- Что такое Трансцендентность
- Значение трансцендентности
- Различия между трансцендентальный и трансцендентный
- Трансцендентные и имманентные причины и действия
- Трансцендентность и имманентность Бога
- Что такое трансценденция?
- Трансцендентное состояние
- Трансцендентность в математике
- Трансцендентное уравнение
- Трансцендентная функция
- Трансцендентное число
- Трансцендентность — это что? Понятия трансцендентности и трансцендентальности
- Понятие трансцендентности
- Трансценденция
- Виды познания
- Вещи в себе и для нас
- Антиномии
- Трансцендентность и трансцендентальность
- ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
- Полезное
- Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ» в других словарях:
- Трансцендентность
- Содержание
- До Канта
- У Канта
- После Канта
Что такое Трансцендентность
Значение трансцендентности
Трансцендентность (от лат. transcendens – превосходящий, выходящий за пределы) — это всё то, что выходит за пределы познания мира через органы чувств; предмет метафизического и религиозного учения.
Антонимы слова трансцендентный — эмпирический, познаваемый, опытный. Синонимы слова трансцендентный — непознаваемый, запредельный.
Различия между трансцендентальный и трансцендентный
Трансцендентальное — по мнению философа Иммануила Канта, это касается предшествующих форм изучения (до опыта), не относится к предмету или содержанию познания. Например: время, пространство, причинность.
Трансцендентным, по мнению Канта, было всё то, что выходило за грань познания опытом.
Например, в системе Канта трансцендентными называются «вещи в себе» (или «вещь сама по себе»). Так Иммануил Кант обозначал вещи непознаваемыми — они существуют сами по себе, независимо от того, чем они являются для нас.
Трансцендентальным Кант называет всё то, что относится к априорным условиям опыта, вдобавок те знания, которые могут выйти из этого опыта.
В своих трудах Кант называет трансцендентальным всякое познание, которое появляется больше из изучения видов познания предметов, чем самих предметов. И это познание возможно лишь до опыта.
Трансцендентально — всё то, что является частью опыта и делает возможным его эмпирическое познание. Трансцендентно — всё то, что выходит за рамки опыта.
Трансцендентальное — это как противоположность трансцендентному.
Трансцендентные и имманентные причины и действия
В схоластике (средневековая христианская философия, которая стремилась обосновать религиозные догматы) различали имманентные и трансцендентные причины и действия. Имманентные случаются в самих объектах, трансцендентные существуют за гранью их реального бытия.
Трансцендентность и имманентность Бога
На первый взгляд трансцендентность и имманентность противоречат друг другу. Однако, если вдуматься в оба понятия и идею Бога, можно понять смысл этого выражения.
Трансцендентное — это то, что находится за пределами восприятия, независимо от Вселенной. И если сравнивать, это совершенно от нас отличается. В противовес этому существует понятие «имманентный Бог» — это тот, который существует внутри нас, внутри Вселенной и т. д. Что означает, что Он является частью нашего существования.
Что такое трансценденция?
Трансценденция — это философский термин, который означает «переступать через сущее»; это основная структура субъективности. Трансценденция превосходит всё, что означает, что она не имеет сущности.
Трансцендентное состояние
В медитации существует такое понятие как «Трансцендентное состояние». Это когда сознание выходит за рамки нормальных трёх состояний сознания, которые известны нам в обычной жизни (бодрствование, сон со снами, крепкий сон).
Эти считаются уровнями возбуждённого состояния, и когда человек их трансцендирует, его разум переходит стесняющие его границы. Таким образом он проникает на более углублённые, безмятежные и мощные ступени познания.
Трансцендентность в математике
Это понятие также существует в математике.
Трансцендентное уравнение
Уравнения, которые не попадают в категорию алгебраических уравнений называются трансцендентными уравнениями. Это уравнение, где есть трансцендентные функции. Например: tan x – e× = 0.
Трансцендентная функция
Это элементарная функция (аналитическая), которая не является алгебраической функцией. Например, функция sin(x).
Трансцендентное число
Это (возможно, комплексное) число, которое не является корнем любого целочисленного полинома. Это означает, что это число не является алгебраическим (ни в какой степени).
Любое трансцендентное число также является иррациональным (т. к. рациональное число — это алгебраическое число в первой степени, а этого быть не может).
Примеры трансцендентных чисел включают π (Пи) и e (число Эйлера).
Узнайте также, что такое Экспонента и Число Пи.
