Что значит учитель наставник

Содержание
  1. Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?
  2. Кто такой наставник?
  3. Кому нужен наставник?
  4. Какие проблемы может решить наставничество в школе?
  5. Почему нам всем (учителям) нужен учитель-наставник
  6. Какой он – учитель-наставник?
  7. Что полезного может сделать учитель-наставник?
  8. Задумка хороша
  9. Большое НО
  10. Новая аттестация учителей после 2021 года. Цепочка «учитель, учитель-методист и учитель-наставник», или чего ожидать педагогам.
  11. В школах сейчас:
  12. Что планируется министерством С. Кравцова:
  13. Что от новой модели получат учителя. Мнения чиновников и рядового учителя:
  14. Что предлагала предыдущий министр:
  15. Что предлагает новый министр:
  16. Что думает об этом профсоюз:
  17. Что думают учёные и общественность:
  18. Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?
  19. Кому нужен наставник?
  20. Какие проблемы может решить наставничество в школе?
  21. Учитель, учитель-методист или учитель — наставник? Показываю в чём разница теоретически и практически.
  22. Учитель-методист:
  23. Учитель -наставник:
  24. Что даст наличие этих квалификационных званий?
  25. Что ещё нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО
  26. Хотите ли Вы получить одно из таких квалификационных званий?

Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?

О наставничестве в последнее время говорится много. В ноябре прошла первая в России международная конференция GlobalMentori, в феврале состоялся масштабный форум «Наставник», после — президент Владимир Путин в своему посланию Федеральному собранию отметил особую роль наставничества в сферах профориентации, социализации и «взаимопонимания поколений».

Ровно неделю назад — 11 апреля — в Москве прошел семинар «Наставничество для „сложных подростков“: как это работает?». Организаторы мероприятия — ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» совместно с Национальным ресурсным центром наставничества МЕНТОРИ пригласили к участию руководителей и педагогических сотрудников общеобразовательных организаций из 36 муниципалитетов Московской области. Темой семинара стало наставничество и его потенциал в решении вопросов воспитательного и образовательного профиля.

Читайте также:  Рафиялить что это значит

Кто такой наставник?

Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.

Современное же наставничество и существующие в Европе и России проекты и программы предполагают взаимодействие на ином уровне. Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый взрослый, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Но кто сказал, что такого значимого взрослого нет в школе? Кто, если не учитель, имеет реальное воздействие на ребенка, его уважение и доверие?

Совсем другой вопрос в том, что у современного учителя нет времени на выполнение своей воспитательной функции. Отчеты, огромная учебная нагрузка, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и иным формам аттестации, профессиональная переподготовка. Тем не менее, даже среди участников семинара нашлись представители школ, в которых наставничество существует в различных форматах: от клубов для увлеченных школьников до коммунарских сборов или работы с проблемными подростками.

Кому нужен наставник?

Какие проблемы может решить наставничество в школе?

«Я думаю, что наставничество в школе решит не проблемы В ШКОЛЕ, а проблемы нашего общества. Задача школы — первая задача — это дать образование. Естественно, ее решение работает в том числе и на процесс социализации, без образования невозможно формирования полноценного гражданина общества. Наставничество же работает на иную глобальную задачу. Успешность ребенка в жизни, преодоление жизненных трудностей — это будет помогать и решению задач школы до достижению образовательных результатов», — Проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Баранникова Наталья Борисовна.

Сами участники семинара составили следующий «проблемный» список:

Читайте также:  Что значит затюканный ребенок

• пропуски уроков;
• правонарушения;
• уход из дома;
• профориентация;
• интернет-зависимость;
• вредные привычки;
• нехватка внимания;
• буллинг.

Возложить решение этих проблем на учителя — не выход. В любом случае, ситуация с современными школьниками, в особенности, «сложными» детьми, требует комплекса мер, предпринимаемых различными социальными институтами: родителями, государством, школой, социальными программами и центрами дополнительного образования. Но идея привлечь к взаимодействию с подростком среду его «естественного обитания» — школу, социальных педагогов, школьных психологов и учителей-наставников однозначно заслуживает внимания.

