Что значит тормозить коробкой передач

Содержание
  1. Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков
  2. Выжимать или нет сцепление при торможении на механике
  3. Что происходит с машиной при выжатом сцеплении
  4. Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление
  5. Зачем нужен крутящий момент при торможении
  6. Основные виды торможения
  7. Штатное торможение
  8. Торможение двигателем
  9. Ступенчатое комбинированное торможение
  10. Экстренное торможение и руление
  11. Как тормозить на машине с системой АБС
  12. Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку
  13. Торможение перед светофором
  14. Торможение в повороте с МКПП
  15. Торможение с механической коробкой передач на спуске
  16. Как правильно тормозить на скользкой дороге
  17. Как тормозить в разных ситуациях
  18. Как правильно тормозить на автомобиле с МКПП
  19. Виды торможения на механике
  20. Штатное торможение
  21. Сочетанное торможение
  22. Экстренное торможение
  23. Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку
  24. Как тормозить на машине с системой АБС
  25. Распространенные ошибки при торможении на механике

Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков

Главная » Блог » Как правильно тормозить на механике для новичка

16.08.2021
2 комментария

От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.

Читайте также:  Что значит если при поцелуи парень девушка не закрываю глаза

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.

Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

  • движение на спуск;
  • движение по мокрой или обледенелой дороге;
  • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.

Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление

При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Зачем нужен крутящий момент при торможении

Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.

Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.

Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

Как тормозить на машине с системой АБС

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.

Торможение перед светофором

Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.

Торможение в повороте с МКПП

При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

На спуске всегда нужно тормозить двигателем, помня золотое правило: «чем круче уклон, тем ниже передача». В этом случае можно избежать перегрева тормозных дисков или колодок, из-за которого эффективность торможения снижается.

Алгоритм действий в этой ситуации:

  1. Увидев знак 1.13 «Крутой спуск» сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
  2. Выжмите педаль сцепления.
  3. Включите пониженную передачу.
  4. Отпустите педаль сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.

Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.

Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.

Как правильно тормозить на скользкой дороге

Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.

Как тормозить в разных ситуациях

Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.

Ситуация Как тормозить Что нельзя делать
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дороге Импульсное торможение с понижением усилия Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге Импульсное торможение с повышением усилия Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спуске Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворота Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях

Источник

Как правильно тормозить на автомобиле с МКПП

8 из 10 ДТП в России случается по причине того, что кто-то из участников движения не научился правильно тормозить на светофорах и перекрестках или забыл, как это делать. Опытные водители мгновенно вспоминают правила торможения, у новичков случаются проколы и проблемы на дороге. Перед тем, как выезжать в город на автомобиле с МКПП, советуем потренироваться на безопасной огороженной площадке. В статье мы расскажем, как грамотно тормозить на механике, чтобы сохранить машину целой и избежать ДТП.

Виды торможения на механике

Пользоваться механической коробкой передач сложнее, чем управлять коробкой-автоматом. Тормозить можно штатно, если водитель не торопится, и экстренно, если ему приходится внезапно остановиться перед препятствием.

Штатное торможение

Правильное штатное торможение экономит топливо. Научиться ему просто: когда перед глазами окажется место будущей остановки, плавно отпустите педаль газа без переключения сцепления. Не обращайте внимания на передачу. Главное, чтобы автомобиль в этот момент ехал со скоростью 40 км/ч или меньше.

В такой ситуации двигатель перестает работать и не крутит колеса, поэтому авто едет медленно. Чтобы двигатель не заглох окончательно, поступите так:

  • выжмите сцепление;
  • переставьте рычаг коробки передач на нейтраль;
  • медленно нажмите на педаль тормоза.

Не обязательно ждать холостого хода. Если хотите затормозить быстрее и не трогать педаль дополнительно, переключите передачу на нижнюю. Такой способ годится для опытных водителей. Неопытные автолюбители почувствуют резкие толчки при перемене положения рычага и могут навредить автомобилю.

Сочетанное торможение

Если водитель медленно останавливает автомобиль двигателем и одновременно надавливает на педаль тормоза, торможение называют сочетанным или комбинированным. Поскольку передача включена, колеса не заклинит во время замедления движения. То есть, автомобиль останется под контролем сидящего за рулем. Этот способ более безопасный, чем нажатие педали тормоза с отпущенным сцеплением.

Сочетанное торможение лучше применять при маленькой дистанции между машиной и препятствием, потому что авто остановится быстро. Действуйте так:

  • Снимите стопу с газа, медленно надавите на сцепление.
  • Когда отпустите газ, медленно нажимайте на тормоз.
  • Когда пойдет холостой ход, нажмите на сцепление, переключите коробку передач на нейтраль — автомобиль остановится.

