- Классификация учетных регистров бухгалтерского учета
- Классификация
- Типы учетных регистров в бухучете
- Методы отражения сведений в регистрах
- УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР
- Смотреть что такое «УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР» в других словарях:
- Что такое регистры бухгалтерского учета?
- Что такое регистры бухгалтерского учета и зачем они нужны?
- Классификация учетных регистров бухгалтерского учета
- Какая бывает форма у регистров?
- Как утверждаются и заполняются регистры?
- Нюансы внесения правок
- Порядок хранения
- Пример бухгалтерского регистра
- Видео по теме
Классификация учетных регистров бухгалтерского учета
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любые операции, выполняемые компанией, должны быть подтверждены первичкой. Именно из нее извлекаются все нужные для учета данные. Они регистрируются и распределяются на различных счетах. Для учета они фиксируются в учетных регистрах. Последние подразделяются на множество разновидностей. Классификация их исполняется по разным основаниям.
Классификация
Учетные регистры – это таблицы, составленные по специальной форме. Они нужны для фиксирования действий организации (расчеты, поступления и прочее) на счетах бухучета. Подразделяются на виды по следующим характеристикам:
- По назначению. По этому признаку таблицы подразделяются на три типа. В хронологические таблицы сведения заносятся по мере их возникновения, однако при этом они не систематизируются. В систематические регистры информация заносится на основании счетов, на которых она размещена. Данные из этих двух таблиц связаны между собой. Существуют также формы, в которых выполняется обобщенная и систематическая запись. Они будут комбинированными. Например, такой таблицей считается «Журнал-Главная».
Рассмотрим подробнее классификацию таблиц в зависимости от их вида:
- Контокоррентные. Такие карточки отличаются односторонней формой. На одной стороне размещены столбцы «Кредит» и «Дебет». Такое расположение сведений позволяет быстро сравнивать данные, анализировать состояние различных операций.
- Инвентарные. Такие карточки нужны для учета ценностей, которые есть на предприятии. В них есть эти графы: приход, трата и остаток. Они подразделяются на колонки. В документе есть норматив запаса, позволяющий определить расхождение реального объема средств, которые есть в компании, с требуемым объемом.
- Многоколончатые. Нужны для учета операций, выполняемых в компании.
Важно! Вся информация, размещенная в регистрах, должна быть достоверной. За достоверность сведений отвечает человек, который составлял и подписывал документы.
В регистры не могут вноситься незаконные корректировки. Система должна быть защищена от несанкционированных исправлений. Если нужно исправить ранее внесенную ошибку, инициируется специальная процедура. Нужно обосновать корректировку, а также заверить ее подписью. Также должна быть прописана дата внесения исправлений. Соответствующие правила оговорены статьей 10 ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года «О бухучете». В этом же ФЗ указано, что сведения из регистров признаются коммерческой тайной. Если какие-либо лица будут разглашать рассматриваемые данные, за это накладывается ответственность.
Типы учетных регистров в бухучете
Существуют различные формы регистров. Каждая из них отличается своими особенностями. Перечень форм есть в ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Это могут быть носители разных категорий. Рассмотрим типы таблиц, классифицируемые на основании своего вида:
- Книги. Это таблицы, разбитые на графы. Документы нумеруются и прошнуровываются. Они помещаются в переплет. На заключительном листе прописывается число страниц, имеющихся в книге. На этом же листе ставит свою подпись главбух и руководитель. Проставляется печать заведения. Книги становятся актуальными тогда, когда объектов учета немного. В кассовой книге регистрируются все действия, проведенные компанией. В Главной книге обобщается передвижение всех предметов бухучета.
- Карточки. Это бумаги, представленные в виде таблицы. Они отличаются рядом преимуществ. Они просто сортируются. Они наглядные и удобные в использовании. Существуют разные виды карточек. Контокоррентные документы имеют одностороннюю форму. Нужны они для учета операций с ЮЛ и ФЛ. Инвентарные формы нужны для учета ценностей. В этой форме имеется графа «Остаток». Многоколончатые формы нужны для учета трат на выпуск товара, исполнение работ. Карточки размещаются в ящиках, специально для этого организованных. Совокупность рассматриваемых документов именуется картотекой. Таблицы размещаются в картотеке в соответствии с их номерами или другими признаками: алфавитное обозначение, номера счетов.
- Свободные листы. По наружному виду они схожи с карточками. Это бланки, в которых находится таблица. Однако в этих документах можно разместить больший объем информации. Свободными листами, к примеру, являются ведомости. Основная функция таких документов – обобщение однородных сведений. К примеру, в бумагах могут обобщаться сведения об амортизации средств.
