Что значит учусь учиться

Значение слова «учиться»

1. (сов. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие-л. знания, навыки. Учиться музыке. Учиться английскому языку.[Литвинов] отправился за границу учиться агрономии и технологии. Тургенев, Дым. [Казаков] сделал из хлебного мякиша шахматные фигуры — и предложил Феде учиться играть в шахматы. Ляшко, Минучая смерть.

2. Быть учащимся какого-л. учебного заведения. Окончив полный курс обучения в Московском энергетическом институте, я не стал защищать диплома и перешел учиться в Литературный институт имени Горького. С. С. Смирнов, Автобиография.

3. (сов. выучиться) на кого. Прост. Обучаясь, приобретать какую-л. профессию, специальность. Я вместо восьмого класса пошел в фабзавуч учиться на токаря. Симонов, Автобиография. — Последнее время и я стал учиться на механика, да война помешала. М. Алексеев, Солдаты.

4. Страд. к учить (в 1, 3 и 5 знач.).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

УЧИ’ТЬСЯ, учу́сь, у́чишься, несов. 1. Усваивать какие-н. знания, навыки, уменье. Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Пушкин. Век живи — век учись. Поговорка. Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином. Некрасов. . Задача состоит в том, чтобы учиться и еще раз учиться ленинизму. Сталин. || перен. Воспринимать у кого-н., находясь под влиянием, под руководством кого-н. Учились бы, на старших глядя. Грибоедов. Ленин учил нас не только учить массы, но и учиться у масс. Сталин. 2. Быть учеником, учащимся учебного заведения. У. в школе, в университете. Примерно училась и примерно вела себя. Тургенев.

Читайте также:  Что значить два треугольника

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

учи́ться

1. получать знания и навыки, приобретать полезный опыт ◆ Мы учимся на ошибках. ◆ Ребёнок очень быстро учится говорить.

2. получать образование, специальность ◆ Он учится в Московском университете.

Источник

Что такое умение учиться и как его развивать?

Елизавета Иванова

Как научиться учиться? И зачем? Ответ на эти вопросы очень важно знать и родителям, и ученикам. Ведь образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как многие думают. Известный финский психолог Тимо Ярвилехто очень точно сказал, что жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни.

Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Каждому необходимо умение учиться самостоятельно.

Этот навык не преподают в школах и университетах, но в современном образовании его используют все чаще. Например, курсы MAXIMUM предполагают большое количество самостоятельной работы. Наши ученики получают не только знания, но и навыки освоения предмета. Сейчас мы подробнее расскажем, что это за навыки.

Умение учиться как активная жизненная позиция

Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка.

Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.

На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.

Чем деятельностный подход отличается от традиционного?

Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.

Традиционная система образования Деятельностный подход
Ребенок получает знания в готовом виде — например, заучивает правило о том, что такое причастие. Принцип деятельности: ученик добывает знания сам. Он самостоятельно выводит определение к термину. Чтобы научиться учиться по этому принципу необходима работа — найти причастия в тексте, выявить и идентифицировать их по общим признакам, сформулировать вопросы.
Дети изучают школьные предметы, не видя их системной стройности. Они уверены, что «математика в жизни не пригодится», и не понимают взаимосвязи точных и гуманитарных наук. Принцип целостности —формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Каждый ребенок точно знает, для чего ему в жизни пригодятся уроки обществознания, как связаны изучение истории и литературы.
Школьники изучают предметы и готовятся к экзаменам в атмосфере стресса и напряжения. Это обусловлено рамками системы образования. Школе и преподавателям нужны хорошие результаты для рейтинга, отсюда стресс и давление на детей. Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов.

Цель деятельностного подхода — не передать ученику все необходимые знания, а научить его самостоятельно их добывать. Такой подход выигрывает в быстро меняющемся мире.

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.

Как научиться учиться?

Вот три базовых навыка. Они помогают организовать учебную деятельность.

