Что значит цыгане котляры

Путешествия по Цыгании. Котляры

Если вы цыган, то вы всё уже знаете, и можно вообще дальше не читать.

А если нет, то котляры, чтоб вы знали, это такое особое цыганское племя, которое гордится тем, что именно в одном из их таборов жил Пушкин. И написал потом про это поэму. Поэму никто не читал, но Пушкина котляры любят всё равно. В одном котлярском доме писателем Димой Фалеевым даже была обнаружена чудесная роспись стены с Пушкиным и табором.

Мой муж — котляр. Когда я об этом говорю каким-нибудь другим цыганам, они на меня смотрят очень сочувственно. Я не знаю, что уж там обычно в семье у котляров — не жила — но мне нормально, он у меня продвинутый котляр. У него полтора высших образования и русская мама. Увы, русская мама не сумела перебить кровь цыганского папы. Мой муж в разговоре машет руками и понтуется, а ещё он мечтает вставить себе золотые зубы и ходит на работу в ярко-красной рубашке под пиджак, смущая этим разного рода принимающих редакторш и прочих корректорш.

Вообще, отца мой муж видел последний раз в очень глубоком детстве, потому что сейчас его отец живёт с третьей или четвёртой женой в городе Дрездене и водит по Евросоюзу грузовики. Однако у цыган бесхозные дети не пропадают. Судьба сложилось так, что муж мой в детстве учился в одном классе с цыганским мальчиком (что неудивительно, потому что дело происходило в Туле, там много цыганских мальчиков). Одноклассника звали Арсен Чеботарёв, и его дядя был шапочно знаком с мамой моего мужа. Вот этот дядя, по паспорту Андрей, а по-цыгански не знаю, и вернул моего мужа в лоно цыганской культуры, постоянно о ней рассказывая и всё такое.

Читайте также:  Что значит фланцевый трансформатор

А теперь он красные рубашки носит и мечтает о государстве Романистан.

Плеханово — это такое место, где живёт много-много цыган, а также русские бабушка и дедушка моего мужа. В частном доме. Когда муж был маленьким, он у них частенько бывал. Ему очень запомнилась одна котлярка-соседка, вся такая цыганистая цыганка, в платке и при фартуке. Каждый раз, зайдя в гости, она говорила:

— Валь, купи рояль!

Валя — это мужнина бабушка.

— Валь, ну, купи рояль! Чё он у меня стоит.

Мой маленький муж однажды спросил:

— Ба, откуда у тёти Раи рояль?
— Так она же Институт Культуры закончила.

А рояль тётя Рая потом так отдала. С цыганами главное очень долго торговаться, тогда не прогадаешь.

Плеханово муж вообще вспоминает с большой нежностью.

— Если там твои сраные московские цыгане появятся на своих тонированных Волгах, их сразу камнями забросают.

В его голосе добавляется умиления:

— И меня тоже забросают.

Впрочем, когда он последний раз там был — не забросали. Наверное, потому, что он был без машины. Чутко оглядели лицо и спросили: чей?

— Минайчев я, Сашка.

Минайчев! Двое братьев Минайчевых когда-то основали плехановскую общину, и цыганские головы со значением кивают: Минайчев, Сашка.

В одном котлярском таборе под Петербургом живёт цыганский писатель. Если по паспорту, то Олег Петрович, причём Петрович — это фамилия. Если по-цыгански, то он Мурша из табэра (т.е.клана) Сапорони. У него три класса образования. Он однажды сел и написал книгу. Вы уже представили себе тонкую брошюрку, отпечатанную на свои средства, полную кривых фраз и с проходным сюжетом, да?

Зря, между прочим.

Он взял и написал большую книгу. В двух частях. Разбитую на главы. Не без литературного стиля. Книга вообще задумывалась просто как мемуары: о дедушке, отце, о нём самом. А получился документальный роман, со множеством сюжетных линий, с лирическими отступлениями и историческими справками.

Книга потом пережила два издания: одно своими силами, а другое настоящее, профессиональное, в красивой твёрдой обложке. Называется «Бароны табэра Сапорони».

Знаете, что самое странное в этом?

КНИГА НЕ В СТИХАХ.

То есть котляры, они в этом отношении какие — они могут посмотреть футбольный матч, потом прийти домой, сложить балладу с подробным описанием событий в художественной форме и спеть её тем, кто тоже хотел посмотреть матч, но не смог.

