Что значит целостный организм
Целостность организма
Организм — это единое целое.
А. Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма: а) при помощи жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) при помощи нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).
У простейших одноклеточных организмов, не имеющих еще нервной системы (например, амебы), имеется только один вид связи — гуморальная. С появлением нервной системы возникают два вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше «овладевает телом» и подчиняет себе все процессы организма, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейро-гуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое. Это — одно из главных положений материалистической идеи нервизма, присущей советской биологии и медицине.
Б. Целостность организма заключается также в единстве вегетативных (растительных) и анимальных (животных) процессов организма.
В. Целостность организма заключается также и в единстве духа и тела, единстве психического и соматического, телесного (soma, греч. — тело). Идеализм отрывает душу от тела, считая ее самостоятельной и непознаваемой. Диалектический материализм считает, что нет психики, отделенной от тела. Она является функцией телесного органа — мозга, представляющего наиболее высокоразвитую и особым образом организованную материю, способную мыслить. Поэтому «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., в 3 т., т. 3, М., 1966, с. 107).
Таково современное понимание целостности организма, строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной основы — физиологического учения И. П. Павлова.
Взаимоотношение организма как целого и его составных элементов. Целое — есть сложная система взаимоотношения элементов и процессов, обладающая особым качеством, отличающим его от других систем. Часть же — это подчиненный целому элемент системы.
Грубо схематично можно наметить следующую классификацию органов (М. Г. Привес):
1) органы растительной жизни, располагающиеся главным образом внутри полостей тела (внутренности);
2) органы животной жизни (сома, т. е. аппарат движения и кожа);
3) органы объединения, интеграции организма в единое целое:
а) различные виды соединительной ткани («мягкий остов»), соединяющие все органы и их части в единую массу тела (откуда и название ткани);
б) сосудистая система с ее содержимым — кровью и лимфой, осуществляющими гуморальную регуляцию;
в) нервная система, осуществляющая нервную регуляцию.
Организм как целое — нечто большее, чем сумма его частей (клеток, тканей, органов). Это «большее» — новое качество, возникшее благодаря взаимодействию частей в процессе фило- и онтогенеза (Г. И. Царегородцев, 1966). Особым качеством организма является способность его к самостоятельному существованию в данной среде, отличающая организм от всякой другой структуры, неспособной к самостоятельной жизни, его, если можно так выразиться, «организменность«. Так, одноклеточный организм (например, амеба) обладает способностью к самостоятельной жизни, а клетка, являющаяся частью организма (например, лейкоцит), не может существовать вне организма и извлеченная из крови погибает.
Организм как целое играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов нейро-гуморальной регуляции. Поэтому изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки органов. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и частей тела (удаление одной почки или одного легкого и ампутация конечностей).
Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью. Так, отдельные клетки могут жить и размножаться вне организма (культуры тканей, развитие зародыша in vitro). Но функции таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.
Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют изменения всего организма при заболевании отдельных органов.
Источник
Что значит целостный организм
Целостность организма
Организм — это единое целое.
А. Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма: а) при помощи жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) при помощи нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).
У простейших одноклеточных организмов, не имеющих еще нервной системы (например, амебы), имеется только один вид связи — гуморальная. С появлением нервной системы возникают два вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше «овладевает телом» и подчиняет себе все процессы организма, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейро-гуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое. Это — одно из главных положений материалистической идеи нервизма, присущей советской биологии и медицине.
Б. Целостность организма заключается также в единстве вегетативных (растительных) и анимальных (животных) процессов организма.
В. Целостность организма заключается также и в единстве духа и тела, единстве психического и соматического, телесного (soma, греч. — тело). Идеализм отрывает душу от тела, считая ее самостоятельной и непознаваемой. Диалектический материализм считает, что нет психики, отделенной от тела. Она является функцией телесного органа — мозга, представляющего наиболее высокоразвитую и особым образом организованную материю, способную мыслить. Поэтому «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., в 3 т., т. 3, М., 1966, с. 107).
Таково современное понимание целостности организма, строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной основы — физиологического учения И. П. Павлова.
Взаимоотношение организма как целого и его составных элементов. Целое — есть сложная система взаимоотношения элементов и процессов, обладающая особым качеством, отличающим его от других систем. Часть же — это подчиненный целому элемент системы.
Грубо схематично можно наметить следующую классификацию органов (М. Г. Привес):
1) органы растительной жизни, располагающиеся главным образом внутри полостей тела (внутренности);
2) органы животной жизни (сома, т. е. аппарат движения и кожа);
3) органы объединения, интеграции организма в единое целое:
а) различные виды соединительной ткани («мягкий остов»), соединяющие все органы и их части в единую массу тела (откуда и название ткани);
б) сосудистая система с ее содержимым — кровью и лимфой, осуществляющими гуморальную регуляцию;
в) нервная система, осуществляющая нервную регуляцию.
