Так как же творить благо?
Довольно часто употребляя в речи разные слова, мы не задумывается о их значении, а уж какую смысловую нагрузку они несут, тем более. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо».
Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности – это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей.
Итак, благотворить – это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли. Среди психологов есть такое понятие, как оказание помощи или проведение консультации только по запросу клиента. Это как раз и означает «творить благо».
Почему «творить» и почему ? Да потому что наивысшее проявление божественного в человеке заключается в творчестве. Рисуя на новых обоях в доме красным карандашом, маленький человечек таким образом проявляет творчество.
Подрастая и создавая свою картину мира, он рисует уже цветными карандашами на альбомных листах поздравительные открытки для родителей, снова проявляя творчество.
А в зрелом возрасте создает целые картины – шедевры, вновь проявляя творчество.
Каждый человек – это творец, в частности – своего счастья. Когда на прием к психологу приходит человек с раненой душой и рассказывает о своих проблемах, в этот момент он не может творить сам и просит помощи у специалиста. И вот именно здесь психолог начинает «благо творить». Творить добро и создавать пространство любви для возобновления радости, которое позволяет вновь человеку стать счастливым и творить самому.
Такое благо может создавать каждый человек, к которому обращаются за помощью.
А что же значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Тоже ведь в основе «благо». Неужели добро направляет в ад? Такое может быть, если…
Представьте ситуацию. Вы стоите на остановке и ждете транспорт. К вам подходит незнакомый человек и рассказывает, что у вас больное сердце, так как треугольник в области носа и подбородка имеет синеватый окрас, а именно этот признак говорит о том, что надо посетить кардиолога. В голове возникает сомнение – а, может, это правда? В этом случае добро, навязанное незнакомцем, направляет в ад.
Если рассмотреть позицию незнакомца, то он вроде бы имел исключительно благие намерения. По образованию он врач, увидел ярко выраженную симптоматику сердечной болезни, подошел и порекомендовал диагностику. Разве не благо?
Но с другой стороны, вы разве его об этом просили? Готовы ли вы были услышать про свое больное сердце или повышенное давление? А общаться вообще желали? Теперь вместо того, чтобы ехать по делам, вы будете весь день думать только об этом, мысль не покинет вас, пока вы не доберетесь до кардиолога и не выясните, что с вами.
Бесконечная мысль об этой проблеме превратит жизнь в ад. Вот вам и «благими намерениями выстлана дорога в ад». На тебе!! Хотел, не хотел – получи!! Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.
Можно сделать вывод, что отличие «благо творить» от «благими намерениями выстлана дорога в ад» в том, что одно явление происходит исключительно при проявлении свободной воли того человека, на которого сия благотворительность направлена, по его желанию и согласию, а второе нет. Второе – это вмешательство в личное пространство, наперекор воли человека.
Различайте эти понятия, формируйте только хорошие намерения для себя самого и творите благо для других лишь по их просьбе.
Автор: Bиктopия Литвинчyк
Просмотров страницы: 2954
Источник
Конспект урока по грамматике нравственности «Что такое «благо» и стоит ли его творить?»
план-конспект по теме
Конспект урока опубликован в сборник материалов из опыта экспериментальных школ, выпуск №5, изд. Информационно-издательский центр ООО «Союз-М», 2012г стр. 37
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_8_klass.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое «благо» и стоит ли его творить?»
(Урок по курсу: «Грамматика нравственности» в 8 классе)
Данная тема курса «Грамматика нравственности» изучается в разделе «Главные понятия морали» и является важным звеном в усвоении таких понятий как «добро» и «зло», с которыми учащиеся начали знакомиться в начальной школе. Знания о добре и зле даются на новом, более сложном витке морального познания и являются одним из главных направлений функционирования общества и входят составной частью в общий стандарт обществоведческих знаний. Этой теме уже предшествовали уроки «Добро и зло в истории человечества», «Добро и зло в разные эпохи», данные уроки готовят детей к усвоению моральных понятий. Урок способствует формированию нравственных качеств, которые влияют на совершение человеком благих дел.
Цель: раскрыть значение понятий «благо» и «благотворительность» и других однокоренных слов.
- Объяснить, с какими сторонами общественных взаимоотношений согласовываются эти понятия.
- Показать, что только нравственные качества влияют на совершение человеком благих дел.
- Способствовать развитию таких умений, как выслушивать аргументы, уметь возражать оппоненту, высказывать свою точку зрения.
