоров прорыва устремлена — уничтожить противника, сделав из него партнера по конструктивным переговорам.
Литература:
1. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский, А.М. Прихожан. Психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь/Под общ.ред. А.А.Бодалева. М.: Когито-Центр,2011.
Общение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/obschenie
Общение — обмен сообщениями, идеями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. Когда взаимодействие становится более глубоким, говорится уже не столько об общении, а — об отношениях.
Общение бывает очень разнообразным, различаясь по средствам, отличаясь по ситуации общения и тому, кто общается. Мужское общение отличается от женского, бытовое — от корпоративного. Общение бывает вербальное и невербальное. Общением является и танец, и секс, поскольку общение — это вовсе не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов друг к другу или от…Общение чаще всего происходит в следующих традиционных формах общения: ритуал и развлечение, психологическая игра, негативная или позитивная манипуляция, деловое общение. близость, живой контакт любящих (хотя бы чувствующих) друг друга людей.
Главные вопросы про общение:
Как научиться общаться?
Как понимать, что человек в общении хочет от вас на самом деле?
Как расположиться к себе собеседника?
Как говорить убедительно?
Как научиться слушать и слышать?
Как мужчины и женщины могут понимать друг друга?
Как легко знакомиться с новыми людьми?
Как оказаться интересным собеседником?
Как договариваться быстро и без конфликтов?
Что говорит о вас ваш круг общения?
Зачем вы общаетесь?
Как общаться со «связями»? И как все это делать легко?
Где и как учиться общению?
Чтобы лучше общаться, во-первых, надо просто общаться. Делать это чаще.
Чтобы повышать качество общения, лучшая форма для этого — личностные(психологические) тренинги и работа, где качественное общение обязательно (например, прямые продажи).
«Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное общение состоит из многих десятков составляющих, причем список этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компетенции всерьез можно говорить только относительно какого-то конкретного умения или группы умений и только в определенной области. Умение слушать, впрочем, среди всех коммуникативных умений занимает особое, почетное место.
Аффиляция, аффилиативное общение
Аффиляция (от англ. — соединение, связь) — потребность в близких эмоциональных отношениях, потребность в общении «просто так», просто чтобы побыть рядом с близким человеком и чувствовать, что вам друг с другом хорошо и вы нужны друг другу.
Аффилиативное общение — когда люди общаются не по делу, а для души, когда просто хочется дружески пообщаться, не думая ни о какой цели или о результате. Аффилиативное общение -процессное общение.
Зачем люди так общаются? — Ни зачем. Они общаются не «зачем». а «потому что». По крайней мере сами свои цели или потребности они могут не осознавать.
В обычном (как правило — аффилиативном) общении не предполагается явных, осознанных целей. В таком общении люди реализуют скорее неосознаваемые, естественные цели и потребности: потребности в близости, поделиться, высказаться, излить душу, развлечься, покрасоваться, иногда приподнять себя и опустить другого.
Аффилиативное общение со стороны выглядит как бесцельное и нередко раздражает взрослых и деловых людей.
Для многих людей, которые тянутся к общению, но в обычной жизни среди близких и знакомых людей скованы условностями и страхом: не поймут, потом припомнят, открываться опасно — гораздо проще открыться перед случайным человеком, случайным попутчиком.
Людям общаться — хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении, можно — зависимостью от общения. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться.
Направленность на общение (точнее, на аффилиативное общение) — одна из основных направленностей личности. В зависимости от уровня развития личности может иметь разное содержание. Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.
Мужское и женское общение
Автор: Н.И. Козлов
Мужское и женское общение отличается как по стилю, так и по темам.
Мужское общение — более грубое и с наездами (обычно игровыми), женское — более поверхностное и с переживаниями.
Мужское общение: женщины, политика, спорт, приколы, работа и автомобили. Женское общение: что делать с мужчинами, дети, здоровье, кулинария и немного о тряпках. Женщины используют любую возможность, чтобы разговор о деле перевести на разговор о чувствах и отношениях. Мужчины, напротив, оценивают это как отвлечение и стараются разговоры о чувствах и отношениях перевести в какой-то деловой конструктив: «Мы о чем?» По крайней мере на работе мужчине нужно по делу, а не про чувства.
