Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
Светлана Пырьева
Незрелость нервной системы у ребенка дошкольного возраста
Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга?
Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной 1,5-4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак,который отличает человека от животных:
– она выполняет и регулирует множество функций,от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга.
Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что бьет детей. Эта реакция является следствием непонимания ребенком некоторых ситуаций, в результате чего он ведет себя «как малыш». Ребенок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжелыми.
Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорожденных детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят:
– сложное протекание или патология беременности;
– преждевременные роды, тяжелое родоразрешение;
– воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.
К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания.
Признаки «незрелости» нервной системы новорожденного:
– беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;
– частый немотивированный крик;
– изменение мышечного тонуса;
– дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;
– цианоз (синюшность) носогубного треугольника;
– «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);
– поперхивание во время еды и питья;
– нестабильность внутричерепного давления;
Кроме того, ребенокбурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т. д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребенок пуглив, всего боится.
Согласно статистике, дисфункция головного мозга (ММД, минимальные мозговые нарушения, или ППЦНС, перинатальное поражение центральной нервной системы) диагностируется у каждого 5-го ребенка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии).
По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:
– нарушения координации движений;
– повышенная нервозность;
Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР, слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.
При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.
Несомненно, нужны специалисты. Кто?
– Невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы).
– Педиатр (оценивает психическое состояние ребенка, исключает наличие воспалительных заболеваний).
– Психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы).
– Логопед (определяет уровень развития речи или нарушения ее формирования).
ЭЭГ (главная цель – поиск судорожного элемента);
УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);
ВП – метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;
Что делать? Как помочь?
1. Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас.
70% детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.
2. Основные направления при лечении – психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей.
– Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведется динамическое наблюдение за ребенком.
– В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.
– Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.
– Необходимы соблюдение четкого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.
– Коррекция двигательной активности ребенка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК, массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов, упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).
–Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм, БОС-миотренажер, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).
3. Воспитание в семье ребенка с «незрелостью»предполагает:
– Единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь.
–Совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание, клеение. Семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки.
– Поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения.
– Разделение работы на более короткие, но частые периоды (5-10-15 минут работы, 5 — перерыва, использование физкультминуток.
– Собранность и спокойствие родителей.
Верьте в своих детей! Не опускайте руки и трудитесь.
Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.
Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.
Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.
Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.
Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.
Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра — ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.
Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого — педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Источник
Задержка развития у ребенка до 3 лет
Кто в группе риска?
Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.
Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.
Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.
Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.
Задержки моторного развития
ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.
Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:
А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;
Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.
В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов
Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).
Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.
Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.
ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.
Задержки психоречевого развития
Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:
Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;
Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;
Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);
Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;
Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.
Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)
Самое главное о задержках развития у детей:
Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.
Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:
Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;
Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;
Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;
Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.
Источник