Что значит цифровая площадка

Что такое электронные торговые площадки?

ЭТП (Электронные торговые площадки) позволяют осуществлять сделки купли-продажи между предприятиями, проводить электронные торги и размещать информацию о продуктах и услугах. Рассмотрим виды ЭТП и их возможности подробнее.

Электронные торговые площадки — это сайты, на которых заказчики (государственные или коммерческие организации) размещают информацию о закупках, а поставщики (любые юридические и физические лица) в рамках конкурентной борьбы участвуют в объявленных конкурсных процедурах: подают заявки, делают ценовые предложения, заключают контракты.

В российской системе ЭТП можно выделить несколько направлений.

ЭТП госзакупок (торги по 44-ФЗ)

Все 9 площадок определены в результате специального отбора и работают по правилам, закрепленным в 44-ФЗ. На какой площадке проводить торги, решает сам заказчик. Для поставщиков аккредитация ЭТП госзакупок бесплатна.

ЭТП для закупок компаний с госучастием (торги по 223-ФЗ)

Перечень площадок для проведения торгов по № 223-ФЗ нигде не зафиксирован — их сейчас около 200. Сейчас активно обсуждается создание единых требований и, соответственно, сокращение числа таких площадок. Правила работы как для заказчиков, так и для поставщиков определяют сами площадки.

ЭТП для закупок коммерческих компаний ЭТП

Для коммерческих компаний проводить закупки в электронном виде — добровольное решение. Многие за счет этого оптимизируют расходы. Площадками для торгов коммерческих компаний часто выступают те же ЭТП, на которых проводят закупки компании с госучастием (по 223-ФЗ).

Читайте также:  Если под глазом опухло что это значит

ЭТП для продажи имущества предприятий-банкротов

На право проведения таких торгов комиссия Минэкономразвития аккредитовала несколько ЭТП, среди них:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «Российский аукционный дом»,
  • «СЭлТ»,
  • uTender и др.

На аукционах можно по цене ниже рыночной приобрести имущество обанкротившегося юридического лица или индивидуального предпринимателя:

  • недвижимость,
  • различную спецтехнику,
  • мебель,
  • автомобили.

Принимать участие в аукционах по банкротству может любой желающий.

Для всех указанных видов электронных площадок можно выделить общие принципы работы:

Отсутствие личного контакта между заказчиками и поставщиками

До завершения закупочной процедуры заказчик не имеет права требовать от поставщиков какой-либо идентификации. Анонимность обеспечивает конкурентную борьбу между поставщиками за получение контракта.

Юридическая сила сделок

Все документы в процессе электронных торгов — от аккредитации на торговой площадке до подписания контракта — визируются участниками электронной подписью. Это гарантирует юридическую силу документов.
На девяти аккредитованных площадках госзаказа используется только квалифицированная подпись, также как и на площадках для торгов компаний с госучастием, торгов коммерческих организаций и банкротов. Некоторые ЭТП с целью обезопасить себя от недобросовестных участников предъявляют дополнительные требования к сертификатам электронной подписи — например, наличие собственного идентификатора (OID).

Участвовать в электронных торгах можно из любой точки России — достаточно иметь выход в интернет и сертификат электронной подписи. Получить информацию о новых закупках, подать заявку на конкурсную процедуру и подписать контракт можно не выходя из офиса. Это помогает расширить географические границы бизнеса и увеличить клиентскую базу: заказчиком может стать любая компания, размещающая заказы на электронных торговых площадках.

Источник

Цифровые платформы

Цифровые платформы — это программные среды, в которых аппаратные средства интегрируются с прикладными решениями, повышающими эффективность всех сфер жизни общества.

Что такое цифровые платформы

Благодаря применению пакетов цифровых технологий работы с данными и упрощения схем разделения труда цифровые платформы позволяют снижать транзакционные издержки и выстраивать алгоритмизированные взаимовыгодные отношения контрагентов — субъектов экономики. Иными словами, платформы создают цифровую структуру рынков, устраняют посредников и сложные иерархические связи и распространяют инновационные бизнес-модели.

