Что значит третичный сектор экономики

Третичный сектор экономики

Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.

Помимо третичного сектора экономики также выделяют первичный сектор (добыча сырья и его переработка в полуфабрикаты) и вторичный сектор (производство промышленных изделий).

Часто из третичной сферы экономики выделяют четвертичную — информационную. Это — информационные технологии, образование, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией.

Общество, существующее в условиях господствующего третичного сектора экономики, называют постиндустриальным.

Трёхсекторная модель экономики

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Третичный сектор экономики» в других словарях:

Третичный сектор экономики — в экономической теориии услуги транспортных, финансовых, страховых компаний и лиц свободных профессий. По английски: Tertiary production См. также: Секторы экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Читайте также:  Что значит фраза будь моим валентином

третичный сектор экономики — Отрасли хозяйства, выполняющие разнообразные услуги, такие как банковское дело, торговля, туризм и пр … Словарь по географии

Сектор экономики — Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее других частей экономики в теоретических или практических целях. По формам хозяйствования различают частный, государственный и другие секторы экономики … Финансовый словарь

СЕКТОР УСЛУГ или ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР — (service sector or tertiary sector) сектор экономики, обеспечивающий персональные или деловые услуги, например, туризм, страхование, банковское дело. В этом качестве сектор услуг отличается от первичного сектора и вторичного сектора экономики.… … Большой толковый социологический словарь

Первичный сектор экономики — (в трёхсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно промысловый сектор) и добыча… … Википедия

Вторичный сектор экономики — (в трёхсекторной модели экономики) – обрабатывающая промышленность и строительство. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал в первой половине XIX века (промышленная революция) и до начала периода после … Википедия

Частный сектор экономики — Частный сектор экономики часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый… … Википедия

Государственный сектор экономики — (сокр. госсектор) совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор экономики включает в себя все… … Википедия

Внешний сектор экономики — это совокупность экономических отношений, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие национальных экономик и мирового хозяйства. В более узком смысле это совокупность отношений между национальными хозяйствующими субъектами и аналогичными… … Википедия

Источник

Третичный сектор экономики: определение, отрасли и интересные факты

Всем нам давно привычны такие понятия, как сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. Но почему мы рассматриваем их в нашей статье? Так упрощенно выглядит трехсекторная модель. Она была разработана еще в 1935-1949 годах. Третичный сектор экономики как раз и включает в себя то, что мы понимаем под сферой услуг. В зависимости от того, какая сфера является доминирующей в производительном плане, можно определить этап развития общества.

На сегодняшний день, кроме первичного, вторичного и третичного секторов, выделенных Фишером, Кларком и Фурастье, рассматривают и четвертичный – порождение современной стадии, так называемой экономики знаний.

Концепция

Теория секторов, или структурных изменений, была разработана в 1930-1940-е годы Аланом Фишером, Колином Кларком и Жаном Фурастье. Ученые разделили экономику на три сектора осуществления деятельности:

  • Первичный. Его основной целью функционирования является добыча сырья. В него входит сельское хозяйство. Также первичный сектор – это некоторые виды промышленности. Среди них рыбная, горнодобывающая и лесная.
  • Вторичный включает все остальное промышленное производство и строительный бизнес.
  • Третичный сектор экономики – это сфера услуг, образование и туристический бизнес.

Согласно теории структурных изменений Фишера-Кларка, с развитием общества происходит смещение фокуса с первичного сектора к вторичному, а затем и к третичному. Ученые считали, что это связано с изменением характера потребительского спроса. С увеличением дохода на душу населения спрос на сельскохозяйственную продукцию снижается, на промышленную продукцию – сначала возрастает, а потом начинает падать, а вот на услуги – постоянно становится больше. Поэтому нет ничего удивительного, что в богатых странах доминирующим сектором является третичный.

Кларк выделял три стадии развития государств. Первая – аграрная. При ней производительность растет медленными темпами. Вторая – промышленная. Она связана с развитием вторичного сектора и достижением им пика роста. Третья стадия основана на преобладании сферы услуг. Именно с ней Фурастье связывал мечту о новом расцвете образования и культуры, гуманизации общества и преодолении бедности.

Какие отрасли входят в третичный сектор экономики?