Организм как целое — нечто большее, чем сумма его частей (клеток, тканей, органов). Это «большее» — новое качество, возникшее благодаря взаимодействию частей в процессе фило- и онтогенеза (Г. И. Царегородцев, 1966). Особым качеством организма является способность его к самостоятельному существованию в данной среде, отличающая организм от всякой другой структуры, неспособной к самостоятельной жизни, его, если можно так выразиться, «организменность«. Так, одноклеточный организм (например, амеба) обладает способностью к самостоятельной жизни, а клетка, являющаяся частью организма (например, лейкоцит), не может существовать вне организма и извлеченная из крови погибает.
Организм как целое играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов нейро-гуморальной регуляции. Поэтому изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки органов. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и частей тела (удаление одной почки или одного легкого и ампутация конечностей).
Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью. Так, отдельные клетки могут жить и размножаться вне организма (культуры тканей, развитие зародыша in vitro). Но функции таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.
Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют изменения всего организма при заболевании отдельных органов.
Источник
Что значит целостный организм
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗМА
Организм — это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Организм — это единое целое, причем «высшая форма целостности» (К. Маркс). Организм проявляет себя как единое целое в различных аспектах.
Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, húmor — жидкость), б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).
У простейших одноклеточных организмов, не имеющих еще нервной системы (например, амебы), имеется только один вид связи — гуморальная. С появлением нервной системы возникают два вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше «овладевает телом» и подчиняет себе все процессы организма, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое наряду с гуморальной связью.
Целостность организма заключается, во-вторых, в единстве вегетативных (растительных) и анимальных (животных) процессов организма.
Целостность организма заключается, в-третьих, в единстве духа и тела, единстве психического и соматического, телесного. Идеализм отрывает душу от тела, считая ее самостоятельной и непознаваемой. Диалектический материализм считает, что нет психики, отделенной от тела. Она является функцией телесного органа — мозга, представляющего наиболее высокоразвитую и особым образом организованную материю, способную мыслить. Поэтому «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с. 301).
Таково современное понимание целостности организма, строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной основы — физиологического учения И. П. Павлова.
Взаимоотношение организма как целого и его составных элементов.
Целое — есть сложная система взаимоотношения элементов и процессов, обладающая особым качеством, отличающим его от других систем, часть — это подчиненный целому элемент системы.
Организм как целое — нечто большее, чем сумма его частей (клеток, тканей, органов). Это «большее» — новое качество, возникшее благодаря взаимодействию частей в процессе фило- и онтогенеза. Особым качеством организма является способность его к самостоятельному существованию в данной среде. Так, одноклеточный организм (например, амеба) обладает способностью к самостоятельной жизни, а клетка, являющаяся частью организма (например, лейкоцит), не может существовать вне организма и извлеченная из крови погибает. Только при искусственном поддержании определенных условий могут существовать изолированные органы и клетки (культура тканей). Но функции таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.
Организм как целое играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов нейрогуморальной регуляции. Поэтому изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки органов. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и частей тела (удаление одной почки или одного легкого, ампутация конечностей и т. п.).
Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью.
Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют изменения всего организма при заболевании отдельных органов.
Источник
Целостность человека. Путь внутрь себя
Если вы обрели радость, которая вас не покидает; если обстоятельства меняются, а она остаётся, – значит, вы приближаетесь к состоянию Будды
Б ольшинству людей, вставших на путь самосовершенствования, встречалось понятие Целостности человека как основного, чего надо достичь в работе над собой. Это понятие так же, как и понятие осознанности, стало настолько привычным для нашего ума, что он его пролистывает, не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Но если присмотреться вокруг и быть честным с самим собой, много ли мы найдём целостных людей? Многие ли из нас точно знают, чего хотят от жизни, от себя, а если и знают, то какова вероятность того, что это в самом деле наши желания и цели, а не навязанные нам кем-то? Действительно ли так очевидно, что из себя представляет принцип целостности человека? И почему обретение этого качества так жизненно необходимо и вместе с тем так редко встречается?
На протяжении довольно долгого времени проблема целостности человека являлась предметом моего исследования и пристального интереса, поэтому сейчас хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.
Во-первых, как это ни банально звучит, нужно признаться себе в том, что этого качества пока нет. Очень важно пронаблюдать за собой и увидеть, что этому мешает и что целостностью не является. И вот первая практика: пронаблюдать свою множественность, смену настроения в зависимости от внешних обстоятельств; отследить желания, которые могут быть очень противоречивыми; пересмотреть цели, которые могут оказаться чужими. При этом важно задавать себе вопрос: «Кто (что) во мне сейчас это хочет делать, думать, действовать?» Второй вопрос – это: «Зачем мне это думать, делать, желать?»
