Что значит траектория подготовки

Что значит траектория подготовки

В СПбГИПСР разработана концепция организации образовательного процесса, ориентированная на индивидуализацию процесса обучения студентов, которая предполагает как вариативность в содержании образовательных программ, так и образовательных маршрутов.

Реализация этой концепции заключается в разработке для каждой программы уникальных образовательных траекторий, доступных для выбора студентам на первом курсе.

Содержание обучения

Итак, прежде всего, образовательная траектория определяет содержательный аспект обучения. Каждая образовательная траектория отражает один из содержательных аспектов образовательной программы. Таким образом, студенты имеют возможность получить более глубокие знания в той или иной области в рамках образовательной программы.

Это достигается за счет закрепления перечня тематик научно-практических работ, которые выполняют студенты в процессе обучения, а также тематики выпускной квалификационной работы (диплома).

Кроме того, за каждой образовательной траекторией закреплены определенные элективные и факультативные дисциплины, которые доступны для изучения студентам, как правило, на старших курсах.

Образовательная траектория определяет также характер практической подготовки — базы практики и индивидуальные практические задания определяются для студентов в соответствии с траекторией, которую они выбрали.

Образовательные маршруты

Первый путь — студент может выбрать подготовку исключительно в рамках бакалавриата — это 4 года обучения (для очной формы) и соответствующий диплом.

Читайте также:  Четырехдиапазонный роутер что это значит

Второй путь — это подготовка по программе бакалавриата + обучение на программе профессиональной переподготовки, дающей право ведения новой профессиональной деятельности. Такая траектория позволяет получить два диплома, а обучение длится 5 лет (программа наиболее приближена к ушедшим в прошлое специальностям).

Третий путь — это освоение двух уровней образования — бакалавриата и магистратуры, что позволяет получить два диплома и степень магистра; в настоящее время такое образование является наиболее востребованным, но занимает оно 6 лет (для очной формы обучения).

Каждая из предлагаемых образовательных траекторий ориентирована на то или иной образовательный маршрут. Это позволяет в процесс обучения на программах бакалавриата, во-первых, лучше подготовиться к освоению следующего уровня образования, а, во-вторых, выбирать в рамках бакалавриата именно те курсы, которые будут полезны при обучении в магистратуре или на программе профессиональной переподготовки.

Важным преимуществом такого подхода к организации обучения является возможность выбора тех или иных программ при переходе от одного уровня образования к другому. Например, студент, получивший диплом бакалавра по социальной работе, может дальше углубленно заниматься в рамках этого направления (изучать более узкие вопросы и направления работы), либо перейти на направление «Психология» — переподготовка и магистратура дают право заниматься новым видом деятельности.

Будущее трудоустройство

Образовательные траектории за счет фокусирования обучения, исследовательской и практической работы студентов на определенных аспектах, позволяют получить более точную и углубленную подготовку к той или иной деятельности, на которую ориентирована образовательная траектория.

Большинство траекторий разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами.

Правильный выбор образовательной траектории позволит:
  • задать вектор вашего профессионального развития;
  • определить тематику научно-исследовательской работы (курсовое и дипломное проектирование);
  • определить тот набор курсов по выбору, которые вы будете изучать;
  • определить возможные базы практик;
  • после завершения обучения получить два диплома;
  • приобрести компетентность в нескольких областях знаний, тем самым повысить свою конкурентоспособность в глазах работодателя.
Информация об образовательных траекториях

Информацию об образовательных траекториях, доступных для выбора, а также аннотации к ним, вы можете получить в разделах сайта, посвященных описанию образовательных программ (перейти в раздел бакалавриата, перейти в раздел магистратуры).

Источник

Что такое траектория обучения и зачем
она нужна в онлайн-курсе

Представьте себя на месте ученика, проходящего онлайн-обучение. Вы выбрали интересное направление, предвкушаете, что узнаете что-то новое, получите навыки и умения, которыми раньше не обладали.

Но обучение совсем не соответствует ожиданиям. Темп слишком медленный, материал неинтересный и уже вам знакомый. Или, наоборот, вы не успеваете понимать и осваивать информацию.

Избежать подобного поможет правильная траектория обучения.

Индивидуальная траектория применяется не только в обучении один на один, как на репетиторстве. Она не менее важна при работе с классом и группой. В таком случае особенно учитываются отстающие от программы или обгоняющие её ученики.

В широком смысле траектория обучения есть в любом курсе, который учитывает особенности студентов. Однако далеко не всегда она подобрана верно и эффективно работает.

Цель траектории обучения — предоставить ученикам возможность максимально раскрыть свой потенциал. В ходе прохождения индивидуального образовательного маршрута решаются задачи:

  • Замотивировать студента
  • Выявить его сильные и слабые стороны
  • Определить предметную направленность
  • Освоить определённые компетенции
  • Развить, усовершенствовать навыки и умения

Задач может быть больше в зависимости от особенностей курса и его целевой аудитории. При их формировании учитываются промежуточные и конечная цели.

