Терминология
Прежде чем рассказывать о «повязке», думаю, стоит провести небольшой ликбез. Я вот когда читал разные зэчьи книжки, меня прямо воротило от употребления непонятных словечек, фени и жаргонизмов. Но, должен признать, без них рассказ о тюрьме теряет колоритность. А некоторые понятия настолько неуловимы по смыслу, что их и обозвать-то по-другому не очень получится. Также должен оговориться: нюансы разнятся от зоны к зоне, поэтому бывалые сидельцы могут распознать неточности. Ну и не сказал бы, что какие-то вещи я сам уяснил до конца, так как все рассказывают по-разному, есть куча взглядов на то, что можно и что нельзя, и это можно и нельзя еще очень сильно зависит от ситуации.
Зоны бывают «красные» и «черные». Иногда «красными» зонами называют те, где сидят бывшие сотрудники, про такие мне неизвестно ничего, их быт покрыт тайнами и легендами. Считается, что на этих зонах совсем все страшно. А бывшие судьи и сотрудники ФСИН подвергаются там всевозможным унижениям. Сильно сомневаюсь. Думается, что даже у бывших судей должно хватать денег, чтобы обеспечить себе комфортное существование.
«Красная» зона — это колония, где зэков сурово избивают и заставляют жить по режиму.
«Черная» зона — та, что управляется по воровским понятиям. Там всё «на должном». Зэков никто не бьет, да и вообще не сильно касается, вся деятельность администрации сводится к созданию видимости режимного учреждения в случае приезда каких-нибудь проверок.
В итоге, конечно, и та и другая управляются администрацией, а «черная» или «красная» — это только методика. Для колонии главное — что? Чтобы была тишь да гладь. В случае с «красной» зоной это достигается путем запугивания; в случае с «черной» — низовой уровень управления отдается криминалитету, который обеспечивает необходимую картину на случай проверок и т. д.
Понятное дело, тут не может быть полярности. Зона не может быть красной, если там сидит хотя бы один зэк «под крышей». Под крышей — значит в штрафном изоляторе (кича, ШИЗО), помещении камерного типа (ПКТ, БУР). Иногда к крыше еще относят отряд строгих условий отбывания наказания, но это тонкий вопрос, относительно него есть разные точки зрения. Впрочем, если какой-то бедолага попал на кичу, это не делает красную зону черной. Я вот слышал такой термин — «режимная зона», для определения переходного вида. Ну то есть сильно никого не бьют, но все равно жизнь лагеря полностью определяется администрацией. ИК-5 как раз пример режимной зоны. Вроде есть смотрящие, но все они ставятся чуть ли не по согласованию с ментами. Вроде есть связь, но только там, где позволяет начальник. Короче, такое срединное состояние, из которого может начаться стремительное движение в любую сторону — хоть черную, хоть червонную.
Масса — это вся совокупность зэков.
Людская масса — зэки, ведущие «порядочный» образ жизни. Они делятся на следующие категории (по иерархии вниз): вор в законе, стремяга, бродяга, блатной, мужик.
Вор в законе — верховный криминальный авторитет. Его слово обладает силой закона. Только вор может быть третейским судьей в споре. Только вор может дать имя человеку. Раньше у вора было немало обязанностей: никогда не работать, не иметь дома, освобождаться из тюрьмы побегом и т. д. Но многое из этого уже в романтическом прошлом. Все знают, что воровской титул является объектом купли-продажи (таких воров иногда называют «апельсинами»). Есть двадцатилетние воры, никогда не сидевшие воры и прочее.
Я так и не смог уяснить, сколько всего в России воров, данные очень разнятся — от сотни до нескольких тысяч. Кстати, вся эта система работает на просторах бывшего СССР — такой крестраж (или как там называлась та штука, в которой Волан-де-Морт хранил части своей души?) Совка. Национальный состав воров диспропорционален национальному составу населения страны.
Больше всего грузинских воров (по одной из версий, 1300 из 1800 в целом). А вот таджикских воров, по-моему, нет. У белорусов всего то ли пять, то ли шесть воров. Эта информация не претендует на достоверность, даю ее со слов з/к.
