- Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»
- * Выпишите правильный ответ. 1. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: а) наполнить вещь смыслом; б) определить положение хозяина в обществе; — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » * Выпишите правильный ответ. 1. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: а) наполнить вещь смыслом; б) определить положение хозяина в обществе;» — Транскрипт:
- Изобразительное искусство. 5 класс
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»
Ольга Ивановна Горбачева
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»
Цели: а) познавательные — роль украшений в древнем и современном обществе;
б) эстетические — умение видеть и создавать красивое;
в) воспитательные — куда можно одевать украшения, костюм и украшения
а)для учащихся: учебник изо, рабочая тетрадь, бумага, карандаши;
б)для учителя: учебник изо, иллюстрации м фото материалы, детские рисунки предыдущих лет, презентация, музыка.
План и ход урока:
1. Организационная часть.
2. Водная беседа. Задачи урока.
3. Беседа по теме урока.
4. Практическая работа.
5. Итог урока.
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Дети, что значит украшения? Сегодня на уроке мы говорим об украшениях, об их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать — создавать украшения.
3. С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
«Древние» люди зачем — то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем?
По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине. Вождь племени носил пышный головной убор, украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.
Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные — пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.
Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства.
Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.
Царский трон и палаты также изысканно отделаны украшениями.
И сегодня по одежде можно понять, кто генерал, а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста, а кто ее подруга или определить где деловой кабинет, а где парадный зал, где детская комната.
УКРАСИТЬ — значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе.
Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя
слайд 17, 18, 19, 20
Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.
Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках.Сами казаки об этом говорили: «Мы носим платье по древнему своему обычаю,которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем».
Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Одежда жен казачьей старшины отличалась «восточной пышностью и богатством». Основную часть костюма составляло платье — кубелек, — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи.
В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы — повойник или рогатую кичку. Казачки очень любили украшения. Самые характерные из них — чикилики. Это была широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. Жемчужные украшения, прикрепленные на плечах и спускавшиеся до пояса, назывались перла, капчак. Носили браслеты (базилики) из гнутой серебряной или золотой пластинки, украшенной драгоценными камнями. В комплекс украшения богатой казачки входили золотые перстни и кольца.
Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII—XIX веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества. Другие комплексы женской одежды (с поневой, сарафаном, сукманом) бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по его северным притокам. Одежда здесь была в основном русской.
Быстрый процесс экономического развития Дона 80—90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировке в одежде. Яркий красочный старинный женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.
Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения — оберега.
При выполнении работы используйте инструкцию.
4. Самостоятельная, практическая работа учащихся.
5. Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.
Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой?
Инстркукция к практической работе
• композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;
• — можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома);
• — найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;
• — прорисовать эскиз более конкретными, выверенными линиями.
Аспектный анализ урока изобразительного искусства в 4 классе «Украшение деревянных построек и их значение» Аспектный анализ урока Тема урока: «Украшение деревянных построек и их значение» Урок изобразительного искусства был проведен в 4 классе.
Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.
Конспект НОД по ознакомлению с видами изобразительного искусства «Мы художники» Программное содержание: учить детей внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает.
Конспект урока изобразительного искусства в четвертом классе коррекционной школы «Овощной человечек» (Д. Арчимбольдо) Цель урока: Формирование интереса к предмету изобразительного искусства,выявление творческого потенциала, через знакомство с картинами.
Конспект занятия на тему «Зачем человеку кожа?» Занятие внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 1 класс Дата проведения: 15.12. 2015 г. Предмет: «Планета Здоровья» УМК: Л. А. Обухова.
Конспект занятия в старшей группе «Зачем человеку кожа» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о том, какую роль для человека играет чистая кожа. 2. Развивать представления детей о коже, желание.
Коррекционное внеклассное мероприятие в 6 классе «Зачем человеку труд» «Зачем человеку труд?» Цель: Формирование у детей развития своих трудовых навыков. Задачи: способствовать формированию качеств характера:.
Пластилинография-нетрадиционная техника изобразительного искусства Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.
Статья «Влияние изобразительного искусства на процесс адаптации детей к ДОУ» С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зачем человеку камень» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Задачи.
