Что значит традиции фольклора

Фольклорные традиции

Фольклор ― это устное народное творчество, которое возникло еще до появления письменности и совмещало в себе все виды искусства: музыку, танец, литературу, театр. Фольклорные традиции служат проявлением этнические черт народа, его мировоззрения, духовной культуры и нравственных устоев, в переводе слово folk-lore означает – «народная мудрость».

Фольклорные жанры

По стилистическим и сюжетным признакам фольклор принято подразделять на несколько видов.

  1. Былина. Вокально-поэтическое произведение, персонажами которого являются отображающие нравственные идеалы народа богатыри. В былинах описываются исторические события, причем достоверность этих событий сочетается с явными элементами фантазии, приукрашивающими физические и моральные качества героев.
  2. Историческая песня. Музыкальное произведение, которое отличается от былины меньшим размером и большей достоверностью в изложении событий и фактов.
  3. Сказка. Литературный жанр фольклора с бытовым или героическим сюжетом. Сказку характеризует явная вымышленность сюжета, ее героями могут быть люди, животные или фантастические персонажи.
  4. Предание. Достоверный или вымышленный исторический рассказ. Сюжет повествования обычно строится на одном ярком, необычайном эпизоде. Такого рода литературные фольклорные традиции описывают значительные события в жизни народа или произошедшие редкие природные аномалии. В процессе передачи из уст в уста историческая информация может подвергаться интерпретации, постепенно сближая предание с легендой.

  1. Пословица – грамматически законченное предложение, в котором в поучительной форме выражено суждение о чем-либо. Например: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
  2. Поговорка – короткая фраза или словосочетание, которое включается в предложение, чтобы в буквальном или образном значении ярче выразить отношение к предмету разговора. Например: «Не все коту масленица».
  3. Частушка – жанр песенного фольклора, чаще всего представленный юмористическими или сатирическими положенными на музыку четверостишиями.
  4. Колыбельная – инструментальная мелодия или песня для убаюкивания младенца, очень древний жанр фольклора. В народной культуре колыбельные сохранили элементы обрядовых песен, оберегов и заговоров.
Читайте также:  Что значит зависеть от человека любимого

К драматическому жанру фольклора относится народная драма (другой термин — фольклорный театр). Это театральное представление, не имеющее фиксированного текста и допускающее при исполнении со сцены некоторые изменения сюжета.

Фольклорные традиции России

Сложившиеся на всем огромном географическом пространстве страны, русские фольклорные традиции обладают ярко выраженным единством. Народное творчество России включает семейный и календарный обрядовый фольклор, эпические жанры, лирические и плясовые песни, частушки, инструментальную музыку и фольклорный театр.

В исторических песнях отображены важные исторические события, в былинах описаны ратные подвиги бога­тырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича). Популярные герои народных русских сказок — Иван-царевич, Емеля, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, злой волк, хитрая лиса, Колобок, Баба Яга. Среди национальных музыкальных инструментов есть как общерусские (гармонь, балалайка, скрипка), так и характерные только для отдельных регионов (гусли, рожок, жалейка, многоствольная флейта бубны).

Европейский фольклор

Фольклорные традиции стран Европы имеют немало черт сходства, поскольку развивались на фоне многовекового тесного контакта культур народов, населяющих эту часть света.

Героями большинства былин и сказок стран Западной Европы служат сверхъестественные существа: тролли, гоблины, богглы (призраки), вигеты (домовые), злые колдуны и ведьмы. В исторических песнях воспеваются народные герои: английский Робин Гуд, шотландский Честный Томас, Французские Роланд и Жанна Д᾽Арк.

В восточноевропейском, славянском фольклоре героями сказок и преданий чаще были храбрые рыцари и спасенные ими красавицы, наделенные магическими способностями добрые феи, эльфы, никсы (русалки), лешие и домовые. Сказочными персонажами выступали также простые люди (Красная Шапочка, Золушка) и различные животные: предприимчивый Кот в сапогах, хитрая Лиса, умный Мышонок, умеющий читать книжки.

Американский фольклор

Особенность фольклорных традиций, существующих на американском континенте в том, что до 16 века они основывались исключительно на мифах и верованиях коренных народов: индейцев, эскимосов, алеутов. Это были легенды и сказания о сотворении мира и происхождении людей, ритуальные песни и танцы. Новые обычаи, новые фольклорные жанры и новые герои появились после прибытия в Америку европейцев.

Многие американские народные песни и баллады являются аранжировкой британских вокальных произведений, их переложением для другого состава исполнителей или инструментов. Национальными американскими музыкальными инструментами можно считать:

  • струнные инструменты банджо, аккордовую цитру (автоарфу), разновидности цитры дульцимер и автоарфу, гитару;
  • пинкольо ― тростниковую индейскую флейту;
  • маракас ― ударно-шумовой инструмент типа погремушки;
  • куика ― кожаный барабан, издающий скрипучие звуки;
  • трутруку — инструмент, по форме похожий на альпийский рог.