В конце концов, когда-то в уже таком далеком XIX веке основная задача школы постулировалась так: «Школе важно образовать из воспитанника правильного развитого члена общества. высоконравственное и гуманное существо, признающее законы истины, полное чувства человеческого достоинства».

Источник

Почему нам всем (учителям) нужен учитель-наставник

На данный момент в школе существует привычная схема аттестационной градации педагогических работников: молодой учитель, учитель 1 категории, учитель высшей категории.

Министерство просвещения намерено ввести новые квалификационные категории педагогов – учитель-наставник и учитель-методист . Будет ли это нести хоть какую-то смысловую нагрузку?

Введение новых понятий в школьные отделы кадров имеет отношение все же к аттестации , а не к появлению новых должностей. Министр Кравцов сообщает, что в сентябре 2021 года начнется апробация изменений в процесс аттестации.

Какой он – учитель-наставник?

Школьного учителя-наставника нельзя представить седовласым(-ой) «гуру», медленно попивающим чай на перемене. Школа предполагает бешеный ритм работы.

Независимо от вашей профессии наставничество может иметь большое значение. Возможно, это один из способов повысить качество работы преподавателей.

Что полезного может сделать учитель-наставник?

  • Такой педагог может быть кем-то типа мастера на заводе, который подсказывает и учит молодого токаря . Молодые педагоги могут испытывать большой стресс, когда только начинают работать. Наставник мог бы более плавно ввести нового учителя в «игру».
  • Наставники помогут решить конфликт . Мало ли какой конфликт произойдет, это же школа. Чем больше людей будет привлечено к проблеме, тем эмоционально легче переносить неурядицы.
  • Наставник будет подталкивать педагога к новым победам. Более опытные учителя (наставники) могут увидит выгоду (пользу) там, где ее не видите вы.
  • Наставник может дать жизненный совет. Наставничеством можно будет заниматься после достижения стажа 7 лет. Учитель должен иметь высшую квалификационную категорию. Конечно такой учитель способен дать хороший совет другому учителю.

Задумка хороша

Всем учителям нужен надежный человек, который поможет им добиться успеха. «Найдите себе наставника!» – советуют авторы книг по саморазвитию.

Большое НО

Предполагается, что учителем-наставником может стать любой педагог. Значит, и учитель-предметник, который ведет уроки.

Вопрос: сможет ли (в силах ли) учитель, у которого куча уроков, отчетов, личных и семейных дел выполнять функцию наставничества?

Источник

Новая аттестация учителей после 2021 года. Цепочка «учитель, учитель-методист и учитель-наставник», или чего ожидать педагогам.

К сентябрю 2021 года Минпросвещения планирует реформировать систему аттестации учителей. Об этом напоминает учителям газета «Коммерсант» №229/П (стр. 5) своей статьёй «Учителей переназовут наставниками».

В школах сейчас:

На сегодняшний день в наших школах есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории. Первая и высшая категории присваиваются решением аттестационной комиссии. Статус не предполагает дополнительные обязанности, присваивается на пять лет (по истечении этого срока учителю нужно пройти повторную аттестацию) и влияет на уровень зарплаты.

Впрочем, все учителя знают, что разница получается незначительная — больше базового оклада на 10% и 15% соответственно. В стране сейчас порядка 1,3 млн учителей. По данным профсоюза, примерно 50% из них — педагоги первой категории, 20% — высшей.

Что планируется министерством С. Кравцова:

Теперь Министерство просвещения предлагает ввести новую цепочку:

учитель, учитель-методист и учитель-наставник.

Что от новой модели получат учителя. Мнения чиновников и рядового учителя:

Чиновники считают, что это, во-первых, повысит престиж профессии учителя. Неужели они, власть предержащие, не понимают, что престиж учителя, в первую очередь, повысит достойная зарплата? Во-вторых, чиновники утверждают, что новые звания откроют и расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников. Да не карьерный рост здесь предполагается (учитель — он всегда учитель), а небольшая разница в оплате и огромная разница в бюрократической отчётности перед администрацией и отделом образования.