Стремяга — это преступник, стремящийся стать вором в законе. Лично мне непонятно, что именно для этого надо сделать, кроме как вести определенный образ жизни (в тюрьме и на воле). Вроде бы нет никакого стандартного квеста — типа убить мента или украсть миллион. Главное — чтобы трое воров объявили тебя вором.
Основная задача стремяги — блюсти чистоту своей репутации. Сидя в тюрьме, он не должен выполнять требования режима: заправлять койку «по-белому», представляться надзирателям по дороге и т. д. Он должен отрицать все это. И он не должен жаловаться. По этой причине и воры, и стремяги, и бродяги (см. ниже) свой срок, как правило, отбывают в тех частях колоний, где самые строгие условия содержания (СУС, ПКТ), или сидят в тюрьмах.
Для меня не совсем уловима грань между теми требованиями режима, которые отрицаются и не отрицаются. Ну, например, сидеть в тюрьме — по сути, режимное требование. Значит ли это, что стремяга должен проводить весь свой срок в попытках побега? Или вот: почему заправлять койку «по-белому» неприемлемо, а носить робу — нормально? Загадка и мистика.
Бродяга — это тот же стремяга, но не пытающийся стать вором. Вор без суперспособностей вора, просто ведущий образ жизни вора. Странновато звучит? Полностью согласен. Казалось бы, зачем быть бродягой, если не становиться после этого вором? Может, это просто такие преступники без амбициозного «я»? Ну, на самом деле это вопрос авторитета. Бродяга хоть и не вор, но обладает определенной властью, и слово его в тюремных разборках (которые не прекращаются 24/7) весит больше слова рядового зэка. Также это дает возможность быть поближе к тюремной казне, а значит, и подпитываться от нее. Кроме того, например, на бродягу нельзя поднять руку. То есть без повода ни на кого нельзя поднять руку, но на бродягу как-то, видимо, по-особому нельзя.
Вот забавный случай с «Матроски», о котором рассказывал мне Кубаноид. Заезжает к ним в хату мужичок. Его и спрашивают: «Кто по жизни?» Он говорит: «Бродяга». Все сразу прониклись должным уважением, усадили за стол, заварили чифиру. Сидят, общаются. Мужик идет в туалет, дверь за собой не запирает, и в процессе в кабину заходит другой з/к. Поднимается шум, гам и суматоха. Дело в том, что бродяга сидит на унитазе (напольном) не ногами, а непосредственно центром тяжести, то есть оскверняет свое бродяжье тело. В итоге выяснилось, что чувак к криминалитету не имеет отношения, а бродягой назвался, потому что бездомный. Ну и получается, что образ жизни у него действительно бродяжий, но несколько в другом понимании.
О достоверности случая судить тяжело. Хоть уголовники имеют вид, далекий от моделей Calvin Klein, все же пропитого бомжа можно отличить от криминального авторитета. Но история показывает силу титула.
Блатные (деловые, братва) — это низший уровень криминальной элиты. Вообще, считается, что такого понятия, как блатной, в криминальном мире нет. То есть это не бродяга, его уровень отрицания недостаточно высок, но и не мужик, так как не работает на тюремной промзоне. Это такие зэки «при общих делах» — смотрят за какими-то общаками (отряда, режима, игры, корпуса, лагеря и т. д) или просто несут ответственность за какой-то процесс в зоне (например, за то, чтобы на карантине вновь прибывшим все объяснялось или в санчасти у больных были сигареты, чай и т. д.). Понятное дело, такой зэк тоже ближе к казне, но у него есть и дополнительные обязанности. Например, вор может сказать блатному пойти и зарезать зэка, и блатной должен это сделать, иначе перестанет быть блатным. Вор, конечно, никогда не скажет напрямую: «Пойди и убей». Но Вор может присвоить имя зэку, и если, например, это имя Гад, то любой порядочный арестант должен его при первой возможности убить. Если же вдруг выяснится, что блатной имел возможность отреагировать на Гада в поле своего зрения, но не сделал этого, то к нему могут быть вопросы.
Короче, братва — это некий узкий круг зэков (сходка), который принимает решения относительно «общих дел». Считается, что они оберегают мир и покой мужиков, на самом деле во многом они паразитируют на профсоюзных отчислениях и сидят у мужиков на шее. Не везде и не все. Есть чуваки, которые достаточно фанатично относятся к догмам АУЕ-секты и очень обостренно относятся к справедливости, которую они (догмы) диктуют. Но, по моим наблюдениям, это редкость. Хотя, может быть, я просто попал в такой лагерь — читай, в статистическую аномалию.