- Машинные носители. Все сведения размещаются на магнитном носителе. К примеру, это могут быть магнитные ленты, диски, дискеты. Если информация располагается на машинном носителе, нужно обязательно создавать бумажные копии документов.
Как правило, в компании используются различные формы учетных регистров.
Методы отражения сведений в регистрах
Сведения в регистрах могут отражаться различными методами. Выбранный способ будет называться техникой учетной регистрации. Если сведения вносятся в таблицу на основании документации, это будет именоваться разноской операции.
Запись может выполняться этими методами:
- Линейно-позиционный принцип. В данном варианте обороты по дебету и кредиту составляют единую линию. Это удобный метод для ведения учета расчетов. Он облегчает отслеживание состояния всех типов долгов. Подобная запись позволяет объединить данные из детализированного и обобщенного учета.
- Шахматный принцип. Сумма по выполненному действию фиксируется в один прием и по дебету, и по кредиту. Этот метод отличается наглядностью. Записи являются детализированными, так как они раскрывают состав корреспонденции. Шахматный принцип актуален при формировании множества регистров, включая журналы-ордеры.
Методы записи определяются в зависимости от потребностей компании, особенностей вносимой информации.
Источник
УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР
Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое «УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР» в других словарях:
учетный регистр — Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Формы регистров… … Справочник технического переводчика
Учетный регистр (JOURNAL) — Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Формы регистров… … Словарь терминов по управленческому учету
Регистр Учетный — регистр данных бухгалтерского учета о наличии средств и операциях с ними. Классифицируются по назначению (хронологические, систематические, комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двусторонние, односторонние,… … Словарь бизнес-терминов
РЕГИСТР УЧЕТНЫЙ — (см. УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР) … Энциклопедический словарь экономики и права
регистр в крестьянском (фермерском) хозяйстве учетный — Документы для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета хозяйства о наличии средств и операциях с ними. Для ведения учета в хозяйстве рекомендуются следующие регистры: книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма … Справочник технического переводчика
регистр учетный — Документ для регистрации и группировки данных учета. Классифицируются по назначению (хронологические, систематические, комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двусторонние, односторонние, табличные и шахматные).… … Справочник технического переводчика
РЕГИСТР — (от ср. век. лат. registrum список перечень),1) список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение.2) Название органа, осуществляющего функции надзора в какой либо специальной области управления (напр., в Великобритании Ллойда регистр) … Большой Энциклопедический словарь
РЕГИСТР в праве — РЕГИСТР (от ср. век. лат. registrum) список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение, а также название органа, осуществляющего функции надзора в какой либо специальной области управления (например, в Великобритании «Ллойда» (см.… … Энциклопедический словарь
РЕГИСТР — (от лат. registrum список, перечень) 1) список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение; 2) особый орган, осуществляющий функции надзора в специальной области управления. Например, Регистр Ллойда в Великобритании… … Экономический словарь
Регистр — (от ср. век. лат. registrum список, перечень) 1) список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение; 2) название органа, осуществляющего функции надзора в какой либо специальной области управления (напр., в Великобритании «Ллойда»… … Политология. Словарь.
Источник
Что такое регистры бухгалтерского учета?
Кандидат экономических наук, эксперт сайта.
Бухгалтерские регистры нужны для контроля за финансовыми потоками компании. С их помощью информацию о предприятии сначала систематизируют и классифицируют, затем регистрируют, а далее хранят в течение как минимум 4-х лет с наступления налогового периода. При этом составление и регистрация ведомостей — не прихоть российских предпринимателей, а прямая обязанность при осуществлении коммерческой деятельности: за отсутствие бухгалтерской документации компанию и ответственных лиц штрафуют, а в перспективе это может привести и к более тяжелым последствиям. В связи с этим понимание того, что такое бухгалтерские регистры и зачем они нужны, важно для руководителей предприятий и их бухгалтеров. Подробности — в настоящей статье.
Что такое регистры бухгалтерского учета и зачем они нужны?
Деятельность предприятий, особенно крупных, напрямую зависит от грамотного контроля финансовых потоков, а также от отслеживания итогового баланса предприятия. Именно этим занимается бухгалтерия: без ее работы предприятиям самого разного масштаба было бы крайне сложно развиваться.
Кроме того, даже если руководитель предприятия желал бы обойтись без подобного финансового самоконтроля, согласно Федеральному Закону от 06.12.2011 N 402, юридические лица обязаны отправлять в ФНС данные о балансе, задолженностях и прочем. В совокупности это означает, что обойти требование о бухучете просто невозможно, но и ненужной бюрократизацией это также не является, т.к. самоконтроль способствует росту предприятия.