IV. Восприятие учебного материала «Моё утверждение о том, что то, что я делаю, не есть нечто бесполезное и не есть зло , а есть благо для других, является, поэтому главным условием моего счастья.» — Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого? — Что для писателя являлось главным условием счастья? — Как вы понимаете слово « благо »? — Какие благие дела вы совершили на этой неделе? — Так ли необходимы они в вашей жизни? — Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «благо» и стоит ли его творить?» 1 ) Лексическое значение слова -Прежде, чем рассуждать о благе, давайте узнаем о значении этого слова. «Отойди от зла и сотвори благо» Выражение возникло из Библии: «Уклонился от зла и сотвори благо» (Псал., 36, 27). БЛАГО ,-а, мн. Блага, благ, благам, ср. 1 . только ед. Добро, благополучие (высок.). 2) Образование родственных слов — В древности, когда благодарили, произносили пожелание: спаси (тебя) бог! 1) какое современное русское слово для выражения благодарности образовалось из этого пожелания 2) из каких двух слов образовалось одно слово, которое значит «дарю добро» Работа в группах. — Много однокоренных слов связаны со словом «благо». — Подберите однокоренные слова к слову «благо» — Что обозначают эти слова? На доске появляются слова, составленные детьми : б лагодеяние, б лагоразумие, б лагосостояние , б лаговоспитанный , б лагонадежность , б лаготворительность , б лагородство. Благодеяние – доброе дело, услуга, помощь, покровительство . Благоразумие – качество характера, ориентирующего человека на достижение максимального собственного блага (счастья) . Благосостояние – степень удовлетворения определенных потребностей человека: обеспеченность материальную и духовную . Благовоспитанный – умеющий вести себя в обществе, обладающий хорошими манерами . Благонадежность – ответственный, уверенный . Благотворительность – оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается . Благородство – возвышенность мотивов поведения человека, добрые проявления сущности человека . 3) Объясни высказывания: «Выражаю свою благодарность»; — Откуда произошл и это высказывани я ? В Средние века понятию «благородный человек» соответствовал синоним «знатный человек», но уже тогда люди понимали, что благородство выражает не показатель знатности или богатства, а проявление человеком высоких нравственных качеств, из которых вытекает благородство духа. В идеале рыцарем раннее Средневековье мог стать любой, даже не знатный человек, проявивший себя во имя блага своего народа. — Какими нравственными качествами должен обладать благородный человек? (Совесть, честь, смелость, доброта, достоинство, справедливость. ). — Приведите примеры благородного поступка. «Трудиться на благо человечества или на благо семьи». (Открытие новых лекарств, изобретение техники, помощь бедным странам, помощь в чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, катастрофах; помощь родителям, близким людям) . Хочется добавить, что это безвозмездная помощь. 4) Работа с текстом Ярким примером трудиться на благо семьи является рассказ Е.Цымбургской «Руки». ( Ч тение и обсуждение рассказа о взаимопомощи братьев) . — Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? — В чем проявилось благо? — Как повлиял поступок брата на жизнь семьи? — Каждый человек способен совершить такой поступок? — Какими качествами должен обладать человек способный совершать благие поступки? Нередко можно услышать слово «благо» в качестве пожелания: «Всех вам благ!», «Благодарю вас» . ( Их ж елают знакомым, родным, да и просто хорошим людям) . 5) Работа в группах ( Ч тение, обсуждение рассказа) . -Прочитайте рассказ «Поддержка» Е.Цымбургской Есть люди, которые вершат благие поступки для незнакомых людей, чтобы их поддержать. Примером такого поступка является рассказ «Поддержка». — Как вы оцениваете поступок слепого человека? — С какой целью он его совершил? (во имя жизни другого человека) Многие находят смысл своей жизни в удовлетворение своих материальных потребностей. Они ни о ком не беспокоятся, самое главное, что бы им было хорошо, а что будет с остальными людьми им наплевать. Такие говорят: «Мне хорошо, а после меня хоть потоп…» “История благотворительности” История не оставила нам имени первого спонсора или благотворителя, но мы смело можем утверждать, что начинание это давнее. Цари, богатые землевладельцы и купцы издавна проявляли свою щедрость и покровительство, одаривали бедных, строили храмы и устраивали празднества. Среди первых, чье имя в истории прочно связано с благотворительностью и даже стало нарицательным – Гай Цильний Меценат, приближённый императора Августина, поверенный в его политических и дипломатических делах. Этот римлянин в те ещё стародавние времена очень хорошо осознавал возможности искусства в формировании общественного мнения и помогал бедным музыкантам, поэтам. А как обстоит дело в нашей России? Корни российской благотворительности лежат в самом основании и развитии российского государства. Начало положил царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций в 1775 году. К 1860 году таких организаций было около 100, за тридцать последующих лет их число перевалило за 2000, а к 1902 году их было ужеболее 11 тысяч. 25 % этих организаций финансировалось из государственной казны, остальные – из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований. Благотворительность по-русски имела свой, ни с чем не сравнимый характер: основная масса российских благотворителей на рубеже XX века были купцами. Наставляя младших братьев, известный богач, купец и меценат П. Рябушинский говорил, перефразируя французскую поговорку “знатность обязывает” в “богатство обязывает”. У всех на слуху до сих пор фамилии Третьякова, Мамонтова, Морозова. -Приведите примеры известным фактам благотворительности. ( Сб ор денег для мальчика, у которого рак крови; сбор вещей, продуктов для жертв разрушений, пожаров и т.