Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
В этот день 10 лет назад | все материалы раздела »
Финмаркет, 13 декабря 2011 г. Суд 30 января продолжит рассматривать иск «Инногаранта» к ФСФР в связи с отзывом лицензии Арбитражный суд Москвы в понедельник, 12 декабря, отложил на 30 января заседание по иску страховой компании «Инногарант», которая была страховщиком обанкротившегося туроператора «Капитал тур», о признании незаконным приказа Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) от 24 мая 2011 года об отзыве у нее лицензии.
  Найти : главное , по изданию , по теме , за период
Страховые компании вносят убыточных клиентов в чёрные списки. О том, насколько это законно и как поступить если вас внесли в стоп-лист, рассказывает News.ru.
Официально «чёрных списков» не существует, но что делать, если вы внезапно сталкиваетесь с отказом оформить страховку? С одной стороны, законодательство полностью вас защищает. По закону договор об ОСАГО является публичным, то есть отказ страховой от продажи полиса категорически не допускается.
Однако страховщики могут прибегать к различным уловкам, чтобы не брать на себя убыточного в их глазах клиента. Сейчас идёт активный переход на электронные полисы ОСАГО, здесь компании отказать проще всего. Программа просто не пропустит ваши данные, ссылаясь на какую-то ошибку. Чаще всего это выглядит, как сообщение о том, что якобы отсутствуют полномочия для заключения договора.
Тем не менее, вас обязательно перенаправят на сайт союза страховщиков, который предоставит вам альтернативную компанию. Вот только не факт, что она будет находиться в вашем регионе и устроит вас.
В подобную ситуацию попал корреспондент News.ru. При попытке оформить полис обязательного автострахования у брокера, операцию провести не удалось. Посредник пояснил, что журналист, судя по всему, находится в чёрном списке, поскольку заключить договор с большинством известных компаний не удалось. Сотрудник издания решил пройти весь путь до конца и добиться заключения договора непосредственно с одной из отказавших контор.
Сначала брокер позвонил знакомому руководителю отделения страховой, в которую обратился журналист. Та проверила данные и сообщила, что система действительно не даёт заключить договор с данным клиентом. Она посчитала, что этот факт связан с его предполагаемой убыточностью: за последний год у корреспондента было незначительное ДТП по его вине, и страховая оплачивала ремонт пострадавшего автомобиля.
Однако аварии не являются поводом для отказа в страховке. Неаккуратных водителей наказывают повышенным коэффициентом, который держится не один год.
В целом, добиться правды несложно. Достаточно приехать в офис страховой компании и потребовать написать письменный отказ от предоставления ОСАГО. Ни один страховщик не поставит подпись по такой бумагой, ведь это грозит серьёзным штрафом для юридического лица и санкциями, вплоть до отзыва лицензии. Если сотрудники не начнут оформлять ваш полис, требование можно повторить под камеру, а лучше привести свидетелей.
Запретить съёмку вам не могут, ведь вы снимаете правонарушение. Если вам действительно откажут на камеру, следует связаться с руководителем сотрудника компании и потребовать комментарий. Для большего эффекта можно вызвать нотариуса, который заверит видеозапись. С таким багажом страховой придётся несладко в суде. А вы имеете все шансы получить приличную денежную компенсацию за потраченное время и судебные издержки.
Отметим, что мы лишь раскрываем алгоритм, как добиться справедливости, если для вас принципиально исполнение законов. Данная информация скорее полезна клиентам из регионов, ведь чаще всего страховые не хотят заключать договор с их жителями, поскольку там самый низкий коэффициент по страховке. Об этом News.ru рассказал главный редактор Агентства страховых новостей Виталий Богданов.
Эксперт отметил, что отказ или попытки уклониться от заключения договора совершенно незаконны. Однако, если обратиться непосредственно в офис хорошей страховой, вероятность того, что с клиентом не заключат договор, крайне низкая — штрафы слишком велики. Даже если сотрудник отделения будет ссылаться на отсутствие технической возможности или полномочий для совершения сделки, скорее всего, после требования написать письменный отказ, ситуация разрешится.
Богданов отдельно отметил, что если при попытке оформления полиса через интернет произойдёт ошибка, и страхователя перебросит на сайт Российского союза страховщиков, то можно смело выбирать предложенную компанию, независимо от её местоположения.
