Что значит царство божие внутри вас есть
Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
Источник
Царство Божие внутри нас
Приветствую вас, дорогие читатели.
Я хотел бы затронуть тему о Царствии Божием, потому что искать его нам необходимо в этой жизни, а не в будущей. На самом деле, от того, найдем ли мы это Царство на земле, зависит то, где мы проведем вечность. Поэтому для нас так важно понять, что означает Царство Божие и где его искать.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Евангелие от Матфея 6:33
Некоторые христиане считают, что Царство Бога находится на небесах, как недостижимая реальность, с которой они столкнуться только после смерти. Когда их душа отойдет на небо, у небесных врат их встретит ангел в белом одеянии, и с радостью сопроводит в обитель, приготовленную для них Христом.
Кто-то из верующих с усердием созидает Царство Небесное на земле: для этого они тратят все свое время, силы и деньги. Если вы посмотрите вокруг, то увидите множество храмов, которые они возвели и оцените их благородный труд.
Многие христиане не распространяют благую весть о спасении души во Христе, а скорее продвигают свою деноминацию: будь то католицизм, православие или протестантизм. Они утверждают Церковь в этом мире, как коммунисты, которые строили рай на земле и мечтали о светлом будущем.
Проблема только в том, что многие искренние верующие не поняли основное учение христианства, что “Царствие Божие внутрь вас есть”.
В Евангелиях Христос учит нас молиться о том, чтобы пришло Царствие Божие. И это Царство – Сам Господь во всей Своей полноте и славе. В наши сердца через веру вселяется Бог, Который обещал прийти к нам и сотворить Свою обитель. Его имя прославляется, когда Он созидает в наших душах храм для Своего обитания. И Он воссияет в нас как солнце правды, совершая Свои деяния через нас. Тогда совершается Его воля в нашей жизни: как во внутреннем человеке, так и во всех житейских делах.
Ищите прежде Царства Божия
Давайте, посмотрим Евангелие от Матфея 6 главу. Христос указал на птиц небесных, и на их примере открыл нам путь для покоя веры: не заботиться ни о чем, потому что Богу известны все наши нужды.
Никто из нас не может служить двум господам: Богу и земному богатству. Если мы любим деньги, социальное положение, дорогие безделушки, то оставляем поиски духовной жизни. Подумайте, сколько сил и времени мы тратим ежедневно, чтобы служить своему я. И сколько ничтожно мало тому, что приближает нас к Богу.
Насколько мы надеемся на Того, для Кого нет ничего невозможного, и Кто все совершает по благоволению Своей воли?
Нам, скорее, доставляет больше удовольствия крутиться как белка в колесе, словно наше существование зависит от нас и продлится вечно. И все это происходит из-за нашего эгоцентризма.
Для меня очень печально видеть, как многие лихорадочно ищут во всем только свою выгоду. Они в мыслях, словах и делах, ищут только своего, а не того что угодно Иисусу Христу. Наслаждение или польза, финансовая прибыль или продвижение по карьерной лестнице – всегда только для своего благополучия.
Эта зацикленность на самих себе и стяжательство настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что не только внешний, но и внутренний наш человек стал одержим поисками счастья. Мы словно горбатая женщина, о ней говорится в Евангелии, которая была согнута до земли и не могла взглянуть на небо.
Мы не полагаемся на Бога, Который дал нам столько милости и излил на нас невероятное количество благословений. Как мне больно видеть, что даже христиане всю свою любовь и силы используют только для благоустройства своей жизни. Они больше не ищут Божьего лица. И при этом не испытывают желания заботиться о вечном, пока земные дела складываются хорошо.
Но чрезмерная озабоченность благосостоянием наносит вред человеку. Беспокойства сковывают разум и чувства, тушат огонь любви к Небесному Отцу и заграждают путь в глубину души, который ведет нас к Господу. Поэтому так важно следить за тем, куда мы направляем наше внимание и энергию, на что нацелены наши навыки и способности.
Необходимо покончить с чувственной страстью ко всему земному. Но это легко сказать, чем применить на опыте. Если наши мысли и эмоции постоянно заняты видимыми предметами, то мы больше подвержены всем искушениям и соблазнам. Они не дают нам найти внутри свою подлинную сущность. Сокровенный сердца человек остается для нас закрытым – словно нечто прекрасное и бесконечно далекое. Тогда мы становимся чуждыми самим себе, а цель и смысл нашей жизни растворяются в тумане и неопределенности.
Царство Божье следует искать там, где оно сокрыто: в глубинах нашего духа. Правда, это потребует от нас больших усилий, внутренней дисциплины и духовной практики. Но мы не обретем Его, если не откажемся от привязанностей к своему я и внешнему миру. Нам нужно стать подобно купцу, ищущему хороших жемчужин. Когда он нашел драгоценную жемчужину, то пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Я думаю, что невозможно любить этот мир, и в то же время любить Бога. Не получится сберечь свою душу, если мы не потеряем ее ради Господа. Мы даже можем приобрести блага всего мира, но навредим себе и собственной душе.
