Что значит умеет считать

Как научить ребенка считать: 5 этапов

Как пройти путь от распевного повторения цифр вслед за мамой до самостоятельного осознанного счета? Как научить ребенка считать? Рассказывает детский психолог Галина Зеленцова .

Как часто на детских площадках можно слышать, как мамы хвастаются, до скольки считает их ребенок. Один — до десяти, другой — до двенадцати, третий — до двадцати. Другие мамы перечисляют друг другу, какие цифры их малыш узнает и может назвать к двум-трем годам.

Что из этого важнее: повторять числа скороговоркой до десяти или узнавать цифры? Ни то и ни другое. Самое важное — это умение считать. Давайте разбираться, чем настоящий счет отличается от всего остального.

Что из этого важнее: повторять числа скороговоркой до десяти или узнавать цифры? Ни то и ни другое.

Перечисление чисел и счет — это разные навыки

Если ребенок называет числа до десяти, это еще не значит, что он умеет считать до 10 . Когда родители каждый день повторяют скороговорку от одного до десяти, он запоминает механически, но без понимания начинает путать последовательность. Почему? Для него это перечисление аналогично перечислению предметов в комнате. Мы можем сначала назвать диван, а потом стол; а можем наоборот, и смысл от этого не изменится. Так и с механическим запоминанием чисел.

Читайте также:  Что значит been able to

Чтобы узнать, ориентируется ли ребенок в числах, попросите его дать вам два кубика из кучи. Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.

Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.

Трехлетний ребенок может обойтись без цифр

Еще одна гордость матерей — знание ребенком цифр — для малыша трех лет вещь бестолковая. Во-первых, ребенок плохо понимает эту запись. Цифра может означать количество и порядковый номер: может быть четыре яблока, а может быть четвертый этаж.

Во-вторых, цифры пока что ему не нужны. Он не пойдет один в магазин и не поедет один в лифте. Но если ребенок проявляет интерес, можно и рассказать. Только не ждите, что он будет сразу понимать и решать примеры.

Пять этапов математических игр

1 Предметные игры. Это основа математики и быстрый способ, чтобы научить ребенка числам . Пока ребенок перекладывает кубики, он видит, где их становится больше, где меньше. Мама подсказывает: в руке у тебя один кубик. В другой раз у него в руке будет одна машинка или одно колечко. Годовалый ребенок узнает, что значит «один».

Затем мы дадим ему в руки два кубика и скажем, что теперь их два. Ребенок легко усваивает это число, ведь вокруг него много всего парного — два глаза, две руки, две ноги.

Постепенно мы введем и остальные числа. Но только не надо торопиться. Когда ребенок точно будет давать нам два предмета, то можно будет ввести число ноль, а потом три, четыре и так далее. Но вводить следующее число имеет смысл, когда ребенок знает состав предыдущего.

Предметные игры — это не только перекладывание кубиков, но и творческие игры, в которых мы лепим или склеиваем что-то простое. Например, мы можем слепить две красные ягодки и три синие. Их можно сосчитать, сравнить, каких ягод больше. Главное, что ребенок может их пощупать, взять в руки. После таких игр у малыша не будет проблем с правильным перечислением чисел от 1 до 10, потому что он будет точно представлять, о чем говорит.

Во многих книжках встречаются рисунки, где изображены, например, «много» и «мало» шариков. Лучше не использовать такие книжки с годовалыми и двухлетними малышами. Во-первых, ребенок не может пощупать эти предметы. Во-вторых, «много» и «мало» — это сложные относительные понятия: один арбуз на одного человека — это много, а на большую семью — мало. Если у ребенка три шарика, а у остальных десять, то у него мало. А если у остальных по одному — то много. Это не значит, что надо полностью отказываться от таких понятий. С малышом мы можем считать «один, два, много», пока не доберемся до числа три.

2 Состав числа. Затем в предметных играх мы начинаем считать, то есть складывать и вычитать, а не только пересчитывать предметы. Задачи не нужно формулировать в виде школьных заданий и примеров, мы по-прежнему играем. Зайка попросил три яблочка, а потом захотел узнать, сколько у него яблок, если ему дадут еще одно. А мишка попросил четыре яблока, а потом два из них отдал ежику. Сколько же теперь яблок у мишки?