Это нормально. Это по-котлярски. Если бы Мурша из клана Сапорони написал свой роман в стихах — никто бы не удивился.

А он взял — и в прозе.

Я читала эту книгу. Это действительно потрясающе. Особенно мне понравился специфический авторский приём: ну случай каждой смерти родственника у Петровича нашлась забавная байка в тему. Я считаю, он гений.

Был ещё такой котлярский писатель, Матео Максимов. Кочевал, посуду ресторанам чинил. Женился. Потом бац, и в Испании началась гражданская война. Нацисты против коммунистов. Поскольку цыган били отчего-то те и другие, табор Максимова ушёл во Францию. А там бац! Вторая мировая война, Франция сдалась войскам Гитлера. Цыган, натурально, в концлагерь посадили. Еды не давали, потому что дармоеды и паразиты. Но французы, они добрее немцев, так что они женатых мужчин выпускали из лагеря на заработки, под залог жён и детей. Артисты и всякая интеллигенция от такой системы, естественно, сразу поумирали, потому что в войну всем на великое цыганское искусство было срать. А котляры ничего, похудели, но выживали: ремонт, он всегда людям нужен. Главное было, умудриться найти того, кому ты или твои товарищи ещё ничего не отремонтировали. Приходилось учиться быстро ходить на дальние расстояния.

Максимов, натурально, охрану спрашивал: за что вы нас тут держите, милые люди? За то, говорят, что вы паразиты и тунеядцы, зло австрийской армии и вообще люди некультурные. Ну и Максимов так понял, что если он докажет, что культурный, то его из лагеря отпустят. И стал писателем. Для чего сначала научился читать и писать по-французски. Котляры — они такие, им чему-нибудь выучиться — раз плюнуть, было бы желание. С другой стороны, желание у них возникает довольно редко, потому что обычно это очень довольные жизнью люди. А то бы они Землю завоевали, точно.

Короче, он стал писателем. Из лагеря его, правда, не выпустили, но, когда война закончилась, он этим серьёзно зарабатывал, потому что его книги от удивления перевели на кучу европейских языков и покупали в разных странах.

Источник

Кэлдэрары: почему цыгане-котляры презирают гадалок, воров и попрошаек

Не все цыгане одинаковы. Их общины разбросаны на огромном пространстве, и жизнь в них тоже течёт очень разнообразная. Среди них есть народность (этническая группа) Кэлдэрары, которая совсем не похожа на устоявшийся в массовой культуре образ конокрадов и мошенников.

Кэлдэрары – это не кочевые цыгане. На протяжении всей истории они имели стабильное ремесло и стремились закрепиться на территории, основать стабильное общество. Кэлдэрары презирают гадалок, воров и попрошаек, из-за которых о цыганах пошла дурная слава.

От имени ремесла

В России и на Украине Кэлдэрары называют себя котлярами. Название пошло от рода деятельности, которым они занимались почти весь XIX век. Это обработка металлов, лужение и пайка металлических изделий, в основном котлов.

Этническая группа сформировались на территории Румынии и расселилась во многих странах восточной Европы и в России. Кэлдэрары есть даже в обеих Америках.

По поводу происхождения цыган как таковых историки до сих пор не пришли к единому мнению. Современные изыскания базируются на гипотезе немецкого ученого Грельмана, который ещё в конце XVIII века назвал родиной цыган Индию. О том, какая именно народность этой многонациональной страны решила кочевать в сторону Европы, споры не утихают и по сей день.

По одной из гипотез цыгане — потомки индийской касты «дом». Эта каста и сегодня есть в Индии, её члены занимаются кузнечным ремеслом, пением и танцами. Особенно охотно цыгане селились в многонациональной Румынии, где поначалу к ним относились весьма толерантно. Но постепенно политика румынских князей менялась, и уже в четырнадцатом цыгане оказались в рабском положении.

Именно в Румынии сформировались профессиональные сословия цыган: – Кэлдэрары (медных дел мастера);

– Бояши или лингурары (ложечники);

– Урсары (занимались дрессировкой медведей);

– Фьерары (кузнецы и «подковари»).

Кэлдэрар, как и другие цыганские народности, притесняли на протяжении всей истории. Выделявшиеся смуглой кожей, сохраняющие национальный колорит и обычаи, они становились объектом ненависти всякий раз, когда наступали трудные времена. Цыганам приписывали колдовство, язычество, заговоры и другие грехи. Их сгоняли с насиженного места и вынуждали кочевать дальше. В результате многие группы действительно начинали заниматься мелким криминалом, главным образом, чтобы выжить.