Ответ на главный вопрос — что такое регистры бухгалтерского учета простыми словами — звучит так: это средство систематизации бухданных. Выглядят они как счетные таблицы, построенные таким образом, чтобы был ясен имеющийся баланс и источники активов и пассивов.
С помощью регистров учитывается отчуждение прав на какую-либо собственность в компании, передвижение финансовых средств и прочие процессы. Далее все эти бумаги направляются в Федеральную Налоговую Службу (ФНС). Так все данные о компании, ее балансе, открытых депозитах и кредитах регистрируется в государственных органах.
Справка: реестры бухгалтерского учета находятся под защитой коммерческой тайны. Это легко понять, если учесть, что используемые при регистрации бухгалтерские регистры — это код всего официального дохода предприятия, его долгов, адресатов отчислений, заработных плат сотрудников и т.п. Любой, кто овладел бы такими данными до поправки в российское законодательство, мог бы использовать их как средство для подрыва конкурентного бизнеса.
Регистры бухучета отражают все расходы и доходы предприятия, но делать это можно по-разному в зависимости от удобства и преследуемых бухгалтером целей. Поэтому существует классификация регистров, позволяющая каждому предпринимателю подстроиться под нынешнюю ситуацию в бизнесе.
Классификация учетных регистров бухгалтерского учета
В зависимости от того, каким образом бухгалтерия желает структурировать данные о предприятии, регистры делятся на:
- Систематические. Такой вид учетного регистра предназначен для записи по бухгалтерскому счету, привязанному к предприятию. Это позволяет отслеживать сальдо организации (т. н. сальдовая ведомость), общий баланс и т.д. Пример систематического регистра — главная книга предприятия;
- Хронологические. Отличие от систематического типа заключается в заполнении данных в соответствии с мерой их поступления. Другими словами, все поступления и изменения в бухданных фиксируются без привязки к счету, но с указанием даты события. Пример — журнал регистрации, кассовая книга и т.д.;
- Синхронистические. Объединяют в себе признаки обеих предыдущих групп: записи ведутся с привязкой и к бухгалтерскому счету, и с указанием даты события. Наиболее распространенным документом с таким типом регистра является журнал-ордер.
Помимо вышеперечисленных видов регистров бухгалтерского учета, ведение перечня для учетной политики классифицируется также по содержанию и объему записей:
- Аналитические. Регистры такого рода позволяют систематизировать данные по какому-либо одному признаку (например, суммировать данные о зарплатах сотрудникам). В результате руководитель и бухгалтерия организации могут проанализировать конкретную составляющую бизнеса;
- Синтетические. В данном случае систематизация происходит по принципу однородности документов: в отдельную группу аккумулируются все имеющиеся в организации бумаги, принадлежащие к какому-либо классу документов. Они, как правило, обладают денежным эквивалентом. Пример — главная книга организации;
- Комплексные. Имеют признаки как аналитического, так и синтетического регистра, применяются в большинстве случаев при заполнении журнала-ордера.
Какая бывает форма у регистров?
Они делятся не только по внешнему виду, но также по форме построения.
Форма построения бывает:
- Односторонняя или двухсторонняя. Данные заполняются в журнале согласно выбранной форме (наиболее распространена двухсторонняя форма заполнения);
- Шахматная. В таком случае данные делятся по какому-либо признаку — например, активы и пассивы организации — и заполняются в клетках под углом друг к другу. Как правило, в качестве разделяющих данных берут имеющиеся дебеты и кредиты. Дебеты строятся по горизонтали журнала, а кредиты — по вертикали.
Помимо формы построения, у каждого регистра имеется документ, специализированный под его использование. Это называется внешней формой регистра.
- Всевозможные карточки. На специальном бланке с таблицей бухгалтер заполняет те или иные данные. По состоянию на 2021 год можно разделить контокоррентные, многоколончатые и инвентарные карточки — к примеру, карточка для аналитического учета расходов предприятия;
- Книги. Выглядят как разграфленные и сшитые регистры, насчитывающие, как правило, больше двухсот бумаг. Каждая страница книги имеет нумерацию и подпись главного бухгалтера. Самые известные в этой области книги — главная книга организации, книга по учету основных средств, кассовая книга, а также журнал регистрации;
- Так называемые «свободные листы». Увеличенные карточки, чей функционал мало отличается от простых бланков — свободный лист лишь дает чуть большее представление о состоянии компании. Часто на свободных листах печатают различные ведомости;
- Машинограммы. То же самое, что было указано выше. Разница заключается в том, что эти документы составляются или печатаются при помощи компьютеров. На данный момент количество документов, заполненных с помощью техники, растет настолько большими темпами, что машинограммы могут утвердить в Правительстве РФ как устаревший вид регистров.