  • Тайм-менеджмент. Все делаем по порядку, планируем время.
  • Приоритеты. Говорим «нет» прокрастинации, больше не откладываем дела на потом.
  • Обучение в разнообразной деятельности. Можно и прочитать, и прослушать, и представить, и потрогать, и понюхать!

Если ваш ребенок не умеет сам добывать знания, пора развивать навыки обучения. Над этим умением можно и нужно работать в любом возрасте. Вот наши советы, как научиться учиться:

Меняйте режимы работы мозга

Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.

Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом. Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение. Например, Дали брал ключ и садился в кресло. Начинал дремать и мышление рассеивалось. Как только ключ выпадал из руки, он просыпался и записывал все, что пришло в голову.

В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.

Вспоминайте правильно

Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.

Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.

Решайте проблему до того, как вас этому научат

Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.

Не важно, получится найти правильный ответ или нет. Вы прилагаете усилие, сами «изобретаете велосипед» до того, как получите готовый ответ. Это поможет быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.

Идите от простого к сложному, от общего к частному

Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.

Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.

Не забывайте о практике

Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.

Повторяйте с интервалами

Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.

Примеры — сила

Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.

Меняйте обстановку

Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.

Закрепляйте материал

Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.

Боритесь с прокрастинацией

Прокрастинация — это вредная привычка, за которую мы сразу же получаем вознаграждение. Чтобы научиться учиться, нужно преодолеть прокрастинацию. Сосредоточьтесь на процессе, а не продукте. Финальный продукт вызывает страх, а процесс — это простое, рутинное действие. Вы настроились, что будете работать следующие 20 минут. Думаете о процессе, а не о результате.

Все эти навыки, умения и элементы учебного процесса помогут и детям, и взрослым развивать и совершенствовать навыки обучения. Если хотите подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ, используя новейшие образовательные технологии, обратите внимание на курсы MAXIMUM.

Источник

Методические рекомендации к родительскому собранию «Учиться… А что это значит?»

Татьяна Скрягина
Методические рекомендации к родительскому собранию «Учиться… А что это значит?»

«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»

В. А. Сухомлинский

Тема: Методические рекомендации к родительскому собранию

по теме: «Учиться… А что это значит (Тематическое собрание)

Программа «Мир деятельности» помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»

В. А. Сухомлинский

Урок по теме «Учиться… А что это значит начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Поэтому данное родительское собрание лучше провести в августе, перед началом учебного года. Это позволит родителям будущих первоклассников понять, чем будет отличаться процесс обучения их детей от того, как учились они. Данное собрание поможет мотивировать родителей к активному участию в школьной жизни своего ребенка. Важно, чтобы родители будущих первоклассников были включены в работу собрания. Для этого собрание можно провести в форме мастер-класса, используя методические материалы урока и технологию деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.

При организации родительского собрания Вы можете воспользоваться предлагаемым вариантом проведения мастер-класса. Перед началом собрания необходимо озвучить цели собрания,обратить внимание на форму проведения:

Собрание будет проходить в форме мастер-класса, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода, узнаете, как будут проходить уроки. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему.

Отметим, что предложенные материалы мастер-класса учитель может использовать для организации и проведения родительского собрания, независимо от класса обучения.

Цели собрания:

1) Уточнить современные цели образования, требования к результатам обучения.

2) Познакомить родителей с новым методом обучения.

3) Сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах.

4) Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.

• Постарайтесь оформить класс так, как он будет оформлен 1 сентября, чтобы родители смогли увидеть и почувствовать атмосферу класса, где будут учиться их дети.

• Специально к родительскому собранию на доске прикрепите высказывания по теме собрания: «Учиться никогда не поздно» (пословица); «Век живи – век учись» (пословица); «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу) и другие.

• Оформите выставку учебных пособий для первоклассника, литературы для родителей.

• Подготовьте для демонстрации родителям наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика».

• Продумайте, как лучше поставить столы в классе, чтобы организовать групповую работу с родителями. (Можно на столы заранее расставить таблички с фамилией и именем ребенка, тогда родители будут садиться на определенные места.)