Современный эпический фольклор Америки объединил разные формы творчества народов: сюжеты о природных катаклизмах и сверхъестественных явлениях (особенно о вудуизме), легенды и мифологические сюжеты, многочисленные виды сказок и басни о животных и птицах.

Наиболее популярные герои американских былин, исторических рассказов и легенд ― суперковбой Билл, «морской волк» капитан Стромалонг, великан-лесоруб Пол Баньян и его спутник бык Бэби Голубой. Мифические существа в сказках и фольклорных театральных постановках представлены рогатым зайцем Шакалопой, морским монстром Чесси, злым волкоподобным Чупакаброй, духом-людоедом Вендиго. Широкой известностью практически во всем мире пользуются американский аналог европейского Святого Николая Санта-Клаус и полумифический сурок Фил, согласно преданию, предсказывающий приход весны.

Индийский фольклор

Считается, что толчок развитию в Индии фольклора дал священный текст Самаведа, написанный в начале нашей эры. В нем было сказано, что легенды, передаваемые из поколения в поколение и музыка, связывающая душу человека с природой, подарены людям богами. Сегодня Индия обладает огромным количеством эпических произведений, сохранившихся в устной традиции и записанных на санскрите, в них освещается вся многовековая история народа. Одними из основных фольклорных памятников считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Индийские песни и танцы очень мелодичны и обладают особым, завораживающим ритмом. Среди этнических индийских музыкальных инструментов:

  • барабаны табла и дарбука;
  • струнный смычковый инструмент саранги;
  • струнно-щипковые ситар и сарод;
  • семейство бамбуковых флейт бансули;
  • зурна ― язычковый деревянный духовой инструмент с двойной тростью и раструбом;
  • поющиечаши ― музыкальный инструмент из группы колоколов.

Фольклор африканских народов

Среди фольклорных традиций мира творчество народов Африки отличается богатством и разнообразием. Музыка, танцы, эпические сказания и изобразительное искусство в африканских племенах развивались в тесной связи друг с другом, и при отсутствии письменности несли не только эстетическую и воспитательную, но и информационную нагрузку.

Характерной чертой африканского эпичного фольклора является мифологичность и первобытная простота. В сюжетах сказок, былин и преданий героями часто служат мудрецы, советы которых помогают в семейных отношениях, или же трикстеры ―антропоморфные существа, наделенные чертами хитрого плута и насмешника.

Музыка в Африке используются в ритуалах и религиозных церемониях, она звучит на праздниках и в будни. Африканцы считают, что мелодичные звуки обладают жизненной силой, особой формой энергии, управляющей всеми живыми существами. Сложные ритмические сочетания, свойственные африканской музыке, создают ударные инструменты: барабаны (их насчитывается около десятка разных видов), ксилофоны, тамбурины, кастаньеты, шейкеры.

Источник

ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
статья на тему

Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой. Одним из частей традиции является фольклор.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
traditsii_folklora_v_natsionalnoy_literature.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Лукашенко,учитель родного(мокшанского) языкаи мордовской литературы МБОУ «Сузгарьевская СОШ», Рузаевского муниципального района.

ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой. Одним из частей традиции является фольклор.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества. К фольклору относятся:

  1. Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).
  2. Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.
  3. Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).

Устное народное творчество, порожденное народом и отражающее жизнь, обладает большой силой эстетического воздействия и прекрасным средством патриотического и нравственного воспитания. В образах эпического творчества воплощена жизненная сила народа, его вера в победу над всеми враждебными силами. Мы бережно храним эпос народов нашей страны как драгоценное наследство и передаем его новым поколениям. Велика роль эпических песен, сказаний в формировании литературы и искусства ранее бесписьменного мордовского народа. Несомненно тот факт, творчество таких мордовских писателей, как П.С.Кириллов, А.Д.Куторкин, Я.Я.Кулдуркаев и известного композитора Л.П.Кирюкова и др. во многом выросло на традициях национального эпоса, его поэтических образов и напевов.

Мордва умело пели. Пели они в будни и праздники. В каждую песню народ вкладывал душу, смысл. Значительное место занимают песни мифологического и сказочного содержания. В песне «Стирява» (Девушка-женщина) вошли сказочные события: девушка выходит замуж за сына бога- Молнию (Ёндол) и будет жить на небе. Девушка на небе, в семье Громовика, вынуждена скрывать свои слезы и душевные переживания. Здесь ярко выражен протест женщин против патриархальных семейных отношений. Еще большее место в национальной литературе занимают песни исторического характера, в которых запечатлены конкретные события, названия, имена конкретных лиц: представителей народных восстаний, представителей высшей государственной власти. Они близки к сказкам. К историческим песням, которые изучаются в родной литературе относятся, например «Шаткинань паксясь» («Шаткинское поле»), «Ушмань Байкась». В песне «Ушмань Байкась» отображается борьба народа против монголо-татарского ига и рассказывается о парне по имени Байка, которого захватили в плен татаро-монголы (ногайхне). Также ряд песен о вождях антикрепостнического движения — о Емельяне Пугачеве, Степане Разине.