Впрочем, были и светлые времена. В 1432 году король Венгрии Сигизмунд Люксембург освободил от налогов цыган (в том числе кэлдэрар), занимающихся обработкой металлов. В этом был чисто практический смысл, ведь они делали пушечные ядра, мечи, доспехи и конскую сбрую, столь необходимые в постоянных войнах. Когда Балканы были завоёваны мусульманами, многие ремесленники осталась, поскольку их труд был востребованным в пограничной зоне.

Котлярами кэлдэрары стали уже в России. Они не бросали своих традиционных занятий вплоть до революция 1917, успев к этому времени выбиться в люди. Котляры никогда не были маргиналами, но часто страдали из-за стереотипов, которые появились из-за криминальных занятий соплеменников. Впрочем, однажды такое родство даже выручило.

Революция ударила по наиболее состоятельной и образованной части котляров. Зажиточные цыганские семьи нередко бросали своё имущество и уходили в кочевье, так как кочевых цыган во время Гражданской войны не трогал почти никто.

Советский период также был отмечен гонениями всех цыган, в том числе и котляров. При этом они умудрились не раствориться и сохранить национальную идентичность. Они и сейчас продолжают жить традициями своих предков.

Посетив одну из общин котляров в Тверской области, журналист Елена Шерова в репортаже «Ромалы с продолжением» говорит так: «Сейчас цыгане находятся в бедственном положении. Денег не хватает катастрофически, но хуже всего, что практически нет работы. Если при Советском Союзе цыгане были заняты в колхозах и совхозах, то сейчас работы носят, скорее, временный характер. Они и сейчас занимаются тем, что умею: строительством и производством металлоконструкций. Но при условии, что мужчина единственный добытчик в семье, а семьи большие — по 10-12 человек, денег, естественно, нужно немало. К тому же работать на предприятия цыган берут очень неохотно».

Источник

Как живут тверские цыгане-котляры, чем зарабатывают и как появились в Тверской области

Цыганский поселок под Тверью , что на Кимрской трассе, давно оброс слухами и негативными историями. Здесь живут цыгане-котляры. Так их называют по роду занятий — мастера по работе с металлом.

Цыгане-котляры – наиболее заметная цыганская группа в России . Они живут в больших общинах, занимаются ремеслом, а женщины очень ярко одеваются.

Чем сегодня живут тверские цыгане и откуда они здесь появились, корреспонденту ТИА рассказала старшая по табору – жена барона Лариса Ристовна Петрович .

Лариса Ристовна – типичная пожилая цыганка — голос с хрипотцой, темные волосы с сединой и строгий взгляд. Из одежды – традиционный платок (его замужняя женщина обязана носить всегда), темная кофта и, конечно же, несколько пышных юбок.

Несмотря на договоренности, встретила съемочную группу Лариса Ристовна не очень доброжелательно. Женщина не была рада журналистам, говорила, что и без нас у них проблем хватает. А тут мы приехали со своими вопросами. Сразу стало понятно, характер у нее не из легких.

— Нам не верят, работу не дают, полиция задерживает. А мы жить хотим спокойно.

Слова женщины подхватили и другие обитатели большого дома. Дочь хозяйки Алена на мобильном телефоне показала фотографию сотрудника полиции, рассказав, что в этот День города он испортил настроение ей и ее семейству.

— Мы тоже люди и хотим погулять на празднике. Мы никого не трогали и шли по ул. Советской, а он нас задержал. Почему такое отношение, неужели мы не имеем права присоединится ко всем и погулять на Дне города?!

История с задержанием завершилась благополучно, всех отпустили. Выговорившись вдоволь, Лариса Петрович любезно согласилась всё же ответить на наши вопросы, не зря же мы приехали.

Цыганский поселок переселенцы основали на пустом месте в 60-х годах

Сегодня цыганский поселок в Отрадном насчитывает 40 семей.

— Сюда мы приехали в 1963 году из Донецка . Сначала четыре года жили в Славном, что по Бежецкой трассе, а потом переехали сюда, когда мой свекор взял участки, мы тут поселились и стали постоянно жить. Приехали сюда 10 семей. Потом стали вырастать дети, внуки, семьи ширились, рос и поселок.