• Подготовьте бумагу, маркеры и другие необходимые канцелярские принадлежности.

• Подготовьте анкету для обратной связи.

• Составьте список интересующих Вас вопросов.

• Оформите презентацию к собранию.

В Приложении 1 Вы найдете материал для составления своей презентации.

(Для того, чтобы скачать файл, нажмите правой кнопкой мыши на ссылку, и выберите в меню пункт «Сохранить объект как. «)

Вариант проведения собрания

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Вступительное слово учителя. Приложение 1. Слайды 1-3.

— Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе. Приложение 1. Слайд 4.

Учитель предлагает родителям закончить пословицы,записанные на доске или на экране: Приложение 1. Слайд 5

Ученье и труд… (рядом живут).

Знание и мудрость… (украшают человека).

Ученье — свет, а … (неученье – тьма).

Не стыдно не знать –… (стыдно не учиться).

Ученья корень горек… (да плод сладок).

Ученье лучше… (богатства).

Рукой победишь одного… (головой – тысячи).

Учиться всегда … (пригодиться).

Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах (тогда заранее подготовить на каждую группу карточку с незаконченными пословицами). После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности учения во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования. (Для этого можно использовать материалы консультации №1 и приложение 1, Слайды 6-7)

— Зачем дети ходят в школу? (Учиться.)

Учитель открывает на обычной доске изображение Смайлика или Приложение1. Слайд 8

— Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и новый друг наших детей. Он будет вместе с нашими первоклассниками «учиться» в первом классе.

Учиться – это особая работа. Теперь у ваших детей тоже будет такая работа – УЧИТЬСЯ. (Приложение 1. Слайд 8, анимация 1)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, учитель предлагает выполнить пробное действие. (Приложение 1. Слайд 9)

— Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.

Учиться… Задумывались ли вы над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «учиться (Варианты ответов родителей.)

— «Чтобы читать интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь … что делать»? (Учиться.)

Учитель обращает внимание на тему собрания, записанную на доске или открывает слайд «Учиться… А что это значит (Приложение 1. Слайд 10)

— На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Учиться… А что это значит)

Задание на пробное действие:

— А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.

— Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (Родители называют варианты ответов.)

— У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?

— Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!

— На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что значит учиться)

(Продолжительность этапа: 5 минут)

3. Выявление причины затруднения.

— Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. Вы заметили, что во время каждого урока в технологии деятельностного метода дети узнают, как надо относиться к затруднению.

— Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что значит учиться (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться.) (Приложение 1. Слайд 11, анимация 1-2)

— Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают, что позволит перейти к следующему этапу.

(Продолжительность этапа: 2 минуты)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем ответа на вопрос «Что, значит, учиться, что нам надо узнать? (Нам надо узнать ответ на вопрос «Что значит учиться) (Приложение 1. Слайд 12)

— Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания. (Учитель фиксирует цель на доске.) (Слайд 12, анимация 1)

— Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).

Учительможет предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону). По желанию,можно прочитать высказывание Конфуция: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете». (Приложение 1. Слайд 12, анимация 2)

— Наши первоклассники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что значит учиться.

(Продолжительность этапа: 3 – 4 минуты)

5. Реализация построенного проекта.

— На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаково в форме эталона. Давайте посмотрим, как это будет проходить на уроке у наших первоклассников. (Приложение 1. Слайд 13)

— У кого только ни спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться – никто не смог дать точный ответ.И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».

По ходу рассказа открыть слайд из презентации или на доске к изображению Смайлика с вопросом в облачке: «Учиться… Что это значит надо добавить два шага учебной деятельности из демонстрационного пособия «Учусь учиться, или Приключения Смайлика», расположив их на доске обратной стороной. (Приложение 1. Слайд 14)

— Как вы думаете, почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (Ответы родителей.)

— Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (Ответы родителей.)

Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас?

— Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому)

— Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, вязали кофточку…

На слайде презентации в облачке вместо «Учиться… Что это значитпоявляется табличка: «Делаю сам!» (Приложение 1. Слайд 14, анимация 1), или учительна доске прикрепляет карточку со словами: «Делаю сам!». Чтобы родители при организации диалога чувствовали себя комфортно, учитель уточняет вопросы, помогает формулировать ответы.

— Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу все получается? (Может не получиться.)

— Если у вас что-то не получилось, у вас возникло затруднение, надо остановиться и подумать. Над чем будете думать? (Что я не знаю.)

Если родители задают вопрос: «Что я не умею?» учитель уточняет, что для того, чтобы уметь, надо сначала узнать, как правильно действовать.

— Что вам показало пробное действие? (Что мы не знаем ответ,на вопрос: «Что значит учиться).

— Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.

На слайде слева от Смайлика появляется первая картинка или открыть на доске 1-й этап учебной деятельности из демонстрационного пособия «Учусь учиться». (Приложение 1. Слайд 14, анимация 2)

— Когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять, что я не знаю. Чтобы первоклассники самостоятельно сделали данный вывод на уроке, они сами вместе со Смайликом, пытаются собрать головоломку. А когда сам человек понял, что он не знает, что он будет делать дальше? (Узнавать.)

— Кто будет узнавать? (Сам этот же человек.)

— Поэтому дети вместе со Смайликом приходят к выводу – надо самим найти способ как собрать головоломку. Учитель предлагает детям самим придумать, как собрать головоломку, ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.

Можно родителям продемонстрировать головоломку.

— Пока учащиеся собирают головоломку, учитель незаметно для них открывает на слайде вторую картинку (Слайд 14, анимация 3) или на доске 2-й этап учебной деятельности из демонстрационного материала «Учусь учиться». Таким образом, дети узнают ответ на вопрос «Что, значит, учиться, который фиксируется на карточке – эталоне.

Учитель показывает папку с эталонами к курсу «Мир деятельности» 1 класс «Мои открытия» и первый эталон к уроку 1. Объясняет, как помочь детям дома оформить обложку альбома для эталонов (вписать имя, наклеить фотографию).

Желательно продемонстрировать эталоны по математике для первого класса «Построй свою математику», объяснить, как будет организована работа с ними.

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— На этапе первичного закрепления (Приложение 1. Слайд 15) учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. На данном уроке учащиеся проговаривают сначала все вместе (хором) – что значит «я учусь», а затем объединяются в пары, поворачиваются лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой, каким-либо движением, что они будут делать, если что-то не получилось, как они будут выполнять 1-й шаг, 2-й шаг.

— Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа нашего собрания. У вас на столах лежат карточки с описанием ситуаций, в которых учащиеся выполняют домашнее задание. Я вам предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, учатся ли ученики в этих ситуациях или они не находятся в учебной деятельности. (Приложение 1. Слайд 15, анимация 1,

При подготовке к родительскому собранию учительможет подобрать и предложить для обсуждения свои ситуации или воспользоваться предложенным материалом:

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

— На этапе самостоятельной работы (Приложение 1. Слайд 16)используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На данном уроке дети будут САМИ собирать головоломку-круг, которая размещена в разрезном материале учебного пособия. Данное задание не только позволит учащимся самостоятельно осуществить два шага учебной деятельности, которые дети открыли на уроке, но и позволит выполнить полезное задание на формирование понятий «часть – целое», связанное с уроками математики. На уроках математики первоклассники будут учиться делить фигуры на части и составлять целые фигуры из частей.

При желании учитель может предложить родителям самостоятельно собрать один из квадратов.

— А для вас я подготовила для этого этапа нашего собрания специальное задание.

Для самостоятельной работы родителям можно предложить, опираясь на эталон, сформулировать и записать ответ на вопрос, что значит учиться и проверить себя по эталону для самопроверки. (Приложение 1. Слайд16, анимация 1)

— Вы сами узнали ответ на вопрос, что значит учиться: «Учиться – это, значит, когда сам что-то делаешь, и не получается. Во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

8. Включение в систему знаний.