Основные типы цифровых платформ

Существует несколько типов цифровых платформ:

    инструментальные цифровые платформы, в основе которых находятся программные или программно-аппаратные комплексы (продукты), предназначенные для создания прикладных решений с использованием типовых функций и интерфейсов для обработки информации и с применением сквозных технологий работы с данными. Также цифровые платформы представленного типа включают функционал для отладки прикладных программных или программно-аппаратных инструментов. Примеры таких платформ — Java, SAP HANA, Android OS, iOS, Intel x86, Bitrix, Amazon Web Services, Microsoft Azure, TensorFlow, Cloud Foundry;

инфраструктурные цифровые платформы, связанные с экосистемами участников рынков информатизации, на которые выводятся ИТ-сервисы, использующие сквозные цифровые технологии работы с данными и доступ к источникам информации и применяемые в пределах экосистем. К платформам такого типа относятся General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrain-Аналитика», ЭРА-ГЛОНАСС (партнёрская программа);

прикладные цифровые платформы — бизнес-модели, предоставляющие возможности алгоритмизированного обмена ценностями между значительным числом независимых участников рынка. Транзакции при этом проводятся в единой информационной среде. В данную группу входят, например, Uber, AirBnB, Aliexpress, Booking.com, Avito, Boeing suppliers portal, Apple AppStore, AviaSales, Facebook, Alibaba, Yandex Taxi, Yandex Search, Predix Developer Network Appstore.

Также цифровые платформы различаются по группам участников и уровням обработки информации:

    инструментальные цифровые платформы объединяют разработчиков платформ и решений и проводят технологические операции по обработке информации;

инфраструктурные цифровые платформы объединяют поставщиков информации, разработчиков и операторов платформ, разработчиков и потребителей ИТ-сервисов и применяются для выработки информации для принятия решений на уровне хозяйствующих субъектов;

прикладные цифровые платформы используются для обработки информации о заключении и выполнении сделок между несколькими экономическими субъектами — поставщиками товаров, услуг, производственных ресурсов, их потребителями, а также операторами платформ и регуляторами.

В классификации цифровых платформ дополнительно выделяется подтип — отраслевые цифровые платформы, круг участников которых включает участников бизнес-процессов конкретных отраслей: производственные, торговые и сервисные компании, их заказчиков, а также государственные регуляторные службы. В технологическом плане отраслевые цифровые платформы представляют собой информационные системы для накопления, обмена и управления данными в структурированном виде, а также для вызова бизнес-функций с подключенными к ней через технологические интерфейсы информационными системами участников платформы.

Каждый тип платформ играет свою роль в цифровой экономике. Так, инструментальные платформы снижают себестоимость разработки программных и программно-аппаратных решений, а инфраструктурные и прикладные цифровые платформы сокращают издержки на каждую дополнительную единицу доступа, копирования и распределения информации, товаров или услуг.

Более подробно узнать о цифровых платформах, а также получить все необходимые для работы с ними знания можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.

Источник

Электронные торговые площадки: гид для начинающих

Разбираться с тем, что такое электронная площадка, приходится любому начинающему в сфере торгов специалисту. В помощь новичкам мы подготовили небольшой гид по разным видам торговых площадок

Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт, который обеспечивает взаимодействие заказчиков и поставщиков. Организаторы закупок размещают на нем условия закупки и требования к участникам. Процедура выбора прозрачна, критерии отбора победителей известны заранее.

На ЭТП поставщики ищут интересные им закупки, знакомятся с требованиями организатора и подают заявки на участие. Все этапы торгов проходят дистанционно, документы участник подает в электронном виде. Результаты доступны, их можно проверить и при необходимости обжаловать.

Не стоит воспринимать ЭТП в качестве дополнительного посредника. На практике работа через электронную площадку позволяет унифицировать требования на разных этапах закупки, сделать прозрачными действия организатора и участника, защитить обе стороны от мошеннических схем.

Все документы, которыми обмениваются участники торгов, должны быть подписаны квалифицированной подписью, что гарантирует юридическую силу документов и обеспечивает безопасность сделок.

Если вы только начинаете работать в закупках, читайте подробный и понятный материал о том, какая электронная подпись нужна для торгов.

В России электронные площадки делятся на несколько видов в зависимости от того, какой закон регулирует их работу и кто выступает заказчиком.

ЭТП для госзакупок

Площадок, которые проводят торги согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, всего «восемь плюс одна»:

К этой группе следует отнести еще одну площадку — ЭТП АСТ ГОЗ, на ней проводятся торги государственного оборонного заказа.