Царствие Божие внутрь вас есть
Мы должны искать только Бога, и ни о чем не размышлять, кроме Его Слова. Вы скажете, что это невозможно. И я с вами соглашусь, но в то же время и нет. Мы не можем думать о Господе все 24 часа в сутки, но нам и не нужно этого делать. Дело в том, что наш внутренний человек каждое мгновение взирает на Иисуса Христа, Который живет в нашем сердце.
Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
Вы думаете, что напрасно апостол Павел написал в Посланиях к Фессалоникийцам: “непрестанно молитесь”?
И я не думаю, что это означает постоянно говорить с Богом. Наоборот, в Евангелии от Матфея, Христос сказал, чтобы мы не были многословными в молитве, потому что Отец знает наши нужды, прежде нашего прошения у Него.
Это значит: мы должны подлинно и всецело обратиться внутрь, погружаясь в глубину молчаливого духа. Мы должны отвергнуть себя, чтобы предаться Божественной воле. И довериться силе Бога внутри нас, для которой нет ничего невозможного.
О! сколь утешительно, отрадно и драгоценно для нас то, что лучшее и высочайшее сокровище наше – Царствие Божие – не есть благо внешнее, но внутреннее, которое мы всегда носим в себе, которое сокрыто от мира сего и от диавола и которого никто и ничто не может отнять от нас.
Нам нужно вместо собственной справедливости, искать Его правды, потому что Он пребывает с теми, кто ищет Его внутри своего сердца. Тогда мы будем хранить Господа в своих мыслях, и покоряться Ему Одному.
Но это не значит, что нужно пренебрегать своими обязанностями. Нужно по-прежнему относиться к своей работе со всей ответственностью, осмотрительностью и прилежностью.
Как должно – в духе взаимного служения – исполнять свои обязательства, как по отношению к себе, так и к ближним. И во всех делах нам необходимо руководствоваться здравомыслием и мудростью.
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Все, что мы делаем, нужно делать честно, совершая то, что может сделать наша рука. Но при всем этом уповать на Господа. Не прилепляться к вещам, и все свои заботы возложить на Него. И работаем ли мы или отдыхаем, если в нашем разуме нет Бога, то мы останемся без успеха.
Сокровенный сердца человек
Только в Боге успокаивается наша душа, когда она не стремится больше ни к какому благу, кроме Него Самого.
Пророк Иезекииль принял Слово Божье и Его обещание:
А что до удела их, то Я – их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я – их владение.
Это касается всех, кто хочет войти в Божественную сокровенную реальность: они ничего не должны брать с собой. Все их имущество должно составлять только непостижимое Божественное естество. Ни к чему иному они не должны иметь никакого желания и стремления.
Если мы хотим постоянно осознавать Бога, нужно умалиться для своей самости, чтобы Он возрастал в нас. Наша порабощенность своим эгоизмом мешает Богу жить в нас и действовать через нас.
Господь хочет созидать сокровенного внутреннего человека, с которого сняты одежды всякой самоправедности. Поэтому, прежде всего, нам необходимо оставить себя и хранить свою душу свободной от какой-либо привязанности: опустошиться от всего, что не есть Бог. Так как Он желает всецело владеть нашим сердцем.
Мы должны без страха успокоиться в Боге, полностью отдав себя Его воле. Только тогда мы выйдем из своего я, и войдем в Божественное присутствие. И воля Божья будет в нас как на небе, так и на земле, как внутри, так и снаружи, потому что мы сами будем Царством Божьим. А Бог станет нашим Царем, Который воссядет на престоле нашего сердца и будет управлять всей нашей жизнью.
Когда мы всеми силами устремляемся во внутреннего человека, и он целиком погружается в свою сердцевину и в Божественную сущность. Тогда Божья Слава пропитывает основание души, преображая ее сиянием Своего света, где Святой Дух становится единым с ней.
Это Царствие Божие, которое мы должны искать всегда находится внутри нас. И правду Божию мы найдем только там, если во всех наших делах единственной целью является Бог.
Кто соединяется с Господом таким образом, тот становится единым с Его Духом. И во всякое время, и в любом месте покоится в Боге. Все для него становится свидетельством Божьего присутствия в нем.
Только для этого мы живем на этой земле: не ради самореализации и собственных дел, а для того, чтобы познать Бога и обрести Его Царство. Потому что только из этого познания и слияния рождаются праведные дела.
Чем более мы осознаем Божье присутствие, тем искренней наша душа направлена на Бога и поглощена Им. Когда Господь – начало, причина и цель всех мыслей и побуждений, тогда мы в мире с самими собой и со всеми людьми, а глубина нашей души покоится в Божественной глубине.
Думаю, что нам невозможно полностью испытать такое единство с Богом, пока мы живем на этой земле. Но все же, как писал апостол Павел:
Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
У нас есть всегда возможность обращаться к Богу вовнутрь, чтобы стать едиными с Ним. И если мы не достигнем этого в земной жизни, то обретем это единение в вечности на небесах.
Источник