Источник
* Выпишите правильный ответ. 1. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: а) наполнить вещь смыслом; б) определить положение хозяина в обществе; — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБорис Войцехович
Похожие презентации
Презентация на тему: » * Выпишите правильный ответ. 1. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: а) наполнить вещь смыслом; б) определить положение хозяина в обществе;» — Транскрипт:
1 * Выпишите правильный ответ
2 1. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: а) наполнить вещь смыслом; б) определить положение хозяина в обществе; в) расписать вещь для красоты. 2. Что такое Герб: а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода; б) отличительный знак; в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. 3. Зачем людям понадобились отличительные знаки? а) чтобы украсить себя; б) различать друг друга на расстоянии; в) таковы требования и правила.
3 4. Произведение изобразительного декоративного искусства из цветного стекла, предназначенное для заполнения оконного или дверного проёма а) витраж б)гобелен в) мозаика 5. Тканый без ворсовый ковер это: а) витраж б)гобелен в) мозаика
6 8. Ваза какого народа?
7 9. Каких веков одежда?
8 10. Какого города герб?
9 * Выпишите правильный ответ
10 1. Светотень — это: а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; б) тень, уходящая в глубину; в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 2. Скульптура – это: а) вид изобразительного искусства; б) жанр изобразительного искусства. 3. Портрет — это: а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности; б) изображение одного человека или группы людей; в) образ определённого реального человека; г) все варианты верны.
11 4. Разворот головы персонажа в «профиль» — это: а) вид спереди; б) вид сбоку; в) вид пол оборота. 5. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство: а) меры; б) злорадства; в) правды; г) ненависти.
13 7. Жанр И.Л.Левитан «Золотая осень»
14 К.Брюллов «Всадница 8. Жанр
15 9. Карикатура или шарж?
16 Ватагин «Леопард» 10. Жанр
17 * Выпишите правильный ответ
18 1. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. А) Исторический Б) Батальный В) Бытовой Г) Мифологический. 2. Жанр, в котором главный герой – природа. А) Натюрморт Б) Пейзаж В) Портрет Г) Анимализм
19 3. Художник, изображающий море. А) Маринист Б) Баталист В) Анималист Г) Портретист. 4. Пропорции — это: а) равенство двух отношений; б) несоответствие с чем-либо в количественном отношении; в) соотношение величин частей, составляющих одно целое.
20 5. Художник, изображающий животных. А) Маринист Б) Анималист В) Пейзажист Г) Баталист. 6. Кто автор картины: А) Васнецов В.М. Б) Венецианов А.Г. В) Вучетич Е.В.
21 9. Репин И.Е. 10. Перов В.Г. Соотнеси художника и картину
22 * Выпишите правильный ответ
23 1. Композиция это: а) придание произведению единство и цельность; б) изображение предметов в пространстве; в) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу. 2. Симметрия это: а) когда нет сбалансированности; б) неуравновешенность предметов, в) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою. 3. Что такое интерьер? а) внутреннее убранство помещения; б) внешний вид здания; в) название мебели.
24 4. Что не относится к малым архитектурным формам? а) скамейка б) баня в) фонтан г) фонари 5. Как переводится с итальянского языка слово «грим»? а) макияж б) украшения в) морщинистый г) мимика
Источник
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
«Изобразительное искусство» для «5» класса
Тема урока «Зачем людям украшения»
В рамках урока мы узнаем какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Научимся характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как знака социального статуса, определяющего роль человека в обществе, в социуме.
- Сформировать понятие украшение (предмет, украшающий собой кого-то или что-то); понимание единства декора одежды людей разных сословий в обществе;
- формировать художественный вкус;
- осмыслить место украшений в утверждении социальной роли конкретного человека в обществе.
На уроке мы узнаем:
- какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям;
- характеризовать смысл украшения как социального знака определяющего роль человека в обществе, в социуме;
- различать украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя.
Глоссарий по теме урока:
Декор (от лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.
Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека, включённое в повседневную жизнь людей. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла).
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5
Открытые электронные ресурсы:
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Человек украшал себя с давних времён. На раскопках древних захоронений, были найдены вещи, призванные украшать своих обладателей. Наиболее древние, из найденных археологами, — бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.
