Осевая и центральная симметрия
О чем эта статья:
Что такое симметрия
Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия.
Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части. Чтобы наглядно понять, что такое ось симметрии, внимательно рассмотрите рисунок.
Центр симметрии — это точка, в которой пересекаются все оси симметрии.
Вернемся к рисунку: на нем мы видим фигуры, имеющие ось и центр симметрии.
Рассмотрите фигуры с осевой и центральной симметрией.
- Ось симметрии угла — биссектриса.
- Ось симметрии равностороннего треугольника — биссектриса, медиана, высота.
- Оси симметрии прямоугольника проходят через середины его сторон.
- У ромба две оси симметрии — прямые, содержащие его диагонали.
- У квадрата 4 оси симметрии, так как он сразу и квадрат, и ромб.
- Ось симметрии окружности — любая прямая, проведенная через ее центр.
Витрувианский человек да Винчи — хрестоматийный пример симметрии. Принято считать, что, чем предмет симметричнее, тем он красивее. Хотя, по секрету, в природе нет ничего абсолютно симметричного, так уж задумано. Вся идеальная симметрия — дело рук человека.
Осевая симметрия
Вот как звучит определение осевой симметрии:
Осевой симметрией называется симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.
При этом отрезки, соединяющие эти точки, перпендикулярны оси симметрии.
Осевая симметрия часто встречается в повседневной жизни. К сожалению, не на фото в паспорте и не в стрелках на глазах. Но её вполне себе можно встретить в половинках авокадо, на морде кота или в зданиях вокруг. Осевая симметрия — неотъемлемая часть архитектуры. Оглядитесь и поищите примеры осевой симметрии вокруг вас.
В геометрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Давайте разберемся, как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Пример 1. Постройте треугольник A1B1C1 ,симметричный треугольнику ABC относительно прямой.
- Проведем из вершин треугольника ABC три прямые, перпендикулярные оси симметрии, выведем эти прямые на другую сторону оси симметрии.
- Найдем расстояние от вершин треугольника ABC до точек на оси симметрии.
- С другой стороны прямой отложим такие же расстояния.
- Соединяем точки отрезками и строим треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC.
- Получаем два треугольника, симметричных относительно оси симметрии.
Пример 2. Постройте треугольник, симметричный треугольнику ABC относительно прямой d.
- Строим по уже известному алгоритму. Проводим прямые, перпендикулярные прямой d, из вершин треугольника ABC и выводим их на другую сторону оси симметрии.
- Измеряем расстояние от вершин до точек на прямой.
- Откладываем такие же расстояния на другой стороне оси симметрии.
- Соединяем точки и строим треугольник A1B1C1.
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно прямой l.
- Проводим через точку А прямую, перпендикулярную прямой l.
- Проводим через точку В прямую, перпендикулярную прямой l.
- Измеряем расстояния от точек А и В до прямой l.
- Откладываем такое же расстояние на перпендикулярных прямых от прямой l по другую сторону и ставим точки A1 и B1.
- Соединяем точки A1 и B1.
Больше примеров и увлекательных заданий — на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart!
Центральная симметрия
Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:
Центральной симметрией называется симметрия относительно точки.
Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах.
Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.
Пример 1: Постройте треугольник A1B1C1 ,симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).
- Соединяем точки ABC c центром и выводим эти прямые на другую сторону оси.
- Измеряем отрезки AO, BO, CO и откладываем равные им отрезки с другой стороны от центра (точки О).
- Получившиеся точки соединяем отрезками A1B1 A1C1 B1C1.
- Получаем треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC, относительно центра.
Пример 2. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).
- Измеряем расстояние от точки B до точки О и от точки А до точки О.
- Проводим прямую из точки А через точку О и выводим ее на другую сторону.
- Проводим прямую из точки B через точку О и выводим ее на другую сторону.
- Чертим на противоположной стороне отрезки А1О и B1О, равные отрезкам АО и АB.
- Соединяем точки A1 и B1 и получаем отрезок A1B1, симметричный данному.
Задачи на самопроверку
В 8 классе геометрия — сплошная симметрия: центральная, осевая, зеркальная да какая угодно. Чтобы во всем этом не поплыть, больше тренируйтесь. Чертите и приглядывайтесь, угадывайте вид симметрии и решайте больше задачек. Вот несколько упражнений для тренировки. Мы в вас очень верим!
Задачка 1. Рассмотрите симметричные геометрические рисунки и назовите вид симметрии.