При этом юрист Валерий Стерлигов предупреждает, что региональные компании, предлагаемые РСА, действительно могут оказывать некачественные услуги.
Эксперт отмечает, что по всей России на рынок периодически выходят малоизвестные компании, целью которых является исключительно продажа бланков РСА. С ними ситуация куда сложнее. Ведь, когда подобная фирма набирает критическую массу клиентов, она просто перестаёт работать, ссылаясь на различные причины. И только через какое-то время регулятор начинает процедуру отзыва лицензии. Всё это может растянуться на срок от двух до восьми месяцев. Соответственно, здесь риск страхователя значительно увеличивается. Это может привести к весьма негативным последствиям, таким как выплата за ДТП, в котором страхователь был признан виновником, из своего кармана по решению суда, отсутствие акцепта со стороны страховой компании, потерпевшего и т. д.
«Отнести страховую компанию к первой или второй категории человеку, не сведущему в этом процессе, достаточно сложно, так как он руководствуется всё-таки открытыми источниками, а в них, зачастую, предоставляются недостоверные сведения», — предупреждает Стерлигов.
Информацию о том, что чёрные списки действительно существуют, подтверждает и адвокат Варсеник Айрапетян.
Чёрный список клиентов включает в себя перечень собственников автомобилей, которые когда-то и чем-то очень сильно не угодили страховой компании. В него также добавлены юристы и адвокаты, которые защищали когда-либо интересы автоюристов, и их иски были удовлетворены. На данный момент существуют две самые актуальные причины попасть в него:
*удовлетворённые судебные иски к страховым компаниям за отказ в выплате;
*обман клиентом страховой компании.
Но, в принципе, возможные и другие причины.
Чёрный список нерегламентирован, поэтому внести туда можно кого угодно и когда угодно. Соответственно, отказ страховой компании продать полис ОСАГО с мотивировкой, что клиент числится в чёрном списке, абсолютно незаконен. Это нарушение статьи 15.34.1 КоАП РФ. Поэтому, если вам отказали именно с этой формулировкой, действуйте следующим образом: во время похода в страховую компанию сделайте аудио или видеозапись разговора. Важно — чтобы именно формулировка отказа «Вы в черном списке» была записана.
Далее, через интернет-приёмную обращаемся в Центробанк России, переходим в раздел «Страховые организации», после — «Отказ в заключение договора» и отправляем жалобу. На основании статьи 15.34.1 КоАП РФ штраф страховой компании гарантирован.
По правилам ОСАГО водитель имеет право застраховать своё авто в любом регионе. Но есть ряд «но». Во-первых, в случае ДТП возникнет необходимость в непосредственном обращении в офис виновника аварии.
Во-вторых, в случае досрочного прекращения договора ОСАГО аналогично придётся лично посетить офис страховой компании. И, в-третьих, в случае допуска к вождению ещё одного (или нескольких) водителей, так же появится необходимость обращения непосредственно офиса. То есть, ряд неудобств (дорога, трата на бензин, потеря времени) вам обеспечены.
Ещё стоит обратить внимание на то, насколько страховая компания «известна, популярна и имеет рейтинг». Проблемой будет то, что когда вы попадёте в ДТП и попытаетесь дозвониться до своего страховщика, то может выясниться, что он закрылся. В этом случае вам придется обратиться за выплатой в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). А если страховую компанию признают банкротом, то вам необходимо будет встать в реестр кредиторов и дожидаться исполнения судебного решения.
Поэтому перед выбором страховщика взвесьте риски, неудобства и принимайте решение. Желательно в пользу надёжной, проверенной страховой компании.
Валерий Стерлигов, судебный юрист:
Дело в том, что юридического термина «чёрный список» не существует, а также законодательством не регулируется составление списков любыми юридическими лицами. Страховые компании создают их для внутреннего регламента взаимодействия с данными клиентами. Всякое ограничение, наложенное на потенциального клиента, только на основании того, что он находится в чёрном списке, является немотивированным. И, как следствие, выходящим за рамки закона. В законе также не прописаны такие основания как повышенная убыточность, недополученная прибыль, повышенная аварийность и тому подобные заключения сотрудников страховых компаний. Отсюда мы делаем вывод, что составление любых списков: «белых, чёрных, серых» — это исключительно прерогатива сотрудников страховых компаний, для упрощения взаимоотношений со своими потенциальными клиентами. Закон не запрещает ведение бизнеса таким способом, но для принятия более серьёзных мер в отношении своих клиентов, все-таки необходимы основания, прописанные в законе.
