Значение слова «ученик»
1. Учащийся начального или среднего учебного заведения. Ученик железнодорожного училища. □ Ученик, красный от волнения и напряжения, решал у доски задачу —. Учитель молча следил за ходом. Серафимович, Сережа.
2. Тот, кто обучается какой-л. профессии у кого-л., проходит профессиональную выучку где-л. Ученик токаря. □ Не желая отставать от приятеля, попросился в забойщики и Андрей. Им пообещали, что завтра же их свезут в шахту и приставят к мастерам учениками. Горбатов, Донбасс.
3. чей. Последователь чьих-л. общественных, научных и т. п. взглядов, учения, деятельности. Адам Смит был в сущности учеником французских энциклопедистов. Чернышевский, Капитал и труд. Все более уверенно, крепче, успешней делают великое дело ученики Ленина, наследники его силы. М. Горький, В. И. Ленин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учащийся в различных учебных заведениях;
лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.
Понятие ученик иногда выступает в оппозиции понятию студент: второе зачастую подразумевает западный рационализм и академическую рутину, в то время как первое имеет более универсальный характер.
УЧЕНИ’К, а́, м. 1. Учащийся в школе (низшей или средней). У. сельской школы. У. городской школы. У. 2 класса. || Подросток, обучающийся какой-н. профессии, подмастерье, находящийся в выучке у кого-н. У. у кустаря. 2. кого-чего. Лицо, изучающее или изучившее какой-н. предмет, какую-н. отрасль науки или техники, какое-н. дело под руководством кого-н. Ученики Менделеева. Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. || Последователь, сторонник учения и практической деятельности кого-н. Ленин был и остается самым верным и последовательным учеником Маркса и Энгельса. Сталин. Что касается меня, то я только ученик Ленина и моя цель — быть достойным его учеником. Сталин. Большевики — ученики Ленина—Сталина. Верный у. кого-н. (верный учению, заветам кого-н.). || Тот, кто следует чему-н., поступает каким-н. образом (книжн.). Разврата я (Дон Гуан) долго был покорный ученик. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учени́к
1. школьник, тот, кто учится в начальной или средней школе ◆ Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. Чехов, «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», 1880 г. ◆ В столовую входит Вася, ученик V класса. Чехов, «Детвора», 1886 г.
2. тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо, проходит профессиональную выучку где-либо ◆ Немало вышло из учеников С. И. Грибкова хороших художников. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1926 г. ◆ Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. ◆ Наверху за потолком какой-то энергический мужчина, вероятно ученик консерватории, разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд. Чехов, «Житейские невзгоды», 1887 г.
Источник
Ученичество (Способность быть учеником)
В этом мире нет ни одного учителя, здесь все только ученики.
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научаться поздно, чем никогда
В учении нельзя останавливаться.
Способность быть учеником как качество личности – способность принимать идею «Всю свою жизнь я являюсь учеником в этом мире, а жизнь – это мой учитель».
Одного мудреца спросили, почему он говорит, что нужно постоянно учиться? Разве Вы не Учитель? Мудрец ответил: Был вечер, я увидел маленького мальчика, который нёс глиняную лампу, и я спросил его: — Скажи, пожалуйста, куда ты несёшь эту лампу? И ребёнок ответил: — Я направляюсь в храм. Моя мать посылает меня каждый вечер ставить эту лампу в храм, потому что там темно, а Бог храма не должен жить в темноте. — Ты отвечаешь очень разумно, — сказал я, — а скажи мне одну вещь: ты сам зажигаешь лампу? Ребенок ответил: «Да». Тогда я спросил: — Если ты сам зажигаешь лампу, можешь сказать мне, откуда появляется пламя? Ты, должно быть, видел, откуда оно появляется. Ребёнок засмеялся и сказал: — Смотрите! Он задул пламя и сказал: — Пламя исчезло прямо перед Вами. Вы можете сказать мне, куда оно делось? Вы, должно быть, видели!?
Я совершенно окаменел; я не знал, что ответить. Поклонившись ребёнку, я ушёл. В тот самый момент я осознал, что все мои знания были заимствованы из книг. Я читал лекции о сотворении мира, но не знал, откуда берётся даже маленькое пламя. Я отбросил все свои учения, все свои знания, я забыл свою славу и стал ходить, как нищий. И, медленно погружаясь в медитацию, я открыл свой собственный разум. С тех пор я учился у многих людей, жизнь посылала мне нужные встречи.
Человек становится мудрым, когда сходит с платформы гордыни «Я всё знаю», на платформу «Я знаю, что ничего не знаю». В первом случае человек позиционирует себя в качестве учителя. Он заявляет миру: — Меня учить не надо. Мы сами с усами. Я знаю, как жить, как должно быть. Жизнь для меня – прочитанная книга.