Мы рассмотрели примеры осевой и центральной симметрии и знаем, что:
Симметрия относительно прямой — осевая
Симметрия относительно точки — центральная
Задачка 2. Пусть M и N какие-либо точки, l — ось симметрии. М1 и N1 — точки,
симметричные точкам M и N относительно прямой l. Докажите, что MN = М1N1.
Подсказка: опустите перпендикуляры из точек N и N1 на прямую MМ1.
Задачка 3. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой a.
Источник
Кампании
Центральная тема – это главная идея, которую субъект управления политической кампанией хотел бы внести в массовое сознание. Особенностью этой идеи является то, что она, будучи усвоенной, должна спровоцировать изменения в мотивационной сфере личности, т.е. привести к формированию новых или изменению старых установок, убеждений, ценностных ориентаций. Например, центральная тема избирательной кампании – «кандидат N – честный политик» — должна по мере ее доведения до населения сформировать у него соответствующее представление и даже убеждение о том, что данный кандидат действительно является честным человеком.
Таким образом, первый принцип, которым должен руководствоваться политический менеджер при выборе центральной темы убеждающей коммуникации, — это ее непосредственная связь с управленческими целями политической кампании (подробнее о политических и управленческих целях см. главу 4, п.1). Тема должна способствовать формированию мнений, суждений и установок в когнитивной сфере людей, побуждающих их к действиям, в которых заинтересованы менеджеры политической кампании. И чем точнее, определеннее сформулированы задачи управления мотивационными процессами в политической кампании, тем легче будет подобрать соответствующую тему.
Вторым принципом является злободневность темы. Если тема не интересна людям, не затрагивает их нужды и не ориентирована на их ожидания, то велика вероятность того, что она просто «увязнет» в информационном шуме, не будет услышана. В этом случае она, конечно, не вызовет тех изменений в системе знаний и убеждений людей, на которые рассчитывали инициаторы политической кампании. В приведенном выше примере, когда тема была сформулирована следующим образом: «кандидат N – честный политик», вряд ли можно рассчитывать на то, что эта тема будет услышана многими, потому что в современном российском обществе слишком много разговоров о честности, и эти разговоры уже перестают волновать и трогать простого обывателя.
Найти злободневную тему не так просто, как может показаться на первый взгляд. Например, в избирательной кампании ОВР (блок «Отечество» — «Вся Россия») на выборах в Государственную Думу в 1999 году была выбрана тема, выраженная в центральном лозунге этого избирательного объединения – «Верьте только делам». Стержень темы выстраивался на противопоставлении ОВР и его лидеров (хозяйственника Ю.Лужкова, прагматичного политика Е. Примакова) правящей кремлевской команде, так называемой семье (Б. Ельцин и его окружение), отождествляемой с коррупцией, бездействием, отрывом от интересов простых людей. Казалось бы, в условиях, когда тема должна была найти отклик у населения. Однако, по мнению специалистов, здесь была совершена ошибка. Тема была явно «подогнана» под Лужкова, имеющего имидж хозяйственника, но она не учитывала, что ситуация в стране на кануне выборов изменилась. Террористические акты в Москве и других российских городах, активизация военных действий в Чечне привели к изменению приоритетов общественного мнения. Проблема коррупции оказалась вытесненной проблемой безопасности, и в этих условиях востребованными оказались не просто прагматики и хозяйственники, а лидеры, способные навести порядок в стране. Такого лидера различные слои населения увидели в новом премьер-министре В. Путине. Его популярность стала расти, и противостояние ОВР и его лидеров правительству, критика действий исполнительной власти в этих условиях оказались невостребованными. Тема информационной кампании, которую раскручивали менеджеры избирательной кампании ОВР, стала темой вчерашнего дня.
Выбору центральной темы убеждающей коммуникации обязательно должно предшествовать масштабное социологическое исследование, ориентированное на выявление тех проблем, которые волнуют большинство. Целесообразным бывает проведение обсуждений злободневных проблем в фокус-группах. Такие обсуждения позволяют выявить иерархию проблем и отсечь те из них, которые воспринимаются людьми как менее значимые.