Он включает те виды деятельности, в которых люди применяют свои знания для того, чтобы улучшить производительность, эффективность, потенциал и стабильность труда. Отрасли, входящие в состав третичного сектора экономики, не дают готовый продукт, а предоставляют услуги. Они задействованы в нематериальном производстве. В состав третичного сектора экономики раньше включали обработку информации, однако сейчас все операции с данными рассматривают отдельно. Это связано с появлением концепции экономики знаний. Она является новым этапом развития постиндустриального общества. Поэтому продуцирование информации сейчас принято относить к четвертичному сектору.

Однако часть экономистов не считают нужным все усложнять и используют стандартную модель Фишера-Кларка. Третичный сектор включает предоставление услуг не только предприятиям, но и конечным потребителям. Это может быть как транспортировка товаров от производителя к покупателю, так и борьба с вредителями или организация развлекательных мероприятий. В процессе предоставления услуг часто происходит видоизменение товаров, как в ресторанном бизнесе. Однако основное внимание все равно уделяется взаимодействию с людьми и их обслуживанию.

Сложности определения

Иногда сложно разобраться, где заканчивается вторичный и начинается третичный сектор экономики. Иногда к последнему также относят полицию, войска, само правительство, благотворительные организации. Поэтому в международном праве были выработаны специальные классификационные системы. Они позволяют определить, является ли продукт материальным или нет. Одной из таких систем является Международная стандартная отраслевая классификация, разработанная ООН.

Теория прогресса

На протяжении последних ста лет третичный сектор экономики постепенно стал доминирующим в развитых странах мира. Они стали постиндустриальными. Первичный и вторичный сектора полностью уступили свои позиции. Фурастье выделял три этапа развития стран. В доиндустриальном обществе 70% людей занято в первичном секторе, 20% – во вторичном, 10% – в третичном. Затем наступает второй этап. Фурастье называл его индустриальным.

На этом этапе в первичном секторе занято около 40% людей, во вторичном – 40%, в третичном – 20%. Он связан с глубокой автоматизацией производства. Это и приводит к тому, что значение третичного сектора экономики становится все больше. В постиндустриальном обществе в нем занято 70% экономически активного населения, в то время как в первичном – только 10%, во вторичном – 20%. Некоторые современные ученые признают еще два этапа развития, связанные с выделением четвертичного и пятеричного секторов.

На сегодняшний день сфера услуг в развитых странах развивается наиболее динамично. Занятые в ней зачастую получают больше, чем промышленные работники. Постепенно смещение фокуса с сельского хозяйства и добывающей промышленности к промышленности, а потом к сфере услуг характерно для всех экономик. Первой к этой тенденции приобщилась Великобритания. Скорость, с которой страны становятся постиндустриальными, с течением времени только увеличивается. Мир меняется за несколько лет быстрее, чем раньше за сто.

Проблемы третичного сектора экономики

Компании, которые занимаются предоставлением услуг, часто сталкиваются с проблемами, которые неведомы производителям товаров. Что такое третичный сектор? Это в первую очередь нематериальное производство. И потребители с трудом понимают, что они получат, и какова будет стоимость. Многие компании, предоставляющие консалтинговые услуги, не дают никаких гарантий качества своей работы, однако требуют оплату за нее. Здесь все зависит от квалификации и опыта людей.

Оплата труда персонала, задействованного в предоставлении услуги, составляет значительную часть ее стоимости. И здесь компаниям третичного сектора вряд ли удастся сэкономить. Производители могут использовать новые технологии, упрощение, эффект масштаба, чтобы сократить расходы. А вот компания, предоставляющая услуги, вынуждена поднимать цены для того, чтобы улучшить их качество. Еще одной проблемой является дифференциация продукта. Как выбрать между консалтинговыми фирмами? На первый взгляд кажется, что они предоставляют идентичные услуги. Поэтому завысить цену зачастую могут только самые уважаемые фирмы, которые являются узнаваемым брендом и заслужили признание.

Примеры

Легче понять, что это такое, если рассмотреть то, какие отрасли входят в состав третичного сектора. Среди них:

  • Сфера развлечений.
  • Правительство.
  • Телекоммуникации.
  • Гостинично-ресторанный бизнес
  • Туризм.
  • Средства массовой информации.
  • Здравоохранение.
  • Информационные технологии.
  • Утилизация отходов.
  • Консалтинг.
  • Азартные игры.
  • Розничные и оптовые продажи.
  • Франчайзинг.
  • Операции с недвижимостью.
  • Образование и др.

Финансовые услуги включают банковские, страховые и инвестиционный менеджмент. Профессиональные – бухгалтерские, юридические и помощь в управлении бизнесом.

