Нищие духом
|
Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».
«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.
Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.
Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.
Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах.
Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.
Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.
Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.
Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.
Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.
Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.
Источник
Убогий — божий баловень?
Есть такая забавная штука — народная этимология. Смотрит носитель языка на слово и, видя знакомые части, судит о том, от чего слово произошло. Как-то один читатель, весьма недоброжелательно настроенный к Православию, написал нам: как можно верить тому, что говорят апостолы, если само слово «апостол» означает «[тот, кто] без-сапог» («а» — приставка отрицания, как в аморальный, «постолы» — др.русс. «сапоги»). Такие вот пироги. т.е. сапоги.
Но самое интересное, что зачастую носитель языка в правильном направлении мыслит, правильно членит слово, только выводы делает неверные. Поскольку не учитывает, что в процессе развития языка значения и целых слов, и отдельных частей (корней, приставок, суффиксов) видоизменяются, вырабатываются новые; меняется таже управление (управлял глагол с помощью одного предлога, а сейчас — с помощью другого), значение и функции падежей, порядок слов в предложении и т.д. Так, мы и сегодня можем сказать Князь Михайло Андреевичь възрелъ во княжу. грамоту (Князь посмотрел в грамоту), но никак не взя (взял) свои дровни, привяза (привязал) за хвост лошади. и удари в лошадь кнутом (ударил в лошадь кнутом)[1]. Мы говорим «язык доведет до Киева», но не гнева до Новагорода не держати, ни до одиного (единого) человека (не держать гнева до кого-либо).
Вот и в слове «убогий» действительно есть приставка у- и корень -бог-, но оно никогда не означало «тот, кто у Бога находится». Если мы посмотрим в этимологический словарь русского языка[2], то увидим, что и в древнерусском языке это слово (а в письменных памятниках оно встречается с XI в.) значило «очень бедный», «жалкий», «скудный» (поиде убогои от богатого, взя свои дровни и т.д. — см. пример выше), «немощный», «увечный», а в переносном смысле — «духовно ограниченный». Как и в современном русском языке. Слово общеславянского происхождения и есть во всех славянских языках, а значение его складывается из значения, во-первых, приставки у- — в славянских языках этот предлог-приставка означал не только принадлежность кому-то, нахождение у кого-то, но и движение в сторону, прочь, вон (уйти). А, во-вторых, корня -бог- — того же, что в прилагательном «богатый», также общеславянском по происхождению (в письменных памятниках др.русс. «богатый» фиксируется с XI в., а существительное «бог» известно с дописьменной эпохи).
Итак, «убогий» — это «небогатый». И, видимо, значение корня -бог- как-то связано с понятием богатства, благополучия. Действительно, в древних иранских диалектах, откуда, как считается, произведено заимствование (например, из языка скифов, кочевавших по причерноморским степям) мы находим слова с корнем -baga- — «участь», «судьба», а также «господин», «бог». Вполне возможно, источником общеславянского заимствования был древнеиндийский — ср. bhága-h «благословение», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий», использовавшийся и как эпитет некоторых богов. Слова, происходящие от этого корня, есть и в других индоевропейских языках. Таким образом, значение общеславянского -бог- установилось не сразу: старшее, более древнее, значение, по-видимому, было «наделяющий богатством», «дарующий благополучие» и являлось сначала эпитетом при имени какого-нибудь «доброго» языческого бога (ср. в «Повести временных лет» Даждь-бог). От него-то и образовались прилагательные «богатый» и «убогий».
[1] Здесь и далее примеры, выделенные курсивом взяты из «Словаря русского языка XI-XVII вв.» — М., 1975 г.- «въ» — вып. 2, с. 5 (М., 1975); «до» — вып. 4, с. 253 (М., 1977).
[2] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т.2. 5 изд. — М., 2002 г.
Источник
Убожество — искаженное значение слова
С течением времени многие слова и их значения исказились, полностью потеряв свое изначальное значение. Это коснулось и слова «Убогий». То, что сейчас постыдно, раньше означало совершенно противоположное.
Убогий — у Бога — рядом с Богом — близкий к Богу. Человек приближенный к Богу, то есть понимающий его учение, соблюдающий его заповеди, живущий согласно божьим законам. Проще говоря, это человек, который не обманывает, не крадёт, поступает справедливо, делает добрые дела и ценит всё хорошее, что его окружает.
Так часто складывается, что близок к Богу человек не владеющий деньгами и другими материальными богатствами. Нищий, больной, нуждающийся. Такой человек чаще открыт к познанию Бога, он обладает духовными ценностями и придерживается моральных устоев.
Противоположное же часто присуще человеку, владеющему деньгами, ведь зачастую именно воровство, обман, несправедливые поступки и нечестные способы обогащения приносят ему деньги в большом количестве. Такой человек, соблазнившись материальным богатством, отказывается от богатства духовного, ему сложно сохранить в себе душу, он теряет её, отказывается от человеческих качеств, закрывается от Бога. Моральные устои разрушаются, уже не важно, что «кому-то» будет плохо, главное, чтобы хорошо было «ему».
Сейчас же значение слова «Убогий» полностью искажено. Теперь убогим быть стыдно, ведь это означает быть жалким, нищим, слабым, глупым, наивным, тем, кого легко обмануть, бросить, высмеять. Стало стыдно быть человеком — быть тем, кто доверяет, помогает, не осуждает, не презирает, сочувствует, поступает по совести, имеет моральные устои и просто делает добро, согласно учению Бога.