Примером правильного подхода к определению центральной темы является деятельность команды, осуществлявшей подготовку к проведению избирательной кампании Ельцина на президентских выборах в 1996 году. После неудачной попытки раскрутить тему «Ельцин – главный реформатор страны» была проведена большая работа с фокус-группами. В ходе обсуждений выяснилось, что больше всего людей волнует проблема реставрации коммунистического режима в стране, их пугают длинные очереди, нехватка продуктов, национализация, а самое главное – угроза гражданской войны. Как отмечал Р. Дрезнер, американский политический консультант, привлеченный к участию в подготовке предвыборной кампании Ельцина, «многие испытывали ностальгию по советским временам и никому не нравился президент – но еще меньше нравилась возможность бунтов и классовой войны. Выбирайте Ельцина и, по крайней мере, все будет спокойно – вот та линия, которую мы хотели провести». Так в ходе общения с людьми вырисовывалась главная проблема, которая волновала многих россиян в то время, — страх перед возможной реставрацией коммунистического режима и вызванные этим опасения утраты завоеваний демократической России.
Выяснив главную проблему, волновавшую большинство россиян, политическим менеджерам нужно было сделать еще один шаг – «встроить» фигуру Ельцина в эту проблему. Для позиционирования положительного образа кандидата необходимо осуществлять «встройку» таким образом, чтобы политик однозначно оказался на стороне сил «добра», прогресса, демократии. Фигура Ельцина позволяла это сделать однозначно. Так рождалась тема победной избирательной кампании – «Реставрация коммунистического режима – это зло. Коммунистов надо остановить во что бы то ни стало. Единственной альтернативой коммунистам является Ельцин». В этой теме было все, на чем дальше можно было выстраивать систему убеждающей коммуникации, — знание людей о невинных жертвах коммунистического режима, о концентрационных лагерях, о длинных очередях за продуктами, о нехватке товаров первой необходимости и одновременно – негативные эмоциональные переживания: страх, ненависть, растерянность, страдания.
На парламентских выборах 1999 года центральными темами стали: в избирательной кампании КПРФ – борьба с антинародным режимом, избирательного блока «Единство/Медведь» — спасение России и наведение конституционного порядка, Союз правых сил позиционировался как партия будущего, способная решить стоящие перед страной проблемы. На наш взгляд, именно четкость темы убеждающей коммуникации позволила указанным выше избирательным объединениям достаточно успешно выступить на парламентских выборах. И напротив, неопределенность, размытость центральных тем в избирательных кампаниях «Отечества – Вся Россия», «Яблока» и ЛДПР стали предвыборные заявления их лидеров рыхлыми, аморфными, лишенными четкого стержня, а поэтому плохо воспринимались не искушенными в политике избирателями.
Итак, центральная тема информационной кампании, во-первых должна затрагивать проблемы, волнующие население. Только в этом случае она сможет привлечь внимание многих людей, вызвать у них определенные эмоциональные переживания, которые в свою очередь еще больше подогревают их интерес к проблеме.
Во-вторых, тема должна ненавязчиво подсказывать решение проблемы, т.е. она должна быть обращена в будущее. Известно, что каждый человек всегда больше переживает по поводу будущего, потому что настоящее, каким бы тяжелым оно ни было, уже состоялось. При этом важно помнить, что людям свойственно бояться худшего и стремиться к лучшему. Следовательно, в теме информационной кампании необходимо отразить то лучшее, к чему стремится большинство людей.
В-третьих, никогда не надо забывать, что тема убеждающей коммуникации нужна не сама по себе, а для решения вполне определенных политических задач. Значит, выбирая тему, надо четко знать, будет ли она «работать» на цели политической кампании, удастся ли по мере раскрутки этой темы сформировать у людей взгляды, убеждения, установки, отвечающие интересам субъекта политического управления.
В-четвертых, следует помнить, что «раскручиваться» тема будет в зашумленном информационном пространстве. И проблема, с которой придется столкнуться, заключается не только в избытке всевозможной информации. Не исключена возможность, что ту же самую тему могут «раскручивать» и другие политические акторы. Ведь набор тем, волнующих абсолютное большинство людей, выявляется в ходе социологических исследований, и, следовательно, такую информацию может получить каждый желающий. Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что политические конкуренты обязательно будут пытаться помешать «раскрутить» выбранную тему убеждающей коммуникации.
В-пятых, в ходе информационной кампании тема убеждающей коммуникации не должна звучать монотонно или надрывно. Иначе она быстро надоест, перестанет вызывать интерес, а следовательно, не будет работать на цели политической кампании. Чтобы избежать этого, надо постоянно менять формы и способы освещения темы. Для этого проводится разработка сюжетных линий центральной темы.
Источник