Первыми украшения стали носить именно мужчины — шаманы, воины или охотники. Шаманы использовали бусы и ожерелья в ритуалах и праздничных церемониях. Ожерелья охотников были сделаны из клыков диких животных как свидетельство силы, храбрости и ловкости. Чем животное было сильнее и могучее, тем труднее его было поймать и убить, тем ценнее было украшение. Поэтому воины и охотники были особо почитаемы и уважаемы другими соплеменниками.
У древних людей существовали другие способы украшений, например, раскраска тела специальными красками, татуировка и даже шрамирование. Раскрашивать тело люди начали с давних времён. Для раскраски использовали белила (мел, известь), черную краску (древесный уголь, марганцевая руда), охру. Всего было известно до 17 цветов. Нанесение на лицо и тела краски (грима) люд использовали в основном в обрядовых действиях. Например, краску наносили на лицо и тело юношей во время церемонии посвящения во взрослые полноправные члены племени, раскраска являлась признаком взрослого мужчины-воина.
В качестве постоянного украшения на тело наносилась татуировка или шрамирование (наколотый или вырезанный на коже узор). Татуировка обозначала принадлежность человека к определённому племени или роду, положение человека в племени или рассказывала о количестве поверженных врагов и о количестве добытых животных. Традиционно сложными татуировками украшали свои тела и лица люди племени маори, проживающие в Новой Зеландии. У мужчин сложным геометрическими узорами было покрыто всё тело, у женщин – только лицо. Причём только члены знатных семей могли носить индивидуальный татуаж, так как он указывал на их особое высокое происхождение.
Со временем общественные отношения в племени усложнялись и украшения стали своеобразным знаком социального отличия. Например, только вожди племени могли носить головной убор из разноцветных перьев попугая или орлиных перьев.
Украшения обозначали не только статус и положение, но и служили определёнными знаками принадлежности к племени. Особенностью украшений женщин народа падаунги являются латунные обручи на шее. С 5-летнего возраста на шею девочки начинали накручивать латунные спирали. Количество колец с возрастом увеличивалось и к преклонному возрасту могло достигать в высоту до 30 сантиметров. По одной из версий такая традиция была придумана для защиты. Когда мужчины оставляли своё жильё в поисках пропитания, женщины оставались одни и могли стать лёгкой добычей тигра. Сегодня такой опасности нет, но традиция сохранилась. И в наше время женщина падаунги с длинной окольцованной шеей считается эталоном красоты.
Женщины племени мурси имеют другое украшение. В племени мурси символом красоты женщины служит маленькое блюдечко «дабэ», вставленное в нижнюю губу. Иногда блюдечко достигает в диаметре от 12 до 15 сантиметров. Размером блюдца «дабэ» определялся статус и возраст женщины мурси. Считают, что чем больше тарелочка, тем статус выше. Кроме того, мурси свято верят, что через рот в тело женщины могут попадать злые духи, поэтому тарелочка выполняет ещё как оберег.
Свой статус и положение во все времена люди демонстрировали через одежду и украшение. Цвет, материал, покрой платья, ювелирные украшения – все это подчёркивало особое социальное положение в обществе.
Например, видный политический деятель и выдающийся полководец Гай Юлий Цезарь носил пурпурную тогу и лавровый венок, которые являлись символами могущества и власти древнего Рима. В древней Шотландии одежды разных сословий отличались количеством цветовых оттенков. Король носил семицветную одежду, его придворные пятицветную одежду, а простой народ однотонную.
Одежды царственных особ всегда отличался роскошью и декоративностью. Костюм подчеркивал, что — это первые лица в государстве.
В древней Руси парадное облачение царя для особо торжественных случаев называлось Большой наряд или Царский чин. Состояло оно из длинного платья с рукавами – Царского платна; бармы греческой работы; золотого креста; символов царской власти. Царское платно шилось только из очень дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита, а по краям и разрезам обшивалось жемчужным кружевом. Бармы одевались на плечи и считаются одним из самых древних и ценных царских регалий. Бармы украшены небольшими иконками, выполненными цветными эмалями — финифтью, мозаикой из самоцветов, золотой и жемчужной вышивкой. Поверх надевался золотой крест. Облачение царя дополняли символы царской власти: скипетр, держава, царский венец. Скипетр — разновидность жезла, держава — шар в виде золотого яблока с чеканкой и драгоценными каменьями, увенчанный крестом. Царский венец по–другому назывался «Шапка золотая» или «Шапка Мономаха» была изготовлена мастерами с востока, приблизительно в конце XIII — начале XIV века. Существует легенда, что шапка была сделана по заказу византийского императора Константина Мономаха. Позже Константин подарил её своему внуку Владимиру Мономаха, отсюда и название «Шапка Мономаха».
