- Дистанционное высшее образование – кому и зачем?
- Это вообще законно?
- Как поступить на дистанционку?
- МГСУ (Московский государственный строительный университет)
- РЭУ им. Плеханова (Российский экономический университет)
- РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)
- Где ещё есть дистанционка в 2019 году?
- Плюсы дистанционного образования
- Минусы
- А на работу возьмут?
- Чем отличается заочное обучение от дистанционного?
- Традиционные формы обучения
- Главные отличия дистанционного формата от заочного
- Преимущества дистанционного обучения
- Как проходит дистанционное обучение в вузе
- Этап № 1. Поступление
- Этап № 2. Обучение
- Этап № 4. Итоговый экзамен
- Этап № 5. Выдача диплома
Дистанционное высшее образование – кому и зачем?
Получить бесполезный диплом, не вставая с дивана. Наверно, так большинство видит дистанционное образование. Однако дистанционными программами уже обзавелись даже государственные вузы. Расскажем, как учат удаленно в трёх государственных университетах, а в конце перечислим плюсы и минусы дистанционки.
Внимание! Процедура поступления в вузы в 2020 году изменились из-за пандемии коронавируса. Теперь документы можно подать только онлайн. Мы рассказали о новых правилах.
Это вообще законно?
Ещё как! Государство разрешило дистанционную форму образования в 2012 году в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Об этом говорит короткая 16-ая статья. Закон обязывает вузы сделать все, чтобы студенты освоили программу в полном объеме, где бы они не находились. Например, вас точно обеспечат электронными ресурсами.
В него входят специальности среднего профессионального образования, для освоения которых нужно много практики. Например, сварщик или электромеханик по лифтам. Правда, есть и странности: в перечень попали архивариус и программист.
Для специальностей высшего образования также есть ограничения на дистанционное обучение. В приложениях к Приказу дано разделение на направления подготовки бакалавриата, специальности – специалитета, программы магистратуры и выше по учебной лестнице.
Но есть приятный момент: в перечне не даны программы дополнительного профобучения, поэтому, например, Сеченовка проводит курсы повышения квалификации для медицинского персонала.
Еще один факт в пользу ценности онлайн-образования: с 2017 года вузы вводят практику перезачета учебных дисциплин на основе онлайн-обучения. Выглядит это так: ты студент МИФИ и прошел курс по высшей математике самостоятельно на сайте Сoursera. Приносишь преподавателю сертификат вуаля! Дисциплина засчитана.
Правда есть ряд условий: понятно, что сертификат именно твой, какая программа у курса. Но возможность все равно классная!
Как поступить на дистанционку?
В интернете много разрозненных данных. Мы позвонили в три вуза и спросили, как у них проходит дистанционное обучение.
МГСУ (Московский государственный строительный университет)
Поступление: на основании ЕГЭ или вступительных испытаний, если после колледжа.
Минимальные баллы: математика — 33, русский язык — 45, физика — 36, обществознание —45.
Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий обучения.
Срок обучения: 5 лет.
Стоимость: 100 тысяч в год. Очка стоит в 2 раза дороже.
Надо ли посещать вуз: точно придется приехать 2 раза в год на защиту курсовых и сдать экзамены. Те, кто живут далеко и приехать не могут, защищаются по видеосвязи. Каждый семестр вуз читает цикл очных лекций. Конечно, насильно туда никто тащить не будет, но лучше готовьтесь морально поездить в вуз. Дистанционная часть: студенты получают доступ к материалам семестра, задания получают и отправляют по почте. На обучающей платформе предусмотрена поддержка преподавателя.
РЭУ им. Плеханова (Российский экономический университет)
Поступление: ЕГЭ или вступительные испытания после СПО.
Минимальные баллы: математика — 33, русский язык — 40, обществознание — 44, иностранный язык — 30.
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных технологий обучения.
Срок обучения: 4,5 года.
Стоимость: 135 тыс. в год.
Надо ли посещать вуз: два раза в неделю. Один выходной с утра и до вечера, второй будний день вечером + сессии. Дистанционная часть: в личном кабинете будут материалы для самостоятельного изучения, ссылки на литературу и задания на семестр. На точечные вопросы, вероятно, в переписке ответит преподаватель или закреплённый за группой методист. Но лучше копить вопросы и задавать из на очном занятии.
Это даже трудно назвать дистанционкой. Это вечернее очно-заочное обучение с применением дистанционных технологий, даже стоит как обычная заочка. Но у Плехановского университета 20 лет опыта, и они считают такой формат оптимальным.
РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)
Поступление: на основании ЕГЭ или вступительных испытаний после колледжа.
Минимальные баллы: математика — 35, русский язык — 40, история — 40, иностранный язык — 40, обществознание — 45.
Форма обучения: заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.
Срок обучения: 4,5 года.
Стоимость: в среднем 52 тысячи за год. Обычная заочка обойдется тысяч в 65-100.
Надо ли посещать вуз: только на итоговую аттестацию и защиту диплома. Дистанционная часть: в личном кабинете хранятся материалы к курсу, записи лекций. Некоторые занятия проходят в формате вебинаров, которые можно посмотреть в записи. Промежуточные аттестации проходят в онлайн-формате.
В опрошенных вузах прием проходит в летнее время. Из студентов формируется группа, можно общаться с с окурсниками в общем чате. Чаще выбирают дистанционку те, кто после школы пошел работать, хочет сэкономить или просто не любит людей:)
Где ещё есть дистанционка в 2019 году?
Вузы
Перечислим несколько вариантов:
Колледжи Москвы
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
43.02.11 Гостиничный сервис
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
43.02.11 Гостиничный сервис
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
44.02.01 Дошкольное образование
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.04 Специальное дошкольное образование
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
49.02.01 Физическая культура
51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Плюсы дистанционного образования
- В два раза дешевле очной формы;
- Учитесь дистанционно, а получаете диплом заочника;
- Можно совмещать с работой или учебой в другом месте;
- Постоянный доступ к материалам. Что-то забыл или не понял — пересмотрел лекцию;
- Экономия на проезде, питании и жилье;
- Можно получить диплом столичного вуза из любой точки России.
Минусы
- Не бывает бесплатной дистанционки;
- Законодательно сфера ещё не отрегулирована, потому есть риск серьезных нововведений. Например, так могут увеличить срок обучения, или обязать указывать в дипломе количество дистанционно освоенных часов программы;
- Нужен высокий уровень мотивации. К примеру, на Курсере процент учеников, которые проходят онлайн-курс целиком, всего 4%! Тут ситуация немного другая: стоимость обучения выше, предусмотрена обратная связь от преподавателя. Теоретически будет легче, но оцениваете силы адекватно;
- Обучение длится дольше на полгода-год;
- Меньше общения и полезных знакомств. Хотя для замкнутого человека это только плюс;
- Вузы реализуют программы не по всем специальностям.
А на работу возьмут?
Самое интересное в этой истории — студенты дистанционки получают диплом о высшем заочном (или очно-заочном) образовании. Работодатель даже не узнает, что часть материала вы изучили сами в онлайн-формате. Возьмут ли на работу выпускника топового московского вуза с дипломом заочника?
Источник
Чем отличается заочное обучение от дистанционного?
Дистанционное обучение быстро набирает популярность, что объясняется несколькими причинами. В их числе не только активное развитие современных технологий коммуникации, но и введение ограничительных мер из-за коронавируса.
Важно понимать, что «дистанционка» – это не самостоятельная форма обучения, а, скорее, дополнение к уже существующим. Именно поэтому название образовательной программы, в Институте международных экономических связей, звучит как «Очное обучение с элементами дистанционных технологий». Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности и преимущества нового способа учебной подготовки.
Традиционные формы обучения
Различают три классических формата образования – очный, заочный и комбинированный (очно-заочный). Каждый обладает четко выраженными особенностями. Для первого способа подготовки характерно ежедневное посещение занятий в течение всего учебного года, сдача зачетов и экзаменов в рамках сессии.
Заочное заключается в самоподготовке студента, которая проводится в течение большей части года, и последующей проверке знаний на сессии. Последняя предусматривает личное присутствие на занятиях в вузе на протяжении 2–3 недель.
Третья традиционная форма обучения совмещает особенности первых двух в разных пропорциях, которые определяются внутренними правилами образовательного учреждения.
Главные отличия дистанционного формата от заочного
Дистанционное обучение больше всего напоминает заочное. А потому необходимо отдельно рассмотреть отличия между ними. Первое и главное – новый формат не требует периодического присутствия студента в вузе. Напротив, даже тестирование или экзамены по любому предмету проходят в режиме онлайн посредством современных способов коммуникации.
Второе ключевое отличие – использование так называемых образовательных порталов – онлайн-платформ, на которых собраны как методические учебные материалы, так и базы данных на каждого студента. Доступ к ним предоставляется в рамках личного кабинета.