Что предлагала предыдущий министр:

Новую модель аттестации предлагала ещё Ольга Васильева, которая была министром по январь 2020 года. Васильева объясняла, что «старший учитель», он же методист, будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и «разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников».

А «ведущий учитель» — помогать молодым педагогам «войти в профессию». При этом предполагалось, что «методист» и «наставник» станут новыми должностями, на которые можно рассчитывать после пяти и десяти лет работы соответственно, имея первую или высшую и высшую категории.

Что предлагает новый министр:

Теперь же новым министерством планируемая ранее модель аттестации несколько изменилась: первая и высшая квалификационные категории объединятся в одну — «учитель», к которой добавятся еще две: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Функции наставников и методистов не изменятся, однако от понятия «должность» в ведомстве отказались. Теперь речь идет о «категориях».

Итак: Первая категория присваивается автоматически, вторая и третья — аттестационной комиссией.

Учитель-методист — это педагог, который может заниматься разработкой, новых педагогических технологий, участвовать в методических объединениях, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов. (стаж не менее 5 лет + дополнительное профобразование, полученное за три года до аттестации).

Учитель-наставник поможет молодым педагогам и сможет передать им свой опыт. Наставниками смогут быть только педагоги, которые не менее семи лет проработали в школе, имеют высшую учительскую квалификационную категорию и дополнительное образование.

Что думает об этом профсоюз:

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что «Нововведения ничего принципиально не меняют. Более того, профсоюз «относится негативно» и к существующей системе категорий, и к идее учительских категорий в целом. Вся система оценивания сейчас чрезвычайно формальна, субъективна. Она никак не связана с реальным профессиональным мастерством учителя»

Более того, профсоюзный лидер выражает опасения, что у одних учителей будут забирать деньги, чтобы дать другим. А это только усугубит несовершенство и несправедливость нынешней оплаты труда учителя.

«Каким образом коллектив может формироваться, если друг с другом учителя дерутся за копеечку?»

— возмущается профсоюзный лидер.

Что думают учёные и общественность:

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко сказал:

«Если категории будут «пожизненными», есть вероятность, что педагоги достигнут «карьерного потолка» и остановятся на этом. «Новая система может стать стимулом расслабиться и ничего не делать, заслужив статусные погоны».

А нам с вами, дорогие друзья, нужно дождаться проекта документа, который находится в разработке. Но основные положения его министерство просвещения уже обозначило, и я постаралась довести их до вас.

Сама процедура аттестации пока не объясняется, хотя Сергей Кравцов обещал упростить её до двух кликов:

«Мы хотим сделать этот процесс простым для учителя и прозрачным. Чтобы аттестацию можно было пройти прямо на рабочем месте, в два клика, без дополнительных препятствий».

Время покажет. Учителю остаётся ждать и надеяться. Всего доброго вам, друзья. Подписывайтесь на канал учителя английского, ныне пенсионера со стажем 4,5 месяца. Буду рада быть вам полезной.

Источник

Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?

Учитель как проводник знаний или учитель как наставник? Из-за объема работы не всегда получается вернуться к традиционному для России образу учителя – человеку, ответственному за моральное воспитание ребенка и формирование его жизненных ценностей . Тем не менее, наставничество вновь проникает в школы.

Кто такой наставник? Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.

Современное же наставничество и существующие в Европе и России проекты и программы предполагают взаимодействие на ином уровне.

Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый взрослый, на опыт которого ребенок может и хочет опираться.

Но кто сказал, что такого значимого взрослого нет в школе? Кто, если не учитель, имеет реальное воздействие на ребенка, его уважение и доверие?

Совсем другой вопрос в том, что у современного учителя нет времени на выполнение своей воспитательной функции. Отчеты, огромная учебная нагрузка, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и иным формам аттестации, профессиональная переподготовка. Тем не менее, даже среди участников семинара нашлись представители школ, в которых наставничество существует в различных форматах: от клубов для увлеченных школьников до коммунарских сборов или работы с проблемными подростками.

Кому нужен наставник?