Донецк покинули, потому что там украинцы, разговор у них украинский, а мы больше по-русски общаемся. В Славном в колхозе работали, зерно собирали. Мужчины работали, а женщины с детьми сидели. У нас же детей много — по 6-10 в каждой семье.

Сюда приехала с двумя детьми. Всего у меня шестеро. У меня дочки замужем, сыновья женаты. Они уже бабушки и дедушки. А сколько внуков и правнуков, я не могу их сосчитать. Уже правнуки женятся.

Жизнь без барона

Лариса Ристовна стала старшей по табору с тех пор, как несколько лет назад скончался ее супруг – барон Мурша Петрович . В 2012 году, кстати, ТИА общалось сМуршой Григорьевичем. Пожилой барон рассказал тогда о нелегкой судьбе табора, про обвинения в распространении наркотиков и мошенничестве.

После смерти мужа главной в семействе стала Лариса Петрович . К ней и за советом приходят, и за благословением. По словам женщины, табору барон нужен, а выбрать его нелегко. Кто станет главным – время покажет.

Сегодня жизнь у молдавских цыган – котляров кардинально изменилась.

— Котляры от слова «котлы», это железо. Наши мужчины все время занимались железом, делали котлы, емкости варили, заборы железные – это их основная работа. А сейчас металл дорогой, недоступный стал. И теперь наши мужчины стали заниматься деревом, ремонтируют дачи, строят, делают окна, двери в домах. Они у нас без работы не сидят. Они кормят семьи. А еще они выступают, поют на праздниках, свадьбах, юбилеях, в кафе и ресторанах.

А вот у женщин одно занятие – воспитание детей и создание уюта в доме. Исторически сложилось, что слабый пол не работает. Детей много, за ними присмотр нужен. Но в последнее время, говорит Лариса Ристовна , все изменилось, женщины работать хотят, а двери для них везде закрыты.

— Дочка купила книжечку санитарную и с другими женщинами пошла устраиваться на работу. В центре занятости были, вакансии им предлагали, много работы есть. Они идут к работодателю, а их не берут. Они же ведь цыганки. Уууу, украдет что-то, негатив сплошной!

Раньше они работали на птицефабрике в Рязаново, даже план выполняли месяцев пять, пока не закрылось предприятие. Начальник их принципиально взял, сказал, что посмотрит, как они работают, но больше их не взяли никуда.

На престижную работу рассчитывать тем более не приходится. У цыган образование только 4 класса. Как только выучились читать-писать, все – к жизни готов! А дальше работать и рожать детей.

Уж замуж невтерпеж — свадебные традиции тогда и сейчас

Замуж девочки в цыганских семьях выходят в 14-15 лет, так положено, так сложилось исторически. Жених может быть старше на 3-4 года, но не более, чем на 5 лет. Неравный брак запрещен.

В поселке живут все родственники – близкие, дальние, и чтобы не было кровосмешения, женихов и невест подыскивают в других таборах. Выбором занимаются родители. У детей нет права голоса. Они живут по принципу «стерпится, слюбится». Поживут, привыкнут, вот и любовь получится.

— Сватовство происходит так. Берешь бутылку-две водки, приезжаешь к родителям невесты, объясняешь, что мне понравилась твоя дочь. Если отец или мать невесты согласны, они дают добро. А бывает и против – не хотят и все, вот и уезжаешь ни с чем. Родители стараются искать, где семья нормальная, обеспеченная. Смотрят также, насколько хорошая семья и хорошие люди.

Когда сватовство удалось, приезжаешь домой, собираешь родственников, деньги, покупаешь все необходимое для свадьбы. Все расходы ложатся на плечи родителей жениха, начиная от стола и напитков и заканчивая нарядом для невесты. А родители невесты дарят девушке украшения, колечки, сережки, одеяла, подушки, юбки. Это и есть приданое.

Сама Лариса Петрович вышла замуж в 15 лет. Это был 1962 год. На архивных пожелтевших фотографиях в свадебном наряде сама Лариса , ее молодой супруг Мурша, ее мама, брат и сестра.

— Я тут такая счастливая, потому что такого жениха отхватила! Он играл хорошо на баяне, этим и поразил мое сердце. Он спокойный был, рассудительный, а я наоборот — шустрая такая.

Красивой мы были парой, прожили вместе 53 года. А вот на этой фотографии – свадьба моей старшей дочери в Твери . Свадебный наряд для девушки заранее не покупается. Он заказывается только тогда, когда принято решение о свадьбе. Вот как одеты невесты, очень простенько, венок восковый обычно. Такие венки мы заказываем, нам привозят. Дочке привезли из Пензы .

