Что значит центральные образы

Значение словосочетания «центральный образ»

Значение слова «центральный&raquo

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к центр (в 1 знач.); являющийся центром, находящийся в центре. Центральные лучи. Центральная точка. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «образ&raquo

О́БРАЗ 1 , -а, м. 1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ.

О́БРАЗ 2 , -а, мн. образа́, м. То же, что икона. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приживаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «центральный&raquo

Ассоциации к слову «образ&raquo

Синонимы к словосочетанию «центральный образ&raquo

Предложения со словосочетанием «центральный образ&raquo

  • Так, например, роза, считающаяся символическим отражением любви и романтики в отношениях, будет центральным образом картины для медитации, помогающей встретить или сохранить эти чувства в реальном мире.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «центральный образ»

  • Таким образом , карнавал был смят, превращен в чрезвычайное, центральное событие этого вечера; по всем улицам спешили на площадь группы, а некоторые мчались бегом.
Читайте также:  Что значит педантичные люди

Сочетаемость слова «центральный&raquo

Сочетаемость слова «образ&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «образ&raquo

  • Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «центральный&raquo

ЦЕНТРА́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к центр (в 1 знач.); являющийся центром, находящийся в центре. Центральные лучи. Центральная точка.

Значение слова «образ&raquo

О́БРАЗ 1 , -а, м. 1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ.

Предложения со словосочетанием «центральный образ&raquo

Так, например, роза, считающаяся символическим отражением любви и романтики в отношениях, будет центральным образом картины для медитации, помогающей встретить или сохранить эти чувства в реальном мире.

Выберите тему и нарисуйте центральный образ вашей интеллекткарты.

Сказочностью красок они восходили к двум центральным образам, надо всем господствовавшим и все объединявшим.

Источник

Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Цвет Значение Скорость восприятия
Красный цвет Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание Высокая
Синий цвет Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей Средняя
Зеленый цвет Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) Низкая
Желтый цвет Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. Высокая
Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности Низкая
Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая
Голубой цвет Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте Низкая
Черный цвет Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ Средняя

Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.

Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью выполнения первого урока.

Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров.

Автор этой книги не раз встречал людей, которые вообще не признают создание интеллект-карт с помощью компьютерных программ и строят все свои карты на бумаге. Да и сам автор, хотя ноутбук для него давно уже стал частью тела, тоже иногда с удовольствием закатывает рукава, берет большие листы бумаги, карандаши, фломастеры, стикеры, скотч и начинает рисовать.

Потому что в этом методе есть свои замечательные преимущества (как и недостатки).

Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0.

Поэтому вам потребуются:

· чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;

· цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;

· стикеры, желательно разных цветов и размеров;

· скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.

Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой — можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.

Ниже приведен пример построения интеллект-карты «Отличный отдых летом всей семьей», на котором вы сможете увидеть, как была решена такая актуальная задача.

Алексей Башкеев, руководитель отдела аналитики, Incore Media

После того как на тренинге я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей.

Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат (см. рис. 2).

Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру.

Мы повесили эту карту на кухне и за лето перепробовали лучшие из перечисленных вариантов. Теперь мы составили подобную интеллект-карту и для зимнего отдыха!


Рис. 1.2. Результаты семейного мозгового штурма «Отличный отдых летом всей семьей?»

Как вы заметили, в интеллект-картах, нарисованных вручную, очень важны рисунки. Это существенно упрощает запоминание и восприятие информации, так как рисунки запоминаются надолго.

Часто на тренингах нам говорят: «Но мы не умеем рисовать!» Приходится постоянно доказывать, что это неправда. Что вы сделали в своей жизни раньше: нарисовали человечка или написали первую цифру? Раскрасили солнце или написали слово? К счастью, научиться рисовать гораздо легче, чем научиться писать. Мы умеем рисовать! Просто со временем мы прекращаем использовать эту великолепную возможность для записи информации. Давайте вспоминать и учиться заново!

Визуальная ассоциация на каждое слово у вас появится почти сразу же. Рисуйте именно эту ассоциацию! Потому что потом, вспомнив визуальный символ, ваше сознание легко достанет из бессознательного связанное с ним слово.

Интеллект-карты завоевали популярность во многих развитых странах. Но почему эта технология так работает? Почему подобный способ представления информации настолько эффективен? На каких принципах человеческого мозга основывается эта технология? Она основывается на двух принципах работы человеческого мозга.