Единой классификации нет, но можно выделить две основные разновидности:

Закрытая (линейная)
Набор предметов, курсов, практик, которые проходятся последовательно всеми учениками группы. Обучение идёт от простого к сложному, часто разделено на тематические блоки. Индивидуальный подход заключается в дифференцированных заданиях для студентов с разным уровнем подготовки и способностей.

Подойдёт для групп, где у всех обучающихся примерно один уровень знаний. Примеры: онлайн-курс с отбором по результатам вступительного теста, повышение квалификации для работников организации.

Открытая (нелинейная)
Последовательность обучающего материала может меняться в зависимости от темпа усвоения, знаний и других параметров. Структура курса не жёсткая, способна варьироваться. Доступны бонусные уроки, задания повышенной сложности, дополнительные модули для тех, кто что-то упустил.

Подойдёт для сборных групп из учеников с разным уровнем подготовки. Примеры: программы подготовки к экзаменам, курсы по обработке фотографий, языкам программирования.

Важно

Образовательная траектория — это не формат, а путь реализации обучения. Она нужна для офлайн уроков, дистанционного обучения, онлайн-курсов и других вариантов. Подробнее о типах обучения можно узнать в статье . Верно подобранная траектория становится механизмом, удерживающим учеников.

Источник

Как построить свою траекторию обучения и развития

Теории и практики

В последнее время все чаще обращают внимание на важность навыков адаптивности и умения учиться. Вокруг море контента, обучающих курсов, возможности перехода во вторую и третью карьеру — вот только как в этом всем разобраться? Т&Р составили инструкцию о том, как с помощью правильных вопросов выстроить свою образовательную траекторию, которая будет комфортной и позволит добиться поставленной цели.

Зиба Джафарова

Проектирует корпоративные программы обучения и развития в «Теориях и практиках» и очень любит говорить про рефлексию

Что мы подразумеваем под образовательной траекторией

Под траекторией в данном случае мы понимаем образовательный путь из точки А, где мы сейчас, в точку Б, где что-то изменилось: мы знаем больше, умеем лучше и ведем себя иначе. При этом, находясь в точке А, мы не всегда знаем, где находится точка Б: иногда просто понимаем, что нужны какие-то перемены в профессиональной или личной жизни . Если вы еще не определились, куда идти, вам могут помочь:

Анализ рынка: какие навыки востребованы сейчас и какие есть тренды?

Интервью со специалистом или поиск ментора: если вы уже знаете сферу, понимаете, куда хотите двигаться, поговорите с практиком, он сможет рассказать о подводных камнях и неочевидных преимуществах своей деятельности .

Тесты на типы личности (например, MBTI, DISC): результаты таких тестов могут помочь вам проанализировать свой опыт и тип мышления и понять, почему та или иная деятельность может подойти вам лучше .

Рефлексия: вспомните, какие профессии, предметные области, качества людей всегда вызывали у вас восхищение? Что, наоборот, для вас неприемлемо? Проанализируйте ваши экстремумы ( самый успешный и самый провальный опыт ): какие уроки вы из них вынесли и что хотелось бы поменять?

Коучинг: самостоятельной рефлексии и планирования может оказаться мало, и в этой ситуации может помочь коуч, который вопросами приведет вас к пониманию следующих шагов.

Психолог или психотерапевт — если нужно более глубоко проанализировать потребности и проблемы.

Идеальным итогом этого этапа будет понимание себя и определение перспектив (и осознание, куда идти не стоит).

Как действовать дальше

Сформулируйте конкретные цели

Точку Б надо обрисовать для себя конкретно. Начните с верхнеуровневой цели — к примеру, «Научиться программировать мобильные приложения». Из этой цели пока сложно построить какой-то план действий, поэтому советуем ее конкретизировать.

Про постановку правильных целей очень хорошо говорит в своей известной книге «Искусство обучать» Джули Дирксен. К примеру, вместо «Слушатели будут понимать, как программировать на языке Java» она предлагает формулировку «Слушатели смогут определить и описать использование ключевых структур данных, таких как массив, связный список, дерево и стек». Пожалуй, самое главное здесь — глагол действия. Если в точке Б мы ничего не делаем по-новому, то какой смысл в обучении?

Дирксен при этом справедливо отмечает, что не все путешествия имеют направление. Действительно, часто мы проходим какие-то курсы просто ради удовольствия от процесса познания или из желания блеснуть перед своими знаниями. Но в основе этого все равно лежит какая-то потребность и цель — если ее определить, то мотивации продолжать обучение станет больше.

Вам точно это надо?