В жанр народно – песенного творчества входит частушка. Она является живым и доступным средством выражения народом своих мыслей, чувств, настроения.

Козк кштима комотень,

Благослови, Господь Бог.

Мес аф кштимс, мес аф морамс,

Али эряфозе плоф?

Я пошла плясать вприпрыжку,

Что не петь, что не плясать,

Или жизнь моя плоха?

Особенностью мордовского фольклора в национальной литературе является то, что прозаические произведения (сказки волшебно –фантастические, сказки о животных) могут иметь песенные параллели: песни-сказки, песни-предания. Сказки прежде всего нравоучительны. Отрицательные персонажи, воплощающие коварство, зависть, злость и т.д. наказываются, разоблачаются, а положительные, олицетворяющие трудолюбие, гуманность и прочее, выходят победителями, часто наделяются бессмертием. В сказке «Юртай» главный герой Юртай несет положительный образ, поэтому в конце сказки он является победителем над злом. Еще одним примером служит сказка «Сабан-богатырь», в котором дан образ национального героя, удивившего всех своей силой.

Одним из древних сказок является сказка о мачехе и падчерице «Равжа нуланя» (Чёрная тряпочка), где падчерица была унижена и гонима мачехой. Но в конце сказки добро и справедливость восторжествовали.

К эпосу, но с большим отличием от эпических и лирических, относятся пословицы и поговорки. Они бессюжетны, просты, кратки и выразительны по форме, метки и мудры по содержанию. Мордовские пословицы, как и у других народов, созданы и создаются народом. Причем они возникают из источников.

  1. Пословицы, которые сочинены кем-то
  2. Пословицы, выделившиеся из фольклорных произведений.

«Эрят-эрят – ризфка няят, кулат-покой муят, сембонь эзда туят» («Живешь, живешь и горя наживешь, умрешь – от всего уйдешь»), «Кяжсь цебярь аф тии» («Зло добра не делает»).

Из числа легенд в национальной литературе у мордвов древнейшими являются мифы о мироздании, которые повествуют об образовании Земли, возникновении суши, воды, света. Первоначальное возникновение связываются в них с образами трех рыб-сестер. Переход к земледелию отразился в знаменитых песнях-мифах «Соколт-ракшат»( «Сокол и конь»), в которых земледелие символизируется в образе коня , одержавшего в соревнованиях полную победу над соколом.Эти песни свидетельствуют о высоких идеалах трудового народа- творца эпоса.В чем соперничают сокол и конь? Каждый из них отстаивает своё право быть кормильцем и слугой народа.

Следующим является загадка – один из жанров фольклора. Загадка –

это краткое, иносказательное описание предмета, который нужно разгадать.

Ащи озада атяня,

Лангсонза сяда платьяне.

Кие сонь кайсефтьсы,

Сянь и явсефтьсы.

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Одной из сложных задач в национальной литературе является задача выделения из фольклорных произведений памятников народного эпоса, которые имеют автора. Заслуживает внимание эпическое произведение Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь», где главный герой наделен не только силой, но и умением складывать дружественные отношения между нациями. В продолжении хочу вспомнить В.К. Радаева. Он назвал свое творение «Сияжар» — именем героя эпических песен и сказаний. Произведение построено на сказаниях героического содержания, где повествуется о борьбе мордвы против иноземных врагов.

Я попробовала представить циклы, характерные для эпического и лиро-эпического творчества мордвы, которые изучаются по родной литературе в школьной программе. Наш народ собрал и сберег до наших дней большое богатство фольклора, где ярко показаны мысли, нравственные идеалы, история. Среди простого народа нашлись талантливые люди, которые умело рассказывали сказки, пели песни, слагали легенды. Эти произведения передавались из уст в уста и традиционно сохранились до наших дней.

1. Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1963.- С.5-22

2. 1.Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1969.- т.5- С.240

3. Шуляев А.Д. Народть мяляфтомац пефтома (Память народа безгранична)/ А.Д.Шуляев.-Саранск, 1993.-С.253

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ кошки в Мифологии, фольклоре и русской литературе

Данная тема интересна для учащихся 5-11 классов.На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.Основные .

фото с мероприятия,посвящённого традициям и обычаям национальностей села

фотография школьного мероприятия.

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные .

7 класс. Фольклор и древнерусская литература. Проверочная работа (тест)

7 класс. Фольклор и древнерусская литература. Проверочная работа (прогр. под ред. В.Я. Коровиной).

Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации.

Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания.

Источник

Оцените статью