Мужик — это самая массовая категория. Обычный зэк, работает на промзоне (или не работает, если нет работы). Он не стремится к управлению людской массой (задача верхушки), уделяет внимание общаку (то есть производит в него отчисления наподобие профсоюзных) и ведет «порядочный» образ жизни, не совершая гадских, блядских или других неприемлемых поступков. Иногда считается, что мужик, как и блатной, не может уйти по УДО, но это не совсем логично. Если ты не вступаешь в специальные коллаборации с режимом и не стучишь на других арестантов (ради того же УДО), что может быть неприемлемого в том, чтобы пораньше освободиться?
Непорядочная масса — которую можно разделить на три группы:
Красные — завхозы, нарядчики и работники хозобслуги. Тут в каждой зоне могут быть свои тонкости. Например, кое-где строители и электрики не попадают в эту категорию, а вот в ИК-5 «красными» считались все, кто получал зарплату по повременной ставке, мужиками — те, кто по сдельной. Совершенно непонятно, почему так. То есть это такие чуваки, которые выполняют всякую административную или близкую к этому работу, но не совершают никаких злонамеренных поступков по отношению к людской массе.
Шерсть — это те, кому за поступок дали Имя (Гад, Блядь, Крыса, Фуфлыжник и т. д.) и, соответственно, выгнали из людской массы. Поступки бывают:
1. Блядские — против воров.
2. Гадские — против зэков.
3. Сучьи — связанные с работой на органы государственной власти.
4. Змеиные — всякая интриганская активность.
5. Негодяйские — когда не делаешь чего-то во благо общее, хотя имеешь для этого возможности.
На самом деле я слышал многочасовые споры, в которых фигурировали еще крысиные, мышиные и тому подобные поступки. Но основные — это все равно первые три типа. Пометьте у себя на подкорке: «Постараться не совершать ничего гадско-блядско-сучьего при попадании в русскую тюрьму».
Можно было бы порассуждать об этом поподробнее, но мешают два обстоятельства: а) я не сильно разбираюсь в теории мира воровского; б) если вдуматься, в этом нет никакого смысла.
Почему «шерсть» — выяснить не удалось. Я слышал две версии одинакового уровня неправдоподобности:
— Версия 1. Это пошло со времен строительства Беломорканала, где сотрудничающим с администрацией и выполняющим норму выдавали шерстяные носки.
— Версия 2. Где-то приемку в лагерь осуществляли не сотрудники, а активисты из числа зэков, и они били новичков палками, шестами. Шест — шерсть.
Слово подобрано, конечно, очень колоритное. Согласитесь, «сломить в шерсть» звучит весьма неприятно. Когда узнаешь такое, многое меняется. Например, как теперь слушать Lana Del Rey («королевская шерсть»)?
Обиженные — это, естественно, обиженные. Обиженные также делятся на две категории: просто обиженные и распечатанные обиженные, подвергшиеся сексуальному насилию за свои отвратительные преступления или выявленные гомосексуалы (aka опущенные, петухи).
Очень долгое время мое место в этой пирамидке не было устаканено: менты не хотели, чтобы я был в людской массе (по совершенно таинственной для меня причине), и вот эта борьба за статус порядочного арестанта стала значимым эпизодом моей отсидки.
Источник
Тюремные татуировки и их значение
Тюремные татуировки такой же не при ложный атрибут уголовного мира, как и жаргон. Можно даже сказал, что это одна из разновидностей языка для общения среди зэков.
Классификация на группы, тюремные наколки
Тюремные тату уголовников условно можно разбить на три группы, по их принадлежности.
Первая группа — это воры в законе. Нет это не люди которые зарабатывают на жизнь воровством. Это элита, высший чин в преступном мире.
Что бы получить это звание, нужно было иметь рекомендации от других воров в законе или известных авторитетов, собиралась сходка («сходняк») на котором присутствовали все воры находящиеся в данном лагере, тюрьме или области. Если все соглашались, то кандидат становился вором в законе.