Активное слушание в исполнении мужчин, по мужскому типу — всегда более деловое и содержательное, с вопросами типа: «где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?» Разбор, анализ, разумная критика и подсказки — в активном слушании по мужскому типу нормальны и приветствуются. Активное слушание, характерное для женщин, слушание по женскому типу, в большей степени личное и ориентировано не на собственно информацию, а на чувства и отношения: «как ты к этому относишься, что ты почувствовала», где реплики в целом выполняют функцию скорее эмоциональной поддержки и сочувствия, чем интеллектуального интереса.
Рассказывая о каком-то событии, мужчина чаще склонен описывать его объективное значение. Он скрытен в личных вопросах, зато считает себя большим знатоком во всем подряд и охотно вещает благодарной женщине о том, как устроен мир. Женщина больше склонна говорить о своих переживаниях, о знакомых, отношениях с ними и прочих «недалеких» вещах — в результате почти всегда разговор о насущных проблемах начинает она.
По мнению мужчин, женщины болтливы. Тут не имеется в виду, что мужчины говорят меньше женщин, просто по их мнению в женском общении меньше определенных тезисов, обычно отсутствуют ясные цели и долго обсуждаются темы, которые мужчины считают маловажными. С другой стороны, женщины считают мужчин эмоционально неотзывчивыми, и действительно, женщины больше прислушиваются к эмоциям в голосе собеседника, они более внимательны к жестам и выражению лица. Знаменитая женская интуиция основана на интересе женщин к чувствам и вербальным сообщениям. С другой стороны, следствием чрезмерной эмоциональности женщин оказывается знаменитая женская логика, где суждения и выводы определяются не фактами, а в большей степени ситуативным настроением. Женская логика — способ мышления и разговора, где логика уступает место импульсивности и чувствам. Женщины действительно в личном общении скачкой идей, но говорить, что женский тип общения менее эффективен — не вполне верно: многие задачи в общении женщины решают гораздо успешнее мужчин, хотя и другими средствами.
В деловых отношениях женщины умеют быть ничуть не менее логичными, чем мужчины, умеют формулировать свои тезисы, давать обоснование и делать выводы ничуть не хуже мужчин. При этом в личных отношениях женщинам свойственно говорить более импульсивно и эмоционально, припоминая большое количество посторонних деталей, иногда перебарщивая с отступлениями, по сути ведя себя демонстративно, просто привлекая к себе внимание. В такой речи логика не действительно не присутствует, потому что она и не нужна. Но всегда ли речь с элементами женской логики является менее эффективной, чем мужская? Конечно, нет. Когда женщина держит в уме цель разговора, то она может сколько угодно крутить темой, совершать заходы и маневры, создавать нужные контексты, отвлекать внимание, играть на эмоциях, обращаться к чувствам и так далее, пока собеседник не сделает, что ей нужно.
На чем построена мужская логика? Мужчина видит цель и идет к ней максимально коротким путем. Он мыслит структурно. У женщин – иначе. Если женщина заведомо знает пункт назначения, и точно уверена, что она туда обязательно попадёт, то траектория имеет второстепенное значение. Женщине не так важно, сколько лишних слов она употребит, она не считает их лишними. Выражая свои мысли, женщина получает удовольствие от самого процесса, особенно, когда собеседник на неё смотрит нежно и слушает с улыбкой.
Женщины разрешают себе говорить очень долго, не боясь, что мысль кончится: мысль не может кончиться, если её изначально не было. Женское мышление другое: смысл речи женщины формируется в процессе говорения, и то, что хотела сказать женщина, она сама понимает только в самом конце. Пока она не начала говорить, женщина обычно не имеет четко сформулированного тезиса и логической структуры, но у нее имеется другой: общий замысел, и именно этот замысел постепенно воплощается в словах и эмоциях, стихийно проявляющихся в женской речи.
По сути, любая женщина, когда включает женский тип общения, действует как настоящий эксперт речевого воздействия, наводя речевой транс на собеседника. Женские хитрости усыпляют бдительность мужчин, после чего мужчины в состоянии транса быстрее делают то, что от них хочет женщина.
Наблюдая за жизнью успешной женщины, мы бы заметили что она часто ведёт себя с обаятельной игривостью и это воспринимается как веселая дружеская игра в налаживании контакта с вами.
Источник