Перечень государств по размеру сферы услуг

Оценка размера третичного сектора позволяет увидеть стадию развития общества. Рассмотрим список стран по вкладу их сферы услуг в валовый внутренний продукт. На первом месте США. В 2015 году стоимость предоставленных услуг составила 14,083 триллионов американских долларов. Таким образом, США является государством с самым развитым третичным сектором. На втором месте стоит Европейский союз. В 2015 году страны, входящие в него, вместе предоставили услуг на сумму в 13,483 триллионов долларов США. На третьем месте идет Китай. Стоимость его третичного сектора в 2015 году составила 5,202 триллионов долларов. На четвертом – Япония. Вклад ее сферы услуг в ВВП страны составил в 2015-ом 3,078 триллионов долларов. На пятом – Бразилия. В ней в 2015 году было предоставлено услуг на сумму 1,340 триллионов.

Третичный сектор экономики России в 2015 году по размеру находился на пятнадцатом месте в мире. Его вклад в ВВП страны составил 720 миллиардов долларов США. В нем занято 58,1% экономически активного населения. Это означает, что страна еще не является постиндустриальной.

В сельском хозяйстве занято 9% населения, в промышленности – 32,9%. Однако третичный сектор ответственен за наибольшую часть валового внутреннего продукта РФ. Около 58,6% ВВП нарабатывается в нем. Вклад сельского хозяйства в валовый внутренний продукт России составляет 3,9%, промышленности – 37,5%.

Экономика знаний

В четвертичный сектор экономики часть современных экономистов предпочитают выделять операции, связанные с созданием, получением и обработкой информации. Например, консалтинг, образование, финансовое планирование, ведение блогов, дизайн.

Источник

Третичный и четвертичный сектора экономики — структура, характеристики, сущность и особенности

Содержание:

Сектор услуг является широкой сферой применения общественных работ. Сектор услуг уже давно не вызывает особого интереса. Только в последние десятилетия она привлекла внимание многих экономистов в странах разных социально-экономических типов. Повышенный интерес был вызван динамикой сферы услуг, и, несмотря на то, что ее роль в экономическом развитии возрастает, закономерности участия различных служб в экономическом развитии и их влияние на факторы социального воспроизводства остаются практически неосведомленными.

Структура сектора третичного образования

Среди основных направлений современного экономического развития доминирует сфера услуг. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к странам с переходной экономикой, которые лишь недавно встали на путь рыночных реформ.

Резкий рост сектора услуг требует достаточно детального изучения видов деятельности. В связи с этим необходимо уточнить понятие «сервис» и на его основе уточнить понятие «индустрия услуг». Для этого необходимо учитывать специфику этой сферы.

Сфера услуг, представляющая собой сложный многомерный механизм, является одной из наиболее перспективных сфер современной экономики, охватывающей широкий спектр деятельности: от торговли и транспорта до образования и страхования. Рестораны и гостиницы, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы и учебные заведения, туристические предприятия, бухгалтерские и консалтинговые фирмы, банки, поликлиники, санатории, дома отдыха — все это принадлежит к сфере услуг.

Уровень развития сферы услуг обеспечивает территориальную и социальную мобильность населения, развитие новых экономических зон, повышение эффективности производства и потребления материальных благ.

Производственный процесс в сфере услуг подразумевает тесное сотрудничество между мастером и заказчиком, и даже ситуация совместного достижения результатов возможна. Например, в музейной экскурсии повествование экскурсовода считается услугой, но без присутствия потребителей этой услуги, т.е. посетителей, экскурсовод не может оказать свою услугу.

Характеристики четвертичного сектора

Необходимость выделения нового четвертичного сектора экономики возникла в связи с увеличением числа фондовых и товарных бирж, инвестиционных компаний и банков.

Именно эти бизнес-организации сегодня играют важную, даже решающую роль в современном деловом мире. Они предоставляют финансовые услуги другим фирмам и организациям, которые затем напрямую взаимодействуют с потребителями и удовлетворяют их самые насущные потребности.

Таким образом, услуги бизнес-системы можно рассматривать как косвенный элемент, влияющий на производственные процессы третичного сектора экономики.

Выделение бизнес-услуг в отдельный четвертичный сектор напрямую связано с современной тенденцией, знаменующей переход к совершенно новой системе организации производства. В то же время, она характеризуется двумя очень важными особенностями:

  1. Углубление специализации на каждом этапе производства, дальнейшая транспортировка и сбыт производимой продукции. Это приводит к возникновению достаточно изолированных видов деятельности, которые нельзя приравнять к услугам сектора третичного обслуживания. Здесь же мы ответим, что чем выше уровень технологического или организационного развития так называемой «цепочки начисления стоимости», которая присваивает компании, тем сложнее становятся стыки в этой цепочке: они структурированы по-разному, каждый этап зависит от остальных этапов;
  2. Желание руководства организаций воспользоваться преимуществами, которые могут сделать специализацию более сильной и конкурентоспособной. Это условие выполняется при выполнении высококвалифицированных и сложных операций для обслуживания средних и малых предприятий, а также крупнейших корпораций. Это также напрямую связано с осознанием полной ответственности и важности роли четвертичного сектора в условиях высокой конкуренции на национальном и международном рынках.

Обсуждение условий четвертичного сектора было бы неполным, если бы мы не упомянули также конкретную деятельность руководства крупных организаций и корпораций. В современных условиях эта деятельность регламентируется и строго специализируется в зависимости от отрасли, в которой работают организации. Как правило, его можно даже пространственно отделить от непосредственных производственных процессов, формирующих организацию. Это не похоже на традиционный контроль и управление, так как руководство стремится решить самые нерегулярные операции и проблемы и перевести рутинные и повседневные управленческие задачи на более низкий уровень. Это не означает, что они полностью выпадают из поля зрения менеджмента, потому что менеджмент все еще контролирует их, но просто не на стадии решения, а на стадии уже существующего и выполненного решения, чтобы оценить эффективность результата и представить сотрудникам новые, более глубокие и актуальные задачи и проблемы.

Третичный сектор экономики: его сущность и особенности

В период с 1935 по 1949 год в западной экономической науке активно развивалась трехсекторная теория, разработанная Фишером и Кларком. В нем третичный сектор экономики представляет собой всю область, которую мы привыкли называть «сектором услуг» в современном мире. Это включает в себя сектор образования и туристический бизнес, который особенно развит сейчас, когда люди могут свободно передвигаться по всему миру.

В богатых странах доминирует сектор третичного образования. Речь идет о третьем этапе развития государства, когда в экономике доминирует сектор услуг, который доступен практически всем в государстве. С этим еще один исследователь в этой области, Фурастье, связал мечту о новом этапе развития и трансформации в области образования и культуры. Особую роль играет гуманизация общества, которая позволит преодолеть минимальный порог бедности и вывести государство на совершенно новый уровень.

Третичный сектор включает в себя все те виды деятельности, в которых люди могут реализовать свои знания. Это служит для улучшения таких показателей, как:

  • Эффективность труда,
  • его производительность,
  • трудовой потенциал сотрудников
  • Стабильность трудовой деятельности.

Измеряя эти характеристики, можно увидеть продукцию по отношению к другим и определить ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном производственных рынках.

Отрасли, входящие в сектор третичного обслуживания, предоставляют не готовый продукт, а скорее услугу или посредника между производителем и потребителем готового продукта.

Ранее обработка информации включалась в сектор третичного обслуживания, но теперь все доступные операции рассматриваются отдельно. Это связано с появлением концепции так называемой «экономики знаний». Это совершенно новый этап в развитии современного общества, вступивший в период постиндустриализации. Поэтому информация и ее обработка обычно ассоциируется со следующим, четвертичным сектором экономики.

Сегодня экономисты не усложняют уже разработанную концепцию Фишера-Кларка, поэтому сектор третичного образования, как и 70 лет назад, и сейчас не расширяется и не сужается (за исключением исключения из него информации). Она включает в себя услуги, предоставляемые не только предприятиям, но и конечным пользователям, то есть нам с вами. Это может быть не только транспортировка товара от производителя к потребителю, но и борьба с самыми неблагоприятными обстоятельствами. Кроме того, спектр интересов третичного сектора включает организацию досуга с целью привлечения новых клиентов (как частных лиц, так и компаний). Тем не менее, основной упор делается именно на то, чтобы взаимодействовать с людьми и служить им как можно эффективнее для повышения их рейтинга.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Проблемы аграрной экономики — сфера деятельности, сущность, содержание и роль
  • Авиационная промышленность — структура, концепция, факторы, место и роль
  • Иностранные инвестиции в России: проблемы и противоречия — характер, виды и пути улучшения
  • Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования экономики — формы, методы и сущность
  • Кризис в рыночной экономике — концепция, сущность и проявление
  • Институциональная структура производства — концепция, суть и понятия
  • Экономические проблемы инфляции — концепция, особенности и причины
  • Система экономических показателей — актуальность и состав

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Оцените статью