Обратите внимание! При штатном и сочетанном торможении топливо перестает поступать в двигатель. Однако при сочетанном торможении машина быстрее преодолеет расстояние до препятствия, поэтому таким способом пользуются в сложных ситуациях.

Экстренное торможение

Когда посреди дороги вдруг оказывается препятствие, важно затормозить как можно скорее. При экстренном торможении непонятно, где остановится машина. Еще в такой ситуации шины громко визжат. Когда водитель резко вдавливает тормоз, колеса блокируются, но катятся вперед. Автомобиль становится неуправляемым и едет по инерции.

Экстренное торможение — не норма, а наиболее быстрый способ остановится перед препятствием. Это вредит автомобилю и пугает окружающих. Новичкам стоит взять у инструктора по вождению несколько уроков экстренного торможения, чтобы знать, как себя вести при риске тяжелого ДТП.

Чтобы резко затормозить на автомобиле с механической коробкой передач, делайте так:

  • утопите педаль тормоза;
  • когда шины завизжат, чуть отпустите педаль;
  • когда колеса перестанут визжать, опять вдавите тормоз.

Торможение продолжают, пока автомобиль не остановится полностью. Сцепление и рычаг МКПП не трогают.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Начинающим водителям трудно ориентироваться на дороге и быстро реагировать на опасности. Новичок плохо чувствует машину и не знает, к каким последствиям приводят те или иные действия. Для неопытных автолюбителей есть специальные правила.

  1. На повороте. Ни в коем случае не тормозите во время поворота на нейтральной передаче. На поворотах вообще запрещено внезапно тормозить. Но если впереди возникло препятствие, и остановка неизбежна, поступите вот как:
  • жмите на тормоз до того, как авто начнет поворачиваться;
  • не давите на педаль сцепления и не переключайте рычаг коробки передач.

Проблема торможения в повороте — риск блокировки колес. В такой ситуации автомобиль сорвется с траектории и понесется неизвестно куда. Вероятность перевернуться или улететь в кювет ниже, когда включена передача.

  1. На спуске. Еще у новичков возникают сложности с торможением под гору. На таких участках дороги колодки оказываются перегруженными, поэтому лучше тормозить двигателем. Давить на тормоз на спуске стоит только в ситуации, если автомобиль сильно разгоняется. На спуске не переключают передачи — едут на той, которая была включена при подъеме.
  2. В скользком месте. На заснеженной или мокрой дороге тоже нельзя допускать блокировки колес при торможении. Машина станет неуправляемой и перевернется или вылетит с дороги. Чтобы безопасно притормозить на скользком участке, нужно действовать по методу прерывистой остановки, но не позволять колесам пробуксовывать и держать передачу включенной.

Как тормозить на машине с системой АБС

Антиблокировочный модуль ABS не позволяет колесам буксовать, даже если дорога мокрая или обледенелая. Экстренно тормозить на авто с АБС бессмысленно, потому что модуль остановит автомобиль сам. Если вы ездите на такой машине, утопите педаль сцепления и нажмите на тормоз. Со стороны ABS донесется стук — это нормально.

Важно! Целиком полагаться на АБС нельзя, даже если автомобиль новый и дорогой, а вы за рулем много лет. Антиблокировочный модуль — автоматика, неспособная дать полную гарантию безопасности при ДТП.

Распространенные ошибки при торможении на механике

  1. Резко тормозить на красный сигнал светофора, когда до пешеходного перехода далеко. Если впереди нет препятствий, перед светофором притормаживают плавно — так, чтобы остановиться перед стоп-линией или бампером переднего автомобиля.
  2. Внезапно останавливаться в неподходящем месте и не выключать коробку передач. Остановки в непредназначенных для этого местах мешают другим водителям и приводят в недоумение пешеходов. Чтобы тормозить правильно, нужна практика.
  3. Нажимать на педаль тормоза слишком поздно. Это типичная ошибка неопытных водителей, которая не хочется резко тормозить из-за страха попасть в аварию. Но в такой ситуации все равно легко сбить пешехода на переходе или врезаться в переднюю машину. Чтобы не оказаться в ДТП, не давите на газ перед предполагаемой остановкой.

Вывод

Новичкам редко удается правильно затормозить на автомобиле с механической коробкой передач. Чтобы избежать ошибок в сложной ситуации на дороге, стоит взять уроки экстренного торможения у инструктора из автошколы или отдельно нанять частного инструктора.

Источник

Оцените статью