Задавать себе вопрос «Зачем?» — это золотое правило любой деятельности, а в обучении тем более, так как это ресурсозатратный процесс. Этот вопрос надо задавать себе до, во время и после любого обучения . Сверьтесь со своими ценностями и установками, поймите, что вы хотите получить на выходе и точно ли поставленная цель отвечает вашим потребностям. Спрашивая себя «Зачем?», вы помогаете себе выявить и удержать мотивацию учиться и развиваться дальше.

Ок, вам это надо — проверим свои ресурсы

Объективно оцените, что вы действительно можете освоить в данных обстоятельствах, сколько времени готовы отвести для обучения. Текущие проекты, семья, а еще надо успевать поспать — сколько времени вы сможете уделить обучению? Сколько финансовых ресурсов вы готовы выделить? Можно ли откуда-то получить финансовую поддержку? Есть ли у вас необходимые средства управления обучением? Хватит ли здоровья и энергии? Последний вопрос может показаться неочевидным, когда мы составляем для себя какой-то учебный план.

Однако физиологические процессы и стресс никто не отменял — вашему организму может быть сложно справиться с нагрузкой, которую вы для него запланировали

Обозначьте сроки и график

Дедлайны для каждой микроцели позволят не растягивать обучение на неопределенный период и будут держать вас в тонусе. Относитесь к ним серьезно — рекомендуем по аналогии с рабочими проектами «прошить» календарь слотами для обучения, составить себе таблицы и майндмэпы с конкретными этапами. Однако не забывайте о том, что обучение должно проходить в комфортном для вас темпе , во-первых, чтобы все необходимые знания и навыки действительно запоминались и усваивались, во-вторых, чтобы не создавать лишнего стресса, который будет только препятствовать эффективному обучению.

Подумайте о форматах

В зависимости от поставленной цели вы можете использовать разные форматы и системы обучения сотрудников и себя . К примеру, если вы хотите бегло говорить по-английски, вам не поможет чтение учебника, нужно найти себе живого собеседника. Если вы проходили тесты на определение типов мышления, то вы будете знать, как именно вы лучше всего воспринимаете информацию — например, если вы визуал, то, возможно, слушать подкасты будет не самым эффективным. Или, по другой типологии, вы можете обнаружить, что у вас эмпатический стиль обучения, а значит, вам нужны эмоции, социальное взаимодействие, групповые рефлексии.

Что для вас успех?

Определите метрики, по которым вы сможете понять, двигаетесь ли вы к цели. Все, что можно перевести в количественные показатели, оцифровывайте и следите за ними, но не забывайте о качественных показателях — как вы себя ощущаете, какие эмоции испытываете. На самом деле, эти характеристики можно также оцифровать — к примеру, сделать для себя небольшой «пульс»-опросник с простыми шкалами, заполнять его каждый день, и тогда у вас будет комплексная аналитика о вашем прогрессе. Вы можете обнаружить корреляции: к примеру, на второй неделе месяца вы выучили на 30 слов меньше, чем планировали, или прошли всего один урок вместо трех, и это совпадает с периодом эмоционального упадка.

Рефлексия и гибкость как ключи к успеху

Переоценить важность рефлексии сложно, особенно в контексте управления обучением персонала организации. Рекомендуем с некоторой периодичностью, например раз в неделю или две, делать остановку и задавать себе вопросы: что у меня получается и что у меня не получается? Почему? Что я могу сделать, чтобы учиться эффективнее? Чувствовать себя лучше?

Эти вопросы помогут вам скорректировать свою траекторию, если вдруг она не работает так, как вы думали. Гибкий подход поможет вам быстрее прийти к цели , ведь если какой-то метод неэффективен, то, просто упорно его повторяя, мы будем стоять на месте или даже откатываться назад. Помните: цель, которую вы поставили в начале пути, — это гипотеза. Начав обучение, столкнувшись с трудностями и испытав успех, вы сможете понять, насколько эта гипотеза верна, и абсолютно нормально ее корректировать, меняя наполнение и сроки вашего обучения и направления развития .

Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития Т&Р

Двигаться к цели и корректировать траекторию помогает не только рефлексия, но и обратная связь тех, с кем вы взаимодействуете — на занятиях, дома, на работе. Управление развитием персонала организации «не для галочки» предполагает видимые изменения в жизни: когда вы говорите, действуете, ведете себя по-другому. Сообщите людям, которым доверяете, о новых целях и гипотезе, которую хотите проверить, в том числе и с помощью обратной связи. Например, вы прокачиваете навык публичных выступлений и ваша цель — уверенное владение голосом, а не структура выступления или подготовка презентаций. Просите обратную связь по тому аспекту деятельности, который находится в фокусе вашего внимания. Определите самостоятельно, на что должен обратить внимание наблюдатель. Например, эмоциональность, четкость, громкость, работа с паузами. Спросите, что получается хорошо, а над чем стоит поработать, или попросите оценить прогресс по 10-балльной шкале.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Источник

Оцените статью