Официально наставничество чаще всего используется в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Тем не менее, участники и организаторы еще в течение начале работы пришли к логичному умозаключению: наставническая методология может и должна применяться в отношении всех категорий подростков.

« Трудному подростку » наставник необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости.

Обычному подростку наставник может быть необходим для решения стандартной череды проблем: нет друзей, не знаю как себя вести, родители не понимают, не вижу целей в жизни.

Талантливый ребенок нуждается в наставнике не меньше — сильные стороны необходимо развивать, и человек, обладающий опытом в определенной сфере, будет только рад поделиться с «молодым дарованием».

Какие проблемы может решить наставничество в школе?

«Я думаю, что наставничество в школе решит не проблемы В ШКОЛЕ, а проблемы нашего общества. Задача школы — первая задача — это дать образование. Естественно, ее решение работает в том числе и на процесс социализации, без образования невозможно формирования полноценного гражданина общества. Наставничество же работает на иную глобальную задачу. Успешность ребенка в жизни, преодоление жизненных трудностей — это будет помогать и решению задач школы до достижению образовательных результатов», — Проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Баранникова Наталья Борисовна.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать полезные и интересные статьи!

Источник

Учитель, учитель-методист или учитель — наставник? Показываю в чём разница теоретически и практически.

Уже два года ходили слухи о том, что введут новые должности, старший и ведущий учитель, которые на поверку оказались квалификационными званиями.

Учитель -методист и учитель — наставник.

Уверен что такие категории/звания скоро введут, посмотрим чем они отличаются друг от друга.

Учитель-методист:

  1. наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 5 лет;
  2. наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
  3. профессиональная переподготовка или повышение квалификации по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации

Учитель -наставник:

  1. наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет;
  2. наличие действующей высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
  3. профессиональная переподготовка или повышение квалификации по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников (учителей), полученное не ранее, чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Вот собственно и всё отличие. Реально, так как в школе учителей с педстажем больше 7 лет абсолютное большинство, то главным условием попадания в учителя — наставники станет наличие высшей квалификационной категории.

Что даст наличие этих квалификационных званий?

Интересный вопрос да?

Разъясню на своём примере.

Предположим я стал учителем-методистом, и уже являюсь учителем первой категории.

Это значит, что к ставке я буду получать как 10% надбавки за профессиональную категорию (1 категория) плюс надбавка за квалификационное звание (учитель -методист) наверное это те же 10%

Внимание! Проценты надбавок в разных регионах различны!

В моём случае это было бы плюс 1200 рублей к зарплате.

Но это всё теоретически, практически сейчас в управления образованием собирают вот такую информацию:

Я думаю вот так и станут учителями методистами и наставниками, просто надо сравнить требования что указаны выше и данные фамилии по табличке.

Что ещё нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ следующие личные вклады и подтверждающие документы как:

  • об авторской методике учебного предмета, курса и (или) курса внеурочной деятельности, опыт реализации которого обобщен и распространен для использования другими учителями (иными педагогическими работниками);
  • об участии в работе методических объединений;
  • о сопровождении профессионального роста учителей (иных педагогических работников), направленном, в том числе, на изучение актуальных проблем государственной образовательной политики, образовательной науки и практики, на освоение эффективных технологий, методик, приемов и средств обучения и воспитания;
  • об участии (победитель, призер) во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
  • об участии в научных, научно-практических, научно-методических и т.п. конференциях (с докладом), о проведенных мастер-классах, открытых уроках и т.п.;
  • о публикациях в методических, профильных изданиях, также в периодических изданиях, индексируемых в РИНЦ, Scopus и (или) Web of Science;
  • об изданных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, монографиях;
  • о государственных, ведомственных и иных наградах и поощрениях за заслуги в сфере образования;
  • другие подтверждающие материалы.

Хотите ли Вы получить одно из таких квалификационных званий?

Сами смотрите. Я конечно же к нему стремиться не буду, потом заставят кучу отчётов заполнять. Лучше напишу пару другую статей на Дзене 🙂

В публикации использовано новое положение об аттестации на новые звания.

Источник

Оцените статью