Котляры – православный народ, верующий. Родители благословляют молодых, желают хорошей жизни и здоровых детей. В ЗАГСе цыгане тоже расписываются, но уже когда супругам исполняется 18 лет, к этому времени в семье уже есть дети.

Свадьба – дело веселое, долгожданное и очень радостное. Ее гуляют целым поселком. Приезжают многочисленные гости, к накрытым столам зовут и прохожих.

Раньше, вспоминает цыганка Лариса Ристовна , гуляли скромно. Не было особых излишеств, заморских яств и вин.

— У нас свадьбы проходят очень интересно. Столы большие, народу много и 40, и 50 и 60 человек бывает, кто хочет тот и приходит. Даже русских, если проходят мимо, приглашаем к столу, угощаем. Двери открыты.

Готовим на стол голубцы. Если у вас фарш внутри, то у нас рубленное мясо, внутрь кладем перец, укроп. Баклажаны, перец, мясо тушатся в казане. Плов делаем с бараниной, шашлыки, всякая-всячина, колбасы, ветчины, сыры, мясные нарезки, фрукты, цветы. Это сейчас так.

А раньше все было проще. Тушили мясо с овощами 3-4 кастрюли и пиво в деревянных бочках и все! Я так выходила замуж.

Совсем недавно пожилая цыганка женила внука. Невесту Аленку привезли из другого табора. Гуляли всем селом. В цыганских свадьбах есть особенности, которых нет на русских. Мужчины и женщины сидят за разными столами, едят и пьют раздельно. Невеста может покушать, а вот пить алкоголь нельзя, ей и так весело.

Цыганка влюбляется в своего мужа, другого не дано

Брак по большой любви – это романтизм, фантастические истории из фильмов и книг, а жизнь – есть жизнь. Цыгане создают семьи не по любви, а по расчету. Главное, чтобы семья была хорошая, здоровая и с достатком.

— Цыганка влюбляется в своего мужа. Выходит замуж, влюбляется и живет. Ну куда там любовь, что родители выбрали, то и бери.

Отношение к изменам у цыган своё. Если мужчина гуляет – это нестрашно, он же мужик. А вот для женщины – позор и изгнание из табора.

— Мужчины наши с русскими крутят, но это ничего страшного. Цыганка должна перенести это испытание. Самое главное у нас, чтобы она не гуляла, а мужчина — есть мужчина. Пусть будет не в обиду вам, русские женщины гуляют не только с цыганами, но и с неграми, и с армянами, с кем хотят.

А у нас строго, даже если девочки с мальчиками живут в одной общине, гулять им нельзя строго-настрого, до свадьбы ни-ни.


Про обычаи

Женщины должны носить платок даже дома. Утром встала, расчесалась и надела. Это правило распространено только на замужних, быть простоволосой – большой грех.

Юбки – это отдельная история, их у цыганки три. Нижняя – как ночнушка или комбинация, затем сверху надевается еще одна – повседневная или праздничная, а затем фартук. Стирают юбки по-особенному: две нижние юбки нельзя стирать в общем корыте.

— Девочки до 13 лет ходят без платка, даже в брюках, а вот вышла замуж — и всё. Фартук я могу выстирать в любой посудине – в тазу, корыте. А вот задние юбки стираются отдельно. Ни с мужскими вещами, ни с какими-то бы ни было еще. Косыночки мы любые надеваем, из разных материалов и разных цветов. Национальные платья сами шьем или покупаем.

Цыгане очень любят праздники, особо чествуют и отмечают Рождество и Пасху. Даже елку наряжают на Новый год. По словам Ларисы Петрович , для них это нововведение. Раньше цыгане деревья в домах не наряжали, но по просьбе детей ввели у себя и такую традицию. Чего не сделаешь ради своих чад.

Примет у цыган много, как и правил. Откуда они взялись, сейчас уже никто не вспомнит, но если так делали предки, значит надо придерживаться этого и сейчас. Таков закон.

— Если стоит мужчина, разговаривает, задумался, просто стоит, то молодая женщина не должна перейти ему дорогу. Она должна остановиться и подождать, когда он пройдет. Иначе – грех.

Занимаются котляры и гаданиями. Судьбу смотрят по руке, раскидывают карты. Говорят, такой дар передается из поколения в поколение, но это не каждому дано.

Источник

Оцените статью