Что значит учебно методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.
Читайте также:  Безвоздушная тревога это значит что

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических «копилок» – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта «входного» контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.

Раздел «Курсовое проектирование и курсовые работы»

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник «Итоговая аттестация»

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект «Дипломное проектирование или дипломные работы». Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.

Учебные материалы

В этот комплект входят:

  1. Теоретические материалы.
  2. Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
  3. Образцы ответов к заданиям.
  4. Ссылки на источники информации.
  5. Перечни основных терминов.

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, — это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, — это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Источник

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
статья на тему

Комплексное учебно-методическое обеспечение – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksnoe_uchebno-metodicheskoe_obespechenie_obrazovatelnogo_protsessa.docx 23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное учебно-методическое обеспечение

методист ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

Комплексное учебно-методическое обеспечение – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

Учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:

— отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

— содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;

— представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;

— максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.

Цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения:

— для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.

— для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.

К средствам обучения относятся:

1.Учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания

2.Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,

3.Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.

— технические средства обучения:

— аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);

— технические средства программированного обучения.

Учебно-методическое обеспечение специальности/ профессии должно включать в себя:

— нормативный комплект специальности;

— учебно-методические комплексы дисциплин;

— учебно-методические комплексы профессионального модуля;

— учебно-методический комплект учебной и производственной практики;

— комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»;

— комплект «Итоговая аттестация»;

— комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»;

— комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты):

— учебно-программная, планирующая документация;

— материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

— выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине (для общеобразовательных дисциплин — выписка из стандарта среднего общего образования);

— ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса;

— методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

— примерная программа учебной дисциплины (при наличии);

— программа учебной дисциплины;

— индивидуальный план преподавателя;

-комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

— конспекты лекций (допускаются тезисы);

— учебную литературу, в том числе на электронном носителе;

— дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;

— справочники, каталоги, альбомы;

— методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;

— методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов;

— методические разработки, авторские разработки;

— методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;

— темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;

— тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;

— тематические «копилки» — комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;

— положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;

— комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;

— методический комплект «входного» контроля уровня знаний обучающихся (для общеобразовательных дисциплин);

— систему контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине;

— критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний обучающихся;

— документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

— перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;

— перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по учебной дисциплине;

— учебно-наглядные материалы — схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;

— мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины;

— видео и интерактивные материалы;

— перечень используемых технических средств обучения;

— перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

— учебно-программная, планирующая документация;

— материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

— выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;

— ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;

— методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

— примерная программа профессионального модуля (при наличии);

— программа профессионального модуля;

— программа учебной, производственной практики;

— календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);

— индивидуальный план преподавателя;

— комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

— конспекты лекций (допускаются тезисы);

— учебную литературу, в том числе на электронном носителе;

— дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;

— справочники, каталоги, альбомы;

— методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;

— перечень учебно-производственных работ по учебным практикам, производственному обучению;

— методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов;

— методические разработки, авторские разработки;

— методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;

— темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;

— тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;

— тематические «копилки» — комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;

— положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю;

— комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю;

— систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю;

— критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;

— документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

— перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;

— перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;

— мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;

— видео и интерактивные материалы;

— учебно-наглядные материалы — схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;

— перечень используемых технических средств обучения;

— перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.

Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.

Учебно-методический комплект учебной и производственной практики э то сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:

Программы учебной, производственной и (или) преддипломной практики по специальности/профессии;

Календарные планы всех видов практик;

Критерии оценки результатов практик;

Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»

Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;

Методические материалы по выполнению, оформлению и защите курсовой работы;

Критерии оценки курсовой работы;

Образцы оформления курсовой работы, рецензий на курсовую работу.

Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.

Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:

— Программу итоговой государственной аттестации;

— Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;

— Перечень сформированных ОК и ПК;

— Квалификационные требования к выпускнику по специальности;

— Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа студентов (СРС) — часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,

— Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;

— Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);

— Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;

— Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;

— Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.

Учебные материалы содержат:

— теоретические материалы для изучения;

— задания промежуточного и текущего контроля;

— эталоны ответов к заданиям для самоконтроля, обучающегося;

— ссылки на дополнительные источники информации;

— словарь основных терминов, изучаемых в данном учебном элементе (может быть отдельной книгой для всего модуля).

Источниками для создания учебных материалов могут служить вполне традиционные учебники, видеозаписи, аудиокассеты, журналы и т.д., но все они должны дополняться соответствующими пояснениями и инструкциями. То есть в отличие от более привычных для нас источников учебной информации учебные материалы не столько теоретичны, сколько технологичны. Они являются руководством к определенному действию.

Для эффективного обучения на основе любого вида учебных материалов необходимо, чтобы в них, кроме информационного блока, обязательно были включены:

— цели обучения. Работая с учебным материалом, учащийся должен четко представлять, что все выполняемые им шаги по освоению темы или раздела в сумме приведут его к конкретному, определенному результату;

— обратная связь о ходе и успешности обучения – задания, выполняя которые учащийся может продемонстрировать, что учебный материал им усвоен, тема или раздел им поняты.

В каких случаях целесообразно разрабатывать учебные материалы для самостоятельного обучения:

— чтобы восполнить пробелы в знаниях и навыках учащихся. Включая эту информацию в материалы для самостоятельного обучения, вы даете возможность тем, кто в ней нуждается, изучить этот материал заранее до начала работы;

— чтобы рассмотреть материал, который не является обязательным, но который «полезно было бы знать», т.е. дополнительные материалы для более углубленного изучения темы или рассмотрения сложной проблемы. Такой материал можно выдавать учащимся без необходимости тратить на его рассмотрения часы непосредственного общения;

— чтобы обучающиеся могли получить индивидуальную обратную связь о прогрессе в освоении темы. Формы обратной связи, которые используются обычно на занятиях (ответы к заданиям, ключи к тестам и т.д.), можно включить и в материалы для самообучения;

— материал, который трудно понять при ознакомлении с ним. Обучающиеся смогут рассматривать его столько раз, сколько потребуется (изучать темы, выполнять упражнения до полного усвоения) в удобном для себя темпе;

— материал, который может потребоваться в будущем. Это поможет учащимся повторить материал непосредственно перед тем, как возникает в этом потребность.

Преподаватель высокой квалификации, возможно, предпочтет не пользоваться готовой разработкой, а составит учебные материалы самостоятельно, основываясь на собственном опыте и анализе учебной и научной литературы. Начинающему преподавателю, напротив, готовые учебные и методические материалы помогут организовать процесс обучения по модулю. Одной из важных особенностей учебных материалов модуля является высокая степень их готовности либо к самостоятельному изучению, либо к использованию в аудитории. Правильно составленные учебные материалы модулей позволяют максимально достичь конечных результатов обучения.

Источник

Оцените статью