Как утверждаются и заполняются регистры?
До 2013-го года, когда в законодательство России были введены правки по части оформления бухгалтерских документов, все предприятия должны были фиксировать информацию на унифицированном бланке. Теперь же допустимо использовать любой подходящий для регистрации документ; нужно лишь в обязательном порядке привести в нем следующие данные:
- наименование самого документа;
- юридическое название компании, ведущей учет;
- временной охват документа;
- форма регистров и выбранный порядок классификации;
- указание всех валют и единиц измерения, приводимых в документе;
- ФИО и должность того человека, кто занимается бухучетом.
Утвердить документ в обязательном порядке должен тот человек, кто ответственен за бухучет (как правило, главный бухгалтер): документация должна быть подписана и заверена печатью организации.
Обратите внимание: ранее вносить правки в заполненный унифицированный бланк было запрещено. Теперь же, начиная с 2013-го года, аккуратные исправления в документации стали допустимым явлением.
Нюансы внесения правок
Лицо, ведущее бухгалтерский учет предприятия, несет прямую ответственность за сообщение ложных сведений, за сокрытие данных и их искажение. Из этого вытекает одновременно два пункта: с одной стороны, желание исправить документ должно поощряться, с другой — наказываться, так как это вносит путаницу в контроль над организацией.
Поэтому исправление ошибок допускается, но лишь при соблюдении правил. Если хотя бы одно из них будет нарушено, при этом бланк будет отправлен вместе с остальными документами в ФНС или иные органы, организация подвергнется штрафным санкциям.
- Первый метод: можно зачеркнуть ошибочные сведения одной ровной линией, а сверху, над ошибочными данными, вписать верные сведения. Изменения нужно здесь же заверить подписью того лица, кто ответственен за бухгалтерский учет компании;
- Второй метод, так называемый «метод сторно»: ничего не зачеркивая, нужно вписать красными чернилами дополнительную запись в том окне, где была допущена ошибка. При этом внесенные изменения так же нужно заверить подписью;
- Рядом с исправлением следует указать дату внесения правок;
- Пользоваться при исправлении корректорами, ластиками, лезвием и т.д. крайне не рекомендуется: государственные органы при прочтении документа должны видеть первоначально написанные данные;
- В дополнение ко всему вышеуказанному, в регистр, где была допущена ошибка, нужно вписать краткое и содержательное объяснение подобных исправлений. Например: «При заполнении документа данные о коммерческих доходах были перепутаны с данными о расходах предприятия за последний квартал».
Порядок хранения
Хранить бухгалтерскую документацию нужно в сухих, защищенных от прямого солнечного света местах, идеально для этого подходят закрытые стеллажи, шкафы и сейфы.
Сроки хранения регламентированы главным образом ст. 29 «О бухгалтерском учете» и пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. В первом документе указан срок не менее 5-ти лет после отчетного года, во втором — в течение как минимум четырех лет с момента наступления налогового периода.
Такие сроки хранения устанавливаются государством в связи с необходимостью в определенных ситуациях обращаться к архивным документам. Часто документы запрашивают в связи с каким-либо судебным разбирательством, причем необязательно напрямую связанным с компанией — это может быть судебная тяжба у одного из ее сотрудников, например.
Следует помнить, что некоторые регистры нужно хранить дольше указанных выше сроков. Так, например, ведомости по заработным платам нужно хранить не менее 75 лет с момента их регистрации.
Пример бухгалтерского регистра
Одним из наиболее распространенных регистров является оборотно-сальдовая ведомость. Она не только проста в заполнении, но также необходима к заполнению любому коммерческому предприятию: фактически, именно эта ведомость отражает нынешний баланс предприятия, а также его общую капитализацию.
Поэтому в качестве образца можно использовать именно сальдовую ведомость. Выглядит она достаточно просто: содержание делится на смысловые блоки «Сколько было до учета», «Во время учета» и «К концу учетного периода». Составляется таблица с делением на два подблока под каждым столбцом (блоки «Дебет» и «Кредит», основные в бухгалтерском учете).
Опытному бухгалтеру заполнить такую таблицу совсем несложно, тем более в бух. документации сальдовые ведомости — практически самой простой тип регистра. Однако он дает хорошее начальное понимание того, как выглядит регистр и зачем он нужен, а также как его заполнять.
Видео по теме
Источник