Источник

Занятие 30. Поэтический образ. образное мышление

Воображение – это поток, который живёт внутри нас, Но человеку творческому хочется этот поток вы-плеснуть наружу, передать другим. И средства для этого есть. Это, во-первых, речь, во-вторых, искусство. Средства творческого самовыражения у человека появлялись постепенно: речь, музыка, живопись, театр, кино, виртуальная компьютерная реальность. Когда мы читаем поэтический текст, мы как бы видим в своём воображении «киносцены». Они отделяются от текста, обретают самостоятельность и мы способны взаимодействовать с ними, уже забывая о тексте. Эти «киносцены» и есть образы.
Можно с уверенностью сказать, что поэзия — это способ познания окружающего миpa при помощи образов и символов. Такой образный способ мышления свойственен всем — и детям, и взрослым, и перво-бытным дикарям, и образованным людям. Любое художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
Термин «образ» заимствован из древне — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении – картина. В греческом языке «образ» — (икона) — изображение.
Художественный образ является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, образно, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения.
Образ – самый существенный элемент поэзии, быть может, единственный, которому ничего не угрожает — ни время, ни поэтическая мода. Меняются течения и направления, темы и сюжеты, мотивы и настроения, меняются условности, но образ остаётся всегда, в непосредственной ли форме, в метафоре или, в сравнении Образ – кровь поэзии, как говорил Ян Парандовский. Образ, созданный настоящим мастером, должен быть откровением, выраженным свежими словами. Он должен выявлять то, чего ничей глаз до сих пор не замечал, должен содержать как можно больше ярких красок, быть полным и богатым, но ограниченным мини-мальным количеством слов. Слово – единственный материал поэтического образа, и от его силы, меткости и выразительности зависит картина, нарисованная поэтом. Как камень, брошенный в воду, поэтический образ должен расширять круг наших мыслей, охватывая всё большую сферу ассоциаций. Труд художника — нравственный подвиг, поскольку он осуществляет материализацию высших идей и конкретизацию абстрактных понятий.
Мысль бесконечна, а произведение искусства имеет границы в пространстве и во времени. Прообразы всех вещей могут восприниматься вне чувственного восприятия человеком, но они мыслятся, представляются. Именно эти нематериальные сущности являются прообразами материальных предметов. Они обладают гармонией и создают в нашем представлении понятие красоты. Человек, пытаясь осознать действи-тельность и понять свое место в мире, также вынужден мыслить в образах.
Художественный образ эмоционален, пристрастен, несет в себе качества мышления творческой личности. Возникает не отвлеченно, а спонтанно и сразу же приобретает конкретную, зримую форму. Любой поэт или писатель всегда художник, но свои картины он рисует при помощи слова.
Поэтический образ есть одна из важнейших черт, отличающих стихотворное произведение от прозаического. Вот простейшие примеры яркого поэтического образа:

«Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

«Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит»

Поэзия представляет собой образную литературно-художественная речь, и без образа она существовать не может. И пусть образность лишь часть художественного изображения действительности, но это её важнейшая часть.
Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть, а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно выразить свое отношение к увиденному. Научить человека видеть мир в поэтическом свете невозможно. Это способность зависит от характера человека и его окружения.
Главным в образе всегда является неожиданная деталь (мысль, штрих,), подмеченная автором и не ви-димая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте.
Первая, самая распространенная форма отображения образа — это простейший эпитет. Когда мы говорим «белый снег», то слово «белый» является просто эпитетом. Но если сказать «белая ночь», то слово «белая» — уже поэтический эпитет, т.е. становится образом. Поэтический эпитет, кроме определения (предметного или логического), дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения. Например, «сахарный снег», «белая ночь», « жидкая лунность». Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные («серп месяца», «чаша бытия», «меч-перо»).

Поэтический образ создают чувства и звучание души. Он рождается там, где есть образное мышление и дух творчества. Настоящие, влюбленные в профессию, мастера черпают вдохновение во всем, что их окружает и осознанно или подсознательно используют в работе все, что им интересно.

Создание поэтического образа

Поэтический образ способен создать только человек способный, фантазировать, мечтать, обладающий прекрасным воображением. Фантазия есть качество величайшей ценности. Напрасно некоторые думают, что эта способность нужна только поэтам. Ведь если бы ученые были лишены воображения, то навряд ли бы состоялись открытия в математике, физике и других науках.
Многие образы (но не все) создаются при помощи таких художественных средств языка, как метафора, сравнение, антитеза, оксюморон, гипербола, олицетворение.

Антитеза — Стилистическая фигура, «Сырой овраг сухим дождём
основанная на резком росистых ландышей унизан».
противопоставлении Б. Пастернак
образов и понятий. или
или означение всякого «Капель сухие щелчки»
значимого контраста

Оксюморон Парадоксально звучащая
антитеза обычно в виде Оглушаюший шепот дождя
антономичных существи-
тельного с прилагательным
или глагола с наречием

Гипербола Стилистическая фигура, «Золотая буря».
основанная на преувеличении (А. Майков)
тех или иных свойств или
изображаемого предмета. Рёв дождя

Сравнение Один из способов косвенной
характеристики. Уподобление «И, как уголь по рисунку,
одного предмета другому. грянул ливень всем
Появление и усиление плетнём».
общего признака (Б. Пастернак)

Метафора Вид тропа. Перенесение
свойств одного предмета «Повисли перлы девые»
на другой по принципу (Ф. Тютчев)
их сходства в каком – нибудь или
отношении или по контрасту. «И свежих капель
иноградник зашевелился в мураве
(О. Мандельштам)

Олицетворение Особый вид метафоры. «Стукнут пальчики
Перенесение черт живого дождя
существа на неодушевлённые или
предметы или явления. «Дома и капли песни ели
когда он шёл по мостовой»
(С. Островой)

(Томашевский Б. В Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999)

Что же такое поэтический образ? Это многозначное понятие, которое не только характеризует предмет, но и выражает отношение к нему говорящего. Поэтический образ не только объединяет в себе множество значений, но обладает и силой «взрыва», потому что он лаконичен и неожидан, рожден жизнью, окрашен и пропитан чувством и мыслью художника, его ассоциациями, сближающими душевную жизнь человека и явления природы. Поэтический образ обращен ко всем органам наших чувств: к зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу.
Образное мышление

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Реализуется с помощью механизма представления. Оно передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного.
Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно — эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную карти-ну отдельного участка действительности.
Кроме образного мышления различают мышление пространственное и логическое.
Пространственное мышление является разновидностью образного.

Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность как отдельного человека, так и (сообщества). Яркий образ, созданный писателем или поэтом способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, на смысл жизни, и на своё предназначение в этом мире.

С понятием «образное мышление» тесно связано понятие «образный язык».

Образный язык – это язык, созданный при помощи образов. Он не всегда пользуется словами, хо-тя часто отождествляется с литературным языком. Зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.

Источник

Оцените статью