То есть, первый шаг – это увидеть, как всё обстоит на самом деле. Это сбор стратегической информации. Нельзя при этом осуждать себя и впадать в драматизм по поводу своего несовершенства. Это сильная помеха и попытка Эго увести нас от истинной цели. Поэтому просто наблюдаем и собираем данные для дальнейшей работы. Выглядеть это может примерно так: «Я знаю, что кушать рафинированную пищу вредно, но всё равно это делаю – это не является целостностью. Сегодня я в хорошем настроении, потому что меня похвалили, а завтра в плохом, потому что меня обидели – это не является целостностью. Сегодня я хочу медитировать в горах, а завтра я хочу строить успешную карьеру – это не является целостностью». И так далее. Увидеть свою противоречивость и собрать об этом как можно больше свидетельств – уже добрая половина на пути к обретению себя настоящего.
Во-вторых, нужно изучить своё устройство. Каков наш состав? Что такое целостность человека? Дух – душа – тело. Каковы потребности тела, каковы – души и духа? При ближайшем рассмотрении нам станет понятно, что это совершенно разные потребности, а зачастую и противоположные друг другу. Это обязательно нужно учитывать при работе над собой и уметь грамотно расставлять приоритеты, не ущемляя при этом ни одну из наших сторон. На этом этапе мы пытаемся понять, что же такое духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как осознанную личность. В нас также есть некие центры, выполняющие определённые функции. Есть высшие центры, и есть низшие. Каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в работу другого. Что касается потребностей, то у целостного человека всё находится в гармонии. Нет пренебрежения телом и душой ради духа или наоборот.
Если проследить это на примере йоги, то увидим очень здравый подход и системность в развитии себя. Обязательно уделяется необходимое внимание такой необходимой вещи, как физическая целостность человека, то есть телу. Оно должно быть здоровым, сильным и выносливым. Для этого разработано правильное питание, комплексы асан и очищение.
Духовная целостность человека – это соблюдение нравственных законов, по которым устроена Вселенная.
В данном случае – яма и нияма. Почитая и исполняя эти законы, Душа расцветает и развивается, ощущает радость и полноту, а также становится способной распознавать целостность внешнего мира. Для ума в йоге концентрация и медитация. Это приводит беспокойный и мечущийся ум в равновесие и позволяет ему выполнять его истинную функцию. Что касается центров, или чакр по-другому, – они должны также быть гармонично развиты. Причём акцент нужен на развитии именно нижних центров, так как высшие уже и так развиты. Именно в этом смысле все мы изначально совершенны.
Что же не так у нас с низшими центрами? Эта тема достаточна обширна, поэтому ограничусь некоторыми основными положениями. Все процессы, происходящие в нас, материальны, разница только в тонкости материи. Есть грубая материя, и есть тонкая. Для того чтобы всё функционировало, нужна энергия, которую наш организм вырабатывает каждый день. Задача нижних центров – работать на своей энергии, не расходуя её напрасно, сберегая её для трансформации из грубой в тонкую, что потом свяжет должным образом нижние центры с высшими. На этом этапе тоже нужно сначала выяснить, куда и как тратится так необходимая нам энергия. Потому как, если она истощается, уровень сознания также падает и работа над собой становится невозможна. В этом случае как раз и происходит откат назад: возвращаются вредные привычки, сбивается режим дня, «портится» характер. И это свидетельствует именно о низком уровне энергии. А также о том, что целостность человека обнаруживается через сознание.
Наблюдая за собой, мы сможем выяснить, что нередко энергия утекает из-за привычки к плохому настроению и беспокойству. Тратится она и на всевозможные страхи, сомнения, мнительность, раздражение – любая из этих эмоций, достигнув определённой интенсивности, может уничтожить львиную долю энергии, накопленную до этого. Много энергии тратится на болезненное воображение и болтовню ума, на лишнее мускульное напряжение. Мы не умеем расслабляться и даже спим с напряжёнными мышцами. Некоторым требуется несколько часов ночью только на то, чтобы тело расслабилось. Если подойти к этому осознанно, можно это сделать гораздо быстрее, используя, например, последовательное расслабление всех частей тела перед сном, как в шавасане.