Эта позиция гордыни, которая может быть проявлена в компании с высокомерием, глупостью, тщеславием, спесью, кичливостью, словом, целой галереей пороков. Во втором случае человек занимает платформу послушного, смиренного и внимательного ученика. Успех в жизни напрямую зависит от того, как прочно человек стоит на платформе ученика. Психолог Олег Гадецкий пишет: «И ровно на столько, на сколько мы принимаем эту платформу, ровно на столько мы будем успешными в жизни. Ровно на столько у нас будут возможности в плане изменения своей судьбы, того, что с нами происходит. Ровно на столько, на сколько мы принимаем платформу ученика и испытываем это доверие к внешнему руководству, принимаем вот эту высшую Божественную силу, которая всегда есть. Ровно на столько, на сколько мы это не принимаем, мы становимся тупыми и ограниченными, и мы только терпим поражения на этом пути».
Разумность – это когда человек понимает, что в нем сидит глупость и что ему всегда есть чему поучиться у других. Хороший мудрый совет можно получить даже от неразумного ребенка. Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время Ваня ехал на своем трехколесном велосипеде по аллейке. И так жалко стало ему тетю, что он спросил: – Тетя, ты почему плачешь? – Ой, малыш, ты не сможешь понять, – отмахнулась женщина. Ване показалось, что после этого тетя стала плакать еще сильнее. Он говорит: — Тетя, у тебя что-то болит, и ты плачешь? Хочешь, я подарю тебе свою игрушку? Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов: – Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит… Ваня посмотрел серьезно и сказал: – А ты точно у всех спросила?
Когда человек осознает свою глупость, он делает основательный шаг к разумности. Вячеслав Рузов пишет: «Необязательно говорить, что я ничего не понимаю, нет. Просто человек признает, что есть чему учиться. Есть в чем разбираться. Есть чего добавить в свои мозги. То, в принципе, это хорошее начало. Хороший шаг вперед. И можно сказать, что этот человек уже решил свои проблемы. Некоторое время его отделяет от этого. Поэтому, глупость – это думать, что я однозначно во всем прав, и поэтому имею право учить других всему. У человека появляется иногда эта идея. Я имею право всех всему учить. Я великий учитель всех времен и народов. У человека появляется эта концепция. Я уже готов всех всему учить. А разум – это немножечко противоположное явление. Разум – это понимание, что мне у всех есть чему поучиться. То есть глупость – это идея, что я всех могу учить, я учитель всех, а разум – это понимание, что я у всех могу учиться».
Иными словами, существует два состояния сознания: — Я Учитель всех, и Я — Ученик всех. Какая платформа разумнее? Безусловно, я ученик всех. Она соответствует законам мира, согласно которым, глупо пренебрегать советами других. От каждого можно что-то взять. Пусть он несет ахинею, но даже из нее можно извлечь пользу, хотя бы лучше осознать, как действовать нельзя. По крайней мере, будешь знать своего врага в лицо. Учитывать ошибки других, не наступать на уже известные грабли, куда проще, чем всё проверять на собственном опыте.
Омар Хайям писал:
Я школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Все еще не зачислен в разряд мастеров…
Быть учеником вовсе не означает отказ от своего внутреннего мира. Ученик открыто, с доверием воспринимает слова учителя, но он не пренебрегает обдумыванием его слов. Иначе возникает проблема в форме подмены знания. Э.Х Измайлов пишет: «Всё это является симптомом подмены знания, потому что человек не понимает, что его проблема, его единственная проблема, в том, что он отказывается от своего внутреннего изобилия, т.е. отказывается от своей ученической позиции. Он не хочет учиться реально, а он хочет, чтоб ему принесли вот знание на ложечке, чтоб кто-то ему что-то дал, чтоб человек мог решить свои проблемы. Вот именно из-за этого, из-за того, что человек отказывается от сути своей, от своей природы духа, от природы ученика, человек реальный не может получить истинное знание, т.е. он получает его суррогат, он получает просто информацию, пустую информацию, которая не работает в его жизни».
Когда ученик готов, приходит учитель, то есть тот, кого примет душа и разум. Это тот, кто будет говорить нам правду, а мы всё равно согласны на его условия. Найти своего учителя – одна из главных задач человека. Читая и «проглатывая» сотни книг, не доберешься до истины без голоса своего учителя. Звук, исходящий от Учителя, попадает прямо в разум, мы узнаем правду о себе и о жизни.
Источник
Что значит быть учеником
Что значит быть учеником
Ценность ученической позиции доносят до нас Веды. Занять позицию ученика по жизни – это встать на пусть постижения Абсолютной Истины, знание о которой дается ученику через учителя, из сердца в сердце. Чтобы воспринять чистое знание, ученик должен обладать определенными качествами, главные из которых пытливость и смирение.
Качества настоящего ученика
В «Бхагавад-Гите» Кришна напрямую говорит Арджуне, что познать истину можно только, обратившись к духовному учителю:
тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину («Бхагавад-гита», 4.34).
В комментарии А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, который принес ведическое знание на запад, поясняет, что «ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного учителя» и что «секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя, истинного духовного учителя».