Для этой категории существует своя группа татуировок, которые могут делать только они. Нет сделать конечно может любой, но если Ты попадёшь с этими наколками на зону или тюрьму и не сможешь подтвердить свою принадлежность к касте избранных, то сначала тебя «отрихтуют» (изобьют), а потом заставят удалить и как Ты это будешь делать — это уже твои проблемы.
Следующая и самая многочисленная группа — блатные, но сами себя они так не называют:
Вот самые распространённые замены слову «блатной».
Люди поддерживающие тюремные законы, живут «по понятиям», таких администрация называет «отрицаловом». В эту группу могут попасть не только блатные, а любой кто оказывает активное сопротивление, за отказ от выполнения работы например, просто есть виды работ, которые могут исполнять только «опущенные».
У блатных по татуировкам два ограничения, нельзя воровские, если не вор в законе и наколки «опущенных», которые и так не кто не «набьёт» находясь в здравом уме.
Козлы — зэки которые сотрудничают с администрацией лагеря, занявшие какую не будь должность:
- библиотекаря
- заведующий клубом
- завхоз и т. д.
Петухи — «опущенные», «обиженные», «пидоры». Группа неприкасаемых изгоев, к ним так же относятся и пассивные гомосексуалисты. Есть ещё подгруппа, скажем так, «черти», «чушки» — они просто неприкасаемые, в виде педерастов их не используют.
Этой группе наколки делают насильно, своего рода клеймо, что бы все знали что они неприкасаемые.
Тюремные наколки, значение и расшифровка
Тюремные татуировки весьма разнообразны и обширны, во многих присутствуют женщины. Здесь представлена лишь не значительная часть.
1. В мире прекрасны два явления — любовь и смерть. Означает верность женщине и скрытую угрозу мести за измену. Наносят на спину или грудь.
2. Смерть за измену. Владелец тату осуждён за убийство женщины, поленья говорят о сроке наказания. Наносят на грудь или бедро.
3. Палач рубящий обнажённых женщин. Иногда добавляют аббревиатуру «БОГ», значение ненависть к администрации и законам.
4. Любовь и ненависть (добро и зло) всегда рядом. Владелец попал на зону из — за женщины. Наносят на бедро или грудь.
5. Женщина с крыльями. Значение фарт, случайное везение, удача делают на запястье, обычно встречается у воров.
6. Ни что не вечно в этом мире. На всё воля божья. Тату авторитета, может сопровождаться текстом о бренности всего мирского. Наносят только на грудь.
7. Кусок колючей проволоки. Общий символ говорящий о том, что владелец прошёл ИТУ. Наносят на запястье.
11. Я сполна отомстил за измену. Символизирует месть (не обязательно женщине). Встречается у воровских лидеров, наносят на грудь или бедро.
12. Тюремная решётка, роза и кинжал. Владелец отбывал срок за хулиганство в ВТК. Делают на предплечье или плечо. Кровь за измену — кинжал и роза без решётки.
13. Совершеннолетие встретил в воспитательно — трудовой колонии. Наносят на плечо реже на грудь.
14. Колесо фортуны, означает веру в удачу, наносят на грудь.
15. Воровской символ: «Наша жизнь — борьба», корона указывает на тату вора в законе, положенца, смотрящего. Наносят на плечо, реже на грудь.
16. Крест с цепью. Говорит о вере в свой рок, «набивают» в верхней части груди, крест в виде трефовой масти означает, что хозяин вор.
17. Сюжет из библии о змее искусителе. «На преступление толкнула женщина». Де лают на груди или плече, иногда встречается у пассивных гомосексуалистов ( на спине).
18. В ВТК встретил 16 лет. Наносят на плечо.
19. В ВТК встретил 18 лет, кандалы говорят о полноценном уголовнике. Место тату на плече.
20. Русалка на якоре, бывает у моряков и у отбывающих срок за изнасилование или развратные действия, иногда встречается у пассивных гомосексуалистов. Наносят на грудь, спину.
21. Вилы, означает силу, угрозу делают на плече, предплечье или бедро, встречается редко.
22. Звезда восьмиконечная, наколка воров в законе, паханов, отрицал, наносится под ключицу.
24. Медведь с топором нанесённым на него трефовой масти, говорит о медвежатнике — взломщике. Второе значение — отбывал наказание на «лесоповале». «Закон — тайга, черпак — норма, медведь прокурор».