Источник
Трансцендентность — это что? Понятия трансцендентности и трансцендентальности
Трансцендентность — это основная категория в философии Иммануила Канта. Так немецкий философ обозначал нечто превосходное, недоступное для опытного познания. Схожим по значению понятием является трансцендентальность — совокупность частей из разных пределов. В нашей статье можно найти доступное объяснение каждой из этих категорий.
Понятие трансцендентности
При слове «трансцендентность» у большинства людей возникает ассоциация с медитацией или эзотерическими учениями. Это что-то бессознательное, не доступное эмпирическому восприятию. Однако история понятия уходит корнями не в восточную, а в немецкую философию. Например, латинское слово «transcendens» обозначает что-то превосходящее бытовое сознание, разрушающее пределы.
Трансцендентность — это понятие, истоки которого можно найти в философии неоплатонизма. Античный мыслитель Плотин разработал учение о Едином — всеобщем и всеблагом начале, которое невозможно понять с помощью чувств или мысли. Идею Плотина подхватил и попытался развить немецкий мыслитель Иммануил Кант. Его трансцендентальная философия до сих пор считается одной из самых важных в мировой науке.
Трансценденция
Иммануил Кант разработал теорию «вещей в себе», которые существуют независимо от сознания человека, а потому остаются непознаваемыми. Эти предметы не воздействуют на органы и чувств, а потому не могут быть применены на практике. Трансцендентность — это характерное состояние «вещей в себе».
Ниже: Плотин — основоположник школы неоплатонизма.
Окружающие нас вещи имманентны. Вселенная, Бог или душа трансцендентны. Имманентность является состоянием, противоположным трансцендентности. Это неотъемлемая внутренняя связь объекта с его качеством.
Кант вводит понятие трансценденции. Это возможность воспринимать потустороннее, осознавать неосознаваемое. Мыслитель полагал, что умирающий человек достигал трансценденции. Осуществлялся переход из имманентного мира в божественное пространство, не осознаваемое простыми органами чувств.
Виды познания
Главный научный труд Канта называется «Критика чистого разума». В нем философ размышляет о возможностях человеческого познания. Как далеко мы можем зайти в своих суждениях? Доступно ли человеку осмысление чего-то особого, недоступного остальному миру? В попытках найти ответы Кант делит познание на научное и синтетическое.
Научное мышление основано на суждениях. Человек не выходит дальше, чем за рамки анализа отдельных предикатов (понятий). Такой метод мышления не может расширить познание. Поэтому Кант обращается к мышлению, не имеющему аналитических рамок. Его объектом является синтетическое суждение. Единственно возможный способ познать субъект — это интуиция.
Ограниченное научное мышление объективно и необходимо, но свободное синтетическое познание — случайно и субъективно. Оба метода непригодны. Кант формирует новый вид познания — априорный. Он сочетает в себе синтетичность и необходимость.
Особенность философии Канта заключается в активном развитии старой античной темы. Немецкий мыслитель пытается решить вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Он берет все лучшее из двух известных ему типов мышления и формирует суждение совершенно новое, доколе никому неизвестное. Это суждение становится предметом научных изысканий Канта.
Вещи в себе и для нас
Иммануил Кант являлся основоположником немецкой классической философии — эпохи наиболее важной для науки. Начинал мыслитель с осмысления вещей. Он поделил все мировые сущности на «вещи в себе» и «вещи для нас». То, что «в себе», недоступно и непознаваемо для людей. Это мир объективных идей. «Вещи для нас» раскрываются людьми в процессе познания.
Обе группы сущностей неразрывно связаны. «Вещи для нас» невозможно познать без влияния сверхприродных элементов. Более того, все доступные человеку вещи — это только видимость, иллюзия чего-то большего и объективного. Превращение «вещей в себе» в «сущности для нас» есть основа знаменитого диалектического материализма.
Неопознанность, сверхприродность, сущность «вещей в себе» — все это синонимы трансцендентности. Но как с рассматриваемым понятием связана антиномичность? Попробуем разобраться.
Антиномии
Что мешает человеку в познании? Философы-материалисты говорили об элементах бытия и окружающего мира. Иммануил Кант посчитал такие причины слишком тривиальными, а потому высказал свою теорию. Трудности познания заключаются не в объекте, окружающей действительности, а в субъекте — самом человеке.
Человек, рассуждающий о мировом и всеобщем, неизбежно попадет в плен противоречий — антиномий. Причем противоречащие друг другу суждения могут быть либо оба доказуемы, либо недоступны для понимания и анализа. Преодолеть антиномичность разума можно и нужно. В этом Кант видит основную задачу своей философии.
Как решить антиномии? Немецкий мыслитель начинает рассуждать о долге и этике. Разум находится под давлением воли и нравственности, а потому все ответы должны прийти внеопытным путем (априорным).
Трансцендентность и трансцендентальность
Трансцендентальность в философии Канта представляет собой совокупность априорных условий и формальных предпосылок познания. Элементы трансцендентального находятся в трансцендентном: части составляют целое.
Суждения, похожие на кантианские, можно наблюдать и в схоластической философии – средневековых религиозных учениях. Тогда мыслители говорили об аспектах бытия, выходящих за пределы привычного человеку существования. Такие аспекты нельзя проверить эмпирическими методами, применить на практике или проанализировать. Они вообще недоступны человеку.
Источник
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Полезное
Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ» в других словарях:
трансцендентный — См. отвлеченный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. трансцендентный духовный, отвлеченный; непознаваемый, иррациональный, непостижимый, недоступный, запредельный,… … Словарь синонимов
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, трансцендентная, трансцендентное; трансцендентен, трансцендентна, трансцендентно (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю). 1. В идеалистической философии лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; ант.… … Толковый словарь Ушакова
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и… … Философская энциклопедия
Трансцендентный — Трансцендентный ♦ Transcendant В классическом смысле слова – внешний и высший по отношению к миру. В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он. У Канта – внешний по отношению к опыту и недоступный опыту. У… … Философский словарь Спонвиля
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к какой либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в… … Современная энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — запредельный по отношению к какой либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в… … Большой Энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. В идеалистической философии: находящийся за пределами мира. | сущ. трансцендентность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Трансцендентный — термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Трансцендентный — ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к какой либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
трансцендентный — ая, ое; тен, тна, тно. [от лат. trānscendens (transcendentis) выходящий за пределы] 1. Филос. Запредельный по отношению к какой л. определённой сфере, к миру в целом. Бесконечность трансцендентна. // В философии Канта: находящийся за пределами… … Энциклопедический словарь
Источник
Трансцендентность
Трансценде́нтность (трансценденция, прил. трансценде́нтный) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве потустороннего в отличие от имманентного как посюстороннего [1] .
Содержание
До Канта
Предпосылки термина трансцендентное зарождаются в античном неоплатонизме. У Дионисия Ареопагита трансценденция была тесно связана с апофатикой [2] . Так, Фома Аквинский учил о совершенной трансцендентности Бога по отношению к творению [3]
У Канта
Термин «трансцендентный» употреблялся в философии Канта для характеристики ноуменов, то есть вещей-в-себе, которые хоть и проявляются в мире феноменов в виде известных нам явлений, не могут тем не менее сами быть восприняты в чувственном (эмпирическом) опыте, об их существовании мы узнаём лишь умозрительно. Таким образом Кантом утверждается принципиальная непознаваемость мира: познанию доступны лишь явления, но нет никакой возможности узнать, что же лежит в их основе, чем являются вещи-в-себе на самом деле.
Близким к трансцендентному понятием, которое, тем не менее, важно от него отличать, является понятие трансцендентального. Изначально оно характеризовало область отвлечённых умственных категорий (таких как вещь, сущее, истина, добро и т. п.), а позже было развито Кантом, который стал так называть то, что изначально присуще сознанию: не приобретено в процессе опыта, а, напротив, обусловливает и определяет возможность всякого опыта, т.е. является своеобразной «сверхопытной данностью», данной человеку особым априорным (т.е. «прежде всякого опыта») образом. Необходимость введения трансцендентальных категорий возникла перед Кантом, когда он пришёл к заключению, что построить философскую систему лишь на опытных данных невозможно, однако изначально отказывался принимать другой источник опыта, кроме эмпирического. Поэтому ему пришлось допустить, что некоторые ноумены всё же доступны познанию человека, хотя и не являются предметами опыта, как-то: пространство и время как априорные формы восприятия, логические категории, идеи Бога, бессмертия души, добра (см. категорический императив), красоты и др.
После Канта
В экзистенциальной философии Карла Ясперса трансценденция присутствует как абсолютная и непостижимая реальность [4] .
Источник