Ребенок будет легко справляться с такими примерами в игре, если и вы будете играть, а не обучать и контролировать. Как научить ребенка считать в уме? Задавая вопрос, не ждите, что ребенок ответит. Если через пять-семь секунд не ответил, отвечайте сами, эмоционально и радостно. Ребенок посмотрит и запомнит.

Задачи не нужно формулировать в виде школьных заданий и примеров, мы по-прежнему играем.

Еще один плюс таких игр в том, что малыш видит, что может быть пять яблок, пять печений, пять кубиков, и задачи с ними решаются одинаково. Тогда и в школе у него не будет проблем с пониманием и решением простых задач.

Играть в игры на счет можно в самом раннем возрасте. Просто сначала мы будем прибавлять и убавлять по одному предмету. Постепенно увеличим количество предметов, усложним примеры, а также решать их будем устно, но опять же в игровой форме. Не «сколько будет два плюс три», а «смотри, сколько я сделала куличиков — три! А если я еще два сделаю, сколько получится?»

Когда ребенок идет в школу, то он должен быть обучен считать до 5 , а также прибавлять и отнимать один в пределах десяти. Если не торопиться, то к школе ребенок легко сможет считать и более сложные примеры.

3 Игры на умножение и деление. Снова уходим от примеров к реальным жизненным ситуациям: например, делим четыре яблока между двумя людьми.

Как объяснить ребенку умножение? А вот пример на умножение. У трех игрушек по две морковки. Всего шесть морковок. Не надо в этот момент заставлять ребенка считать сложением «два плюс два плюс два». Лучше констатировать факт: по две морковки у трех игрушек, получается шесть!

Если ребенку интересно, и он легко справляется с такими заданиями, можно давать и более сложные примеры.

4 Игры на геометрию (фигуры и объемные формы). Родителей очень волнует этот вопрос : как научить ребенка различать геометрические фигуры? Хотя в реальности это далеко не самое главное. Чтобы поиграть с геометрическими фигурами, вырежьте их из картона. Можно взять и деревянные, но они должны быть плоские, потому что сначала мы играем с фигурами, а не формами. Можно испечь печенье в виде разных фигур или играть с картонными фигурами, как будто это печенье, раздавать их игрушкам.

Для начала фигуры могут быть одного цвета и размера, чтобы не путать ребенка и по этим параметрам. Но берите сразу две фигуры, а не одну — доказано, что при сравнении ребенок запоминает лучше. Это же касается и цвета.

Когда с фигурами все будет понятно, можно переходить к объемным формам. Формы показывайте в реальном виде, а не рисунком на бумаге, иначе это может привести к тому, что узнавать формы ребенок будет только нарисованные.

5 Игры для запоминания цифр для детей . Эти игры будут полезны тогда, когда ребенок уже легко решает примеры хотя бы в пределах пяти.

Для запоминания цифр сделайте числовой ряд от одного до десяти и повесьте на виду. Ребенок сам будет иногда на него смотреть, перечислять числа и запоминать. Можно записать этот ряд на полоске бумаги, дать ребенку обвести фломастером или карандашом, разрезать ножницами этот ряд на цифры, а потом собрать обратно.

Чтобы запомнить написание, нарисуйте ежика, у которого иголки — будут единичками, и пусть ребенок их обводит и дорисовывает. Придумайте сами, что какие предметы можно украсить двоечками и другими цифрами.

С отстающими дошкольниками проходим весь путь поэтапно

Нередко бывает так, что за полгода или год до школы мама вдруг обнаруживает, что ребенок не умеет считать и не ориентируется в числах. Он перечисляет числа как скороговорку, но не может ответить на вопрос, какой этаж находится под шестым. В таком случае усадить ребенка за пособие для дошкольников будет малоэффективно, ведь ребенок не знает азов.

Что делать? Возвращаемся к первому пункту игр. Да, надо начинать с предметных игр и небольших чисел. Мозг дошкольника намного более зрелый, чем мозг годовасика, и все этапы он пройдет намного быстрее. Убирать эти игры нельзя, поскольку, как мы уже сказали, предметные игры — это основа математики.