Заказчиками в торгах по 44-ФЗ выступают государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения: администрации городов, школы, больницы и пр. Поставщиком может быть юридическое или физическое лицо, включая ИП. Потенциальный поставщик не должен:

  • быть банкротом;
  • привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение от юридического лица в течение двух предшествующих лет;
  • иметь необжалованные налоговые задолженности;
  • быть аффилированным лицом заказчику;
  • принадлежать к оффшорным организациям.

На этих же федеральных площадках проводятся торги по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Для аккредитации на площадках для госзакупок необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) — она автоматически передает сведения в каждую из названных ЭТП. На сайте ЕИС хранятся сведения обо всех прошедших торгах, заключенных контрактах, недобросовестных поставщиках и пр.

Чтобы пройти регистрацию в ЕИС, необходимо:

  • зарегистрировать руководителя организации как физлицо на портале Госуслуги;
  • создать профиль организации с аккаунта руководителя;
  • создать профиль юридического лица или индивидуального предпринимателя в ЕИС и дождаться, когда организацию включат в Единый реестр участников закупок;
  • убедиться, что информация из системы дошла до торговых площадок.

Срок действия аккредитации — три года. ЕИС дает аккредитацию только для закупок по 44-ФЗ. Чтобы участвовать в закупках для малого и среднего предпринимательства, необходимо зарегистрироваться на нужной площадке отдельно.

ЭТП для закупок компаний с госучастием

Работу торговых площадок этого типа регулирует Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Сейчас насчитывается более 200 таких ЭТП. Главное отличие — тип организаций, которые выступают заказчиками. Организовать закупку по 223-ФЗ могут:

  • государственные компании и корпорации;
  • компании с долей государственного участия больше 50% и их дочерние структуры;
  • естественные монополии, такие как нефтегазовые компании, РЖД и пр.;
  • организации, которые относятся к регулируемой государством сфере деятельности, например, энергетика, коммунальные услуги, водоснабжение;
  • бюджетные организации, которые проводят закупку на средства безвозмездных перечислений, грантов или собственного дохода.

Поставщиком может быть любая организация или физическое лицо, у которых есть аккредитация на нужной ЭТП.

223-ФЗ определяет общий порядок проведения закупок, заказчики, в свою очередь, устанавливают алгоритм соответствующего способа закупки, требования к поставщикам и проводят процедуру с учетом регламента оператора электронной площадки.

ЭТП для закупок коммерческих компаний

Коммерческие организации тоже проводят закупки в электронном виде. Часто они используют для этого те же ЭТП, что и при торгах по 223-ФЗ. Но некоторые крупные компании создают собственные электронные торговые площадки, чтобы упростить закупки нужных им товаров, работ, услуг или провести торги по сбыту своей продукции.

Условия участия в торгах на таких ЭТП определяет компания-организатор. Главное, чтобы они не противоречили нормам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

За участие в коммерческой закупке потенциальным исполнителям придется заплатить.

ЭТП по банкротству

Торги по банкротству — особая процедура, которую регулирует Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Проводить торги по банкротству могут лишь некоторые ЭТП, в их числе:

Они помогают распродать имущество обанкротившегося юрлица или ИП — от мебели до недвижимости. Часть вырученных денег идет в счет погашения долгов, оставшееся получит бывший владелец.

Покупателем может выступить любая организация или частное лицо. Для участия необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись и зарегистрироваться на выбранной торговой площадке. Лоты аукционов находятся в открытом доступе, и участники могут изучить их описание, фотографии и запросить недостающую информацию у организатора.

Электронные торговые площадки не просто обеспечивают прозрачность и безопасность закупок, но и расширяют возможности как организаторов, так и участников. Найти нужную закупку, подать заявку на конкурс, представить документы и даже подписать документы можно без очного участия из любого уголка страны — достаточно получить сертификат электронной подписи.

Подробнее об электронных площадках для госзакупок эксперты Контур.Школы расскажут в ходе вебинара, из которго вы не только узнаете о всех нюансах участия в закупках на ЭТП, но и познакомитесь с определением и особенностями работы регионального электронного магазина.

Источник

Оцените статью