Особенность ведического знания, заключенного в таких уже известных всему миру книгах как «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-Гита», в том, что его невозможно воспринять просто так, как мы, например, воспринимаем информацию из обычных книг, художественных или научных. Шастры говорят одну важную вещь: все духовное знание уже есть у человека в сердце, поэтому главное просто вспомнить его, пробудить это спящее сознание. Однако пробудить его под силу уже проснувшейся душе, тому, кто живет и действует в этом сознании, то есть учителю. Еще одно важное условие – это наличие у ученика определенных качеств. Прежде всего, это смирение. Помимо этого, ученик должен гореть желанием услышать истину. В противном случае, изучи он хоть все Веды, знание об Абсолютной Истине не откроется ему.
На важность смирения указывает санскритское слово «пранипатена». Не заняв смиренного положения по отношению к гуру, ученик не сможет слушать сердцем. Ему также следует думать следующим образом: «Я ничего не знаю о Боге. Я просто должен слушать своего духовного учителя». Духовное знание противоположно знанию материальному: тот, кто думает, будто знает все, на самом деле, не знает ничего. Поэтому важно слушать гуру смиренно и с открытым сердцем.
Примечательно, что в этом стихе «Бхагавад-Гиты» Господь также отвергает слепое следование учителю и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Важно размышлять над услышанным, включая свой разум, и задавать учителю важные вопросы, касающиеся не материального бытия, а Абсолютной Истины. Таким образом, разум человека будет одухотворяться, и его жизнь спустя какое-то время полностью изменится.
Еще одно важное качество, помимо смирения и пытливости, озвучивает Кришна в этом стихе. Это слово «севайя», которое означает, что ученик должен быть готов служить духовному учителю, желая доставить ему радость. Если есть такая готовность, гуру обязательно даст наставления, как это сделать.
Принцип ученичества в шастрах
Принцип ученичества изложен в шастрах – древних священных писаниях. Мы видим, что самые великие произведения – «Бхагавад-Гита» и «Шримад-Бхагаватам» – представляют собой беседы ученика и учителя. «Бхагавад-Гита» начинается с того, что Арджуна отказывается сражаться, то есть, исполнять свой долг воина, он теряется, его обуревают сомнения, и в смятении он обращается к Кришне с вопросами, принимая его своим гуру. В этот момент Арджуна как раз проявляет качества ученика: пытливость и смирение.
«Шримад-Бхагаватам» представляет собой наставления мудреца Шукадевы Госвами, которые он дает Махарадже Парикшиту. Несмышленый сын брахмана проклял царя за незначительный проступок, ему оставалось жить 7 дней, поэтому он решил готовиться к уходу и начал задавать вопросы о том, что надлежит делать человеку перед смертью. Сердце Махараджа Парикшита была также абсолютно открыто для того, чтобы услышать знание.
Таким образом, ведические писания доносят до нас, что каждый человек должен принять духовного учителя. Людей, получивших посвящение у истинного духовного учителя, называют «дваждырожденными». Первое рождение – это наше физическое появление в этом мире, а второе рождение – это момент принятия духовного учителя. И второе рождение – даже важнее, чем первое, после него человек считается цивилизованным. Даже Господь Кришна, придя на Землю, продемонстрировал всем важность принятия духовного учителя – Господь получил посвящение от гуру, несмотря на то, что Он Сам является истинным духовным учителем всех живых существ
Гуру – это принцип
При этом шастры обращают внимание на то, что гуру – это не просто отдельная личность. Понятие духовного учителя следует понимать несколько шире, чем это может показаться на первый взгляд. Веды доносят до нас важность принципа гуру-таттвы. Изначальный духовный учитель всех живых существ – это Господь, однако он может проявляться по-разному. Есть дикша-гуру (тот, кто дает инициацию), шикша-гуру (тот, кто дает наставления), вартма-прадаршака-гуру (тот, кто пробуждает интерес к духовной жизни). Все это гуру-таттва.
А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада в одной из своих лекций (лекция по «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 1.1 – Майяпур, 25 марта 1975 г.) объясняет, что в ведических писаниях дается понятие «гурун», то есть гуру во множественном числе, много гуру. При этом Шрила Прабхупада говорит, что все эти гуру суть одно – гуру-таттва.
Таким образом, принцип наставлений духовного учителя действует везде и всегда. И принцип ученичества предполагает слышать наставления духовного учителя не только из уст своего гуру, но и со слов старших, видеть уроки, которые дает Господь, в различных жизненных ситуациях, всегда задаваясь вопросом: «Что Господь хочет сказать мне? В чем мой урок?». Духовный учитель может дать наставления через кого угодно, и ученик должен быть достаточно разумен, чтобы услышать их и применить в своей духовной жизни.
Истинный духовный учитель никогда не действует сам по себе, он, прежде всего, сам является учеником и представляет своего духовного учителя. Так проявляется цепь ученической преемственности, или парампара. Все великие проповедники считали себя просто учениками своих учителей: Шрила Прабхупада называл себя марионеткой в руках Господа и недостойным учеником своего духовного учителя Е.С. Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Источник