Предметные игры — это основа математики.

Так что играйте в математические игры, но не торопитесь. Лучше, если вам нечем будет похвастаться на детской площадке, зато к школе ребенок будет считать как положено или даже лучше.

Источник

Расстройство арифметических навыков

Это расстройство заключается в специфической недостаточности навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить основные арифметические действия — сложение, вычитание, умножение и деление, но в ещё большей степени это расстройство выявляется при необходимости выполнения сложных математических действий, которые необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях.

Другие названия этого расстройства — акалькулия, дискалькулия, нарушение способности к арифметическому счету.

Клинические проявления состоят в значительном нарушении счета и упомянутых способностей, с ним связанных. Обычно расстройство явно обнаруживает себя в первые четыре года обучения в школе, иногда позже на 1–2 года. С этим может быть связано существенное снижение успеваемости, что, в свою очередь, влечет снижение самооценки, появление неуверенности в себе, депрессию, фрустрацию или даже отказ посещать школу.

В плане диагностики важно исключить олигофрению, синдром дефицита внимания, нарушения поведения с реакциями протеста, отказа, косвенной агрессией. Лекарственного лечения данной патологии не существует. Адекватными являются индивидуальные варианты корригирующего обучения.

Причины

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы

Симптомы дискалькулии можно объединить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Виды дискалькулии

В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.

Клиническая картина

Симптомы дискалькулии развития выражены в трудностях понимания разрядного строения числа и понятия числа, внутреннего состава числа и связи чисел между собой, левого и правого компонентов числа, значение нуля;

перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых рядов;

выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

распознавания числовых знаков;

соотнесение чисел в арифметические действия;

заучивания таблицы умножения;

решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;

зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией в процессе счёта;

раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

выполнения усложнённых логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию и др.

Дискалькулия и мозг

Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды. Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету. Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации. Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.

Как дислексия и дискалькулия влияют на эмоции и повседневную жизнь?

Трудности с чтением – это большое препятствие на пути интеграции ребёнка в школе. Ребёнок стыдится читать вслух, тратит больше времени, отвечая на вопросы учителя – всё это подрывает уверенность в себе, создаёт чувство неполноценности. Кроме того, дислексикам тяжело правильно понимать иронию и шутки.

Дискалькулия имеет похожий эффект. Постоянные ошибки в расчётах и математике снижают самооценку. Ребёнок может начать сомневаться в себе и в своих способностях в целом, прийти к выводу, что он не может освоить и другие предметы. Могут пострадать и отношения со сверстниками, так как дискалькулики могут избегать совместных игр, видов спорта, где нужно, например, считать очки. Взрослый дискалькулик может бояться водить автомобиль.

Диагностика

Комплекс диагностических мероприятий включает логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования, направленное на исследование импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счёта, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта, а также консультации невролога и психиатра, проведение инструментальных исследований (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ). Дополнительно проводят консультации сурдолога, генетика, психотерапевта.

Оценка состояния производится, как правило, на базе арифметических подтестов WISC и WAIS, а также специфических тестов. Лечение заключается в проведении корригирующего курса обучения, но эффективны ли подобные меры — неясно. Прогноз неизвестен.

Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Если родители выявили у ребенка подобные проблемы, им следует обратиться к специалисту-логопеду или детскому психологу. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций:

  • посчитать от 10 до 20;
  • сравнить числа между собой;
  • расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
  • произвести элементарные арифметические операции над числами;
  • назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.

Похожие записи:

  1. Гипертрихоз что такоеГипертрихоз дословно переводится как «чрезмерная волосатость». Гипертрихоз — это заболевание.
  2. Болезни, которыми болеют в зависимости от своей расыНикого не смущает, что у разных популяций человека, будь то.
  3. Остеохандроз: причины и профилактика возникновенияОстеохондроз – это заболевание позвоночника, вернее его, связочного аппарата. Проще.
  4. ТоксоплазмозТоксоплазмоз – опасное паразитарное заболевание, прямой причиной которого является заражение.

Автор: Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Источник

Оцените статью