25. Ключ и стрела, знак квартирного вора — домушника, наносят на предплечье, бедро.
31. Лев с оружием — меч, лук, топор, стрел и булавы, символ власти и силы, книга перед ним говорит о мудрости. «Жесток но справедлив». Тату авторитета, наносят на грудь.
32. Демон в полёте, может присутствовать надпись «Fatum” ( рок), наносят на грудь, значение жестокость «Мой бог — злой Демон», «Грехи оплатит сатана», встречается у бойцов, быков, отрицал.
33 и 34. Тату наркоманов. Джин, вылетающий из кувшина, делают на груди, плече или переднею часть бедра. Паук в паутине, может наносится на голову, под волосы. Паук без паутины — карманник.
35. Три карты пробитые стрелой — карточный шулер.
36. Орёл на вершине, означает свободу и власть, татуировка лагерных авторитетов.
37. Чёрт, относится к так называемым «оскалам», означает ненависть к администрации, наносят на грудь.
38. Амур, змей — искуситель, голуби, пробитое стрелой сердце, композиция «Искушён тобой навеки», наносят на грудь, спину.
40. «Коренной обитатель тюрьмы — КОТ», наколку кота делают в основном рецидивисты, отождествляющая себя с этим животным. В кошке сочетаются такие качества, привязанность к дому (дом у вора тюрьма), гордость. Может присутствовать надпись «И вот я дома».
41. Символ власти фараона, сначала встречалась у лагерных авторитетов, затем воры перепродающие краденные вещи. Встречается редко, наносят на руки.
58. Парусник, «Вечный бродяга» или «Вечный странник», указывает на гастролёра, чёрные паруса — гопник, белые — вор, число мачт говорит на количество судимостей. Наносят на грудь, бедро.
65. Монах с пером, означает «писаря» — карманного вора, совершает кражи при помощи остро заточенных предметов монеты, бритвы, кольца.
66. Орёл с чемоданом, гастролёр. Вместо чемодана может быть женщина — «Осуждён за изнасилование», может свидетельствовать о склонности к побегу.
67. Женщина со змеёй,подразумевает жестокость и насилие.
68. Наполеон, символ власти и авантюризма.
69. «Желаю удачной кражи — жук», используют воры карманники, наносят между указательным и большим пальцем. Вместо жука может изображаться паук без паутины или блоха.
70. Рука с кинжалом, пронизывающая дьявола. Тату антисемитов, «Бей жидов, спасай Россию», «Убийство еврея не преступление, а очищение мира от посланников сатаны», считались политическими и уничтожались.
71. Чёрт с мешком, «Было счастье, да чёрт унёс», тату владельца с большим воровским опытом.
75. «Отбывал наказание на севере».
76. Орёл между пальмой и елью, вор гастролёр, склонность к побегу. Череп символизирует насилие.
Это лишь не значительная часть от общего числа татуировок преступного мира.
Тату аббревиатуры, расшифровка
- АА — ангел ада.
- АГМД — Адольф Гитлер мой друг.
- АМУР — ТНМН — ангел мой ушёл рано — так начались мои несчастья.
- БАРС — бей актив, режь сук, бей активистов, режь стукачей.
- БЕС — бей, если сможешь.
- БОГ — бог отпустит грехи, был осуждён государством, боюсь остаться голодным, буду опять грабить, будь осторожен грабитель.
- ВИНО — вернись и навсегда останься.
- ВОЛК — вот она любовь, какая; вору одышка — легавым крышка; волю любит колонист.
- ВОР — вождь Октябрьской революции.
- ВОРОН — вор — он рождён одной ненавистью.
- ВУЗ — вечный узник зоны; весёлым умру зэком.
- ГОТТ — горжусь одним тобой только; готова отдаться только тебе.
- ДЖОН — дома ждут одни несчастья; души жидов, они — несчастье.
- ДНО — дайте немного отдохнуть; дайте нам отдышаться.
- ЕВА — е…у весь актив.
- ЕВРОПА — если вор работает — он падший арестант.
- ЖОВМ — жопа одна — вас много (наносится насильно).
- ЖУР — живи уркаган роскошно.