Законные причины для отказа в продаже полиса ОСАГО действительно существуют. В основной массе это:
непредоставление полного пакета документов, куда также входит доверенность от юрлица, если на него или ИП составляется договор ОСАО; непредоставление автомобиля на осмотр по требованию страховой компании; непредоставление диагностической карты как свидетельства того, что автомобиль прошёл техосмотр; отсутствие у страховщика связи с АИС РСА (автоматизированная система, куда страховщик загружает все данные по новому договору страхования).
В любом случае, при отказе по озвученным основаниям, страховщик обязан направить мотивированный ответ не только потенциальному клиенту по страхованию, но также копию отказа в РСА и ЦБ.
Источник
«Для страховой компании женщина менее убыточный клиент, чем мужчина»
— Рынок в этом году получил закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Станет ли такой вид страховой защиты популярным среди населения?
— В том, как будет развиваться страхование жилья от ЧС, важную роль сыграют региональные администрации. Все зависит от того, как они будут разъяснять населению, что нужно страховаться. Конечно, важна и роль страховщиков в разъяснительной работе, но роль регионов первична. Есть опасность, что в регионах, где нет природных катаклизмов, люди не осознают, зачем нужно страховаться. В таком случае возникнет антиселекция — застраховаться захотят граждане, которые наиболее подвержены риску, и такая ситуация будет невыгодной ни для страховщиков, ни для жителей регионов. В любом случае благодаря новому закону появится институт страхования жилья, и эта практика начнет распространяться по всей стране. Сейчас в России лишь около 7% жилья граждан застраховано, и большая его часть приходится на Москву. Например, в США этот показатель достигает 95%. У нас в «Согласии» годовые сборы по страхованию имущества составляют около 1 млрд руб. в год. Я не ожидаю, что благодаря закону они в 2019 году сильно вырастут.
— Еще одним ключевым изменением для отрасли может стать расширение до конца года тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Вы удовлетворены этими планами ЦБ?
— Это, конечно, позитивный шаг, потому что теперь страховщики смогут предлагать своим клиентам в регионах с низкой убыточностью более привлекательные тарифы. А клиентам из регионов с повышенной убыточностью — более высокие. Такой подход к определению цены ОСАГО станет и сигналом для местных властей, что нужно подключаться к проблеме мошенничества в автостраховании и противостоять деятельности автоюристов. Но больше всего страховщики были бы рады либерализации тарифов ОСАГО (сейчас цены на ОСАГО регулирует Банк России, рынок выступает за свободные тарифы. — РБК+), которая позволит предлагать каждому клиенту индивидуальный тариф. И компании начали бы работать по рыночным правилам.
— Эксперты опасаются, что в этом случае страховщики взвинтят цены.
— По нашей оценке, в случае либерализации тарифов ОСАГО для огромного числа автомобилистов стоимость полиса будет снижена. Потому что сейчас автомобилистов, которые попадают в аварии по своей вине и из-за которых происходят выплаты, всего около 10%. Эти люди нарушают Правила дорожного движения, плохо ведут себя на дорогах, а значит, должны платить за ОСАГО больше.
— Но разве страховщики заинтересованы в низкой стоимости полиса ОСАГО, которое они считают убыточным?
— Я вас уверяю, что на каждом совете директоров, на каждом правлении или совещании обсуждается вопрос, как страховщику расширить свое присутствие в том сегменте, где низкая убыточность. И результатом конкуренции, которая возникнет на рынке ОСАГО в случае либерализации тарифов, станет падение цены полиса примерно для 90% автомобилистов, так как они добросовестно ведут себя на дорогах. По этому пути надо двигаться, его прошли многие страны, их опыт это подтверждает. Там развивалась конкуренция — и цены упали.
— После введения новых тарифов по ОСАГО в 2019 году вы намерены увеличивать свою долю в этом сегменте?