И только после того, как будет собран необходимый материал в процессе наблюдения за собой, можно будет приступить к тому, чтобы что-то менять! Это крайне важный момент. На этапе наблюдения за собой вскроется наша множественность. Мы обнаружим, что в нас нет постоянного «я», которое в состоянии всё контролировать, принимать последовательные решения, иметь постоянные цели и нести ответственность за свои действия. Скорее можно будет увидеть смену разных малых «я», каждое из которых присваивает себе значение целого и разрушает целостность человека. Этот пункт я считаю самым важным. Совершенно необходимо увидеть это внутри себя, иначе никакое развитие и сохранение целостности не будет возможно. Суть в том, что обычно люди не замечают эту множественность. Кажется, что это просто смена настроения или отсутствие воли, а сам я такой же, всё тот же. Это объясняется тем, что мы всегда живём в последнем «я». Смена же различных «я» обуславливается внешними влияниями (например, хорошая погода вызывает на поверхность одну группу «я», а плохая – совершенно другую, поэтому и состояние меняется), воспитанием, давлением социума, чтением, религией. В результате какие-то группы «я» могут быть сильнее других, но пока это не осознано, они будут действовать на автомате.
Как это выглядит в жизни? Самый простой пример: вы дали себе обещание с завтрашнего дня начать правильно питаться. Это будет решение одного «я», на следующий день или через несколько дней другое «я», совершенно не зная о предыдущем, наестся вкусностей, а с последствиями будете иметь дело вы. В худшем случае некое тщеславное «я» в вас может пообещать нечто кому-либо из желания покрасоваться, затем оно исчезает, а человек, то есть сочетание других «я», вынужден за это расплачиваться.
Здесь уместно привести одну восточную притчу, хорошо иллюстрирующую такую нашу природу. В ней отсутствующую целостность человека сравнивают с домом, где нет ни хозяина, ни управляющего, а только толпа слуг, позабывших о своих обязанностях. Никто не желает делать своё дело, но каждый старается хоть на мгновение занять место хозяина и покомандовать. В такой ситуации дому угрожает серьёзная опасность. И возможность спастись для остальной части более понятливых слуг заключается в том, чтобы выбрать из своей среды временного управляющего, который заставит каждого выполнять своё дело. Кучера он отправит в конюшню, повара – на кухню, садовника – в сад и так далее. Таким образом можно подготовить дом к приходу настоящего управляющего, а затем и хозяина. Эта очень глубокая притча встречается во многих восточных учениях и в Евангельских текстах, в разных вариациях. Уже одна только способность увидеть это всё в себе является сильной практикой, чтобы начать формировать целостность личности, а также является половиной дела. Именно это имели в виду древние, когда говорили: «Познай себя!».
Второй половиной будет глубокое осознание своего положения, фактически мы увидим себя в своеобразной тюрьме, и затем – формирование твёрдой решимости освободиться. Эта твёрдая решимость сформирует группу «я», которая станет временным управляющим, а дальнейшая работа в этом направлении даст возможность проявиться настоящему хозяину. Каждый из нас, кто хочет быть целостным человеком, а это значит таким человеком, который точно знает, чего он хочет, и способен достигать этого; цели которого не противоречат законам Вселенной; который способен быть в гармонии с собой и окружающими; который способен осознать целостность мира и от этого счастлив, может осилить этот путь.
Нашими помощниками на этом пути будут гармоничная система развития, в моём случае это йога, развивающая целостность всего организма; наблюдение за собой и осознание своей множественности; группа единомышленников для взаимопомощи и поддержки, особенно в трудные моменты; в идеале – учитель или наставник, разбирающийся в этих вопросах. При отсутствии такового, соответствующая литература по этой теме.
Резюмируя вышесказанное, перечислю необходимые первые шаги на пути обретения целостности:
- Последовательно наблюдая за собой и стараясь быть осознанным в своих наблюдениях, увидеть реальное положение дел внутри себя;
- Пересмотреть свои цели и желания на предмет «свои и чужие». Они могут быть навязаны нам родителями, близкими и значимыми людьми, социумом, особенно в сфере потребления. Свои настоящие потребности мы зачастую не осознаём, зато гоняемся за искусственно созданными и представленными нам совершенно необходимыми с помощью художественной литературы, фильмов и рекламы;
- Затем, увидев, из чего состоит наша тюрьма и на что уходит жизненная энергия, мы сможем эту энергию сберегать для своего развития и одновременно планировать план побега. На этом этапе особенно пригодятся единомышленники и карты побега, то есть необходимые знания о нашем устройстве, уложенные в некую стройную систему, касающуюся всего человека (дух, душа, тело).
Устраняя шаг за шагом множественность внутри себя, мы начинаем понимать, что такое целостность жизни человека, и в результате мы становимся Хозяевами в собственном царстве. А тому, кто смог стать хозяином в малом, можно уже доверить и нечто большее. Но это уже отдельная тема.
Источник