- ЗВОНОК — знай воров — они научат очень круто.
- ЗЕК — здесь есть конвой.
- ЗЛО — зэк любит отдыхать; завет любимого отца; знала любовь однажды; за всё легавым отомщу.
- ЗМЕЯ — зачем мужчина — есть я.
- ЗУД — здесь учат драться.
- ЗУБ! — здорово урки блатари!
- ИРА — иду резать актив.
- ИРИС — и раб и стукач (наносится насильно).
- КЕНТ — когда е…т надо терпеть.
- КЛИН — когда любишь — измену наказывай.
- КОТ — коренной обитатель тюрьмы; как одной трудно; кто отогреет тоску.
- ЛБЖ — люблю больше жизни.
- ЛЕВ — люблю её вечно; люблю е…ть весёлых; легавых е…ть весело.
- ЛЕС — люблю её сильно.
- ЛИР — любовь и разлука; люблю и режу.
- МАГ — мой Адольф Гитлер.
- МД — милая дурёха.
- МИР — меня исправит расстрел.
- МТС — менты тупые скоты.
- НИЛ — нельзя изменять любимым.
- НИНА — не (была) и не (буду) активисткой.
- ОСА — оставьте смерть активистам.
- ОСТ — опять стану твоей.
- ПАПА — п…ц активистам, привет анархистам.
- ПВА — презираю ваш актив.
- ПИВО — прости и вернись обратно.
- ПОСТ — прости, отец, судьба такая.
- РИТМ — радость и тоска моя.
- СОН — со (мной) одни несчастья; счастье обходит несчастных; самая озорная нахалка.
- СОС (SOS) — спасите от суда; спасаюсь от сук; спасаюсь от сифилиса; суки отняли свободу; спаси, отец, сына.
- СЭР — свобода — это рай.
- ТИГР — тюрьма — игрушка; тебя, изменницу, готов разорвать; товарищи идём грабить ресторан.
- УТРО — ушёл тропою родного отца.
- ЮГ — юный грабитель; южный грабитель; юный гастролёр.
- ЯВА — я в…у актив.
- ЯД — я дождусь.
- ЯННА — я надеюсь на амнистию.
- ЯРМО — я рождена мучиться одна.
- ЯХТА — я хочу тебя ангелочек.
Что именно нельзя колоть
Наколка «петуха» (пассивного педераста), что бы не путать с нормальными зэками, им насильно наносят опознавательные знаки.
Ещё одна татуировка для неприкасаемых — парашника, так же наносится насильно.
362. Пассивный гомосексуалист. На жаргоне — «машка», «петух», «гребень», «хуесос», «голубой», «маргаритка», «чушок». Наносят на спину.
363. Наколка родившегося активно — пассивным педерастом, авторитет среди гомосексуалистов, способен на все формы разврата.
364, 369, 370. Наколки пассивных педерастов.
365. Встречается у «сексуально озабоченных» то есть насильников. Наносят на бедро, живот.
366. Очень старая татуировка пассивного педераста.
367. Название «Король всех мастей» пассивный педераст от природы способен на все формы разврата.
Тату активного гомосексуалиста.
Метка для опущенных.
Понятно, что находясь в «трезвом уме и твёрдой памяти», ни кто добровольно сам себе такое не «набьёт». Но для общего развития, можно ознакомиться.
Тюремные тату, которые приведены ниже, предназначены для воров в законе, лагерных авторитетов, паханов. Все они несут определённую смысловую нагрузку и соответствуют тому рангу в котором находится человек носящий их. Простому человеку сделать себе такое — это навлечь на себя большие неприятности.
«Пусть победит сильнейший», белая корона с лучами, количество лучей — число судимостей. Перстень авторитета — вора в законе, пахана.
Трефы и пики размещенные в шахматном порядке, перстень лагерного авторитета. Может сочетаться с куполами собора, количество которых соответствует числу судимостей.
Восьмиконечная звезда, тату лагерных авторитетов — воров в законе, паханов, отрицал, наносят под ключицу.
Эполет, ешё один атрибут воров законе.
Символ вора в законе, говорящая о высоком ранге её хозяина в уголовном мире.
«Король воровской масти» — статусная тату элиты, корона — свершённая месть.
Тюремные перстни многочисленная группа
Источник