Третья немаловажная особенность «дистанционки» – гибкий график занятий. Это в равной степени касается как непосредственного обучения, так и проверки знаний студента.
Преимущества дистанционного обучения
Как уже было отмечено выше, дистанционный формат приобретает популярность. Оно входит в образовательные программы всех серьезных российских вузов. ИМЭС не являются исключением из этого правила, активно применяя «дистанционку» и в очном, и заочном обучении.
Немалую роль в широком распространении нового формата подготовки студентов играет не только пандемия коронавируса, но и другие очевидные достоинства:
- минимальные расходы и, как следствие, низкая стоимость учебного курса;
- удобный график подготовки, который определяется самим студентом;
- прозрачные и понятные правила тестирования знаний;
- сотрудничество с преподавателем в формате кураторства, что повышает эффективность обучения;
- отсутствие привязки у студента к месту пребывания;
- возможно совмещать образование с профессиональной деятельностью;
- равные возможности для абитуриентов из любого региона страны.
Настолько впечатляющий перечень достоинств выступает лучшим объяснением быстрого распространения дистанционного формата подготовки. Не вызывает никаких сомнений, что в ближайшее время он станет самостоятельной – четвертой – формой обучения в российских вузах.
Источник
Как проходит дистанционное обучение в вузе
Тема дистанционного обучения стала особенно актуальной в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса на такой формат подготовки временно перешло подавляющее большинство российских вузов. Но популярность дистанционки объясняется не только появлением опасной инфекции.
Напротив, все большее число абитуриентов рассматривает такой способ получения высшего образования как приоритетный. В этом нет ничего удивительного, если учесть его очевидные достоинства – доступность, удобство и качество подготовки. Логичным следствием увеличения интереса становится появление вопроса о том, как непосредственно проходит дистанционное обучение. Ответ на него – в статье.
Этап № 1. Поступление
Процедура поступления в вуз на дистанционное обучение практически не отличается от обычной. Будущий студент последовательно выбирает вуз, направление подготовки и специальность, после чего изучает и четко выполняет правила приема.
От абитуриента требуется сформировать и предоставить в выбранный вуз стандартный комплект документов. Способ подачи выбирает он сам из трех возможных: дистанционно в электронном виде, лично или почтой. Далее остается дождаться решения приемной комиссии.
Этап № 2. Обучение
Структура дистанционного образовательного курса также не сильно отличается от очного. Обучение ведется циклами – семестрами, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация или, как звучит более привычно, сессия.
Учебные занятия делятся на классические виды:
- Теория. Сегодня используются разные форматы для проведения подобных занятий. Самые распространенные – видео- и аудиолекции, электронные учебники, различные виды презентаций и т. д.
- Практика. Практические занятия осуществляются в виде вебинаров, конференций, онлайн-чатов, веб-уроков и множества других форматов. Отдельного упоминания заслуживают виртуальные лабораторные работы, которые стали доступны после активного внедрения обучающих онлайн-платформ.
- Контрольные задания и тесты. Фактически выступают в качестве промежуточных аттестаций. Периодичность и сроки проведения определяются конкретной учебной программой. Перечень доступных сегодня форматов также очень обширен – от обычных онлайн-тестов до виртуальных тренажеров и симуляторов.
Этап № 4. Итоговый экзамен
Отличается от промежуточной аттестации только объемом выполняемых заданий. Это может быть дипломная работа или несколько курсовых, объединенных по тематической направленности. В большинстве случаев в качестве подготовки к итоговой аттестации требуется пройти практику.
Такая гибкость подготовки выступает важным достоинством дистанционного обучения, которое еще не оценили в полной мере. Именно онлайн-формат образования способен максимально совместить теоретические знания и непосредственную их реализацию на практике. В результате у студента появляется более четкое представление, чему нужно обучаться и на что обращать внимание в своей профессиональной деятельности.
Этап № 5. Выдача диплома
Успешно завершившим дистанционное обучение в вузе выдается диплом государственного образца. Он полностью равнозначен тому, который оформляется по итогам очной подготовки. Документ действует по всей территории России, а для некоторых вузов – и за пределами страны. В качестве примера можно привести обучение в ИМЭС, когда студенту предоставляется возможность получить дополнительно международный диплом об образовании. Его наличие позволяет как продолжить обучение за границей, так и трудоустроиться в зарубежные компании.
Источник