д. ). Но иногда в заботе нуждаются памятники культуры. Экологическая защита необходима природе. Люди, выезжающие в районы бедствий, эпидемий, катастроф жертвуют не деньги, а тратят на это свои силы, время, здоровье, — всегда пользуются неизменным уважением и признательностью со стороны общества. — Приведите примеры известных вам фактов благотворительности. ( П ередача частных коллекций государственным музеям; реставрация, возведение храмов, церквей; реставрация памятников участникам Вов, благотворительные концерты, в качестве сбора денег для больных людей; помощь в строительстве; покупка подарков, продуктов питания, организация отдыха детским домам и т.д.) . Есть еще вид благотворительности – это волонтерство. — Объясните это понятие. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим — Где помогают волонтеры? (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы). — Мы рассмотрели самые различные стороны деятельности человека, связанные с понятием «благо». — Что включает в себя это понятие? ( В ыстраивается схема на доске) : Работа в группах. — Обсудите, какие проблемы могут встретиться на пути благотворителя? ( зависть, осуждение недругов (больше всех надо), насмешки малообразованных людей, черствость сердец, злоба, ненависть) — О каком нравственном понятии мы сегодня говорили на уроке? — Стоит ли творить добро, благо? — Какие понятия ближе вам, связанные с понятием «благо»? Во все времена были люди, которые не жалели жизни во имя блага других людей. Мы с вами тоже живем благодаря людям, которые защитили мир от фашизма. — Как люди выражают свою благодарность? — Есть особое счастливое состояние, которое может испытывать человек – благодать. Я желаю вам испытать это состояние и желаю вам всех благ ! Напишите письмо-поддержку больному ребенку или сочинение на тему: «Во благо всего человечества» Источник «Благо» + «Творить»Благотворительность как феномен, на мой взгляд, является полезной не только тем, кому через благотворительность оказывается помощь, но также (а может и в большей степени) тем, кто эту помощь оказывает. Ведь не случайно, что история знает огромное количество примеров того, как успешные люди, занявшись благотворительностью, становились еще более успешными или (как минимум) не оказывались в ущербе. Невозможно всегда только получать, потреблять и жить только ради своего блага. Поэтому нам необходимо учиться жертвовать своим временем, имуществом, вниманием, своими силами, чтобы создавать равновесие в своей жизни. И каждый человек сам выбирает, каким образом быть полезным обществу. Но особенно важно, чтобы это происходило искренне. Это должно идти от сердца совершенно честно, осознанно и с любовью. Существует известная формула, смысл которой заключается в идее, что чем больше Вы отдаете, тем больше получаете. Поэтому важно помогать тем, кто нуждается в этой помощи, так как они осознают, что нуждаются, и потому будут благодарны за нее. Постарайтесь сделать для себя правилом каждый месяц делать минимум одно большое доброе дело. И вы почувствуете, как это изменит вас самих. Ведь не случайно, что благотворительность состоит из двух слов: «благо» и «творить». Соответственно, это означает, что человек, который занимается благотворительностью, делает благо как себе, так и окружающим. Более того, на мой взгляд, благотворительность — это благо в первую очередь для дающего. К слову, видов благотворительности может быть множество. Она может включать в себя волонтерство, бесплатную работу в бесплатных столовых, приютах для животных, передачу еды или одежды в дома для бездомных. Также это может выражаться в финансовой поддержке благотворительных фондов. Способов поддержки может быть множество. Исследователи выделяют несколько видов благотворительности:
Самый распространенный вид благотворительности — это частная благотворительность, которая выражается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, одним словом, самых разных ресурсов. Как правило, для благотворительных фондов именно такие частные взносы и являются источником основных поступлений. Помимо частной помощи реализуются коллективные или корпоративные благотворительные проекты. Это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов — собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. Также есть такой вид благотворительности, как филантропия. Это слово греческого происхождения (philanthropia), которое означает любовь к людям. Вроде бы, филантропия — это почти синоним благотворительности, но вернее говорить, что филантропия — это разновидность благотворительности. Любое проявление филантропии является благотворительностью, однако не любая благотворительность — это филантропия. Например, помощь животным или сохранение редких видов растений — это благотворительность, но не филантропия, ведь она связана с помощью людям. Однако существует мнение, что помощь животным или науке, хотя и не является помощью напрямую человеку, тем не менее положительно влияет на общество и человека. В этом отношении меценатство, которое тоже является видом благотворительности, отличается от филантропии именно тем, что основной акцент делает на поддержке различных направлений культурной деятельности, а не на помощи непосредственно человеку. Например, меценаты поддерживают науки, искусства и прочие разновидности культурной деятельности. И даже если меценат помогает какому-то молодому ученому или гениальному поэту, то именно из-за той социально-культурной роли, которую эти ученые и поэты выполняют. Получается, что главной мотивацией мецената является не просто помощь нуждающемуся человеку, а развитие социально полезных видов культурной деятельности. Источник |