— На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний. В нашем случае на этом этапе дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.

Учитель демонстрирует Смайлик-солнышко родителям, рассказывает, что на занятиях по курсу «Мир деятельности» дети будут сами открывать знания о каждом личностном качестве и фиксировать в эталоне.В первом классе пройдут уроки по следующим темам: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности; терпение в учебной деятельности; честность в учебной деятельности». (Приложение 1. Слайды 17-18)

(Продолжительность этапа: 3 минуты

9. Рефлексия деятельности на уроке.

— На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать. Конечно, учитель учитывает возрастные особенности детей. В первом классе дети приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. Предлагаю вам проиграть диалог, который проводит учитель на данном уроке: (Приложение 1. Слайд 19)

— Вспомните, что же вы узнали на своем первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)

Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)

— Кто сам научился составлять головоломку-круг? Молодцы!

— А кто понял, что такое учиться? Отлично!

— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

— А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».

Учитель демонстрирует учебное пособие. Обращает внимание родителей, что лесенка успеха изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения,поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке. (Приложение 1. Слайд 19, анимация 1)

— Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам. 47

— Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

— Кто из вас может рассказать почему?

— Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?

— Кто из вас может рассказать почему?

— Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

— Кто из вас может рассказать почему?

Далее можно сказать родителям, что учитель на уроке, по возможности, старается выслушать разные мнения, хвалит и тех, кто поставил себя на верхнюю ступеньку, и тех, у кого остались еще вопросы. В результате ученики понимают, что если затруднение зафиксировано, то это первый шаг к тому, что оно обязательно будет преодолено.

Если родители оценят свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.

— Данный урок – это первый шаг в формировании умения учиться.Появляются вопросы: Что такое пробное действие? Как относиться к затруднению? Как проверить свою работу? Как исправить ошибку? Как семья может помочь в учебе? и другие. Ответы на все эти вопросы мы обязательно будем искать вместе с детьми на уроках по курсу «Мир деятельности» и, конечно, вместе с вами. Я приглашаю вас на первый урок к детям, на котором они будут искать ответ на вопрос «Учиться… А что это значит

(Приложение 1. Слайд 20, анимация 1)

В заключении учитель сообщает родителям, что на предметных уроках и уроках курса «Мир деятельности» дети будут учиться проходить два этапа учебной деятельности. А как это будет у них получаться, дети будут оценивать на обратной стороне нового эталона, который подарил им Смайлик. Здесь изображена карточка «Копилка моих достижений». (Приложение 1. Слайд 21)

Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся самооценки своих знаний и умений по программе «Мир деятельности». Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели на любом предметном уроке, по выбору учителя. В «Копилке моих достижений» указаны тема урока, после которого проводится данная самодиагностика,и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Самодиагностика проводится в соответствии с критериями, предложенными учителем. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат за день любым значком (крестиком, штрихом)следующим образом: высокий уровень – выше средней линии (на сколько – ученик решает сам, средний уровень – на уровне средней линии, ниже среднего и низкий – соответственно немного или много ниже средней линии. Один раз в неделю учитель собирает карточки для получения общей картины деятельности учащихся.

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

Подведение итогов первого собрания.

Можно предложить родителям высказать свое мнение или заполнить анкету обратной связи. А подтверждением вывода собрания могут быть слова:

«Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда».

(Приложение 1. Слайд 22, анимация 1)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

— Вы познакомились с содержанием первого урока по курсу «Мир деятельности». У наших детей впереди много новых интересных уроков. Одни уроки мы будем записывать на видео, чтобы на родительских собраниях обсудить вместе с вами. На другие мы будем приглашать вас, чтобы вы увидели, как учатся учиться ваши дети.

Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое.

(Приложение 1. Слайд 23)

Желаем Вам удачи и творческих успехов!

Мы вместе, значит, у нас все получится!

Источник

Оцените статью