- Сравнения. Творительный сравнения
- Сравнение в форме творительного падежа
- Что такое творительный сравнения? Какие можно привести примеры?
- Стилистических возможностях для существительных творительный сравнения
- Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
- Сравнение — стилистическая фигура речи
- Способы создания сравнения
- Примеры сравнений из художественной литературы
- Видеоурок: «Изобразительные средства языка: сравнение, метафора»
- Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
- Что такое сравнение
- Способы создания сравнений на примерах
- Сравнительные предлоги
- Существительные в творительном падеже
- Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- Слова «похожий» и подобный»
- Примеры развернутых сравнений
- Примеры устойчивых сравнений
- Комментарии и отзывы (2)
Сравнения. Творительный сравнения
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например: Встала радуга над рожью, как огромные ворота. В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.
Прочитав «Зеленое лукошко», определим его основную мысль (две первые строки, они же повторяются как 10-я и 11-я). Справедливость основной мысли далее подтверждается доступными детям примерами.
ЗЕЛЁНОЕ ЛУКОШКО.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
На кого похож наш ёжик?
Ходит, вьётся под ногами
Кот, похожий на тигрёнка.
Как раскрытый зонтик мамин,
Шляпка тонкого опёнка.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.
Вдаль уводит нас дорожка.
Там клубничная поляна,
Как зелёное лукошко.
Чем похожи животные и предметы, которые сравниваются в стихотворении? Ежик и енот — небольшие лесные зверьки с острыми мордочками и носами. У тигренка и котенка — тупая мордочка; усы; длинное гибкое туловище; большой хвост, большие мягкие лапы, в которые втянуты острые когти; благодаря таким лапам и тигренок, и котенок могут бесшумно ходить, подкрадываться к своей жертве — добыче, совершать при этом огромные прыжки в длину. Кроме того, котенок, который нарисован в учебнике, похож на тигренка еще и своей окраской: он такой же полосатый, как тигренок.
Так же подробно устанавливается сходство и других парных предметов. Примечательно, что на раскрытый зонтик похож не любой гриб, а именно опенок: у него ножка — длинная и тонкая, как палка зонтика, на которой укреплен каркас, обтянутый материей; шляпка опенка внутри полая (пустая), как и «купол» зонтика; пластинки на шляпке опенка напоминают «ребра» каркаса.
А почему радугу можно сравнить с воротами? У радуги — два конца в противоположных сторонах, справа и слева; у ворот — две опоры, тоже в противоположных сторонах, справа и слева; радуга может то появляться на небе, то исчезать; ворота могут быть то закрытыми, то открытыми.
Сравнение в форме творительного падежа
По урокам чтения в начальных классах абсолютному большинству детей известна одна форма выражения сравнения — сравнительный оборот с союзом как; от нее и отталкиваемся, доказывая, что сравнение может быть выражено и другими средствами языка, например именем существительным в форме творительного падежа. В этом — смысл замены творительного сравнения сравнительным оборотом с союзом как и наоборот. Попутно ведется необходимая словарная работа и аргументация сравнений.
1) Луна скользит, как блин в сметане. Луна по форме напоминает блин, а белые облака по цвету и «мягкости», расплывчатости — сметану.
2) Листва летела, как звездопад. Звездопад — обильное падение метеоров. Метеор — раскаленное тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли из межпланетного пространства. Падающие листья сравниваются с падающими метеорами — по цвету их, обилию, движению; или листопад сравнивается со звездопадом (осенним).
3) Уж озимь яркая блеснула, как изумруд. Озимь — всходы ржи и пшеницы осенью, под зиму-Изумруд — драгоценный прозрачный камень светло-зеленого цвета. Всходы озимых культур сравниваются с изумрудом по их светло-зеленому цвету и блеску (особенно на солнце).
4) Как золото, сверкает на солнце дождь летучий. Дождь, идущий при солнце («летучий»), сравнивается с золотом: если дождь идет при солнце, то его капли блестят, сверкают, как золото.
Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора.
Монолог — речь одного лица.
Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Сравнение может быть выражено именем существительным в форме творительного падежа. Такой способ выражения сравнения называется творительный сравнения.
Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них творительный сравнения. Расскажите, что с чем сравнивается в каждом случае. Почему такое сравнение возможно?
Источник
Что такое творительный сравнения? Какие можно привести примеры?
Творительный сравнения — это существительное в форме творительного падежа, которое выполняет роль сравнения. Сравним:
Глухарь, как камень, с громким стуком упал с ветки в заросли.
Глухарь камнем упал с ветки в заросли.
Обычно такое завуалированное сравнение не выделяется запятой. Оно широко используется в художественной литературе как средство для воссоздания образной картины, для усиления воздействия на читателя.
Примеры творительного сравнения в художественной литературе.
Замечательно, образно и зримо пишет о природе родного края русский писатель К. Паустовский:
Мастерски использует в своем творчестве наряду со сравнительным оборотом творительный сравнения писатель Ю. Яковлев:
А вот как художественно описывает писатель Юрий Нагибин с помощью сравнения и творительного сравнения мощный дуб, растущий в лесу:
В русском языке падеж — это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.
Слово период обозначает промежуток времени или длительность события, которое имеет признаки повторения. Широко используется в физике при описании периодических (повторяющихся) событий, например период колебаний.
Прокаженный — человек больной проказой. Раньше считался наказанными Господом за грехи и отвергался обществом.
Проказа(лепра) — кожное заболевание, также поражаются слизистые оболочки и нервная система.
Слово «прокаженный» также употребляется в смысле «изгой», духовно и морально павший человек.
Распространение чего-либо куда-либо, рост, поглощение пространства живыми существами. Экспансия бывает биологическая, культурная или политическая.
Биологическая обозначает рост организмов – развитие грибницы, например, или расширение границ обитания вида.
Культурная связана с культурой и её ценностями, обычаями, образом жизни – заимствование одной культурой черты другой. Для примера можно привести СССР, чьи культурные ценности (в противовес «западным») распространялись и на другие страны, вытесняя или изменяя их образ жизни и культуру. Куба – отличный пример такой экспансии (те, кто туда ездил, говорят, что она до сих пор выглядит как осколок Советского Союза, только жарко и говорят не по-русски).
Политическая экспансия – это завоевания. Поглощение большим государством маленьких вокруг него или частей других больших государств. Расширение границ страны. Империи очень любили этим заниматься, и СССР – не исключение. Расширение зон влияния Евросоюза – тоже пример экспансии.
Источник
Стилистических возможностях для существительных творительный сравнения
Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.
Узнаем, что такое сравнение в русском языке. Приведём примеры сравнения из художественной литературы.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
Он бежал быстрее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)
На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы . (И.С. Тургенев)
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Примеры сравнений из художественной литературы
С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье .
Но, как вино , печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Сравнения широко применяются в описании природы:
Внизу, как зеркало стальное ,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.
Раньше был он звонкий, точно птица ,
Как родник , струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье ,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
Видеоурок: «Изобразительные средства языка: сравнение, метафора»
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже; или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный как рак;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
- Бежать как на пожар;
- Смотрит как баран на новые ворота.
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Источник