С момента вступления на царский престол царя Ивана Грозного, шапка Мономаха вошла в обязательное облачение царя на важных событиях.
Всё царское убранство говорило о его власти над миром и были знаками державного величия.
Ещё одним атрибутом власти было царское место (трон или престол русского царя). Трон стоял на специальном возвышении, как место монарха во время торжественных церемоний и символ власти и могущества.
Самый древний трон, из сохранившихся до нашего времени, принадлежал Ивану Грозному. Это был деревянный трон, декорированный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы, изготовлен он в XV веке.
В 1660 году армянские купцы преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу трон. Трон был сделан из сандалового дерева, украшен золотыми и серебряными пластинами, огромным количеством алмазов и других драгоценных камней. Трон царя Алексея Михайловича считается одним из самых дорогих тронов. Ныне трон хранится в Оружейной палате.
В 1742 году мастерами умельцами для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, был изготовлен трон в стиле рококо. Элегантное тронное кресло, изогнутые ножки и подлокотники декорированы изящными завитками из резных цветочных и растительных орнаментов. На пластинах из серебра и золота, изображены грифоны и единороги, львы и барсы, символизирующие силу и власть.
И сегодня каждый человек старается подчеркнуть свой собственный образ. Мы, как и много лет назад уделяем особое внимание одежде, украшениям, макияжу и причёске. Образ человека может рассказать о том, что мы успешны, амбициозны, профессиональны. Или, наоборот, не организованы, не опрятны, агрессивны. Одежда подчёркивает нашу индивидуальность, определяет принадлежность к профессии, наше настроение.
Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением профессиональной формы. Военной формой является одежда, утверждённая правилами или специальными положениями и уставами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В Российской империи декор был использован для распознавания военных чинов впервые в 1827 году. На форме по званиям у офицеров и генералов появились звездочки на эполетах. В 1843 году декор появился на форме солдат и унтер-офицеров – это были «лычки» на погонах. Сделано это было для того, чтобы солдаты, находясь в строю могли ориентироваться на действия командира данного подразделения. Для различных родов войск обмундирование могло отличаться.
Современную форму для солдат и офицеров сегодня шьют, используя новейшие технологии из инновационных материалов. Она не только служит для распознавания военных чинов и рангов, для распознавания рода войск, но имеет еще и функциональную нагрузку. Она очень комфортная благодаря многослойности. В комплекте одежды присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.
Или, например одежда, предназначенная для занятий спортом. Спортивную одежду отличает свободный стиль, практичность, функциональность, свобода движений. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта.
В зависимости от разных жизненных обстоятельств и мероприятий мы одеваем разную одежду. Например, для проведения свадебного торжества жених и невеста надевают особенный наряд, который отражает многовековые традиции. Например, в Европе традиционным цветом свадебного платья является белый, а на Востоке – красный. В древней Руси на замужество смотрели как на смерть девушки в своем роду и рождение в ином образе в роду мужа. Поэтому в первый день свадебное платье было белого (печального) цвета, а на второй день — красного цвета (цвета новой жизни).
Костюм, его декор и сегодня является уникальным языком культуры, который содержит в себе важную информацию об исторической памяти, мировоззрении, это ключ к пониманию самого человека, его характера, его жизненных целей и надежд. Украсить – значит наполнить вещь смыслом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Бусы из раковин.
Текст задания. Выберите изображение древнейших бусин.
А)
Б)
В)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
А)
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Б)
В)
2.Название задания. Древние виды украшения.
Текст задания. Самыми древними видами украшения являются раскраска и татуировка. Определите, где изображены украшения раскраской, а где татуировка.
1
2
3
4
5
6
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник