Что значит трагическое лицо

Словари

1. соотн. с сущ. трагедия I, связанный с ним

2. Свойственный исполнителям трагедии [трагедия I], характерный для них.

3. Такой, как в трагедии [трагедия I 2.].

1. соотн. с сущ. трагедия II, трагизм II, связанный с ними

2. Преисполненный трагизма [трагизм II].

3. Внушающий ужас, страдания, предрекая глубокую затруднительность положения.

ТРАГИ́ЧЕСКИЙ — прил., употр. сравн. часто

Морфология: нар. траги́чески

1. Трагическим называют то, что относится к литературному или драматическому жанру трагедии.

Трагический жанр. | Трагический сюжет. | Трагический спектакль. | Трагическая роль.

2. Трагическим называется случай, в котором погибают или тяжело страдают люди.

Трагическая гибель судна. | Трагическая смерть. | нар.

Он трагически погиб молодым.

ТРАГИ́ЧЕСКИЙ, трагическая, трагическое.

1. прил. к трагедия в 1 знач., такой, как в трагедии (лит., театр.). Трагический стиль. Трагическая поза.

|| Играющий в трагедиях (театр.). Трагический актер.

2. (в качестве кратк. употр. трагичен, трагична, трагично). Ужасный, потрясающий, внушающий ужас (книжн.). Трагическое зрелище. Трагическая участь. Переживать, относиться к чему-нибудь трагически (нареч.).

|| Полный страдания, глубоких переживаний. «Какие у нее трагические глаза!» А.Тургенев.

3. Очень трудный, затруднительный (разг. шутл.). Положение трагическое — ни копейки в кармане.

ТРАГИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое.

2. Ужасный, потрясающий; полный страдания. Трагическое зрелище. Т. случай. Т. взгляд.

1) Относящийся к трагедии как драматическому произведению.

Уже несколько лет как молодой Каратыгин блистал на русской сцене в трагических ролях (Вигель).

2) Свойственный исполнителям трагедии, трагикам.

3) Относящийся к характерным приемам исполнения трагедии; рассчитанный на театральный эффект.

4) Страшный, внушающий ужас, потрясающий.

5) Свидетельствующий о страдании.

Трагическое выражение лица.

Из ее материнской груди вырвался поистине трагический вопль (Салтыков-Щедрин).

6) разг. Затруднительный (о положении).

траги́ческое сущ., траги́чески, трагикоми́ческий

Из западноевропейских языков (нем. tragisch, фр. tragique ← лат. tragicus ← греч. tragikos ‘трагический’, ‘относящийся к трагедии’). Происхождение связано с культом бога Диониса. В русском языке — с 30-х гг. XVIII в.

Трагический с прилагательным траги́чный совпадает в значениях: 1) ‘страшный, внушающий ужас, потрясающий’. Трагическое (трагичное) событие; 2) ‘свидетельствующий о страдании’. Трагическое (трагичное) выражение лица.

В форме среднего рода слово «трагическое», выступая как существительное, является термином категории эстетики, который характеризует неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. В трагическом проявляются неразрешимые противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. Эти трагические противоречия, хотя и приводят человека к тяжелым страданиям, порождают эстетическое переживание (катарсис). Последнее оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нем ненависть к низменным явлениям и закаляет его волю. В этом заключается парадокс трагического. Трагическое связано с другими эстетическими категориями — комическим, безобразным, прекрасным, возвышенным, осуществляя свое эстетическое предназначение только в связи с этими категориями.

ТРАГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1. к Траге́дия (1 зн.). Т. жанр. Т. сюжет. Т. спектакль. Т-ая роль. Т. актёр. Т. конфликт. Т-ая коллизия.

2. Свойственный исполнителям трагедии. Т. талант. Т-ие данные.

3. Такой, как в трагедии, у трагика. Т-ая поза. Т. шёпот. Т. жест. Т. тон.

4. Тяжёлый, страшный, катастрофический. Т. случай. Т-ая гибель судна. Т-ое событие. Т-ая смерть. // Наполненный трагичностью; выражающий трагичность. Т-ое положение. Т-ая обречённость. Т. рассказ. Т-ая судьба. Т. голос. Т-ое выражение лица. Т. вопль. Т. взгляд.

Траги́чески, нареч. (2-4 зн.). Т. шептать. Жизнь кончилась т. Траги́ческое, -ого; ср. (1 зн.). Сущность трагического. Т. в русской драматургии.

Трагический жанр. Трагическая актриса.

Спектакль был задуман, как трагический, а зрители почти все время смеялись. Каверин, Открытая книга.

Составляющий сущность трагедии, отражающий непримиримый конфликт, напряженную борьбу противоречивых начал.

| в знач. сущ. траги́ческое, -ого, ср.

Трагическое заключается в столкновении естественного влечения сердца с идеею долга, в проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении. Белинский, Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова.

Свойственный исполнителям трагедии, трагикам.

Трагический талант. Трагические данные.

— Ну, скажи ты сам: какой же я комик! И сложенье, и голос — все во мне трагическое! Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы.

Относящийся к характерным приемам исполнения трагедии; такой, как в трагедии, у трагика.

Трагическая поза. Трагический шепот.

— Все кончено! И сделав рукой трагический жест, француз манерно бросает на стол салфетку и с достоинством выходит. Чехов, На чужбине.

2. Тяжелый, страшный, ужасный.

Война особенно богата кровавыми и трагическими эпизодами. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Трагическое положение. Трагическая обреченность.

Какая трагическая судьба: пройти в боях и лишениях столько дорог и погибнуть у самой цели! Казакевич, Весна на Одере.

Выражающий тяжелое душевное состояние, страдание, свидетельствующий о них.

Из ее материнской груди вырывался поистине трагический вопль: — И для кого я всю эту прорву коплю! Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.

Он впервые увидел лицо Шалого, не по годам изношенное, измученное, с крупной трагической складкой поперек лба. Новиков-Прибой, Шалый.

траги́ческий, траги́ческая, траги́ческое, траги́ческие, траги́ческого, траги́ческой, траги́ческих, траги́ческому, траги́ческим, траги́ческую, траги́ческою, траги́ческими, траги́ческом, траги́ческ, траги́ческа, траги́ческо, траги́чески

Источник

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Если базаровщина болезнь, то она — болезнь нашего времени и ее надо выстрадать. Д. И. Писарев «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования — это Евгений Базаров,
уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно. Роман «Отцы и дети» — это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира «отцов» и «детей». Ответ на вопрос: «Почему Базаров — лицо трагическое?» — заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: «…и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев — один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых. Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он «более чуток к требованиям общественной жизни», — он испытал эту жизнь на себе. Базаров — сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером? «…В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли». Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только «ощущения». Называя «дрянью» все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не «популярного») понимания. Тургенев — не Базаров, поэтому мы не знаем «что» и «как» мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: «И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все». Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество. В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом — это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти’Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, «Отцы и дети» — это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров — не просто герой, а «человек времени». Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет «отцом», когда придет новое поколение «детей». Умирая, Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…» С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос — одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит «своей» истины в жизни.

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Когда пишут сочинение на тему: Базаров – лицо трагическое в романе «Отцы и дети», отмечают, что главный герой тратит свою жизнь впустую. Он отрицает все принципы и нормы сложившиеся в обществе. Базаров увлечен только наукой, которую считает всему основой. Личность главного героя вызвала критику и много споров в 19 веке. Определение его как трагического дал Писарев Д. И.

Первое, что привлекает внимание, герой и общество противопоставляются друг другу. Базаров является нигилистом, который врывается в окружающий мир с необычными для людей взглядами, которые разрушают существующее мироустройство. Убеждения Евгения не совпадают не только с Кирсановыми, но и с Ситниковым и Кукшиной, заявляющих, что они тоже нигилисты.

Однако, они даже рядом не стоят с Базаровым по нравственности, уму и душевной глубине. Барич Аркадий, также не стал единомышленников главного героя, будучи копией отца. В итоге Базаров оказывается один на один со своими взглядами. Участие героя в социальных разногласиях могут стать причиной «трагичности», но сам Евгений не чувствует себя ущербным или несчастным.

Он уверен, что есть еще много людей, разделяющих его убеждения. При этом доволен, что не нашлось человека, который бы не уступил ему. Базаров слишком самоуверен и не нуждается в поддержке и даже понимании.

Трагедия главного героя заключается в другом. Базаров – незаурядная и сильная личность. Его философские изречения построены не на книгах, а на собственной теории, давшей жизненную цель. Он имеет полное право на свою концепцию. Отрицает любовь, принципы, ценность искусства, человеческую душу, моральные принятые обществом нормы, природные красоты.

Однако, встретив Одинцову, Евгений неожиданно стал романтиком. Он стал замечать или чувствовать то, что отрицал ранее и даже признался, что способен любить. Базаров видит, что его нигилизм не может объяснить жизненные реалии. Возникла проблема переоценки ценностей, он должен отвергнуть то, во что верил, признать нематериальное и отказаться от собственной «божественности».

Трагизм Базарова Евгения заключается в постепенном и мучительном осознании разрушения того, что строил годами, в глубоком разочаровании. Не менее трагично и другое – он готов был к совершению его-то необыкновенного, но, как оказалось, места для подвига в окружающем мире просто нет. Когда Базаров это понял, он начал заниматься медициной.

Однако в роли врача ни Евгений, ни окружающие его не видели. Смирившись, Базаров уже никак не может себя проявить. Именно поэтому Тургенев устраняет созданного персонажа, так как его энергия осталась не востребована, он просто слишком рано появился на свет.

Сочинение на тему: Базаров, лицо трагическое, по роману Тургенева «Отцы и дети» заканчивается бессмысленной смертью главного героя. Это стало очередной трагедией Евгения. До заражения крови он уже начал ощущать свою неприкаянность, прислушиваться к окружающим и жалел, что не смог создать семью. Это проявилось, когда он в последний раз разговаривал с Аркадием.

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Сохрани к себе на стену!

klassreferat.ru

Если базаровщина болезнь, то она — болезнь нашего времени и ее надо выстрадать. Д. И. Писарев “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования — это Евгений Базаров, уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно. Роман “Отцы и дети” — это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира “отцов” и “детей”. Ответ на вопрос: “Почему Базаров — лицо трагическое?” — заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: “…и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев — один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых. Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он “более чуток к требованиям общественной жизни”, — он испытал эту жизнь на себе. Базаров — сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование. Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером? “…В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли”. Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только “ощущения”. Называя “дрянью” все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не “популярного”) понимания. Тургенев — не Базаров, поэтому мы не знаем “что” и “как” мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: “И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все”. Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы. Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество. В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом — это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” — это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров — не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России… Нет, видно не нужен…” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос — одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.

  • «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  • «Отцы и дети» в русской критике
  • «Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова). Отцы и дети Тургенев И.С.
  • «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
  • «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
  • «Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») сочинение
  • «Отцы и дети» как философский роман — сочинение
  • «Отцы и дети» как философский роман
  • «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
  • «Равнодушная» природа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Источник

Читайте также:  Что значат белые повязки
Оцените статью