— У нас на ОСАГО сейчас приходится около 20% всего портфеля. И мы не планируем сильно расти в этом виде страхования. Мы не делаем ставку на ОСАГО как на самостоятельный бизнес из-за того, что законодательство по этому виду регулярно меняется, а на рынке распространено мошенничество. Но этот вид страхования для нас является точкой входа к клиенту, и мы не хотим, чтобы наши клиенты уходили страховаться в другие компании. Нам важно, чтобы каждый наш клиент имел возможность полностью застраховаться у нас.
— Какие угрозы вы видите для отрасли в 2019 году? Какие виды страхования будет развивать ваша компания?
— Страхование — отражение ситуации в экономике. Поэтому основная угроза — ожидаемые низкие темпы ее роста: 1,8% в 2018 году и 1,3% в 2019-м. Население будет реже брать потребительские кредиты, что негативно скажется на развитии страхования от несчастного случая. Снизится спрос на покупку новых машин, что повлечет уменьшение сборов по автокаско. Проблемой для рынка по-прежнему является и ОСАГО, убыточность по которому остается высокой.
Планы «Согласия» на 2019 год амбициозные. Мы намерены развивать прибыльные виды — страхование автокаско, имущество физических и юридических лиц, добровольное медицинское страхование. В корпоративном сегменте продолжим предоставлять нашим клиентам такие редкие услуги, как страхование товарных кредитов. Кстати, в этом сегменте мы единственная российская страховая компания. Продолжим развивать сельхозстрахование и страхование морских рисков. Планы компании предусматривают, что в 2019 году сборы «Согласия» составят 40 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. В последующие годы в краткосрочной перспективе мы планируем расти на 10–15% ежегодно.
— С начала года на рынке состоялось несколько крупных сделок по продаже компаний, в том числе из-за нежелания собственников заниматься этим бизнесом. Акционера «Согласия» устраивает развитие компании, он доволен вашими результатами?
— Основным мерилом успешности бизнеса является доходность на капитал. Так вот этот показатель в «Согласии» за прошлый год составил 23,7%, а за шесть месяцев 2018 года достиг 33% — это отличный результат, который не может не радовать акционера и компанию. За полгода чистая прибыль «Согласия» составила почти 1,4 млрд руб., что на 145% превышает аналогичный показатель прошлого года. Мы намерены улучшать финансовые результаты компании и дальше.
— В прошлом году вы провели крупномасштабный имиджевый проект под слоганом «Доверие ведет к Согласию». Сколько средств на него было потрачено и каков эффект от проекта?
— Сам факт, что вы называете проект крупномасштабным, означает, что эффект от него серьезный. При этом расходы на него были гораздо меньше, чем средний годовой бюджет на рекламу у компаний из топ-10, — 3% от наших расходов за год. А его результативность объясняется просто. Тема, которую мы взяли за основу при разработке нового позиционирования, была и остается очень актуальной. Это тема доверия. Как показывает исследование, которое мы провели в рамках PR-комитета Всероссийского союза страховщиков, проблема недоверия актуальна для всей отрасли страхования. Но мы видим, как меняется восприятие компании среди всех целевых аудиторий: сотрудников, клиентов, партнеров, журналистов. Основная цель нашего проекта — имиджевая, а имидж, конечно, влияет на бизнес компании. Но оценить, сколько денег компании принес подобный проект, сложно.
— Страхование считается скорее мужской профессией. Как вы себя ощущаете в мужском мире страхования?
— С женским управлением связано много мифов. Но сегодня их легко развенчать. Вот многие считают, что женщина хуже водит автомобиль и, как следствие, является более убыточным клиентом для страховой компании. А я вам скажу с цифрами в руках, что все наоборот. По нашей статистике, мужчины попадают в аварию чаще, чем женщины. Возьмем сто мужчин-водителей. Из ста в ДТП попадает 31, а из ста водителей-женщин — 25! И выплаты клиентам-мужчинам на 12% больше. Поэтому для страховой компании женщина лучший клиент, чем мужчина. Так и в управлении большой компанией: порой у женщины куда меньше проблем в бизнесе, чем у ее коллег-мужчин. Пора перестать поддерживать стереотипы о женском управлении — и бизнесом, и автомобилем. Хочешь двигаться вперед — делай это. Я уверена, что женскому успеху в бизнесе ничто не мешает.