Источник
Убогий значит «у Бога»
№25 (202)
В этой теме:
Новости из жизни Центра социальной реабилитации
Архиепископ Викентий освятил место закладки часовни при Епархиальном реабилитационном центре для наркозависимых
— Что такое убогий человек? Это значит: он – у Бога. Под защитой. Такого человека, особенно если это ребенок, нельзя обидеть, его можно только любить, так рассуждает Наталья Николаевна Хлопина, учитель коррекционных классов школы № 169 на Синих Камнях, где обучаются дети-инвалиды со сложной структурой дефекта.
Школа уникальна тем, что в ней собран контингент ребят, которые прежде считались необучаемыми , – многие впервые пришли учиться в 10–12 лет. Это дети с нарушенным интеллектом, слабым зрением, некоторые – неговорящие, «безречевые».
Но именно у таких больных ребятишек особенно развиты чувства.
Здесь ничего нельзя сделать без любви, – считают педагоги, – прежде всего ребенка надо расположить к себе, стать ему родным, лишь после этого он становится обучаемым.
— Работая с такими детьми, нужно бесконечно расти духовно самой, – продолжает Н. Хлопина. – Раньше детей-инвалидов содержали школы при церквях. Служителям церкви свойственно гуманное, щадящее отношение к людям… Теперь такие дети одиноки. Зачастую можно услышать: «И зачем такой уродился?» Но ведь им, этим детям, возможно, ведомо то, что неведомо нам – мы их не познали. Нельзя относиться к ним, как к ущербным. Может быть, как раз ущербны мы?
Каждый человек в душе религиозен, – к этому убеждению Наталья Николаевна пришла, когда однажды взяла за руку самого неуправляемого, «безречевого» мальчика и повела с собой в храм.
Жизнь перед этим ребенком с самого начала предстала в виде помойки: мать посылала его рыться в мусорных баках, искать что-нибудь на пропитание. Игрушек у него никогда не было, как вести себя в школе, в обществе он не знал. Постепенно мальчик закрылся для мира и был обречен на молчание.
Теперь перед ним предстала завораживающая красота храма…
— Наш батюшка Алексий Яковлев замечательно ведет службу, – рассказывает Наталья Николаевна. – Надо добавить, что он ведет и «уроки Православия» в нашей коррекционной школе. И вот я увидела, что ребенок попал в рай… Его неразвитые чувства стали просыпаться. У него очень тревожный тип характера, такие дети не могут усидеть на одном месте, их постоянно что-то беспокоит. А во время службы тревога усилилась. На следующий день ребенок усиленно крестился, показывая жестами: «Учительница, пойдем в храм!»
В поселке Исток живут еще два ученика, которые в силу заболевания вынуждены обучаться на дому. Одному из них двенадцать лет, выглядит на семь, не говорит, не видит, ползает. От таких детей часто отказываются отцы, иногда – матери, порой – и учителя. А ведь сам приход учителя в семью уже праздник – считает Наталья Хлопнина. Она, преподаватель живописи и труда, взяла на себя ответственность ездить к ученикам в Исток, стала возить им цветные яркие конструкторы, звенящие тарелочки, картон для вырезания… Но этого оказалось мало. Необходимо было еще суметь воздействовать на семью, и здесь обнаружились новые трудности. В поселке многие люди живут давно, знают друг друга, каждое новое лицо на виду. Прежде всего необходимо утвердить свою личность, показать культуру, принести свет, – убеждена Наталья Николаевна, – а без этого как можно учить других жить?
И она стала знакомиться с людьми, встречаться со старожилами поселка, от них многое узнавала. Вот, к примеру, мать одного ребенка. С виду – «без царя в голове», пьющая, неустроенная… А старики говорят: работает за пятерых. Мешки неподъемные таскает. Чем больше узнавала историю поселка и приобщалась к его жизни, тем больше приходила к выводу: никому из нас не дано судить других. Этому учит и Церковь.
К местному батюшке Олегу Седых Наталью Николаевну привело желание покрестить одного из своих подопечных. И хотя крещение пока не состоялось, разговор со священником надолго запомнился: в тот день он показал проект будущего Свято-Никольского храма.
…Два года назад повышая квалификацию, Наталья Хлопина защитила проектную работу по теме «архитектура». Потом много раз строила с учениками модели храмов – из картона, бумаги, всяких подручных средств. И вот впервые за прожитую жизнь ее озарила мысль: а ведь можно построить настоящий храм! Показанный проект каким-то чудесным образом совпал с ее представлениями…
В конце мая в поселке Исток состоялась закладка камня под строительство будущего храма. Свято-Никольский приход, где проходила церемония, не мог вместить всех желающих: люди прибывали из разных районов целыми семьями, с цветами.
— В тот момент, на краю котлована, я поняла, что каждый из этих людей готов сделать хоть малость для храма, – вспоминает Наталья Николаевна. – Может, кто-то внесет деньги, кто-то поработает на строительстве, иной просто помолиться…
Это был непередаваемый момент единения со всеми. Владыка благословил нас. И я неожиданно поймала себя на мысли: «Я начала строить храм».
…Прошло не так много времени, но сейчас Наталье Хлопниной кажется, что изменилась все вокруг. Дорога к вере стала не просто осознанной – необходимой. Нужно еще много: воцерковляться, учить молитвы, но одна истина для нее уже непреложна: тем, кто работает с больными, слабыми, «убогими» надо возводить храм еще и в своей душе.
— Жаль, что светская школа не обращается к корням, к истокам, – делится на прощанье моя собеседница, – а ведь как все связано воедино! Господь через больного мальчика привел меня в поселок, гостеприимные мудрые жители помогли мне сродниться с ними, и здесь я впервые внесла свою лепту в строительство нового храма. Какую? Неважно. Суть ведь совсем в другом. Понимаете? – Невидящий, неговорящий, отверженный мальчик вырастил меня, здоровую, духовно.
Источник